Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Стратегическая деятельность Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) включает повышение качества услуг, предоставляемых таможенными органами, снижение затрат для участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников внешнеэкономической деятельности) и государства, связанного с таможенным оформлением и таможенным контролем [1]. На сегодняшний день, когда таможенные органы проводят таможенный контроль при перевозке товаров физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), Федеральная таможенная служба России постоянно совершенствует методы выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации. Выбор предметов и форм таможенного контроля на основании пункта 4 статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) осуществляется на основе использования системы управления рисками (далее - RMS). Основная цель его применения - выявлять, прогнозировать и предотвращать нарушения таможенного законодательства.
Использование RMS позволяет рационально использовать ресурсы таможенных органов без ущерба для эффективности таможенного контроля и освобождает большинство участников внешней торговли от чрезмерного бюрократического контроля. Актуальность темы обусловлена проблематикой отсутствия установленного на юридическом уровне термина "неторговый оборот" товаров для личного пользования физическими лицами, что является основой для разработки методических рекомендаций (далее называемых методическими рекомендациями) с целью точной идентификации товаров, предназначенных для личного использования физическими лицами. предназначены и перевозятся физическими лицами на пунктах воздушного контроля во время таможенного контроля в рамках RMS.
Порядок перевозки товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС при определенных условиях включает освобождение от пошлин, неприменение на эти товары нетарифных и технических регулирующих мер, а также использование бумажных документов. На сегодняшний день полной автоматизации таможенного контроля в рамках процесса управления рисками на пунктах воздушного контроля Российской Федерации не существует.
Цель исследования – изучить и проанализировать таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты таможенного контроля товаров,
перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом;
2) выполнить анализ таможенного контроля товаров, осуществляемый таможенными органами в Республике Татарстан;
3) проанализировать совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом.
Объект исследования – Татарстанская таможня.
Предмет исследования – таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические аспекты таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом.
1.1 Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом
В последние годы масштаб и характер внешнеэкономической деятельности (далее называемой внешнеэкономической деятельностью) резко изменились. Увеличение числа участников внешней торговли и присоединение России ко Всемирной торговой организации требуют, чтобы таможенные органы создали необходимые условия для совершенствования таможенного законодательства. Эта необходимость касается не только юридических лиц, но и физических лиц, поскольку таможенные услуги для физических лиц сегодня составляют более 20% от общей деятельности таможенных органов Союза. Особенность правового регулирования таможенных и правовых отношений заключается в том, что эти отношения каким-либо образом связаны с перемещением товаров или транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Несмотря на то, что преступления, совершаемые при ввозе товаров для личного пользования, пресекаются, составляются административные протоколы и постановления, возбуждаются уголовные дела, это свидетельствует о том, что используемая система таможенного контроля недостаточно эффективна. В последнее время количество административных правонарушений, совершенных физическими лицами, составило 47%. Во-первых, в декларации о товарах, транспортных средствах или валютах нет ложной информации или ложной информации.
Рисунок 1.1.1 – Количество дел об Административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами в 2018 – 2020 гг
Статистика, представленная на рисунке 1, показывает, что количество дел, возбужденных через AP, и количество уголовных приказов имеют неоднозначную динамику. Так, количество дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами в 2020 году, составило 114 547 штук, что на 24,12% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и на 19,98% меньше по сравнению с 2018 годом. Количество постановлений о назначении административных взысканий по делам об АП за 2020 год составило 113 200 штук, что соответствует на 23,55 п.п. меньше по сравнению с 2019 годом и на 20,58 процента. меньше по сравнению с 2018 годом. Таможенные органы самостоятельно определяют назначение товаров с использованием системы управления рисками, а также на основании устного или письменного заявления физического лица о перевозимых товарах, их характере и количестве, частоте пересечения физическим лицом и перемещении товаров через таможенную границу Союза. Независимо от детального регулирования аспектов перемещения товаров физическими лицами на практике между физическими лицами и таможенными органами существуют противоречия, связанные с определением критериев отнесения этих товаров для личного пользования или для других целей. Проблема определения критериев достаточно актуальна, поскольку от нее зависит уплата пошлин, налогов, а, следовательно, и пополнение доходной части федерального бюджета. На практике часто встречаются случаи, когда таможенные органы определяют товары, перемещаемые через границу в коммерческих целях, однако люди, которые их перемещают, определяют это по-другому.
В результате такие разногласия разрешаются в судебном порядке. Даже если соблюдаются ограничения по весу и стоимости, установленные для товаров для личного пользования, лица, перевозящие такие товары, предполагают, что впоследствии они будут использоваться в коммерческих целях. В этой связи можно отметить, что такие критерии носят субъективный характер. Поэтому бывают случаи, когда удается достичь установленного предела стоимости товаров, но с учетом количества таможенный орган может принять решение о том, что продукция не относится к категории товаров для личного пользования. Так, если нет четких количественных критериев отнесения товаров к "личным целям", таможенные органы используют разные подходы к таможенному оформлению товаров, перевозимых физическими лицами.
Частой причиной привлечения физических лиц к административной ответственности за недекларирование товаров является ссылка таможенных органов на коммерческую цель перемещения продукции, и, более того, наличие у этого лица статуса индивидуального предпринимателя. Кроме того, одним из наиболее проблемных аспектов, касающихся импорта товаров для личного пользования, является то, что физические лица не проводят операции по декларированию перевозимых товаров, тем самым избегая уплаты таможенных пошлин. Порядок определения таможенной стоимости товаров для личного пользования является спорным вопросом при перевозке товаров для личного пользования. Отсутствие регламентированного перечня документов, содержащих информацию о таможенной стоимости данной категории товаров, вызывает трудности у сотрудников таможни при перевозке товаров для личных целей физическими лицами. Проблема заключается в том, что количество преступлений и случаев контрабанды со временем увеличивается.
Приобретенные товары лицам, въезжающим на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, торгующих в зонах перемещения товаров через таможенную границу Союза, рассматриваются как товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза в качестве багажа в случае физического лица, его последствия через таможенную границу Союза (статья 256(8) ТК ЕАЭС).
Статья 256(3) Таможенный кодекса ЕАЭС устанавливает способы, с помощью которых товары для личного пользования могут проходить через таможенную границу ЕАЭС:
а) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза;
б) в международной почте;
в) отправляются авиакомпанией в адрес физического лица, которое не пересекало таможенную границу Союза, или физического лица, которое не пересекало таможенную границу Союза (рис. 1).
Рисунок 1.1.2 - Основные способы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС
Товары личного пользования, указанные в пункте 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, перевозимые в сопровождении багажа лица, путешествующего по воздуху через таможенную территорию Союза, не подлежат таможенной декларации, если такое лицо покидает таможенную территорию Союза после прибытия на таможенную территорию Союза, не выходя из транзитной зоны международного аэропорта. Таможенная декларация товаров для личного пользования, в том числе тех, которые передаются в таможенную процедуру таможенного транзита, производится с использованием таможенной декларации пассажира [11]. В части 3 статьи 256 Таможенного кодекса ЕАЭС определены виды перевозки товаров для личного пользования через таможенную границу:
1) в сопровождении или без сопровождения багажа, если лицо отслеживается через таможенную границу Союза;
2) в международной почте [1]. Объем продаж товаров, перевозимых международной почтой через таможенную границу Евразийского экономического союза, растет экспоненциально: по данным Центрального банка РФ, за последние 2 года импорт товаров, приобретенных в интернет-магазинах за рубежом, вырос в 5 раз, исходя из выражения стоимости, тогда как доля импортируемых товаров составляет всего 4% [2].
3) перевозчиком по адресу лица, не пересекшего таможенную границу Союза, или лица, не пересекшего таможенную границу Союза. [1] Совет Евразийской экономической комиссии в своем решении № 107 от 20 декабря 2017 года установил нормы стоимости, веса и количества товаров, перевозимых физическим лицам международной почтой, в рамках которых товары могут ввозиться на таможенную территорию Евразийского экономического союза для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов [13].
Заметное снижение стоимости беспошлинно ввезенных товаров напрямую связано с принятием мер, препятствующих перевозке коммерческих грузов физическим лицам по международной почте.
Опыт таможенного регулирования в сфере перевозки товаров физическими лицами на мировой арене, как правило, разнообразен и напрямую зависит от места назначения товаров и продолжительности пребывания человека в иностранном государстве. В настоящее время таможенные органы придерживаются политики внедрения информационных технологий при перевозке товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Для ускорения процесса таможенных операций на базе международной почты Москва – Внуково были внедрены испытания технологии дистанционного управления импортными отправлениями. Суть этой технологии: таможенный инспектор удаленно сравнивает рентгеновские снимки почтового отправления с информацией, доступной в базе данных, считываемой с конверта международного почтового отправления, и принимает решение о выпуске или применении какой-либо формы таможенного контроля [3]. Российская система в области таможенного регулирования физических лиц претерпела много изменений и преодолела очень сложный путь развития, поскольку источники законодательства Российской Федерации динамичны, постоянно меняются и совершенствуются, а также законодательство в области таможенного права [4]: от строгого регулирования ограничения ввоза и вывоза товаров и продуктов питания до внедрения методов экономического регулирования.
Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) на основании законов, которые устанавливают запреты и ограничения, составляет сводный перечень товаров для личного пользования, в отношении которых вводятся запреты и ограничения при перемещении через таможенную границу Союза, и обеспечивает их размещение на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункт 9 статьи 256 ТК ЕАВГ). В Приложении 6 к решению Совета ЕЭК от 20. Декабря 2017 года № 107 (с изменениями от 28.05.2019) представляет собой сводку категорий, не относящихся к товарам для личного пользования (табл. 1).
Таблица 1.1.1 - Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Консультант Плюс.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
4. Решение Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
5. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 952/2013 от 9 октября 2013 г. об установлении Таможенного Кодекса Союза (в новой редакции Регламента (ЕС) 2016/2339 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 декабря2016 г.;
6. Регламента (ЕС) 2019/474 Европейского Парламента и Совета ЕС от 19 марта 2019 г.;
7. Регламента (ЕС) 2019/632 Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 апреля 2019 г.).
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
9. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (ред. от 12.12.2012) «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
10. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров», в соответствии с которым начнут действовать новые ставки таможенных сборов за совершение таможенных операций.
11. Алябьева К.В. Экономическая безопасность: учебное пособие / Алябьева К.В., Коварда В.В. // Санкт-Петербург: Интермедия, 2019. – 672 c.
1. Аракчеева М. В. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС / М. В. Аракчеева // Форум молодёжной науки. – 2021. – Т. 2. – № 2. – С. 18-22.
2. Афонин П.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля: учебник / П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин, С.Н. Гамидуллаев; под редакцией С.Н. Гамидуллаева. – Санкт-Петербург: Интермедия, 2018. – 288 с
12. Башарина А.С., Якунина К.Д. Особенности проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств для личного пользования // Аллея науки. – 2018. – № 10 (26). – c. 676–679.
13. Вобликова, В. С. Особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического Союза воздушным транспортом / В. С. Вобликова, И. Г. Кузьмичева // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее : сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции, Курск, 14–15 октября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 223-226.
14. Безуглов Д.А. Особенности применения технических средств таможенного контроля при применении отдельных форм таможенного контроля в рамках ЕАЭС: учебное пособие (доп. и перер.). / Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов и др. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2019. - 103-107 с.
15. Вагин В.Д. Правовые аспекты совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Вестник Псковского государственного университета.- 2016. - № 4. - С. 176-179.
16. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2017. – 162 c.
17. Гладышева К.А. Запреты и ограничения при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза международным почтовым отправлением // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX международной научно-практической конференции. 2017. – c. 42–46.
18. Гомон И.В., Борисова А.Д., Алексашкина Н.И., Петрухина К.А. Перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 57-5. – c. 5–8.
19. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации – 6-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Норма-М, 2018. - 1088 с.
20. Мешечкина Р. П. Цифровизация таможенных процессов международных почтовых отправлений / Р. П. Мешечкина, О. П. Матвеева, Е. Е. Ледовской // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2022. – № 1(92). – С. 37-48.
21. Назаренко Н. Д. Особенности применения технических средств таможенного досмотра и поиска в отношении товаров и транспортных средств / Н. Д. Назаренко, Е. А. Момот // Фундаментальные и прикладные научные исследования : Сборник трудов по материалам V Международного конкурса научно-исследовательских работ награжденные дипломами I - степени, Уфа, 15 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 19-27.
22. Нерба Д. В. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами / Д. В. Нерба, И. Г. Павловская // Современные тенденции развития торговли и таможенного дела : Тезисы докладов и выступлений VII Международной научной конференции молодых ученых, Донецк, 17 ноября 2021 года / общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Головинова О.Н.. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. – С. 271-274.
23. Нечаева Е.О., Паулов П.А. Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании // Российская наука в современном мире: Сборник статей XII международной научно-практической конференции. - М.: Актуальность РФ, 2017. - С. 353-354.
24. Подойников Р. В. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования воздушным транспортом / Р. В. Подойников // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования ФТС России, Екатеринбург, 06–07 октября 2021 года / Уральское отделение Вольного экономического общества России; Уральская торгово-промышленная палата; Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – С. 180-184
25. Симакова, У. А. Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через границу воздушным транспортом / У. А. Симакова // Правовой взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 мая 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 109-111.
26. Симоненкова, В.С., Коновалова, О.А. Технология таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых воздушным транспортом [Текст] // Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. – 2019. – С.162-165
27. Система управления рисками в «неторговом обороте» товаров для личного пользования физических лиц в РФ // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов. Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». Москва, 2017. – c. 35–42.
28. Жаборовский А.С. О некоторых вопросах правового регулирования перемещения товаров для личного пользования физических лиц в международных почтовых отправлениях // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 2. – c. 89–96.
29. Конфино К.В., Погарская А.С. Современные аспекты таможенного декларирования товаров для личного пользования // Труд и социальные отношения. – 2017. – № 6. – c. 144–158.
30. Костылева Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования трансграничного перемещения товаров физическими лицами // Вестник ТГУ. – 2010. – № 3 (83). – c. 63–67.
31. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019
32. Лаптев Р.А., Коварда В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки, 2020 №1
33. Лузина Т.В., Высоцкая В.Г. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. / учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 142 c. 22. Магаа Т.Г. О некоторых вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела при перемещении товаров для личного пользования // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей VIII международной научно-практической конференции. 2019. – c. 268–270.
34. Маскальская А.Н. Особенности перемещения товаров для личного пользования // Основные тенденции развития российского законодательства: сборник материалов по итогам XII региональной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Сафронова, Е.С. Щеблякова. 2017. – c. 45–49.
35. Матвеева Т.А. Таможенное право. / учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 224 c.
36. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 34 (633) (к совместному заседанию Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации и Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации 4 октября 2016 года) / Под общей редакцией начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктора экономических наук В.Д. Кривова. М.: 2016.
37. Подойников Р. В. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования воздушным транспортом / Р. В. Подойников, Д. Д. Шишкин. — Текст : электронный // Весенние дни науки : сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 22–24 апреля 2021 г.). — Екатеринбург : УрФУ, 2021. — C. 1155-1158.
38. Попова Л.И. Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств. / учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 187 c.
39. Попова Л.И. Технологии таможенного контроля. / учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 256 c. 2
40. Ретивых В.И., Опарин В.Н. Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. – c. 190–198
41. Рудакова Т.А., Санникова И.Н., Рудакова О.Ю. Экономическая безопасность региона: сущность, факторы, инструменты мониторинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 6. – С. 1072–1091
42. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. – Москва: РУСАЙНС, 2018. – 350 с.