Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Российской Федерации продолжается формирование демократического, правового и социального государства. При этом процессы формирования «правового социального государства» и реализации его социальных функций в современных научно-технологических условиях являются первостепенными.
Сегодня по-прежнему актуальны вопросы: преодоления бедности и роста реальных доходов граждан, особенно семей с детьми, а также лиц, вышедших на заслуженный отдых, - пенсионеров; повышения качества жизни населения и ожидаемой ее продолжительности (до 78 лет к 2030 г.); демографии и повышения рождаемости.
Не сходят с повестки дня и вопросы реализации принципов достойного труда. Только в правовом социальном государстве могут быть созданы условия для достойной жизни и свободного развития, благодаря которым охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантии развития системы социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных мер социальной защиты и социального обеспечения, включая его дополнительные формы.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что вопрос социальной функции государства является одним из самых популярных за последнее десятилетие. Эта функция на доминирует в выступлениях Президента РФ и представителей Правительства РФ, депутатов Государственной Думы и других политических деятелей.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государством своей социальной функции.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие реализацию социальной функции государства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью работы является изучение социальной функции государства и анализ Российской Федерации, как социального государства.
Задачами работы ставится:
● Рассмотреть понятие и функции социального государства;
● Исследовать Российскую Федерацию как социальное государство;
● Изучить законодательство в социальной сфере в Российской Федерации;
● Проанализировать социальное обеспечение семей с детьми, многодетных семей;
● Исследовать социальное обеспечение лиц пенсионного возраста;
● Изучить социальное обеспечение лиц, имеющих инвалидность;
● Выявить проблемы и определить перспективы развития социальной функции Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «О страховых пенсиях» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1.1 Понятие и функции социального государства
Социальным является государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Согласно Конституции РФ социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным, стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то, что данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства».
Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим.
Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство. Именно поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
В целом можно заключить, что функции государства трактуются через его активность в разных сферах общественной жизни. Объединяющей данные трактовки формулировкой является конструкция «основные направления деятельности государства», что в целом характеризует форму реализации функций государства, но ничего не говорит о содержании такой деятельности.
Между тем государство может действовать в интересах властных групп, экономических элит, его деятельность может быть антинародной. В связи с этим, как представляется, понятие функций государства должно отражать содержательный аспект деятельности государства, детерминированный современной исторической реальностью.
Таким образом, понятие «функции государства» представляется нам как основные направления деятельности государства (проявляющие, с одной стороны, динамику, а с другой - статику государственного функционирования), обусловленные целями и задачами государства на определенном историческом этапе, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
Характеризуя социальную функцию государства, отметим, что наиболее часто она трактуется как его внутренняя деятельность, охватывающая основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Аналогичной позиции придерживается А.Н. Чашин, который, кроме вышеперечисленного, включает в ее содержание содействие развитию культуры, науки и образования и др.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости.
Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти.
Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой.
Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Учитывая вышеизложенное, возможно сформулировать следующее определение: социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Следует отметить, что реализация вновь закрепленных принципов требует от государства и общества высокого уровня экономического развития и высокого уровня социальной сознательности членов общества. Лишь гражданское общество с прочной опорой на гарантированный законодательством каркас социально-экономических прав в состоянии добровольно и осознанно нести бремя ответственности за всех своих членов.
Думается, с целью формирования именно такого общества были инициированы так называемые социальные поправки. Однако благосостояние населения не может улучшаться по мановению волшебной палочки. Для этого должны быть созданы определенные условия - условия для реализации конкретных социально-экономических прав граждан. Лишь после этого можно говорить о реализации принципов.
Достойная жизнь и свободное развитие в правовом социальном государстве гарантируются каждому. Такие гарантии не могут быть поставлены в зависимость от способности индивида участвовать в общественном производстве, иметь возможность трудиться и обеспечивать себя и свою семью минимальным для жизни доходом. Иными словами, незащищенные лица (дети, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, безработные, многодетные и др.) вправе рассчитывать на получение от государства соответствующей помощи и материальной поддержки, которая может оказываться в денежной (пенсии, пособия, компенсации и др.) и натуральной (социальное обслуживание, государственная социальная помощь и др.) формах.
Таким образом, содержание социальных функций правового социального государства раскрывается преимущественно через государственную систему социальной защиты и социального обеспечения - предоставление человеку достаточных средств к существованию, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности.
Деятельность по реализации социальных функций - это деятельность всех иерархических уровней государства при наибольшей нагрузке на территориальные (местные) органы, непосредственно взаимодействующие с населением по направлениям социальной защиты и социального обеспечения. Только посредством установления и последующего воплощения в федеральном законодательстве конституционного принципа равенства всех категорий нуждающихся в государственной поддержке и при соблюдении действующих льгот, преимуществ и иных социальных гарантий возможно гармоничное развитие России как правового социального государства.
1.2 Российская Федерация как социальное государство
Если рассматривать государство как управленческую организацию, то его эффективность в целом определяется уровнем благосостояния народа. В свою очередь, благосостояние народа зависит от обеспеченности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Россия объявила себя социальным государством. Типичными признаками социального государства являются: уровень экономического развития страны, который может обеспечивать достаточно высокий уровень жизни и социальной защищенности всех граждан; развитая система социального обеспечения; ответственность государства перед гражданами; установление в обществе социальной справедливости и социальной солидарности.
По мнению основоположника теории социального государства Л. фон Штейна, идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных.
Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого. Политика такого государства должна быть направлена на минимизацию различий между индивидами в доступе к различным благам. Кроме того, социальное государство предполагает заботу о слабозащищенных слоях населения - с тем чтобы во имя милосердия, справедливости, предотвращения и смягчения социальных конфликтов обеспечить всем членам общества условия достойной жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996 (ETS № 163)). Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года», вступ. в силу 01.12.2009) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4.
2. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты». Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru / Дата обращения (01.06.2022 г.)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462–1 // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
10. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ, 08.07.2019, № 27, ст. 3522.
11. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 7) // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4344.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
13. Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, № 51, ст. 6673.
14. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, № 49, ст. 6422.
15. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 18.
16. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
17. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
18. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
19. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, № 12, ст. 425.
20. Указ Президента РФ от 29.04.2019 № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // Собрание законодательства РФ, 06.05.2019, № 18, ст. 2226.
21. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
22. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 26.12.2016, № 52 (Часть V), ст. 7614.
23. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.
24. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006, № 26, ст. 2820.
25. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.
26. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.04.2001, № 16, ст. 1603.
27. Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484 «О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» // Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2457.
28. Постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 11, 13.03.2000.
29. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 № 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru / Дата обращения (01.06.2022 г.).
30. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2014. № 9.
31. Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 41, 22.07.2008.
32. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 996-О [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ Дата обращения (01.06.2022 г.).
33. Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. № 948-О [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ Дата обращения (01.06.2022 г.).
34. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. № 889-О-О [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ Дата обращения (01.06.2022 г.).
35. Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 34.
36. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): Москва: Проспект, 2015. С. 281.
37. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99 - 106.
38. Власова И. Пенсионная реформа: сколько сэкономил бюджет // Газета.ru. 2020. 3 марта.
39. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. № 4. С. 18.
40. Зарипова А.Р., Хамитова Г.М. Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 34.
41. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
42. Ерофеева О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики // Социальное и пенсионное право. 2018. № 1. С. 23.
43. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
44. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
45. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Современное право. 2019. № 2. С. 38 – 46.
46. Нацун Л.Н., Шабунова А.А. К вопросу об экономической цене инвалидности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 2. С. 171.
47. Степанова А.А. К вопросу о социальном государстве в России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 23 - 26.
48. Тарабан Н.А. Международно-правовые стандарты народного суверенитета и их роль в эволюции мирового конституционализма // Международное публичное и частное право. 2019. № 1. С. 3 – 6.
49. Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. 591 с.
50. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
51. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 15.
52. Ясакова Е. Зафиксирует на шесть лет // Российская газета. 2018. 3 окт.