Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление материальными потоками в хозяйственной деятельности предприятий является динамично меняющимся фактором способствующим достижению требуемых финансово-экономических показателей. Необходимо отметить, что рыночная среда, в которой существуют и взаимодействуют хозяйствующие субъекты также динамично меняется, можно сказать, в ежедневном режиме. В этой связи предприятия регулярно вынуждены анализировать следующие аспекты:
- конъюнктура рынка;
- процессы управления запасами;
- взаимодействие с поставщиками;
- производство и реализация продукции;
- поведение различных категорий потребителей.
Транспортные предприятия являются одним из важных звеньев цепи поставки товара. Транспортная логистика является краеугольным камнем и основой конкурентоспособности [2, с.57].
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подчёркивается закономерностью взаимодействия и взаимозависимости качества доставки продукции компании и эффективности её работы в целом.
В данной работе рассматриваются основные вопросы, связанные с рационализацией процесса осуществления транспортных сервисных услуг для доставки продукции на примере деятельности ООО «ГидТепла».
Объектом исследования данной работы являются логистические сервисные услуги по перевозке грузов.
Предметом исследования является механизм рационализации транспортно-логистического сервисного процесса на примере деятельности предприятия ООО «ГидТепла».
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов исследования в ходе повседневной деятельности предприятия ООО «ГидТепла».
Цель работы сводится к разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов решения проблемы доставки продукции на примере хозяйственной деятельности предприятия ООО «ГидТепла».
В процессе достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить логистику автотранспортного предприятия;
- исследовать логистический сервис и основные показатели качества транспортировки;
- изучить существующую организацию доставки продукции ООО «ГидТепла;
- наметить пути повышения эффективности транспортно-логистических операций на рассматриваемом предприятии;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
При решении отмеченных выше задач используются следующие методы:
- системный подход;
- ситуационный подход.
Информационной базой, используемой в данной работе являются материалы периодической печати, интернет-ресурсы, материалы учебной литературы и нормативные документы ООО «ГидТепла». Теоретические основы логистических услуг по перевозке грузов рассмотрены во многих работах, среди которых особенное внимание заслуживают работы Сергеева В.И., Гаджинского А.М., Неруш Ю.М., Герами В. Д., Колик А.В. и других ученых. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использовано формул, таблиц, рисунков, список использованной литературы содержит наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ.
1.1 Общее описание логистики сервисного обслуживания торгового предприятия
В современных условиях логистику сервисных услуг транспортной доставки товаров с учетом оказания дополнительных сервисных услуг (например, транспортная доставка готовой продукции потребителям) необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими составляющими общей цепи поставок.
Управление выполнением заказов. Соблюдение сроков и качества поставок.
От оптимально разработанных маршрутов и схем зависит общий доход компании. Поэтому повышение эффективности транспортной логистики также является фактором влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности производственного предприятия.
Транспортная логистика при доставке любой продукции от производителя до потребителя является одной из ключевых частей товарного рынка.
Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами [1, с. 74].
Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами [3, с.29].
Товарный рынок состоит из элементов, которые определяют не только его самостоятельность, но и позволяют выполнить анализ и оценить его конкурентную среду. Среди них отметим следующие элементы [8, с. 95]:
1. Продукты товарного рынка имеют свои границы.
2. Спрос на те или иные товары определяется также и географией товарного рынка. При этом география товарного рынка также имеет свои границы.
3. Состав организаций, действующих на товарном рынке. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены [5, с.43]:
а) потенциальные продавцы - физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;
б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.
4. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке.
5. Процессы товарного рынка, как правило, определяются системой специальных статистических коэффициентов и индексов. Отсюда возникает зависимость и уровня концентрации товарного рынка.
6. Барьеры входа на товарный рынок - это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
Инфраструктура товарных рынков включает в себя следующие подсистемы [13, с. 76]:
1. торговые посредники;
2. информационное обеспечение;
3. тароупаковочная индустрия;
4. транспортное обслуживание;
5. финансово-кредитная подсистема;
6. организационное обеспечение.
Современные социально-экономические условия оказывают существенное влияние и на логистическую деятельность любого хозяйствующего субъекта.
Закупочная деятельность в данном случае не является исключением. Ее эффективность предполагает рациональное взаимодействие с целым рядом контрагентов – участниками цепи поставок.
В частности закупочная логистика тесно кооперируется с логистикой распределения. Ниже перечислим основные бизнес-процессы этой кооперации:
1. Управление взаимоотношениями с поставщиками и потребителями.
В рамках выполнения этого бизнес-процесса происходит прогнозирование и планирование потребностей потребителя. При этом также анализируются возможности того или иного поставщика в осуществлении и обеспечении всех требований потребителя.
2. Обслуживание потребителей.
Логистическое выполнение обслуживания потребителей основывается, прежде всего, на выполнении договорных обязательств со стороны поставщика.
3. Управление спросом. Управление спросом предполагает регулярное исследование рынка, необходимость своевременной и адекватной реакции на предполагаемые изменения спроса у потребителей. В данном бизнес-процессе внимание фокусируется не только на постоянных клиентах, но и на потенциальных.
4. Управление выполнением заказов. Данный бизнес-процесс предполагает выполнение сроков и качества поставок с учетом договорных обязательств между поставщиками и потребителями.
5. Поддержка производственных процессов. Продукции, которая пользуется наибольшим спросом, должно быть уделено максимальное внимание.
6. Управление снабжением. Логистика снабжения и выполнение соответствующих операций должно быть при обязательном использовании логистических подходов.
7. Управление разработкой продукции. Доведение продукции до коммерческого использования. В процессе реализации данного бизнес-процесса должно происходить рациональное взаимодействие всех структурных подразделений предприятия, а также взаимодействие предприятия с внешними контрагентами.
8. Управление возвратными материальными потоками.
На каждом этапе цепи создания материального продукта происходит согласование потребностей и условий поставок между участниками хозяйственной деятельности. При этом управление цепями поставок заключается в создании необходимого баланса в рамках этого бизнес-процесса.
От степени эффективности УЦП по оценкам целого ряда специалистов зависит около 30% успеха всего бизнеса [11, с. 29].
Использование современных информационных технологий и передовых подходов в условиях формирующихся интеграции и координации действий участников цепи поставок является фундаментальным фактором достижения серьезных результатов в УЦП.
Взаимодействия производственных, торговых и других предприятий с потребителями продукции являются предметом исследования и выработки рекомендаций логистики закупок и снабжения.
Управление запасами является одним из главных элементов стратегии закупок.
Необходимо отметить, что политика управления закупками опирается на рациональное взаимодействие финансового, операционного и логистического видов менеджмента. При этом организация данного взаимодействия во многом зависит от конкретных условий деятельности того или иного хозяйствующего субъекта.
Определение потребности в том или ином виде материального ресурса является отправной точкой в логистике закупок и снабжения [17, с. 91].
Общая стратегия управления запасами, объемами закупок и сроками поставок на предприятии опирается на данные, предоставляемые производственным отделом или отделом продаж.
Эти данные представляют собой систематизированные сведения о потребности и нормам расхода материальных ресурсов, а также рыночный спрос на товарную продукцию или оказание соответствующих услуг.
Правильно и рационально организованный учет материальных ресурсов является одной из важнейших функций управления предприятием.
В процессе учета расходования материальных ресурсов, как правило используется достаточно широкий набор средств (от бумажных карточек складского учета до компъютерных баз данных. Рациональная систематизация баз данных зависит от специфики хозяйствующего субъекта.
Логистическая система торгового предприятия должна удовлетворять основным требованиям рыночного сегмента, на котором функционирует хозяйствующий субъект.
Формирование логистической системы – сложный процесс.
Любая логистическая система включает в себя следующие элементы:
1) организационную структуру;
2) материальную структуру;
3) техническую структуру;
4) экономическую структуру;
5) информационную структуру;
6) финансовую структуру;
7) морально-психологическую структуру [4, с. 57].
Таким образом, в целом процесс формирования логистической системы включает ряд последовательных этапов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Процесс формирования логистической системы
Формирование логистических систем происходит при помощи использования довольно широкого спектра различных инструментов.
Рассмотрим методы анализа и показатели эффективности логистических систем.
Различные методы анализа логистических систем позволят более качественно реализовывать формирование последних и решить основные проблемы, которые возникают в процесс ее функционирования с меньшими трудозатратами и большей эффективностью.
С учетом вышеизложенного, документальное оформление управления процессом закупок логистических услуг с целью эффективной реализации своей продукции на рассматриваемом предприятии предлагается осуществлять в рамках следующего алгоритма.
Правильный выбор партнера в логистической системе перевозки сборного груза позволяет снизить риски, связанные с незнанием многих обстоятельств при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
С учетом специфики современных реалий каждой компании необходимо использовать логистические подходы в своей повседневной хозяйственной деятельности.
Логистические подходы подразумевают под собой комплексный подход и рациональную взаимоувязку всех отделов компании в рамках достижения общей цели – получение прибыли от своей деятельности.
Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы настоящего исследования.
На каждом предприятии всегда есть негативные факторы, которые мешают работать организации с максимальной эффективностью.
Основная цель логистических подходов и методов заключается в устранении этих факторов или уменьшения степени последствий их влияния на конечный результат работы компании.
Рациональный и взвешенный подход к решению назревших задач при помощи логистических подходов и методов помогает избежать различных осложнений и срывов сроков поставок, осуществления доставки ненадлежащего качества и т.д..
Логистическое управление любой организации происходит посредством функций управления (рис.2).
Рисунок 2 – Схематичное отображение функционального состава логистического управления
В таблице 1 представлены отличительные особенности традиционного и логистического подходов к управлению.
SWOT анализ позволяет выделить достоинства и недостатки процесса организации логистической деятельности на предприятии (таблица 1).
Таблица 1 - SWOT- анализ «ГидТепла»
SWOT
Возможности
Угрозы
1. Замедление падения и рост отрасли
2.Рост качества продукции.
3.Возможное банкротство конкурентов
4.Развитие информационной отрасли
5.Совершенствование квалификации сотрудников
6. Появление новых технических функций 1.Рост темпов инфляции.
2.Изменение уровня цен.
3.Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов.
4.Изменения в Законодательстве
5.Дефицит специалистов
6.Снижение доходов у населения
Сильные стороны
1.Широкий спектр строительных работ
2.Высокая фондоотдача
3.Коэффициент оборачиваемости запасов в пределах норматива
4.Ценовое преимущество перед конкурентами
5. Отсрочка платежей для постоянных клиентов.
6. Разработанная система обучения новых сотрудников.
1.Увеличение спроса на продукцию компании
2.Опыт работы и профессионализм. 1.Повышение цен на высококачественные услуги.
2.Высокий контроль качества и высокая квалификация имеющегося персонала повышает конкурентоспособность предприятия.
Слабые стороны
1.Отсутствие ясных стратегических направлений.
2.Недофинансирование объектов материальными ресурсами.
3.Низкая рентабельность
4. Задержки в поставках сырья и материалов. 1.Оптимизация организационной структуры предприятия путем создания подразделений управления логистическими процессами
2.Выбор поставщика Велик риск ухода потенциальных клиентов к конкурентам высококонкурентной динамичной внешней среде.
Обратимся к таблице 2 для иллюстрации количественных оценок.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айбазов Р.У., Атаманчук Г.В. и др. Теория организации: учебник. - М.: Изд. РАГС, 2018. - 456 с.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. 79 с.
3. Альферьев Е.А. Качество. Развитие науки об управлении. Методические указания. - Самара, СГТУ, 2017.
4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2017. - 272 с.
5.Батова Т.Н., Васюхин О.В. Экономика промышленного предприятия. СПб.: ГУ ИТМО. 2017.-248с.
6. Бауэрсокс Д.Дж, Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ./ Д.Дж.Бауэрсокс, Клосс Д.Дж. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2017.- 640 с.
7.Берзинь И.Э., Пикунова С.А., Экономика предприятия. М.: Дрофа, 2017.-368с.
8. Бодряков Р.Е. ABС и XYZ: составление и анализ итоговой матрицы. [Электронный ресурс] —Режим доступа. —http://www.rombcons.ru/logistik2.htm
9. Бочкарев Андрей Планирование и моделирование цепи поставок. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 192 с.
10. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2017. -256с.
11. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://zakup.vl.ru/files/avs_i_huz_analizi.pdf.
12. Воинов Н. Вступление России в ВТО: Будущее транспортно-логистического рынка: Анализ рынка [Текст] /Воинов Н. // Логистика-2018. - №5. - С.22-24.
13. Волгин Владислав. Логистика хранения товаров. - М.: ИТК "Дашков и К", 2017. - 368 с.
14. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М., 2018. - 254с.
15. Ермолина М.В. Расчет и применение показателя упущенных продаж в политике обслуживания клиентов компании. Научно-аналитический журнал «Логистика и управление цепями поставок» №3, 2017г.
16. Зорин Ю.В., Ярыгин В.Т. Системы качества и управление процессами. - Самара, 2018г.
17. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: учеб. пособие - 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 2017. - 272 с.
18. Козловский В.А. и др. Производственный менеджмент: учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 574 с.
19. Костоглодов Д.Д.,Харисова Л.М. Распределительная логистика.-М.:Экспертное бюро, 2017.
20. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика:Учеб.для вузов.-М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 2018.
21. Ньюман Э. Кален П. Розничная торговля - СПб.: Питер, 2018 - 416с.
22. Организация и технология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. - М.: Экономика, 2017. - 334 с.
23. Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговых процессов.- М.: Маркетинг, 2018. - 320 с.
24. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2017г.
25. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: Маркетинг, 2018. - 580с.
26. Покровский А.И. Экономика торговли. - М., 2017. - 354с.
27. Предприятия розничной торговли. - М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2017. - 425 с.
28. Сергеев В.И. Управление цепями поставок. Учебник для магистров и бакалавров. Москва Юрайт, - 2017г. – 428с
29. Филипов П. Иллювиева Е. Бизнес-план вашего предприятия. - СП б.: Норма, 2017 г.
30. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. – 2 е изд. – Мн.: Экономпресс, 2018. 464 с.