Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время вопрос о самосознании и мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив является основным компонентом любой сознательной деятельности. Подростковый возраст считается важным периодом в психосоциальном развитии человека. Ребенок переходит в среднее звено, получает новые права и обязанности. Школьник начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависят его место среди окружающих и взаимоотношения с ними. Новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности ребенка школьного возраста.
Мотивация оказывает наибольшее влияние на эффективность учения. Изучение мотивации - не только регистрация заметного желания учиться, но и изучение внутреннего мира ученика как субъекта деятельности. Формирование мотивов учения предполагает создание условий для появления внутренних стремлений к учению и возможности совершенствовать их.
К обучению школьника побуждает целая группа различных мотивов. Так как мотивы напрямую влияют на учебную деятельность, необходимо её саму сделать привлекательной для учащихся. Это достигается не столько включением игровых приемов в учебный процесс, сколько формированием умения учиться, ставить перед собой цели, принимать учебную задачу. По сути, речь идет о роли самосознании школьников при формировании мотивации. Не всегда самосознание является одним из главных факторов мотивации. Мы видим немало примеров, когда материальное стимулирование может стать таким мощным фактором побуждения к обучению. Есть успешные школьники, которых родители «стимулируют» к хорошей учебе именно такими способами. Конечно, моральная сторона здесь часто не учитывается, и в дальнейшем такие дети могут столкнуться с психологическими проблемами во взрослой, сознательной жизни. Такие пример немногочисленны, к счастью, по разным причинам, но очень показательны.
В целом под самосознанием может пониматься «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности» (И.С. Кон).
Можно также говорить о том, что самосознание отражает окружающую действительность индивида, в таких условиях важно адекватно оценивать себя и свое место в мире. Однако, человечеству и детям в особенности, это присуще не всегда. Кроме того, люди часто бывают неискренни или необъективны при оценке себя, поэтому мотивы, побудившие его к действию, остаются непонятными для общества в целом, так и для него самого.
Самосознание - один из процессов развития личности. С возрастом происходит, как правило, переосмысление событий и себя в этих событиях.
Под мотивацией учения школьников подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Степень разработанности проблемы: Исследованием проблемы учебной мотивации занимались такие ведущие психологи, как Л. С. Выготский, Л. М. Андреева, Л. И. Божович, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие. Практические исследования развития учебной деятельности под влиянием различных мотивов содержатся в работах Г. А. Цукерман, А. Л. Венгера, Т. Д. Марцинковской и т.п.
Вопросам теоретического осмысления необходимости формирования самосознания в структуре личности и в процессе обучения посвящали свои работы И. Я. Лернер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Я. Савченко, Г. А. Цукерман, Н. Н. Авдеева, Г. М. Андреева, Л. Н. Галигузова, В. В. Давыдов, Н. В. Клюева, Л. П. Колчина, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Романин, С. Е. Рощин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и многие другие.
Цель исследования: Изучить учебную мотивацию и самосознание в подростковом возрасте.
Объект исследования: Учебная мотивация в подростковом возрасте.
Предмет исследования: Учебная мотивация и самосознание в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования:
- существует взаимосвязь учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте;
- существует взаимосвязь учебной мотивации и самоотношения в подростковом возрасте;
- существует взаимосвязь учебной мотивации и саморегуляции в подростковом возрасте;
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме учебной мотивации и самопознания в подростковом возрасте;
2) Выявить особенности учебной мотивации и самосознания у подросткового возраста и интерпретировать сырые баллы полученных результатов;
3) По полученным результатам провести статистическую обработку для проверки гипотезы учебной мотивации и самосознания в подростковом возрасте.
4) Составить рекомендации по развитию учебной мотивации школьников подросткового возраста.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, анализ литературы, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- эмпирические: тестирование;
- методы обработки данных: коррелляционный анализ.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Методика изучения мотивации учения подростков (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина);
2. Исследование волевой саморегуляции (А. В. Зверькова, Е. В. Эйдман);
3. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев);
Выборка исследования: 76 детей, обучающихся в 6-7 классах. Возраст испытуемых 13-14 лет, половой состав группы: 28 девочек, 48 мальчиков.
База исследования: МБОУ «Прутская СОШ» Павловского района.
Практическая значимость: Практические результаты данной работы могут пригодиться учителям и использоваться в научно-учебной и практической деятельности при изучении мотивации и самосознания у подростков.
Поставленные задачи определили следующие этапы исследования:
Первый этап – подготовительный. На этом этапе осуществлялось создание теоретического обеспечения исследования проблемы: подбиралась научная литература по проблеме исследования и поиск методик для проведения эмпирического исследования.
Второй этап – основной. На данном этапе были утверждены цель и план исследования. Было проведено эмпирическое исследование, на основании которого были получены данные о взаимосвязи учебной мотивации и компонентов самосознания в подростковом возрасте при помощи корреляционного анализа.
Третий этап – заключительный. На заключительном этапе осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе исследования результатов относительно учебной мотивации и самосознания в подростковом возрасте, сформулированы выводы исследования, разработаны рекомендации по развитию учебной мотивации подросткового возраста и завершено литературное оформление работы.
Структура работы: В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источника), приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения учебной мотивации и самосознания в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие и структура учебной мотивация
Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас - систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Под мотивацией учения школьников подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Всеми исследователями признается положение о том, что мотивационная сфера является ядром личности. В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики. Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности (к ним относятся: осознанность, наличие личностного смысла учения для ученика, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность и т.п.). Он подразумевает наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске, быстроте возникновения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:
• самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
• организацией образовательного процесса;
• субъектными особенностями обучающегося;
• субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
• спецификой учебного предмета.
Любая деятельность человека является мотивированной, т. е. любую деятельность направляют какие-либо мотивы, у любой деятельности есть мотивация. Мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, школьному предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса. Мотивы учения - главные движущие силы дидактического процесса.
Существуют разные подходы к классификации мотивов учебной деятельности школьников. Согласно классификации Л. И. Божович, все мотивы могут быть разделены на две большие группы:
Мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью:
1. мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
2. мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
Мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения:
1. широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. личные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
3. отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Следующей рассмотрим классификация мотивов по Т.¬А. ¬Ильиной:
Мотивы, непосредственно побуждающие:
1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов;
2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей;
3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями;
4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Мотивы интеллектуального побуждения:
1. интерес к процессу умственной деятельности;
2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются. Кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста. Так, в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.
Собственно, учебную мотивацию достаточно чаще подразделяют на внутреннюю (познавательную) и внешнюю (социальную, мотивацию достижения в учебной деятельности).
Внутренняя учебная мотивация связана с интересом непосредственно к учебной деятельности, ее содержанию и процессу. В этом плане во внутренней мотивации выделяют содержательную и процессуальную мотивацию.
В свою очередь, в рамках «содержательной» мотивации выделяют такие ее формы, как любопытство, любознательность, а также собственно познавательный интерес, для которого характерны глубина, дифференцированность, устойчивость и неизменно положительные эмоции в процессе его удовлетворения.
Основой внутренних мотивов является познавательная потребность.
Внешняя учебная мотивация связана с ориентацией на достижения, социальное признание и т.п. – через учебную деятельность. В этом случае интерес к учебной деятельности несколько утилитарен. Среди внешних учебных мотивов выделяются мотивы долга, ответственности, патриотизма, мотивы вознаграждения, соревновательные мотивы и т.д.
В основе внешних, социальных мотивов учебной деятельности – социогенные потребности.
Учебная мотивация, как и любая другая, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная, побуждается иерархией мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, связанные с потребностью ученика занять определенное место в системе общественных отношений (успешно окончить школу, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду). С возрастом происходят развитие и взаимодействие имеющихся у учащегося потребностей и мотивов, что ведет к изменениям в их иерархии. Становление учебной мотивации есть не просто усиление положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за этим явлением усложнение структуры мотивационной сферы: появление новых, более зрелых побуждений, возникновение иных, иногда противоречивых, отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности.
То, какая именно мотивация сформируется у учащегося, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать следующие:
• построение образовательной системы (существующие уровни образования, возможности и перспективы перехода с одного уровня на другой);
• функционирование конкретного образовательного учреждения (школы, лицея или гимназии), педагогического коллектива; психологическая атмосфера для учителей и учащихся;
• организация образовательного процесса (построение расписания занятий, деление учебного года на отрезки – четверти или семестры, формы промежуточного и итогового контроля знаний учащихся);
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 376 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 638 с.
3. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, с. 352.
4. Буздалова Н.В. Целостная система форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке (тринитарный подход): монография / Буздалова Н.В., Железнякова О.М.. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2020. — 160 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108543.html (дата обращения: 24.03.2022).
5. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000 № 4. с. 33-41.
6. Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка / Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М.. — Москва : Генезис, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-98563-410-5. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90124.html (дата обращения: 24.03.2022).
7. Выготский, Л. С. Учения об эмоциях / Л. С. Выготский. М.: Книга по Требованию, 2012. 160 с.
a. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития./ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Институт практической психологии, 1998, с. 256
8. Горностаева, З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З. Я. Горностаева // Открытая школа. 1998. №2. 21 с.
9. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. 2008. № 6. с.76-80.
10. Долгая, О. И., Тагунова И. А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран // журнал «Школьные технологии», 2020. 127 с.
11. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И.В. Дробышева. – М.: Просвещение, 2001, с. 157.
12. Есипов, Б. П., Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вуза / И. А. Зимняя. М.: НПО МОДЭК, 2010. 448 с.
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. Е. П. Ильин. СПб.: Питер: 2001. 752 с.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006 / Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22, с. 484
16. Кабардина С.И. Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе: монография / Кабардина С.И., Кабардин О.Ф., Любимова Г. В. — Саратов: Вузовское образование, 2012. — 347 c. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/11025.html (дата обращения: 24.03.2022).
17. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе: монография / Князева Т.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 161 c. — ISBN 978-5-4487-0382-9. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79626.html (дата обращения: 24.03.2022).
18. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности./ В.И. Ковалев. – М., 1988, с. 192
19. Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография / Р.Н. Абрамишвили [и др.].. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 187 c. — ISBN 978-5-4263-0523-6. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75804.html (дата обращения: 24.03.2022).
20. Кон, И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
21. Кон, И. С. Какими они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1988. 45 - 56 с.
22. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - СПб.: Речь, 2004. 216 с.
23. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия / Латынов В.В.. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 368 c. — ISBN 978-5-9270-0255-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88403.html (дата обращения: 24.03.2022).
24. 15.Леонтьев, А. Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2009. 400 с.
25. 16.Лисина, М.И. «Общение, личность и психика ребёнка»: М.; Воронеж, 1997
26. 17.Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003.
27. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./ А.М. Матюшкин. – М., 1972, с. 392.
28. Марасанов Г.И. Психология инновационной активности руководителя / Марасанов Г.И.. — Москва : Когито-Центр, 2018. — 236 c. — ISBN 978-5-89353-529-7. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88102.html (дата обращения: 24.03.2022).
29. Мониторинг эффективности школы. Актуальные вопросы кадровой политики в школе / Т.Л. Клячко [и др.].. — Москва : Дело, 2020. — 22 c. — ISBN 978-5-85006-285-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119146.html (дата обращения: 24.03.2022).
30. Мухина, В. С. Детская психология / под. ред. Л. А. Венгера. М., 1985.
31. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2009. 546 с.
32. 18.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. М.: Эксмо, 2010. 192 с.
33. Окулов С.М. Информатика: развитие интеллекта школьников / Окулов С.М.. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 213 c. — ISBN 978-5-00101-898-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98556.html (дата обращения: 24.03.2022).
34. Педагогика и психология: перспективы развития : монография / Т.Н. Духина [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2018. — 176 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/92997.html (дата обращения: 24.03.2022).
35. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов.- М.: Издательство «Молодая гвардия», 1986, с. 288.
36. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография / И.А. Руднева [и др.].. — Саратов: Вузовское образование, 2022. — 140 c. — ISBN 978-5-4487-0801-5. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115774.html (дата обращения: 24.03.2022)
37. Посохина, Е. В., Немыкина Н. В., Прокопенко Е. В., Организация домашней учебной работы в образовательной школе, Белгород: изд-во ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2016. 59 с.
38. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Е.Г. Амелина [и др.].. — Москва : Генезис, 2020. — 336 c. — ISBN 978-5-98563-364-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89325.html (дата обращения: 24.03.2022).
39. Психология субъекта образовательной и профессиональной среды: коллективная монография / М.В. Лукьянова [и др.].. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 249 c. — ISBN 978-5-9296-0961-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/92592.html (дата обращения: 24.03.2022).
40. Юревич А.В. Психология и методология / Юревич А.В.. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 312 c. — ISBN 5-9270-0077-0. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88373.html (дата обращения: 24.03.2022).
41. Социальная психология знания / А.Л. Журавлев [и др.].. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2016. — 446 c. — ISBN 978-5-9270-0335-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88115.html (дата обращения: 24.03.2022).
42. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе : монография / А.Н. Вырщиков [и др.].. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2018. — 168 c. — ISBN 978-5-9935-0385-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/84394.html (дата обращения: 24.03.2022).
43. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И.В. Дробышева. – М.: Просвещение, 2001, с. 157
44. Усманова, С. Ф., Холина Н. Н. О роли домашнего задания в учебном процессе, журнал «Интерактивная наука», 2020. 18-19 с.
45. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика: монография / Шарипов Ф.В.. — Москва: Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — ISBN 978-5-98699-159-7. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70716.html (дата обращения: 24.03.2022).
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Академия, 2004, - С. 384.