Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с современной концепцией социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу приоритетным направлением является поддержка развития малых и средних предприятий на государственном уровне.
В практике развитых экономических стран малый и средний бизнес является важной отраслью экономики, на которую приходится от 70 до 90% всего валового внутреннего продукта. В то же время доля этого сегмента бизнеса в Российской Федерации составляет всего 20% и, несмотря на слабый рост, значительно ниже требуемых показателей [42, с. 84].
Актуальность темы исследования связана с необходимостью стимулирования роста этого сегмента рынка, что связано с поиском путей совершенствования существующего механизма государственной поддержки развития малого бизнеса на всех уровнях: как на федеральном, так и на региональном и местном.
Из-за актуальности и сложности многие авторы обращаются к этой проблеме, пытаясь раскрыть как отдельные аспекты проблемы, так и осветить проблему в целом.
Большинство авторов сходятся во мнении, что развитие малого бизнеса имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Несомненные преимущества малых форм предпринимательства включают в себя:
низкие эксплуатационные расходы за счет снижения затрат на управление;
высокая эффективность и гибкость в принятии решений из-за отсутствия громоздкого аппарата управления, позволяющего в кратчайшие сроки перенаправить финансовые ресурсы из одной сферы деятельности в другую;
высокая адаптивность к изменениям внутри организации, что достигается за счет низкой формализации процессов внутри организации и обеспечивает высокую реакцию на рыночные изменения;
максимизировать удовлетворенность клиентов, ориентируясь на местные рынки, знакомясь с потребителями и получая информацию об их предпочтениях;
способность быстро реагировать на изменения рыночных условий из-за небольших, по сравнению с крупными потребностями бизнеса в капитале;
высокий уровень оборота денежных средств;
быстрое обновление основных фондов по сравнению с крупным бизнесом, что достигается за счет меньшего объема необходимых инвестиций
высокий уровень мотивации в достижении целей, в связи с тем, что владелец является основным, если не единственным звеном в управлении и заинтересован в результате.
вовлечение в деятельность широкого круга людей, что способствует увеличению занятости, включая те категории граждан, которые не могут быть привлечены крупным бизнесом из-за обстоятельств или доходов (пенсионеры, инвалиды, студенты);
свобода по инициативе предпринимателя побуждает его к достижению высокой эффективности;
высокий уровень конкуренции между малыми предприятиями приводит к высокому качеству продукции, товаров и услуг.
К слабым сторонам малого бизнеса, которые делают предприятия уязвимыми для факторов окружающей среды, относятся:
высокая зависимость от экономической ситуации в целом. Это несомненно связано с тем, что из-за ограниченности ресурсов и отсутствия доступа к финансированию малый бизнес наиболее подвержен колебаниям в экономической сфере.
отсутствие возможностей привлечения качественных и высокооплачиваемых специалистов из-за ограниченности ресурсов приводит к недостаточному уровню производственной культуры и профессионализма, что препятствует дальнейшему развитию малого предприятия;
негативное негативное отношение населения к эксплуатации чужого труда
недостаточная поддержка на региональном и национальном уровнях;
высокий уровень риска, связанный с отсутствием достаточных финансовых ресурсов для обеспечения финансовой устойчивости;
трудности с доступом к источникам финансирования, в частности к банковским кредитам и государственным субсидиям;
отсутствие реальной рыночной власти.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основные проблемы сектора малого бизнеса связаны с ограниченными ресурсами и невозможностью доступа к финансовым рынкам, что является следствием пробелов и недостаточного регулирования функционирования малого бизнеса на юридическом уровне.
Причиной такой ситуации является нынешний подход государства к решению проблем, когда совершенствование осуществляется без учета мнений и интересов самих предпринимателей и не рождается снизу вверх, а идет вниз, как видение высших органов власти.
Другим важным звеном, требующим развития для успешного создания малого бизнеса, является помощь в получении основного капитала для развития бизнеса. В настоящее время получение банковских кредитов для начала бизнеса возможно только под залог имущества, необходимого предпринимателю, поскольку банки не хотят предоставлять инвестиции в новые программы, учитывая высокий риск, без залога.
Другим фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является недостаток информации со стороны малого бизнеса, необходимость повышения квалификации работников со значительными ограничениями в средствах, что влечет за собой необходимость учитывать на государственном уровне развитие образовательного сектора для малый сектор экономики.
То есть большинство недостатков малых предприятий заключается именно в том, что они не имеют достаточных ресурсов для развития по сравнению с крупными предприятиями и более уязвимы для негативного воздействия рынка. Преимущества малых предприятий делают их развитие необходимым для эффективного функционирования, что является фактором необходимости их государственной поддержки, которая, прежде всего, должна быть реализована в сфере налогообложения для расширения их финансовых возможностей, что определяет актуальность этой темы.
В данной работе объектом исследованя является ООО «СК Тотал», а предметом исследования – налогообложение ООО «СК Тотал».
Целью данной работы является непосредственное изучение методологических подходов к налогообложению малых предприятий на примере ООО СК Тотал.
Для достижения этой цели в данной работе необходимо решить следующие представленные задачи:
исследовать исследовать экономическую сущность малого бизнеса;
рассмотреть вопрос о рассмотрении методологических подходов к налогообложению малого бизнеса;
охарактеризовать эффективность системы налогообложения малого бизнеса.
В соответствии с выбранной целью и поставленными задачами данная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Введение определяет актуальность темы, предмета и предмета исследования, цели и задач работы.
В первой главе данной работы рассматриваются теоретические основы налогообложения малого бизнеса. Для этого описаны сущность малого бизнеса и особенности его налогообложения.
Во второй главе рассматривается деятельность ООО «СК Тотал», налоговая система предприятия и предлагаются меры по ее совершенствованию.
В заключение подведем итоги работы.
1.Теоретические основы налогообложения предприятий малого бизнеса
1.1. Предприятия малого бизнеса как субъекты налоговых отношений
На основании Гражданского кодекса Российской Федерации, который был принят 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ предпринимательство в России может осуществляться в двух формах: в форме регистрации юридического лица или в качестве предпринимателя, соответственно без образования юридического лица.
В международной практике Всемирный банк использует более 50 критериев для определения концепции малого бизнеса.
Однако наиболее распространенными критериями, которых придерживается большинство стран мира при определении малых предприятий, являются:
численность персонала;
доход от продаж;
стоимость имущества.
Следует отметить, что ключевым критерием является численность персонала.
В Российской Федерации развитие малого предпринимательства поощряется с 1988 года, на этом этапе малые предприятия были предприятиями всех форм собственности, в том числе государственными, численность персонала на которых не превышала 100 человек.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятый 14 июня 1995 года, ужесточил критерии отнесения предприятий и организаций к субъектам малого предпринимательства. Согласно этому закону, требования предъявлялись не только к количеству, но и к структуре уставного капитала компании. Доля немалых предприятий не должна превышать 25%. Кроме того, в состав малого бизнеса были включены индивидуальные предприниматели, а не только юридические лица. Также был указан критерий численности работников. Их число напрямую зависело от того, в каком именно секторе экономики работает малое предприятие.
Для промышленности, строительства и транспортного бизнеса данный критерий составил сто человек, в сельском хозяйстве и науке - менее шестидесяти человек, в оптовой и других отраслях - не более пятидесяти человек.
В случае если предприятие одновременно участвует в нескольких видах деятельности, числовой критерий будет определяться видом деятельности, которая имеет наибольшую долю в сумме годовой прибыли или выручки.
Кроме того, была установлена процедура расчета численности работников, которая помимо штатных работников должна включать работников, занятых по гражданско-правовым договорам, а также работников, занятых неполный рабочий день.
Несоблюдение количественного критерия лишило предприятие статуса субъекта малого предпринимательства и лишило всех льгот, предусмотренных законом.
С принятием от 24.07.2007 года нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» также были изменены критерии классификации организаций как субъектов малого предпринимательства [5].
Новая редакция закона вводит понятие микропредприятий до 15 человек, малых предприятий до 100 человек (независимо от сферы деятельности) и средних предприятий от 101 до 250 человек.
В дополнение к критерию количества и структуры уставного капитала было соблюдено требование соблюдения пределов доходов и активов.
Таким образом, согласно действующему законодательству, основным критерием отнесения предприятия к малому бизнесу является сумма выручки.
Закон предусматривает, что правительство должно устанавливать годовые лимиты доходов и активов для классификации предприятий как малых.
Закон как таковой не содержит определения малого бизнеса, но вводит понятие «субъекты малого бизнеса» (СМП). В эту категорию входят организации и кооперативы, а также индивидуальные предприниматели без юридического лица, отвечающие указанным критериям.
Эти критерии установлены в статье 4 Федерального закона № 209- ФЗ [11]:
1) доля не малых предприятий и предприятий в уставном капитале составляет менее 25%;
2) численность работников за прошедший год составляет не более 100 человек (для микропредприятий - 15 чел.);
3) выручка от реализации без НДС не более 800 миллион Рублей
В то же время, если соблюдение всех трех критериев важно для организаций, то соблюдение последних двух критериев важно для предпринимателей.
Компания включена в реестр предприятий малого бизнеса в соответствии с вышеуказанными критериями за последние два года.
Например, чтобы иметь статус СМП в 2019 году, вы должны соответствовать перечисленным критериям в 2017 и 2018 годах.
Если структура собственного капитала является относительно стабильным показателем, то последние два показателя должны постоянно контролироваться для определения состояния предприятия.
Можно отметить, что статус СМП не связан с налоговой системой, используемой предприятием или индивидуальным предпринимателем.
То есть малые предприятия, подпадающие под эти критерии, можно считать предприятиями, которые используют в качестве специальных режимов (упрощенная налоговая система (УСН), единый вмененный налог на определенные виды деятельности (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патент система (ПСН)) и применение общей системы налогообложения (ОСН).
Информация о субъектах малого предпринимательства сгруппирована в едином (общероссийском) реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании пункта третьего статьи 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года в этот реестр должна быть включена вся информация, подтверждающая статус малого или среднего бизнеса. Предприятие или индивидуальный предприниматель: включая его реквизиты, категорию субъектов предпринимательства (микропредприятия, малые, средние), информацию о существующих лицензиях и другую дополнительную информацию.
Реестр был сформирован 10 августа 2016 года, и с этого периода по 10-е число месяца налоговые органы вносят в реестр информацию о вновь создаваемых предприятиях и зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, а также ликвидируют организации и лиц, которые перестали соблюдать указанные критерии исключены из реестра.
Формирование реестра осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании данных реестра и Единого государственного реестра предприятий и имущества, а также данных финансовой отчетности, представляемой в налоговые органы. Организации и индивидуальные предприниматели не должны подавать заявки или другую информацию для включения в реестр.
Следует также учитывать, что с 1 августа 2016 года критерий «выручка» заменяется термином «выручка», поскольку при расчете показателя необходимо учитывать не только доходы, полученные от продажи других внереализационные доходы учитываются в налоговых целях (пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ)
Критерий «средний лимит» заменяется термином «средний». Таким образом, при расчете этого показателя нет необходимости учитывать количество внешних работников, занятых неполный рабочий день, и работников, участвующих в гражданских контрактах.
Соответствие действующим критериям подтверждается налоговыми регистрами и расчетом среднесписочной численности работников.
Для вновь созданных предприятий правило двух лет не применяется; они включаются в реестр СМП при создании, если они соответствуют критериям структуры капитала. Для подтверждения статуса СМП необходимо отслеживать соответствие выручки и количества с указанными критериями в течение периода работы (до двух полных лет с момента создания), по истечении двух лет осуществляется контроль из налоговых органов на общих этапах.
Получение статуса «субъект малого бизнеса» позволяет использовать ряд привилегий. Ключевые преимущества включают в себя:
- право не устанавливать лимит остатка денежных средств (абзац 10 пункт 2 Инструкции Банка России № 3210-У от 11 марта 2014 г.), который позволяет хранить неограниченное количество денежных средств в кассе. Эта выгода также распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, независимо от того, принадлежат они к СМП или нет;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 и 2.
2. Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2.
3. Административный кодекс.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2019 г.). – URL : http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=191395 (дата обращения: 27.01.2020).
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 дек. 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 4 нояб. 2018 г.). – URL : http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170573 (дата обращения: 27.01.2020).
6. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства : Приказ Минфина от 21 дек. 1998 г. № 64н. – URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=21879 (дата обращения: 27.01.2020).
7. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности : Решение Президентского совета НП ИПБ России от 25 апр. 2013 г. № 4/13. – URL : http://www.ipbr.org/accounting/smallbusiness-accounting-recommendations/ (дата об- ращения: 27.01.2020).
8. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) : Приказ Минфина от 6 окт. 2008 г. № 106н (в ред. от 6 апр. 2019 г.). – URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=179205 (дата обращения: 27.01.2020).
9. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъ- ектов малого предпринимательства».
10. Приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н.
11. Указание Банка России от 11.03.2018 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
12. Гилева Н. Н. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета доходов и расходов для субъектов малого предпринимательства // Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Новосибирск, 2018. – С. 102–106.
13. Горина Г. А., Косов М. Е. Специальные налоговые режимы – М.: Юнити-Дана, 2019, - 330 с.
14. Диркова Е. Ю. Упрощенный бухучет – набор способов или система? // Налоговая политика и практика. – 2018. – № 4 (136). – С. 66–70.
15. Ендовицкий Д. А., Литвин Ю. В. Развитие синтетического и аналитического бухгалтерского учета исходя из применяемых малым предприятием форм учета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – № 16. – С. 2–11.
16. Красноперова О. А. Специальные налоговые режимы Нормы налогового законодательства Разъяснения Минфина России и налоговых органов Арбитражная практика – М.: Рид Групп, 2018. - 312 с.
17. Курочкина Н.В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике //Международный бухгалтерский учет, - 2019, - 43(289).
18. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 590 с. 13.
19. Модернизация механизмов разви- тия экономики России : монография / Арте- мьев А.А. Бауэр В.П., Вякина И.П. и др. /под ред. Сухарева А.Н. – Тверь : Твер.гос.ун-т, 2020. – 116 с.
20. Модернизация механизмов развития экономики России : монография / Арте- мьев А.А. Бауэр В.П., Вякина И.П. и др. /под ред. Сухарева А.Н. – Тверь : Твер.гос.ун-т, 2020. – 116 с.
21. Палий В. Ф., Соколов Я. В. Теория бухгалтерского учета : учебник. – 2-е изд., доп. – М. : Финансы и статистика, 1988. – 279 с. 12.
22. Самылина Ю.Н. Новая концепция бухгалтерского учета в свете «нового закона // Казанская наука. – № 6. – 2018. – Казань : изд-во Казанский Издательский Дом, 2018. – С. 89–96
23. Самылина Ю.Н. Новая концепция бухгалтерского учета в свете «нового закона // Казанская наука. – № 6. – 2018. – Казань : изд-во Казанский Издательский Дом, 2018. – С. 89–96
24. Чуб М. В., Федюшина М. В. Формы бухгалтерского учета для малых предприятий // Наука, техника и образование. – 2019. – № 4 (10). – С. 125–126.
25. Ястребова Е. Н. Упрощенный учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства // Факторы развития экономики Рос- сии : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. – Тверь, 2019. – С. 223–228.