Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Распространение новой коронавирусной инфекции оказало влияние практически на все сферы жизни общества и затронуло многих жителей всех стран мира. В такой ситуации государство не может оставаться равнодушным. В связи с этим в законодательство Российской Федерации были внесены некоторые изменения, представляющие собой ограничения, запреты, меры государственной поддержки.
Во время введения карантинных мер вопросы социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, были особенно актуальны. Помимо туристов, заемщиков, безработных, граждан с детьми, пожилых людей, пострадавших от этих мер, инвалиды не должны были быть обделены вниманием.
Люди с ограниченными возможностями в России также сталкиваются с такими проблемами, как одиночество, поскольку их общение ограничено рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить учебу и многое другое. Инвалидность - это проблема не только отдельного человека, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей.
Находясь в самоизоляции, инвалиды не переставали нуждаться в лекарствах, медицинской помощи и социальных услугах. В этой связи особое значение имела деятельность социальных служб, волонтеров, которые оказывали помощь гражданам, вынужденным находиться в самоизоляции.
Актуальность исследования состоит в том, что распространение коронавирусной инфекции способствовало тому, что многие граждане оказались в тяжелом материальном положении. В связи с этим особенно остро встал вопрос материальной поддержки со стороны государства. Следует отметить, что инвалиды относятся к той части населения, которая, исходя из своего статуса, имеет право на получение пенсий, ежемесячных денежных выплат и других денежных компенсаций, размер которых определяется в первую очередь группой инвалидности.
Объект исследования – люди с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - законодательство в отношении инвалидов в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19).
Цель исследования – рассмотреть законодательство в отношении инвалидов в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты реализации прав инвалидов в условиях распространения коронавирусной инфекции;
- рассмотреть проблемы развития законодательства в отношении инвалидов в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)
Для достижения цели и решения задач выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
1.1 Реализация прав человека в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)
В 2020 г. мировое сообщество столкнулось с беспрецедентным кризисом, в основу которого легла чрезвычайная ситуация в области здравоохранения. По своим масштабам COVID-19 нельзя сравнить ни с одной чрезвычайной ситуацией, которые возникали в течение последнего столетия, поэтому потребовалось принятие глобальных мер реагирования.
Ввиду исключительной ситуации и в целях спасения человеческих жизней у стран нет иного выбора, кроме как принять чрезвычайные меры: ввести всеобщие режимы изоляции, ограничивающие свободу передвижения и осуществление других прав человека. Но люди и их права должны быть на переднем плане и в центре внимания. Необходимо обеспечить, чтобы все чрезвычайные меры, включая введение чрезвычайного положения, были законными, соразмерными, необходимыми и недискриминационными, имели конкретную цель и продолжительность.
Международные нормы в области прав человека допускают приостановление действия определенных прав в чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни нации. Это можно сделать только в тех случаях, когда официально объявлена чрезвычайная ситуация, а принятие чрезвычайных мер вызвано острой необходимостью в сложившейся ситуации, не противоречит другим обязательствам по международному праву, ограничено по времени и не приводит к дискриминации [20].
Действительно, как в российской, так и в зарубежной литературе авторы выражают опасения, что ограничительные меры являются нарушением конституционных прав и свобод граждан, а также могут создавать условия для злоупотребления полномочиями при применении норм, регулирующих режим чрезвычайного положения. Конституция Российской Федерации предусматривает ряд положений, являющихся своеобразными критериями, соблюдение которых обязательно при введении ограничений прав и свобод человека и гражданина [1]. Например, искусство. Статья 56 позволяет ограничивать индивидуальные права и свободы граждан, но в условиях законодательно введенного чрезвычайного положения, а статьи 15 и 17 устанавливают общую гарантию уважения прав и свобод граждан и предписывают руководствоваться, в частности, международными стандартами в этой области [22].
По словам Н.В. Витрука, такие критерии необходимы для того, чтобы "не было необоснованных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны властей и должностных лиц" [18].
Однако в Российской Федерации не было введено никакого чрезвычайного или чрезвычайного положения. Государство ограничилось введением режима самоизоляции, который не имеет правового регулирования в законодательстве, что создало правовую неопределенность и дало возможность государству "вручную" регулировать эту ситуацию. Такие права, как право на жизнь, право на здоровье и право на свободу передвижения, находятся на переднем крае борьбы с пандемией COVID-19.
Кризис, вызванный COVID-19, проверяет способность государств защищать право на здоровье.
Каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья, обеспечивающий ему достойные условия жизни. Каждый человек, независимо от его социального или экономического статуса, должен иметь доступ к необходимой ему медицинской помощи. Постоянное недофинансирование систем здравоохранения ослабило их способность реагировать на пандемию и одновременно предоставлять другие важнейшие медицинские услуги. Опыт борьбы с COVID-19 показывает, что крайне важно обеспечить всеобщий доступ к медицинским услугам.
Обновленная стратегия борьбы с COVID-19 служит руководством для органов общественного здравоохранения по реагированию на COVID-19 на национальном и региональном уровнях и вносит соответствующие обновления в глобальную стратегию реагирования на пандемию COVID-19. Этот документ дополняет и содержит ссылки на технические рекомендации по обеспечению готовности и реагированию на COVID-19, опубликованные ВОЗ с начала осуществления мер. Во времена пандемии защита права на здоровье для всех должна быть главной целью государственной политики и мер, поскольку пандемии и реакция государства на них также могут представлять значительный риск для многих других социальных прав. Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [1].
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений." Здоровье является высшей ценностью общества, без реализации права на его защиту другие права человека и гражданина теряют свое значение. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в федеральном и региональном законодательстве.
Таким образом, в силу статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [5] медицинская помощь представляет собой комплекс мер, направленных на сохранение и (или) восстановление здоровья и включающий оказание медицинских услуг. К сожалению, во время распространения коронавируса, когда улучшение ситуации в стране напрямую зависит от качества медицинской помощи, люди, не инфицированные коронавирусом, не получают медицинскую помощь или сталкиваются с трудностями в ее получении, что создает риск пренебрежения пациентами, у которых нет COVID-19.
Однако именно праву на медицинское обслуживание следует уделять особое внимание, поскольку его реализация тесно связана с правом на жизнь, которое является абсолютным и не подлежит ограничению. В России ограничение права на охрану здоровья было инициировано Приказом Минздрава № 198н от 19 марта 2020 года "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по предотвращению и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19". Приложение №. 3 к приказу указано, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и дневных стационарных условиях, приостанавливают профилактические медицинские осмотры и медицинские осмотры (пункт 1.10), а также рассматривают возможность отсрочки оказания медицинской помощи в плановой форме, в том числе в условиях дневного стационара (п. 1.11).
Таким образом, произошло расширение полномочий субъектов Российской Федерации. Следующим актом стало Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" [7], в котором уже конкретизированы меры доведено до предела. В результате почти все больницы помещены на карантин или перепрофилированы для работы с пациентами с коронавирусом, плановые операции отменены, врачи работают только с ситуациями, когда требуется неотложная помощь.
В результате происходит неравномерное перераспределение медицинских ресурсов: когда все силы и средства направлены исключительно на преодоление вируса, государство забыло о существовании других заболеваний [24]. Существует риск принятия дискриминационных решений при распределении ресурсов, которые ставят других людей (не страдающих коронавирусом) в крайне невыгодное положение.
Отсутствие оперативного реагирования властей на эту ситуацию приводит к многочисленным жалобам и судебным искам. Однако ограничения права на медицинскую помощь существуют не только в России. Так, в марте в Соединенных Штатах количество посещений больниц по всей стране начало сокращаться, поскольку власти призвали по возможности отложить лечение, не связанное с COVID-19, чтобы максимально высвободить ресурсы здравоохранения для борьбы с пандемией. Операции, амбулаторные процедуры и даже некоторые профилактические услуги были отменены.
1.2 Воздействие кризиса COVID-19 на инвалидов
Вспышка COVID-19 непропорционально сильно затронула людей с ограниченными возможностями. По оценкам, 46% пожилых людей в возрасте 60 лет и старше являются инвалидами.
Каждая пятая женщина, вероятно, столкнется с инвалидностью в своей жизни, в то время как каждый десятый ребенок - ребенок с инвалидностью.
Из миллиарда людей с ограниченными возможностями 80% проживают в развивающихся странах. Они представляют собой разнообразную группу людей с различными нарушениями и потребностями в поддержке, которые сталкиваются со значительными препятствиями в осуществлении своих прав на протяжении всего жизненного цикла. Некоторые группы сталкиваются с еще большей маргинализацией - например, лица с умственными и психосоциальными отклонениями, слепоглухие, - которые с большей вероятностью будут исключены из служб, будут жить или содержаться в учреждениях, а также подвергаться более высокому уровню насилия, пренебрежения и жестокого обращения.
В отношении социально-экономических последствий пандемия COVID-19 – это не просто кризис в области здравоохранения - он поражает общества в их сердцевине.
Усугубляются существовавшие социальные и экономические неравенства, связанные с инвалидностью, и пандемия угрожает их дальнейшим обострением.
Лица с ограниченными возможностями подвергаются большему риску заражения COVID-19. Они могут сталкиваться с препятствиями при осуществлении основных мер защиты, таких как мытье рук и поддержание физического дистанцирования, по нескольким причинам:
- отсутствие доступа к воде, санитарии и гигиене;
- зависимость от физического контакта для получения поддержки;
- недоступность всеобъемлющей информации о здравоохранении
- помещение в учреждения, которые часто переполнены и антисанитарны.
Эти барьеры усугубляются для тех, кто живет в небольших отдаленных поселениях и/или пострадавших в результате чрезвычайных гуманитарных ситуаций.
Лица с ограниченными возможностями подвергаются большему риску развития более серьезных заболеваний и смерти от COVID-19. У них более высокие требования к здоровью и более низкие показатели здоровья.
Например, они более восприимчивы к вторичным состояниям и сопутствующим заболеваниям, таким как проблемы с легкими, диабет и болезни сердца, а также ожирение, которые могут ухудшить исход инфекции, вызванной COVID-19.
Барьеры на пути доступа к медицинскому обслуживанию еще более усугубляются во время кризиса COVID-19.
Лица с ограниченными возможностями, проживающие в учреждениях, с большей вероятностью заражаются вирусом и имеют более высокие показатели смертности.
Инвалиды, включая пожилых людей с ограниченными возможностями, составляют большинство людей, помещенных в специализированные учреждения во всем мире.
Люди с ограниченными возможностями также чрезмерно представлены среди заключенных, особенно лица с интеллектуальными и психосоциальными отклонениями.
Люди, находящиеся в специализированных учреждениях, таких как дома престарелых, дома социального обеспечения и психиатрические учреждения, а также места содержания под стражей и пенитенциарных учреждениях, сталкиваются со значительными препятствиями для осуществления основных гигиенических мер, а также имеют ограниченный доступ к информации, тестированию и медицинскому обслуживанию, связанным с COVID-19. Появляющиеся данные указывают на то, что люди, находящиеся в данных учреждениях, сталкиваются с самыми высокими показателями инфицирования и смертности от COVID-19.
Процент смертей, связанных с COVID-19, в домах престарелых, где чрезмерно представлены пожилые люди с ограниченными возможностями, колеблется от 19% до 72% в странах, по которым имеются официальные данные.
Лица с ограниченными возможностями подвергаются большему риску дискриминации в доступе к медицинскому обслуживанию и жизненно важным процедурам во время вспышки COVID-19. В некоторых странах решения о нормировании медицинской помощи, включая протоколы сортировки (например, кровати интенсивной терапии, аппараты искусственной вентиляции легких), основаны не на индивидуальном прогнозе, а скорее на дискриминационных критериях, таких как возраст или предположения о качестве или ценности жизни, основанные на инвалидности.
Кроме того, доступ к здравоохранению, реабилитации и вспомогательным технологиям для людей с ограниченными возможностями, в том числе в отношении доступности и ценовой доступности, также может быть ограничен из-за возросшего давления на системы здравоохранения.
Инвалиды находятся в особо неблагоприятном положении из-за социально-экономических последствий COVID-19.
COVID-19 имеет как краткосрочные, так и далеко идущие последствия для людей с ограниченными возможностями во многих сферах жизни, которые могут еще больше усугубиться в условиях гуманитарных ситуаций и стихийных бедствий, а также в нестабильных условиях:
- Влияние на занятость и социальную защиту. Уже сталкиваясь с отчуждением при трудоустройстве, инвалиды с большей вероятностью потеряют работу и столкнутся с большими трудностями при возвращении на работу во время восстановления. В большинстве стран системы социальной защиты оказывают мало поддержки инвалидам и их семьям.
Всего 28% лиц со значительными нарушениями имеют доступ к пособиям по инвалидности во всем мире, и только 1% в странах с низким уровнем дохода. Возросший спрос на неоплачиваемый уход и домашнюю работу в условиях пандемии усугубляет туже существующее неравенство, которое может усугубиться для женщин-инвалидов.
- Влияние на образование. Хотя достоверных данных о учащихся с ограниченными возможностями пока нет, вполне вероятно, что нынешний кризис усугубил их отстранение от образования.
Отсутствие поддержки, доступа к Интернету, доступного программного обеспечения и учебных материалов, вероятно, усугубит разрыв между учащимися с ограниченными возможностями.
Нарушение программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия для молодежи с ограниченными возможностями, которая сталкивается с множеством препятствий на пути к трудоустройству.