Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В течение длительного времени туризм представляет из себя значимое направление социально-культурной, экономической структур в экономике различных стран. Детско-юношеский туризм в настоящее время переживает стадию активного роста, в связи с повышающейся тенденцией к здоровому образу жизни в социуме, а также стремлению к познанию культуры и истории различных государств и регионов.
Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что изучение проблем в сфере туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий на сегодня недостаточно проработано и исследовано, как на международном, так и на местном уровне. Не достаточная организация данного вида туризма представляет серьезную проблему, так как организация туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий сопряжена с высокой степенью ответственности и соблюдением принятых норм.
Объект исследования – детский туризм.
Предмет исследования – организация туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий.
Цель выпускной квалификационной работы – разработать туристскую программу для детей на основе использования событийных мероприятий в Свердловской области.
- изучить понятие детского туризма;
- рассмотреть методологию разработки туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий;
- провести анализ предложений туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий в Свердловской области;
- определить проблемы разработки туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий;
- разработать программу организации событийного мероприятия «Праздник ремесел»;
- провести оценку прогнозируемой экономической эффективности предложенной программы.
Методы, которые были использованы в исследовании:
- диалектический метод познания;
- системно-структурный анализ,
- анализ, аналогия, обобщение и детализация;
- системный подход;
- переход от абстрактного к конкретному.
Степень научной разработанности темы исследования представлена в трудах следующих авторов: Л. Г. Березовая, В. С. Боголюбов, С. А. Боголюбова, В. Н. Глазков, Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова, Т. П. Завьялова, А. В. Каменец и др.
Научная новизна исследования состоит в обобщении теоретических аспектов разработки туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий. На основе полученных результатов определена методология разработки туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке туристской программы для детей на основе использования событийных мероприятий в Свердловской области, направленной на улучшение развития детского туризма в России.
Информационно-эмпирическая база исследования содержит интернет ресурсы, данные о деятельности и услугах турфирм, нормативно-правовые акты по туризму и личный опыт работы в туристской индустрии во время прохождения производственных практик.
Практическая значимость исследования состоит в предложении программы, направленной на улучшение процесса организации активного детского туризма в России.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты разработки туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий.
Во второй главе – проведен анализ проблем, возникающих при разработке туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий.
В третьей – разработана туристская программа для детей на основе использования событийных мероприятий в Свердловской области.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
Для концептуального рассмотрения вопроса о детском туризме следует изначально определиться с терминологией. Исследование имеющихся литературных источников продемонстрировало, что до реального времени отсутствует общепризнанное определение понятия «детский туризм».
Исследование нормативных документов министерств и ведомств (Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минспорттуризма и пр.), в зону ответственности которых входит курация проблематики развития детского туризма, демонстрирует, что в них при рассмотрении поездок детей оперируют как, правило термином «детский отдых» в разных вариантах (детский оздоровительный отдых, детско-юношеский образовательно-оздоровительный отдых, детско-юношеский спортивно-оздоровительный отдых и т.д.) [11, с.78]. При чем, бесспорно, что не все формы детско-юношеского отдыха могут быть определены к детско-юношескому туризму (например, присутствие в городских летних лагерях дневного пребывания).
При направлении детей на санаторно-курортное лечение традиционно принято принимать понятие «санаторно-курортная помощь» являясь частью медицинской поддержки, хотя известно, что часть детей попадает из домов отдыха и детско-юношеские лагеря санаторного вида по дотационным путевкам, а часть с помощью средств семьи или спонсоров по своей инициативе вне муниципальных программ охраны здоровья. В туристской среде принято заявлять о детско-юношеском туризме при организации поездок детей на курорты, экскурсии или в летние лагеря при помощи турфирм.
Подобное разнообразие раскладов к понятию «детский туризм» требует конкретизации указанной дефиниции и более точного определения ее границ, что важно для разработки и реализации услуг по улучшению отдыха и оздоровлению детей.
Под туризмом, согласно с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», понимаются всевозможные «временные выезды (путешествия) жителей России, заграничных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с многократного местообитания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и других целях без занятия работой, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1]. В соответствии с этим, о детско-юношеском туризме правомочно разговаривать, когда кратковременные путешествия вне места многократного проживания совершаются детьми.
Так как такие путешествия в той или другой степени соединены с отдыхом, уместно разговаривать о рекреационной компоненте туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий. Если под рекреацией принято понимать расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и психологических сил человека, тогда детско-юношеский туризм может рассматриваться, являясь частью (разновидность) детско-юношеского отдыха.
В это же время детско-юношеская рекреация может осуществляться не просто в поездках, а также и в местах многократного проживания детей (летние оздоровительные учреждения дневного пребывания), другими словами вне сферы туризма. В таком случае следует заявлять не о туризме, а об образовательной составляющей детско-юношеского отдыха. При чем, стоит принять к сведению, что этот компонент находится в той или другой степени и во множестве иных форм туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий.
Еще более трудным методологическим вопросом считается разграничение понятий «детская санаторно-курортная помощь» являясь частью здравоохранения и «детский лечебно-оздоровительный туризм». В отношении присутствия детских пациентов на курортах реально сложились 2 противоположные точки зрения. Так, автор М.С. Мотышина предлагает признание этих поездок в масштабах предложения санаторно-курортной поддержки как части здравоохранения России и обсуждение поездок в санаторно- курортные организации в масштабах туристской работы (лечебно-оздоровительный туризм) [17, с.74]. Здесь присутствуют законодательные противоречия: последние поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности» оставили санаторно-курортные организации долею объектов туриндустрии, вместе с тем по иным документам курация санаторно-курортной отрасли должна осуществляться Министерством здравоохранения и общественного развития. Данные противоречия имеют не просто методологическое значение, так как обсуждение сущности работающей санаторно-курортной отрасли как проявления кого-то из данных понятий влечет за собой на практике реализацию абсолютно разных, нередко противоречащих друг другу, требований к структуре, высококачественным чертам, формам управления созданием и реализацией санаторно- курортного продукта [1].
Отнесение поездок на курорт к санаторно-курортной поддержке (и подходящее исключение из туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий) имеет значительную аргументацию в случае, в случае если данные путешествия осуществляются в масштабах муниципальных и других программ на безвозмездной либо льготной базе. Достаточно стандартным случаем считается направление ребенка в санаторий по путевке, выделенной ему по показателям здоровья в детской поликлинике. При этом мнение потребителей (ребенка и родителей) ценности не имеет; выбор места предложения санаторно-курортной поддержки и ее размер ориентируются учреждением, выдавшим путевку, согласно с его задачами и полномочиями. Детско-юношескую санаторно-курортную поддержку в этом случае возможно определить, как комплекс лечебно-диагностических и профилактических событий, производимых квалифицированным персоналом в специализированных курортных учреждениях с преимущественным применением причин, для детей с конкретными заболеваниями в масштабах муниципальных или общественных программ на даровой либо льготной базе. Она входит в состав медицинской поддержки и сообразно с ней может рассматриваться как в более широком (предложение поддержки детско-юношескому контингенту), так и в более нешироком смысле (как улучшение здоровья ребенка). На практике в последнее время это положение не подкрепляется муниципальными гарантиями и финансированием. Эта отрицательная позиция подтверждается исключением с 2010 года строчки на процесс организации детско-юношеского оздоровительного отдыха из бюджета Фонда общественного страхования [19, с.98]. В современное время исключительно здравницы Минздрасоцразвития и каких-либо ведомств могут в абсолютной мере считать долею здравоохранения России с его ключевыми достижениями – преемственностью, доступностью, профилактической направленностью.
Если в роли системообразующего аспекта применить источник финансирования путешествия (из бюджетных, социальных или собственных средств), направление детей в санаторий можно отнести к детско-юношескому лечебно-оздоровительному туризму если соблюдать условие внебюджетного финансирования. Другим отличительным аспектом детско-юношеского лечебно-оздоровительного туризма от санаторно-курортной поддержки считается уровень вовлеченности точного субъекта в процесс принятия решения, другими словами возможность выбора и реализация мотивов путешествия лично ребенком и его родителями.
Роль рыночных (туристских) участников в реализации и продвижении детско-юношеских турпоездок – очередной аспект, позволяющий отнести поездку ребенка к детско-юношескому туризму. При этом, следует принять к сведению не абсолютность этого аспекта – в ряде случаев родители организуют поездку без помощи других, без участия турфирм.
Что же касается фактически дефиниции «детский туризм», здесь также нет общего мнения как в отношении самого термина (детский, образовательно-оздоровительный, активный, спортивно-оздоровительный, реабилитационный, рекреационный и пр.), так и содержания этого понятия. Большая часть экспертов склоняется к тому, что детско-юношеский туризм нужно характеризовать, отталкиваясь от выделения его главных компонентов – рекреационных, лечебно-реабилитационных, образовательных и воспитательных. В таблице 1 представлены особенности детского-юношеского туризма в трудах разных авторов.
Таблица 1 – Особенности детского-юношеского туризма в трудах разных авторов
№ п/п Автор Особенности туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий
1 2 3
1 Л.Г. Березовая Считает присутствие детей в лагерях во время отдыха разновидностью общественного туризма, при котором есть выезд в лагерь с многократного местообитания в оздоровительных, познавательных (профильные смены) и спортивных (спортивные лагеря) целях, и не ожидается занятие оплачиваемой работой в месте присутствия. Социальность туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий, учитывая мнение указанного ученого, связана с финансированием поездок в детско-юношеские лагеря в основном с помощью муниципальных средств, выделяемых фондами общественного страхования либо бюджетами разных уровней [5, с.64].
2 В.С. Боголюбов «Под детско-юношеским туризмом выделяет кратковременные выезды (путешествия) детей и молодых людей в целях отдыха, процесса обучения, участия в разных событиях, оздоровления, санкционированные специализированными предприятиями, обеспечивающими комплекс особых услуг. При чем, услуги туристских программ для детей на основе использования событийных мероприятий потребляются, как правило, в группе с провождающими или с родителями [6, с.92]».
3 С.А. Боголюбова «Считает, что туристическая услуга есть отражение процесса реабилитации человеческого (детского) организма в условиях проведения социально-экономической политической работы государства [7, с.86]».
Продолжение таблицы 1
1 2 3
4 В.Н. Глазков «Рассматривает детско-юношеский туризм рассматривается как вид туризма, потребителями услуг которого считаются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и прочими целями в сопровождении трансфера туристской группы или инструктора- проводника. При этом, не предусматриваются путешествия семьи с детьми [8, с.74]».
5 Г.П. Долженко Выделяет детско-юношеский туризм как «один из видов активного отдыха детей и подростков, гармонирующий с образовательно-воспитательными целями, закаливанием организма и ролью в труде [10, с.54].
Таким образом, обобщая, приведенные определения можно сделать вывод о том, что детско-юношеский туризм: это вид туризма, потребителями услуг которого считаются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в поездку за границы мест многократного проживания с целью отдыха, исцеления, оздоровления, образования и прочими целями в сопровождении выделенных лиц или их родителей.
1.2 МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Термин «событийный туризм» был впервые использован департаментом туризма и общественности Новой Зеландии в 1987 году и закрепил связь между событиями и туризмом. В зарубежной литературе данный термин трактуют как важную точку привлечения внимания для дестинации, предпринимателей, а также основную деятельность органов управления, которые желают увеличить поток туристов.
Событийный туризм – туристская деятельность, связанная с посещением разнообразными общественных, культурных, исторических, экономических, природных и спортивных событий, происходящая за пределами постоянного места жительства туриста. Это позволяет говорить о том, что событийный туризм – это череда событий и мероприятий культурной, спортивной, этнографической, выставочной направленности. При этом событие в данном случае может быть как разовым, так и периодически повторяемым [11, с.83].
Следует выделить, что отдельной классификации направлений детского событийного туризма в настоящее время нет. Разработка такой классификации предполагает изучение многообразия и учет особенностей детского отдыха. Отправной точкой в решении данного вопроса может считаться определение существующих направлений детского туризма [13, с.79]:
- экскурсионные поездки по России;
- экскурсионные поездки по Европе;
- автобусные экскурсии;
- комбинированные экскурсионные поездки;
- индивидуальные туристские программы;
- посещение детских оздоровительных лагерей в России и СНГ, в том числе профильных;
- посещение детских оздоровительных лагерей за рубежом, в том числе профильных;
- зимний отдых;
- активный отдых;
- лечебный отдых;
- спортивные туры;
- образовательные туры;
- конкурсные и фестивальные поездки. Рассмотрим более подробно каждое направление.
Экскурсионные поездки по России. Это направление переживает сейчас свое второе рождение и пользуется стабильным спросом. Это связано в первую очередь с политикой государства, усилением патриотического воспитания, коллективизма, с необходимостью расширения мировоззрения детей и подростков [15, с.38]. По всей России происходит возрождение и реставрация памятников архитектуры, музеев, усадьб. Кроме уже имеющихся
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 352-ФЗ) // Консультант плюс: [сайт]. – 2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 01.06.2022)
2. Указ Губернатора Свердловской области от 13.02.2015 № 70-УГ «Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – 2022. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600201502180007?rangeSize=Все (дата обращения: 01.06.2022)
3. Алексеева О.В. Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона // УЭкС. 2011. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-otsenke-vliyaniya-sobytiynyh-meropriyatiy-na-ekonomiku-regiona (дата обращения: 01.06.2022).
4. Безопасный отдых и туризм : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова [и др.] ; ответственный редактор Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.
5. Березовая Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 477 с.
6. Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для вузов / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 293 с.
7. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
8. Глазков В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
9. Грушин М.Ю. Анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-sobytiynogo-turizma-v-rossii-ego-funktsii-puti-povysheniya-effektivnosti-sobytiynyh-meropriyatiy (дата обращения: 07.06.2022).
10. Долженко Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 227 с.
11. Завьялова Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 228 с.
12. Интернет-маркетинг: учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 326 с.
13. Каменец А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с.
14. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учебное пособие для вузов / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с.
15. Константинов Ю. С. Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм : учебное пособие вузов / Ю. С. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с.
16. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июля 1999 г. № ВК 477) [сайт]. – 2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/(дата обращения 07.06.2022)
17. Мотышина М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
18. Настройка таргетированной рекламы во ВКонтакте: пошаговая инструкция [сайт]. – 2022. – URL: https://vc.ru/marketing/101531-nastroyka-targetirovannoy-reklamy-vo-vkontakte-poshagovaya-instrukciya (дата обращения: 07.06.2022).
19. Образовательный туризм в России : учебное пособие для вузов / Ю. С. Путрик [и др.] ; под редакцией С. Ю. Житенёва. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с.
20. Отнюкова М. С. Инновации в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 135 с.
21. Отнюкова М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
22. Расход окупаемости проекта [сайт]. – 2022. – URL:http://www.b-i-plan.ru/raschet-okupaemosti-proekta (дата обращения: 07.06.2022).
23. Рамендик Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для вузов / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с.
24. Рейтинг регионов России по итогам VIII Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards: [сайт]. – 2022. – URL: https://rea-awards.ru/news/rejjting-regionov-rossii-po-itogam-viii-nacionalnojj-premii-v-oblasti-sobytijjnogo-turizma-russian-event-awards (дата обращения: 01.06.2022)
25. Севастьянов Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 317 с.
26. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 366 с.
27. Стахова Л. В. Основы туризма : учебник для вузов / Л. В. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 327 с.
28. Стеблецов Е. А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.
29. Суворова Г. М. Безопасность в туризме : учебник для вузов / Г. М. Суворова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 397 с.
30. Сущинская М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.
31. Турпоток в Свердловскую область // Официальный сайт правительства Свердловской области: [сайт]. – 2022. – URL: https://midural.ru/news/list/document187292/ (дата обращения: 01.06.2022)
32. Урал: походы и активный отдых: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.vpoxod.ru/route/ural (дата обращения: 07.06.2022)
33. Феденева И. Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для вузов / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 205 с.
34. Экскурсия из Екатеринбурга «Страна самоцветов» г. Реж: [сайт]. – 2022. – URL: http://eco-turism.ru/gorod-rezh-strana-samocvetov/ (дата обращения: 07.06.2022)