Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, на данный момент, посвящено множество публикаций и исследований, однако, не смотря на это, в новых социально-экономических условиях всё-таки остается множество факторов, которые указываются на актуальность повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Во-первых, в виду возникших изменений и появившихся новых вызовов для общества, вызванных условиями пандемии, у органов местного самоуправления увеличился уровень ответственности и объемы выполняемых работ, дополнительного внимания стали требовать не только социальные проблемы населения или экономические трудности представителей бизнеса, на первый план вышла задача сохранения здоровья и жизни граждан.
Во-вторых, возросший уровень ответственности потребовал расширения полномочий органов местного самоуправления, которые должны всегда подкрепляться законодательными нормами и правовыми аспектами, поэтому изменения во внешней среде оказали влияние на все органы власти: исполнительную, законодательную и судебную. Увеличение нагрузки на все органы власти и муниципальные учреждения в период пандемии, сказалось и на алгоритме оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, традиционные критерии и показатели дополнились новыми параметрами результативности, такими как: уровень цифровизации и автоматизации при оказании муниципальных услуг населению, удельный вес учреждений, участвующих в национальных проектах, уровень информатизации органов местного самоуправления при оказании государственных и муниципальных услуг населению.
В-третьих, органы местного самоуправления в лице, как администрации муниципального образования, так и представительных органов (например, совета депутатов или контрольного органа муниципального образования) являются ответственными распорядителями и администраторами расходов и доходов местного бюджета, следовательно, от эффективности их деятельности и профессиональных навыков зависит результативность финансирования всех муниципальных учреждений. Учитывая роль и обязательства органов местного самоуправления, особое внимание последнее время стало уделяться открытости бюджетных данных и административной работы: ежегодно главы местных администраций обязаны отчитываться о проделанной работе перед местными собраниями, представляющими интересы избирателей и всего населения муниципального образования. Повышение личной ответственности органов местного самоуправления становится важнейшим критерием и фактором повышения эффективности всей деятельности органов власти на местном уровне.
Всё это указывает на возрастание роли органы местного самоуправления в становлении процесса устойчивого развития всего общества. Создание и благоустройство комфортной среды, повышение качества жизни населения, появление новых рабочих мест в населенном пункте, предоставление социальных гарантий жителям муниципальных образований, расширение перечня и оптимизация государственных услуг населению, вот неполный перечень функциональных задач органов местного самоуправления. Поэтому можно с уверенности утверждать, что эффективности деятельности органов местного самоуправления зависит уровень жизни каждого гражданина, что делает изучаемую тему исследования одной их самых важных и актуальных на современном этапе.
Целью исследования является анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере Администрации МО «Город Оренбург», а также разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности Администрации МО «Город Оренбург».
Задачами исследования стали:
- раскрыть теоретические аспекты повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- провести систематизацию понятия, классификации и роли органов местного самоуправления;
- изучить особенности деятельности органов местного самоуправления в социальной и финансовой сфере;
- представить методику анализа и показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- осуществить оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере Администрации МО «Город Оренбург» за 2018-2020 гг.;
- дать характеристику Администрации МО «Город Оренбург»;
- представить анализ эффективности социального развития муниципального образования «Город Оренбург»;
- проанализировать бюджет доходов и расходов МО «Город Оренбург»;
- провести разработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности Администрации МО «Город Оренбург»;
- на основе выявленных особенностей разработать рекомендации по повышению эффективности социального развития муниципального образования «Город Оренбург»;
- рассмотреть способы повышения эффективности бюджета доходов и расходов «Город Оренбург».
Предметом исследования – деятельность органов местного самоуправления.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления муниципального образования «Город Оренбург».
В ходе выполнения исследования были задействованы следующие методы: классификация и систематизация, сравнение, табличная группировка, графический метод, вертикальный и горизонтальный анализ таблиц.
Информационная база – труды и публикации ведущих отечественных специалистов в области государственного и муниципального управления по проблеме повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, открытие статистические и информационные данные на портале Администрации МО «Город Оренбург».
1 Теоретические аспекты повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления
1.1 Понятие, классификация и роль органов местного самоуправления
Проблемами изучения способов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления занимались такие специалисты в области изучения государственного и муниципального управления, как: Барзаева М. А., Красовская А. А., Воронкова О. В., Рудченко Т. И. и другие. Каждый из авторов научной работы по-своему интерпретировал понятие органов местного самоуправления, что позволяет представить и систематизировать составленные ранее ими трактовки данного определения. В таблице 1 представлены трактовки понятия «органы местного самоуправления» различных специалистов в сфере муниципального управления.
Таблица 1 – Трактовки понятия «органы местного самоуправления» различных специалистов в сфере муниципального управления
На основе представленной систематизации понятий «органы местного самоуправления» было сформировано собственное видение и составлено определение: органы местного самоуправления представляют из себя компетентные учреждения или выбранные населением муниципального образования лица, исполнительно-распорядительная деятельность которых направлена на осуществление бесперебойного предоставления гражданам муниципальных услуг, социального обеспечения, жилищно-коммунального обслуживания, благоустройства и развития местной территории.
На рисунке 1 представлены виды органов местного самоуправления.
Рисунок 1 - Виды органов местного самоуправления
Роль органов местного самоуправления в обеспечении публичного открытого управления в интересах местного населения на территории населенного пункта, в создании условий для развития финансово-экономической сферы, культуры, безопасности, социальной защищенности и прочих направлений деятельности, способных улучшить устойчивое развитие и качество жизни жителей муниципального образования.
В таблице 2 представлена характеристика и описание функциональной роли органов местного самоуправления.
Таблица 2 - Характеристика и описание функциональной роли органов местного самоуправления
Виду того, что в различных муниципальных образованиях требуются решение обособленных и частных проблем развития их территории, исходя из экономической ориентации, невозможно сгруппировать единый общепринятый перечень задач и приоритетов органов местного самоуправления. Однако, можно представить пример формирования направлений и задач органов местного самоуправления, который может включать:улучшение демографической обстановки, привлечение инвестиций в сферу туризма и сопутствующую инфраструктуру, работу по обеспечению населения жильем, обеспечение населения района качественной питьевой водой, реформирование ЖКХ, энергосбережение и повышение энергоэффективности, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, развитие переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие приграничной инфраструктуры, строительство транспортно-перегрузочных логистических центров, развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, спорт), благоустройство и экологическое благополучие. Все эти задачи единовременно решаются во многих муниципальных образованиях в субъектах страны, однако они представляют далеко не полный перечень задач и целей, исполнение которых находится в зоне ответственности органов местного самоуправления.
Приведем перечень основных актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления (рисунок 2).
Рисунок 2 - Права органов местного самоуправления в муниципальных образованиях и их нормативно-правовое обеспечение
Основными нормативно-правовыми документами органов местного самоуправления являются (рисунок 3).
Рисунок 3 - Основные нормативно-правовые документы органов местного самоуправления в муниципальных образованиях
Таким образом, на данном этапе изучения теоретических аспектов повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления были рассмотрены: понятие, классификация и роль органов местного самоуправления. Была проведена систематизация понятий «органы местного самоуправления», в результате которой, выявлено, что специалист в сфере государственного и муниципального управления Рудченко Т. И. под органами местного самоуправления понимает исполнителей и представителей власти в муниципальном образовании, включающие в себя местную администрацию, ее главу, представительный и контрольный орган, а также прочие должностные лица, которые были наделены полномочиями решать задачи муниципального управления. Барзаева М. А. придерживается иной точки зрения, она полагает, что органами местного самоуправления являются представительными, контролирующими и исполнительными ведомствами или учреждениями муниципального образования, главная цель которых подразумевает поступательное развитее территории и улучшение качества жизни населения. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) дает следующую трактовку: органы, представляющий власть в муниципальном образовании, а именно глава администрации, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования и выборные должностные лица в обязанности которых входит решение проблем местного характера. На основе представленной систематизации понятий «органы местного самоуправления» было сформировано собственное видение и составлено определение. На сегодняшний день роль органов местного самоуправления значительно возросла и включает в себя обеспечение публичного открытого управления в интересах местного населения на территории населенного пункта, создание условий для развития финансово-экономической сферы, культуры, безопасности, социальной защищенности и прочих направлений деятельности, способных улучшить устойчивое развитие и качество жизни жителей муниципального образования. Также на данном этапе исследования рассматривалась характеристика и описание функциональной роли органов местного самоуправления, которые включают в себя следующие функции: представительную, управленческую, контрольную, исполнительную и надзорную функции. На следующем этапе будут рассмотрены особенности деятельности органов местного самоуправления в социальной и финансовой сфере.
1.2 Особенности деятельности органов местного самоуправления в социальной и финансовой сфере
Все направления деятельности органов местного самоуправления можно сгруппировать в две большие сферы: сфера социального характера и финансово-экономическая сфера (рисунок 4).
Рисунок 4 – Комплекс направлений ориентированный на социальные аспекты работы с населением и реализацию финансово-экономической деятельности органами местного самоуправления
Наибольшее значение для жителей муниципального образования имеет реализация программ и проектов в социальной сфере, однако это не снижает роли органов местного самоуправления в финансовой сфере и экономическом развитии территории. Проблемы социального и экономического характера идут вместе в тесном взаимоотношении, к примеру: повышение предпринимательской активности населения ведет к росту поступлений налоговых отчислений в местный бюджет, увеличению количества рабочих мест, качества жизни и оплаты труда в муниципальном образовании.
Отдельным звеном стоит указать деятельность органов местного самоуправления в экологической сфере. С одной стороны органам муниципальной власти необходимо содействовать развитию производства, стимулировать вложения инвестиции в модернизацию и расширение промышленных предприятий, с другой стороны увеличение объемов производства приводит к росту негативного воздействия на окружающую среду и здоровье местного населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Биганова, М. А., Вазагов, В. М. Теоретико-методологические аспекты изучения деятельности органов местного самоуправления / М. А. Биганова, В. М. Вазагов // Вестник Сургутского государственного университета. – 2019. – № 4 (26). – С. 15–18.
2 Волкова, А. В. Сущность и содержание социальной политики государства в условиях рынка / А. В. Волкова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50–4. – С. 40–42.
3 Скачкова, Г. С. Особенности диагностики и мониторинга деятельности органов местного самоуправления на примере конкретного муниципального образования / Г. С. Скачкова // Трудовое право в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 3–5.
4 Руднева, Е. Л. Муниципальная политика как способы реализации социальной ответственности власти / Е. Л. Руднева // Манускрипт. – 2019. – Т. 12. № 11. – С. 188–191.
5 Рудченко, Т. И. Место органов местного самоуправления в условиях функционирования социально ориентированного государства / Т. И. Рудченко // Сборник научных работ серии «Государственное управление». – 2019. – № 1 (13). – С. 34–41.
6 Воронкова, О. В., Гусева, А. А. Механизм реализации деятельности органов местного самоуправления и его связь с социальной практикой России / О. В. Воронкова, А. А. Гусева // Наука на рубеже тысячелетий. – 2018. – № 11-1. – С. 18–22.
7 Попова, Э. А., Сизова, Ю. С. К вопросу о некоторых проблемах реализации социальной политики в России / Э. А. Попова, Ю. С. Сизова // Colloquium-journal. – 2019. – № 6-9 (30). – С. 35–40.
8 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 23.01.2022.
9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 17.01.2022.
10 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 17.01.2022.
11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 16.01.2022.
12 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 22.01.2022.
13 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 09.01.2022.
14 Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 10.01.2022.
15 Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 12.01.2022.
16 Об утверждении положения о министерстве социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]: Указ Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 г. № 183-ук // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 29.12.2021.
18 Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года № 731-пп. // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 14.12.2021.
19 Годовые отчеты о реализации государственной программы «Доступная среда» за 2017-2019 гг. – Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/menu_items/2218
20 Постановление № 870-пп от 25.12.2018 «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Социальная поддержка граждан в Оренбургской области» // Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М.: Консультант Плюс, 1997-2022. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – 22.05.2022.
21 Годовые отчеты о реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» за 2018-2020 гг. – Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/menu_items/2218
22 Красовская, А. А. Анализ возможности использования метода «дерево целей» при совершенствовании муниципальной программы «социальная защита населения г. о. Химки на 2017-2022 годы» / А. А. Красовская, Е. В. Устюжанинова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2019. – № 3 (29). – С. 155-161.
23 Барзаева, М. А. Программно-целевой метод социально-экономического развития региона / М. А. Барзаева, М. Х. Дубаева // Science Time. – 2020. – № 7 (79). – С. 11-16.
24 Денежкина, Г. С. Организация культурно – досуговой деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья / Г. С. Денежкина // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://scienceforum.ru/2021/article/2021033326
25 Joshi M.Y., Selmi W., Binard M., Nys G.A., Teller J.// Potential for urban greening with green roofs: a way towards smart cities. – 2021. – № 1. – p. 87-94. Режим доступа: https://doi.org/10.5194/isprs-annals-VI-4-W2-2020-87-2020.
26 Verardi F., Passarelli D., Pellegrino A.// La pianificazione strategica favorisce lo sviluppo sostenibile di area vasta. Un caso di studio a nord dell'area urbana cosentina. – 2018. – № 1. – p. 21-27. Режим доступа: https://doi.org/10.19254/LaborEst.17.04.
27 Официальный сайт Администрации МО «Город Оренбург» // [Устав Администрации МО «Город Оренбург»] Режим доступа: http://www.orenburg.ru/activities/social_policy/24.01.2022
28 Официальный сайт ГБУСО «КЦСОН» в Южном округе города Оренбурга Режим доступа: https://kcson-oru.msr.orb.ru/24.01.2022
29 Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г.№ 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот»)» аналитического центра при Правительстве РФ. Статья Д.А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие - обретение новой динамики».
30 Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socialnayapodderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/ (дата обращения: 11.12.2021).
31 Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 28.12.2021).
32 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2/ (дата обращения: 11.12.2021).
33 Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 25.12.2021).
34 Круталевич М. Г. Методические указания по государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (профиль: Общий профиль) // Режим доступа с https://www.osu.ru/iss/1win// (личный кабинет обучающегося)