Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, что в свою очередь имеет большое значение для социально-экономической ситуации в России. В этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации резко контрастирует с бюрократическими структурами, преодолевая существующий экономический уклад, особенностью которого является доминирование крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из основных драйверов экономических изменений, так как малые предприятия в основном работают в несырьевых секторах и часто разрабатывают или внедряют инновационные технологии.
В условиях экономического кризиса и обострения конкуренции каждое предприятие, а тем более малое, должно стремиться к максимальной прибыли, то есть к такому объему, который позволяет ему не только прочно сохранять свои позиции на рынке сбыта своей продукции. продукции, но и обеспечить динамичное развитие своего производства в условиях жесткой конкуренции.
В любом случае реальные возможности максимизации прибыли ограничены издержками производства и спросом на производимые товары. В некоторых случаях (завоевание рынка, конкуренция и т. д.) компания может испытывать временное падение прибыли или даже убытки. Но бизнес не может долго существовать без прибыли, потому что он не выдержит конкуренции.
Актуальность данной темы обусловлена также тем, что в настоящее время малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими преимуществами и недостатками, закономерностями развития, а также характерными особенностями в области бухгалтерского учета.
Объектом данного исследования является ООО «Логиком».
Предмет исследования – бухгалтерский учет и анализ деятельности предприятия ООО «Логиком».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей ведения учета и анализа деятельности субъектов малого предпринимательства.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи работы:
1) рассмотреть теоретические аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) Изучить организацию бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «Логиком»;
3) провести анализ и определить пути совершенствования деятельности субъекта малого предпринимательства ООО «Логиком».
Теоретической и методологической основой исследования работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам налогообложения, бухучета и анализ затрат, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужила бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия за 2019 – 2021 гг.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные рекомендации позволяют их применить в субъектах малого предпринимательства.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическое содержание малого предпринимательства и его роль в экономике РФ
Российский малый бизнес начал развиваться около 1980-х годов, в конце того периода революционные изменения в политике и социальной сфере государства предоставили активному человеку возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на легальном уровне. Возникли первые кооперативные объединения, кооперативные объединения, объединения предпринимателей, участники кооперативных движений. Таким образом, был создан союз администраторов Советского Союза, в состав которого вошли множество предпринимателей. Кооперативное формирование началось во многих городах и районах.
В результате были образованы дочерние предприятия, в том числе мелкие предприятия в сельском хозяйстве, научных производствах и торговле. Так в 1990 году было создано Российское союзное предпринимательство, а через год – Аграрный Союз. Под контролем районных исполкомов и поддержкой кооперативов были созданы товарищества и первые корпорации общественного предпринимательства.
В начале 90-х началась приватизация бывших госкомпаний, что тоже не помешала небольшим предприятиям. Перераспределение госимущества еще больше укрепило развитие бизнеса, поскольку государственные предприятия не смогли конкурировать с государственными предприятиями.
Экономический кризис и политические разногласия 1991–1993 годов привели к переходу большинства малых предприятий к коммерческой деятельности.
С 1993 г. наблюдается определенное развитие малого и частного бизнеса. Впервые для бизнеса создана правовая база. Законы принимаются: ГК «О некоммерческой организации» и т.д.
С 1998 года стало известно о новом законодательстве и увеличилось требование к малому бизнесу. В настоящее время для регистрации нужно пройти несколько Фондов Пенсионного фонда, Социального страхования, Фонда обязательного медстрахования и т.д.
Вступила в силу с 1 февраля 2010 года новая критерия отнесения малых предприятий к субъектам хозяйствования, определенная Федеральным Законом от 24.07.2007 г. No 209 ФЗ «Об образовании малых и средних предприятий в РФ». Согласно статье. В соответствии с настоящим Законом малым и среднем предпринимательством относятся кооперативы потребителей и торговые организации, регистрируемые в едином юридическом Реестре, и индивидуальные предприниматели, регистрируемые в едином юридическом Реестре и осуществляющие предпринимательскую деятельности без образования индивидуального предпринимателя, и общество земледельческих крестьян, исполняющее следующие условия:
1 для юридических лиц: суммарный размер уставного капитала РФ, субъекта РФ, муниципального образования, иностранного юридического лица, иностранного гражданина, общественных организаций и организаций благотворительного фонда и других лиц не должен превысить 25 процентов, кроме активов паевого инвестиционного фонда и закрытого паевого инвестиционного фонда, а также долей участия одной или несколькими юридическими лицами, являющимися субъектами малой и средней предпринимательской деятельности, не должен превышать 25.
2 Средний списочный состав работников в предыдущем календарном году не должен превышать вышеперечисленных значений средний списочный состав работников в каждой группе малого и среднего предприятия:
а 100-250 человек в общей сложности – для среднего бизнеса;
b до 100 человек, в том числе - субъектам малого бизнеса;
В до 15 человек – микропредприятия;
3 Выручка от продажи товаров, работ, услуг, не учитывая НДС и балансовой стоимости активов основного фонда или нематериального актива в предыдущем календарном году не должна превысить пороговые значения, установленные правительством РФ по каждому категории малого и среднего бизнеса.
Предельные показатели выручки за реализацию продукции и балансовая стоимость активов определяются Правительством РФ в течение пяти лет, учитывая данные полного статистического наблюдения за деятельностью малых и средних предприятий.
Выручка за реализацию товаров, работ, услуг в календарном году определяется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Балансовые цены активов определяются по законодательству РФ по бухгалтерскому учету. Среднесписочное число работников микро, малого и среднего предприятий определяется в зависимости от всех рабочих мест, включая рабочих, нанятых по гражданским договорам и сотрудников, включая время, которое фактически было отработано в качестве рабочих представителей, филиалов и других обособленных подразделений этого юридического лица. Категория малых и средних экономических операторов изменится лишь в случае того, если за 2 последовательные календарные годы предельные величины будут превышать установленные предельные величины.
В экономической сфере роль, значение малых предприятий определяется следующим образом, как доля:
1 ВВП на внутреннем рынке ;
2. Национальный доход.
3 Малый бизнес в общем, количество предприятий промышленности;
4 трудоемкость населения, занимающегося малым бизнесом;
5 Малое предприятие, занимающееся экспортом товаров;
6 налоги для малого бизнеса;
7 основного капитала;
8 различных видов товаров или услуг, которые производятся субъектами малой предпринимательской деятельности в их общих объемах. С ростом данных показателей роль бизнеса закономерно возрастает.
Социальная значимость малых предприятий имеет другой характер.
В итоге развития бизнеса проявляются:
1 снижение безработицы, а также снижение безработицы, а также снижение уровня
2 в полной мере удовлетворить потребности граждан
Продукты и услуги;
3 повысить качество сервиса;
4 Больше удовлетворения людей, в особенности высококвалифицированных рабочих сил, своими трудами, считая их, в первую очередь, средством самовыражения.
5 формирование средних классов как основы экономического развития и повышению уровня жизни населения;
6 формирование крупного класса малых землевладельцев более заинтересованного в обеспечении устойчивого и стабильного общества и экономики;
7 снижение забастовок в обществе и социальных напряженностей.
У малого бизнеса есть свои плюсы и минусы. Выгоды :
- быстрое адаптирование к местным условиям экономического развития;
- самостоятельное действие, оперативность, гибкость при принимании и осуществлении полученных решения;
- небольшие расходы, особенно расходы на обслуживание;
- Отличная возможность достичь поставленных задач, проявить свою способность;
- низкие капиталоемкости, возможность быстрого изменения продукции в производственном процессе;
- самый большой оборот денег.
Никаких недостатков:
- высокие показатели нестабильности на рынке, высокие риски;
- зависит от крупных предприятий;
- Недостатки в менеджменте кейсов;
- Низкий профессионализм руководителей;
- Проблемы привлечения дополнительных средств, получения кредитов.
Система по подготовке и подготовке кадров малому бизнесу требует совершенствования, поскольку высокая стоимость учебных услуг, ограничена доступность, в некоторых регионах нет ресурсов, чтобы поддержать малый бизнес.
Малый бизнес в качестве экономической сферы способен обеспечивать наиболее быстрые и значительные социально-экономические эффекты максимально адаптивностью и самостоятельностью при соответствующих государственных регулированиях и поддерживающих политиках.
Налоговое регулирование - один из самых популярных методов управления доходами и источника замещения государственного ресурса. Малый бизнес функционирует в рамках системы единого налогообложения, задача которой - предоставление государству финансовых средств.
Для начинающих предпринимателей необходимо выбрать налоговую систему до начала деятельности. Для малых предприятий нет преимуществ ни одной налоговой системы, однако благодаря различным системам есть возможность подобрать оптимальную для Вашего направления, поэтому рассмотрим разные налоговые и режимные системы и выделяем главные виды налогов в РФ.
1. ОСНО является основной налоговой системой. Система с меньшими налогами и ограничениями. Обычно ОСНО использует организацию, которая является важной для работы с налогом на прибыль, поскольку именно для этой системы налог на прибыль обязательен. Наоборот, предприниматели редко обращаются к этой системе, поскольку для малых предприятий существует очень много налоговых и отчетных актов - НДС, НФЛ, налога на недвижимость и обязательных страховых взносов. Организации имеют несколько иные налоги: налог на доходы, налог на доходы имущества.
2 УСН называется так, поскольку вместо множества налогов на нее уплачивается лишь один налог - УСН-налог. Это легче, дешевле и без НДФЛ. Обычно эту налоговую систему выбирают ИП, хотя может быть и малые организации. Ставка УСН может быть разной, в залежности от объекта налогов. Вы можете выбирать оплату налога с любых доходов, так что ставка будет 6 процентов. Или можно выбрать оплату налога на различие доходов и расходов, так что ставка 15 процентов. Иногда эти комиссии снижают регионы, а система еще более выгодна. .
3) Единый сельскохозяйственный налог – система, подходящая только для сельхозпроизводителей. В эту категорию входят сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские и сельскохозяйственные предприятия, а также службы, поддерживающие сельскохозяйственное и животноводческое производство. Кроме того, к сельскохозяйственным товаропроизводителям приравнены организации (предприниматели), занимающиеся добычей и переработкой рыбы и водных биоресурсов. Ставка налога для TAO составляет 6%, но в некоторых регионах она снижена до нуля. Проценты начисляются на доходы за вычетом расходов. Декларация ЕСНХ подается один раз в конце года.
4) Налог на профессиональный доход был создан для людей, которые занимаются очень маленьким бизнесом, даже профессиональным хобби, которое иногда приносит им деньги. Но в ходе эксперимента государство разрешило и предпринимателям пользоваться ИНН.
Условия НПД очень удобны: налог 4% уплачивается с доходов физических лиц, с доходов юридических лиц. человек - 6%. При этом индивидуальный предприниматель не может платить страховые взносы и не пользоваться кассовым аппаратом. Самозанятые сохраняют все свои данные в бесплатном налоговом приложении «Мой налог» и оттуда отправляют электронные чеки.
5) С июля 2022 года в России начнутся эксперименты с новой налоговой системой, известной как «автоматизированная налоговая система». Пока эксперимент будет работать только в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Режим подходит для ИП и ООО и на первый взгляд очень похож на УСН. Возможна выплата 8% от всех доходов или 20% от доходов за вычетом расходов. Ставки выше, чем на УСН, но при этом предприниматели освобождаются от обязательных взносов для индивидуальных предпринимателей, а организации — от взносов работников. Сотрудников должно быть не более пяти. При этом предприниматели не должны подавать жалобу и даже планируют взыскать с них налоги. Правда, из-за этого частота уплаты налогов будет увеличиваться из месяца в месяц .
Таким образом, при выборе налогового режима организации и предприниматели должны рассчитывать возможную дополнительную налоговую нагрузку, сравнив все режимы налогообложения, учитывая все перспективы и особенности развития своих бизнесов. Если следствия действий трудно предвидеть, то лучшее решение будет выбрать УСН, тоже учитывая, что в налоговой системе УСН, учитывая «доходные» страховые взносы, физическая организация Предпринимателя, не нанимающего сотрудников, полностью выплачивает предналог.
Наличие нормативной базы способствует решению многих проблем, тормозящих развитие малых предприятий, начиная от регистрации субъекта предпринимательства, выбирать оптимальную налоговую систему и формы бухгалтерской отчетности, и заканчивая банкротством и его окончанием.
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства
Главная задача нормативно-правового регулирования заключается в создании условий, позволяющих успешно, полезно, последовательно и рационально выполнять систему бухгалтерского учёта данных ее назначений в любой экономической ситуации.
Как следует из рис. 1 нормативно-правовое регулирование учета малого бизнеса включает четыре уровня:
1. Законодательный;
2. Нормативное;
3. методическая;
4. Внутренняя организационная деятельность.
Законодательным уровнем нормативно-правового регулирования бухгалтерской отчетности представлены следующие документы: федеральный закон, указ президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, утверждение кодексов труда, налогообложения, гражданского законодательства и т.д.
Документы данного уровня имеют характер законодательного характера, содержащие обоснованность обязательств по учёту всех экономических предприятий, основных принципов и правил по учёту.
Важнейший законодательный акт, устанавливающий единые методы организации и управления бухгалтерским учётом всех субъектов, создающий единое правовое регулирование управления бухгалтерским учётом, прежде всего - Федеральный закон «О Бухгалтерском учете», принятый в 2011 году, однако регулярно терпящий изменения, изменения. Закон распространяется также на субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на индивидуальные предприниматели.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2022)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2022)
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
6. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
7. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"
8. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
9. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
11. Аджиева, А.Ю., Дикарева, И.А. Некоторые подходы к аудиту финансовых результатов / Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2019. № 8 (88). С. 241-245.
12. Беломестнова, И.В. Направления по улучшению финансовых результатов предприятия в современных условиях / Вестник научных конференций. 2018. № 2-2 (6). С. 19-21.
13. Бланк, А.И. Управление прибылью: учебник/А.И. Бланк. -6-е изд., перераб. И доп. -К.: Ника -Центр, 2018. — 768 с.
14. Бригхэм, Ю.Ф., Эрхардт, М.С. Финансовый менеджмент: /Ю.Ф. Бригхэм, М.С. Эрхардт. -СПб.: Лидер, 2017. — 959 с.
15. Бурлуцкая, Т. П. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебно-практическое пособие/БурлуцкаяТ.П. — М.: Инфра-Инженерия, 2019. — 208 с.
16. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений М. Дана — 2018 г.
17. Вагазова, Г.Р., Лукьянова, Е.С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия//Молодой ученый. -2019. -№ 11.3. — С. 13-15.
18. Грибов, В.Д., Грузинов, В.П. Экономика организации (предприятия): учебник. -6-е изд., перераб. -М.: КНОРУС, 2018. — 416 с.
19. Ибрагимова, А.Х. Сущность и учет прибыли как финансового результата деятельности / Современные тенденции развития науки и технологий. 2020. № 3-9. С. 55-58.
20. Канке, А.А., Кошевая, И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
21. Керимов, В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 688 с.
22. Киреева, Е.В. Анализ финансовых результатов деятельности организации по данным отчета о финансовых результатах / Политика, экономика и инновации. 2019. № 4 (6). С. 7.
23. Коврижных, О.Е., Мингалеева, О.В. Учетная политика организации как инструмент управления финансовыми результатами деятельности / Путеводитель предпринимателя. 2019. № 29. С. 163-169.
24. Колачева, Н. В., Быкова, Н. Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа М. Юнити – 2019. – 67 с.
25. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): Учебник/Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 584 с.
26. Кувшинов, М. С. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Кувшинов М.С. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 248 с. [Электронный источник] / URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=525368
27. Лысов, И.А., Колачева, Н.В. Методология управления финансовыми результатами предприятия /И.А. Лысов, Н.В. Колачева//Вестник НГИЭИ. -2019. -№ 1 (44). -С. 54-59
28. Мельник, М. В. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях: Учебное пособие / Мельник М.В., Егорова С.Е., Кулакова Н.Г. и др. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 480 с
29. Мухаметшина, Л.З. Формирование отчета о финансовых результатах: современные проблемы и решения / Science Time. 2019. № 5 (29). С. 460-468.
30. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М. ИНФРА — М, 2019. 288 с.
31. Садыкова, Т. М. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / Садыкова Т.М., Церпенто С.И. — М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 256 с. [Электронный источник] / URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=528434
32. Сигидов, Ю. И. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / Ю.И. Сигидов, М.Ф. Сафонова, Г.Н. Ясменко и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 407 с
33. Скворцова, К.Е., Ивановская, А.В. Совокупный финансовый результат: проблемы формирования компонентов совокупного финансового результата, не включаемых в чистую прибыль отчетного периода / Успехи современной науки. 2019. Т. 2. № 2. С. 69-73.
34. Соболева, А.А. Сущность, критерии и показатели финансовых результатов деятельности предприятия / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2018. № 24. С. 96-100.
35. Старкова, А..А., Смагина, М.Н. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах / Вестник научных конференций. 2018. № 4-5 (8). [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26083872
36. Федотова, А.А., Алексеева, В.Е. Формирование учетной информации о финансовых результатах хозяйственной деятельности / Молодежь и наука. 2019. № 5. С. 226.
37. Филатова, В.А., Лосева, А.В.Характеристика результатов хозяйственной деятельности: подходы к определению и оценке /В.А. Филатова, А.В. Лосева//Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2019. -№ 53. -С. 230-236.
38. Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2018. 615 с.