Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе исследования установлено, что инвентаризация является неотъемлемым элементом бухгалтерского учёта и хозяйственного контроля.
И если задача инвентаризаций в бухгалтерском учете это установление соответствия учетных и фактических данных о наличии и состоянии имущества для предоставления корректных данных конечным пользователям.
То в хозяйственном контроле задачей инвентаризации является осуществление контроля за сохранностью имущества и своевременному выявлению отклонений и нарушений.
В условиях современной экономики сложно представить работу любой организации вне зависимости от ее деятельности без систематического проведения инвентаризаций всех ее активов.
К тому же необходимость проводить инвентаризации указана в статье 11 ФЗ №402 РФ. На законодательном уровне организациям предоставляются довольно широкие возможности использования инвентаризаций при организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
, а так же контроля его достоверности.
Но на практике в компаниях (особенно в сфере малого бизнеса) пренебрегают проведениями инвентаризаций, либо проводят их, допуская целый ряд ошибок, что неминуемо ведет к негативным последствиям.
К примеру, отсутствие своевременно проведенной инвентаризации при смене материально ответственного лица может привести к позднему обнаружению недостачи, которую, как правило, уже потом списывают на финансовый результат.
А отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, может послужить основанием для отказа в выдаче положительного аудиторского заключения.
И лишь благодаря грамотному и своевременному проведению инвентаризаций всех активов и обязательств компании, будет возможно иметь реальное представление о финансовом положении дел в компании.
Объектом исследования является АО «Зенит-Трейд».
Предмет исследования – объекты бухгалтерского учёта АО «Зенит-Трейд» (имущество и обязательства), подлежащие инвентаризации.
Целью выпускной квалификационной работы является характеристика процедуры инвентаризации и документирования ее результатов на исследуемом предприятии.
Задачи выпускной квалификационной работы :
• определить понятие и содержание инвентаризации;
• обобщить нормативно-правовое регулирование инвентаризации;
• охарактеризовать организацию и порядок проведения инвентаризации;
• разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и проведения инвентаризации.
Практическое значение исследования определяется определение порядка проведения инвентаризации в действующей практике и определении рекомендаций по её результатам.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а так же приложений.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проведения ревизии и контроля в организациях
1.1. Нормативно-правовое регулирование порядка проведения ревизии и контроля
Современный потребительский рынок является огромной площадкой для злоупотреблений со стороны незаконопослушных граждан. Нередко хозяйствующие субъекты с целью получения сверхприбылей или по иным корыстным мотивам с легкостью преступают установленные законом правила поведения на рынке и требования в сфере оборота товаров, оказания услуг и выполнения работ .
В связи с этим возникает острая необходимость в проведении ревизии, так как она преследует своей целью проверку наличия и сохранности товаров в торговых организациях, изучение условий сохранности товаров, выявление фактов искажения отчетных данных и хищений, а также разработку мероприятий по предотвращению хищений и порчи имущества.
Приступая к проверке фактического наличия и сохранности, ревизор устанавливает перечень имущества, которое будет подвергнуто инвентаризации, и наличие приказа о материальной ответственности .
Ревизия в торговых организациях имеет свои особенности, выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе ревизии подлежат инвентаризации товары, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, находящиеся на складах других организаций и на ответственном хранении на своем складе.
Важным моментом ревизии является проверка правильности составления материально-ответственным лицом отчетности о наличии и движении товаров, при этом обращается внимание на соблюдение сроков представления отчетности, установленных администрацией.
В ходе ревизии ревизор осуществляет проверку правильности оформления и учета поступления товаров. Важным моментом ревизии является проверка товарно-кассовых отчетов розничной торговой организации. Ревизор обязан проверить подлинность документов и правильность записей в товарно-кассовом отчете, сделанных на основании приложенных первичных документов; наличие в документах всех необходимых реквизитов; распорядительных подписей руководителя организации; соответствие остатка товара в данном отчете на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода; правильность цен на товары, таксировку и подсчеты сумм по каждому приложенному к отчету документу; полноту оприходования товаров в отчетном периоде, полученных материально ответственным лицом, в соответствии со сроками выданных доверенностей, а также оплаченных или принятых к оплате счетам; соответствие записей, сделанных материально ответственным лицом в журналах поступления и выбытия товаров; документальную обоснованность операций по приемке, отпуску, списанию и переоценке товаров .
Инвентаризация является одним из главных элементов метода бухгалтерского учета и представляет собой сверку фактического наличия активов, обязательств и капитала с данными бухгалтерского учета, включающая в себя инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, а именно кредиторской задолженности поставщикам, кредитов банков, займов, резервов и др. При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться статьей 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 .
Осуществление процесса инвентаризации является обязательным аспектом в деятельности организации, так как она позволяет обеспечивать достоверность данных бухгалтерского учета; проверять и документально подтверждать наличие и состояние имущества, обязательств, производить их оценку; контролировать работу материально-ответственных лиц; сохранять собственность организации. Другими словами, инвентаризация повышает уровень полноты и достоверности бухгалтерской информации, а также содействует реализации в учете контрольной функцию .
Инвентаризация проводится в соответствии с положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности, согласно которому организация должна производить инвентаризацию следующих объектов учета: основных средств, вложений во внеоборотные активы, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, денежных средств и др. Количество инвентаризаций, время их проведения и перечень проверяемого имущества определяется организацией самостоятельно, кроме случаев, когда ее проведение обязательно:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет;
• при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи ценностей;
• в случаях стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях .
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая оформляется приказом, и в ее состав входят представители администрации, бухгалтерии и т.д., если же хотя бы один человек отсутствует, инвентаризация недействительна. До начала проверки инвентаризационная комиссия получает отчеты и документы о движении ценностей, включая с последними хозяйственными операциями. Затем комиссия фиксирует все приходные и расходные документы. При этом материально-ответственные лица дают расписки в том, что все необходимые документы сданы в бухгалтерию и переданы комиссии. Инвентаризация обязана проводиться в местах хранения ценностей. Руководитель организации должен создать все необходимые условия для проведения точной и полной проверки. Для этого ему необходимо обеспечить весоизмерительными приборами, проверим сначала их точность; запломбировать места хранения ценностей; разложить по стеллажам ценности для более наглядного видения. В тех случаях, когда инвентаризация проводится несколько дней, помещение, в котором хранятся ценности, должно быть опечатано при уходе комиссии. Во время перерывов (обедов) документы должны храниться в защищенном месте (сейф) в помещении проведения инвентаризации. В случае обнаружения ошибок, информация об их совершении предоставляется председателю комиссии. В этом случае составляется сличительная ведомость по виду имущества. Именно в ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей. Сличительные ведомости могут быть составлены как вручную, так и с помощью использования вычислительной техники.
В ходе ревизии ревизор осуществляет проверку правильности оформления и учета поступления товаров. Важным моментом ревизии является проверка товарно-кассовых отчетов розничной торговой организации. Ревизор обязан проверить подлинность документов и правильность записей в товарно-кассовом отчете, сделанных на основании приложенных первичных документов; наличие в документах всех необходимых реквизитов; распорядительных подписей руководителя организации; соответствие остатка товара в данном отчете на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода; правильность цен на товары, таксировку и подсчеты сумм по каждому приложенному к отчету документу; полноту оприходования товаров в отчетном периоде, полученных материально ответственным лицом, в соответствии со сроками выданных доверенностей, а также оплаченных или принятых к оплате счетам; соответствие записей, сделанных материально ответственным лицом в журналах поступления и выбытия товаров; документальную обоснованность операций по приемке, отпуску, списанию и переоценке товаров .
Наиболее частым нарушением в торговой деятельности является продажа б/у товаров. Нередко потребители приобретают товары, бывшие в употреблении, сами того не подозревая. Причем использованные товары можно встретить даже в крупных магазинах. Покупатели узнают об этом зачастую только при возникновении проблем в эксплуатации данных товаров. При этом бытовая техника, телефоны, по словам продавца, не подлежат экспертизе, обмену и возврату. Ревизор в этом случае обязан проверить необходимые документы: гарантийные талоны, технические паспорта. Качество продаваемой продукции определяется путем проведения соответствующих процедур .
Если ревизор обнаружит факты возврата товара от покупателей, то необходимо обратить внимание, были ли произведены сторнировочные записи на соответствующие счета; произведен ли пересчет НДС; произведено ли возмещение сумм платежа из бюджета; возвращены ли деньги покупателю или заменен товар, а также выяснить причину возврата товара.
В процессе ревизии проверяют правильность отпуска товаров покупателям: точность взвешивания, отмеривания, отсчета товаров, соблюдения требований отпуска товаров определенного качества и сорта.
Особое внимание необходимо обратить на продажу продовольственных товаров, где наиболее часто встречаются нарушения. При ревизии магазинов, торгующих продовольственными товарами, изучается соблюдение основных санитарных требований. Типичными ошибками при хранении являются несоблюдение товарного соседства, санитарных правил, норм складирования, режима хранения (температура, влажность, освещение, сроки хранения) .
Особое внимание при проведении ревизии товарных операций уделяется проверке соблюдения и списания естественной убыли. При отсутствии установленных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм .
Таким образом, ревизия в торговых организациях имеет свои особенности, выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Приемы и методы ревизии и контроля организаций
В настоящее время по направленности и назначению виды контроля разделяют на внешний и внутренний контроль:
Внутренний контроль - нацелен на обеспечение контроля внутри предприятия, для своевременного выявления и исправления ошибок, а так же для обеспечения финансовой безопасности и сохранности материальных ценностей в компании. Как правило, функции внутреннего контроля выполняет бухгалтерия либо специально созданный внутренний отдел аудита (на практике присутствует в среднем и крупном бизнесе)
Ведется внутренний контроль в соответствии с принятым уставом компании, целями и методами.
Внешний контроль – это контроль, выполняемый со стороны государства либо внешних аудиторских фирм. При проведении внешнего контроля выявляют нарушения документирования хозяйственных операций, установление законности их проведения, правильности различных отчислений и пр.
При проведении внешнего контроля аудитор проверяет ведение учета на предприятии в соответствии с внутренними документами, инструкциями и другими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, законами Российской Федерации.
Оба вида контроля объединяются общей целью, которая заключается в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия.
Благодаря грамотному и своевременному внутреннему контролю, руководство предприятия получает оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий ведения хозяйственных операций,
а данные внешнего контроля позволяют руководству получить информацию, как о допущенных ошибках, так и о недостатках в организации внутреннего контроля.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) (в ред. от 31.01.2016) //СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс РФ от 17 июля 1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) (в ред. от 26.04.2016) //СПС Консультант Плюс.
3. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От 04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») Документ применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ
5. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по бухгалтерскому учёту. ПБУ 4/99. Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010 № 115н) //СПС Консультант Плюс.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. от 24.12.2010).
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49
8. Бобошко В.И. Взаимосвязь внутреннего и внешнего финансового контроля // Инновационное развитие экономики. 2013. № 2. С. 65-69.
9. Борисов А.Б Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
10. Булаев С. В. Учётная политика в организациях //Торговля: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2011. - № 11. - С. 11-25.
11. Булатова З.Г., Булатов М. А. Бухгалтерский учёт товаров, расчётов и финансовых результатов в торговых организациях. - М: Экзамен, 2012. - 348 с.
12. Зуева А.С., Буренина И.В. Учет финансовых рисков при стратегическом планировании // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2007. № 1. С. 69.
13. Калабихина И.Е., Волошин Д.А., Досиков В.С. Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 31. С. 47-57.
14. Карагод В.С., Голубева Н.А., Протасова О.Н. К вопросу об отражении социально ответственного ведения бизнеса в бухгалтерском учете и отчетности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6 (ч. 1). С. 442-449.
15. Касьянова Г. Ю. Реализация. Бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: АБАК, 2016. - 232 с.
16. Касьянова Г. Ю. Учётная политика: бухгалтерская и налоговая. - М.: АБАК, 2015. - 176 с.
17. Ключников С.В. Принципы формирования социальной корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 24 (174). С. 8-15.
18. Королев М.И. Системы экономической безопасности предприятия М.: Маска, 2011. 352с.
19. Коротецкий И. Интегрированная отчетность: варианты развития // Материалы Пятого практического семинара по изданию годовых отчетов. 2013. URL: http://www.seminar-go.ru/materials/ar5/13- KPMG.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
20. Костикова Е.Н., Миргородская М.Г. Особенности составления консолидированной финансовой отчетности // Научный альманах - 2015 - № 11-1 (13).
21. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 448с.
22. Кочинев Ю. Ю. Аудит : Теория и практика - СПб: Питер, 2010
23. Краснова М.В. Подходы к регулированию социальной отчетности в России // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 11 (257). С. 38-43.
24. Кувалдина Т. Б. Раскрытие учётной политики в бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
25. Кузьменко О.А., Масюк Н.А. Социальная отчетность как способ социально-ориентированного управления корпорацией // Академический вестник ТГАМЭУП. 2010. № 4. С. 110-117.
26. Левичева С.В., Пислегина Н.В. Актуальные проблемы подготовки корпоративной отчетности // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 747-750.
27. Лошаков А.С.Управление системой обеспечения экономической безопасности организации // Проблемы экономики. 2008. № 1. С. 96-97.
28. Макарова Н. Н. Анализ подходов к формированию учётной политики //Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 68-74
29. Макарова Н. Н. Влияние учётной политики на оценку бухгалтерского и налогового риска //Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 45-50.
30. Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 15. С. 17-30.
31. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность: исторический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 32. С. 41-50.
32. Медведева Е.В. Учетная политика как инструмент эффективного управления экономическим субъектом / Е.В.Медведева // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2 (32). С. 197-201.
33. Мельник М.В. Инновации в учетно-контрольных процессах современных коммерческих организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5 (17). С. 2-8.
34. Миргородская М.Г. Методологический и организационные особенности формирования управленческой отчетности консолидированных групп //Инновационное развитие экономики - 2015 - № 6 (30).
35. Миронова О. А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 120-123.
36. Миронова О. А. Учетно-аналитическая составляющая в формировании инструментария разных видов аудита // Инновационное развитие экономики. 2011. № 6. С. 30-33.
37. Миронова О.А., Кузьменко О.А. Концепция отчетности в области устойчивого развития: проблемы и перспективы применения в России // Инновационное развитие экономики. 2014. № 5 (22). С. 31-37.
38. Нечаев В. И., Михайлушкин П. В. Экономический словарь. Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 464 с.
39. Одинцов А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства М.: Академия, 2008. 336с
40. Поздеев В.Л. Теория экономического анализа: методология, научные проблемы. Курс лекций / В. Л. Поздеев. Йошкар-Ола, 2009. 144с.
41. Попова Л.В. Управленческий учёт и анализ с практическими примерами: Учебное пособие - М: Дело и сервис, 2011.
42. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности //Международный бухгалтерский учет. 2013. - № 15. - С. 2-8.
43. Сапожникова Н.Г. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: КНОРУС, 2016.
44. Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования корпоративной отчетности // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2008. № 2. С. 4-8.
45. Соснаускене О. И., Вислова А.В. Бухгалтерский учёт в торговле. М.: Омега-Л, 2012. - 335 с.
46. Сотникова Л. В. Тенденциозное формирование учётной политики: последствия для бухгалтерской отчётности //Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2. - С. 44-49.
47. Фомин М.В. Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчетности // Аудитор. 2012. № 8 (210). С. 32-37.
48. Фомина О.Б., Фомин М.В. Современные тенденции развития корпоративной отчетности // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014. Вып. 23. С. 148-160.
49. Хмелев С. А. Учётная политика предприятия как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия //Аудитор. - 2011. - № 4. - С. 21-26.
50. Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. М.: Алетейя, 2009. 144с.