Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной целью здравоохранения является предоставление всесторонней и качественной медицинской помощи населению страны, поэтому во всех странах мира на здравоохранение расходуется от 6% до 15% ВВП. [32, с. 39]
Рост затрат на медицину и одновременно недостаток средств на неё происходит одновременно с неэффективным использованием средств, по оценкам экспертов ВОЗ потери отрасли составляют от 20 до 40%. [26, с. 23]
В настоящее время источники финансирования здравоохранения определены законодательно, к ним относят: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, добровольные пожертвования и иные источники.
Тем не менее, ограниченность ресурсов, распространение пандемии Covid-19, установление западных санкций, усложнили проблему и выявили несоответствие сложившегося механизма многоканального бюджетно-страхового финансирования потребностям населения. [27, с. 50]
Одновременно следует отметить существующий неоднозначный подход министерств и ведомств, научного сообщества к проблеме финансирования здравоохранения. Так, например, представители Минфина РФ предлагают сократить бюджетные расходы, Министерство здравоохранения предлагает сократить количество страховщиков. [27, с. 76]
Проблемам эффективности моделей финансирования здравоохранения в разное время были посвящены труды отечественных ученых, в том числе: А.Г. Аганбегяна, Д.В. Дементьева, З.М. Казачковой, Е.С. Малышева, П.Н. Тесли, Т.В. Фанберга, В.М. Чернышева, Н.И. Яшина и других.
Выше изложенное обусловливает актуальность темы и необходимость решения научной проблемы – финансовое обеспечение деятельности здравоохранения в системе ОМС.
Цель работы – теоретическое и практическое исследование финансового обеспечения деятельности здравоохранения в системе ОМС
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие финансового обеспечения;
2. Изучить особенности обязательного медицинского страхования;
3. Рассмотреть финансовое обеспечение здравоохранения в рамках ОМС;
4. Дать краткую характеристику ГАУЗ «ГКБ № 1;
5. Проанализировать финансовое обеспечение ГАУЗ «ГКБ № 1»;
6. Определить проблемы финансового обеспечения здравоохранения.
Объект исследования - Государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» города Оренбурга.
Предмет исследования – процесс формирования и механизм использования средств ОМС.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты, периодические издания, статистические данные, аналитическая информация по объекту исследования.
В качестве методов исследования в работе применялись монографический, статистический, аналитический, метод сравнительного анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические основы финансового обеспечения здравоохранения», определено понятие финансовое обеспечение, рассмотрена сущность обязательного медицинского страхования и особенность финансового обеспечения здравоохранения в рамках ОМС.
Во второй главе «Современное состояние финансового обеспечения здравоохранения на примере ГАУЗ «ГКБ № 1» г. Оренбурга дана краткая характеристика объекта исследования, проанализированы уровень, динамика, структура доходов и расходов учреждения здравоохранения, выявлены проблемы финансового обеспечения здравоохранения.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список литературы насчитывает 35 наименований, работа включает приложения.
Глава 1 Теоретические основы финансового обеспечения здравоохранения
1.1 Понятие финансового обеспечения
Для понимания механизма обеспечения организаций здравоохранения финансовыми ресурсами необходимо определить понятия «финансовое обеспечение» и «финансирование».
В экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна понятие финансирование определено как обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо. [10, с. 1047]
Далее в этом же словаре дано определение финансированию бюджетному как «предоставление в безвозмездном порядке средств из государственного бюджета учреждениям для полного или частичного покрытия расходов, а также для осуществления государственных заказов, выполнения государственных программ, содержания государственных организаций для достижения общегосударственных целей». [10, с. 1047]
Отметим, что в словаре под редакцией А.Н. Азрилияна понятие «финансовое обеспечение» вообще не рассматривается.
Коллектив авторов современного экономического словаря под финансированием понимает обеспечение финансовыми ресурсами. [11, с. 454]
Из приведенных определений можно выделить особенности финансирования: во-первых, это процесс; во-вторых в этом процессе происходит наделение организации финансовыми ресурсами; в-третьих, эти ресурсы необходимы для покрытия расходов, затрат в связи с осуществлением деятельности.
Приведенные особенности позволяют использовать понятия «финансирование» и «финансовые обеспечение» как синонимы.
Учреждения здравоохранения, как правило, являются некоммерческими организациями, они согласно ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», создаются для выполнения работ или оказания услуг в соответствии с полномочиями.
В зависимости от источника финансирования, как показано в приложении А, выделяют следующие типы бюджетных организации :
казенные – это государственные учреждения, оказывающие услуги в рамках полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение их деятельности осуществляется из бюджета соответствующего уровня;
бюджетные – учредителем данных организаций являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления, финансовое обеспечение осуществляется из бюджета соответствующего уровня или из бюджета внебюджетного фонда;
автономные - создается учредителем, финансовое обеспечение осуществляется из различных источников, финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с государственным заданием и обязательствами перед страховщиками, в форме субсидий.
Статус бюджетной получает такая организация, в качестве учредителей которой выступают органы государственной власти РФ, субъектов или органы местного самоуправления.
Бюджетные учреждения обязательно финансируются из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Основным нормативно-правовым актом, который регламентирует бюджетные отношения, является «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 28.12.2021), согласно которому бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Принципами организация финансов бюджетных учреждений являются:
целевое использование средств;
разграничение бюджетного финансирования и средств от предпринимательской деятельности;
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
контроль со стороны государственных органов за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств. [14, с. 8].
Бюджетные ассигнования утверждаются и доводятся до бюджетных учреждений на основании бюджетной классификацией расходов.
Источниками финансовых ресурсов здравоохранения, как показано на рис. 1.1, служат бюджетные средства, средства работодателей, средства населения.
Рисунок 1.1 – Источники финансовых ресурсов здравоохранения
Доля каждого из них в общем объеме средств, определяет модель финансирования отрасли.
В настоящее время в финансовой литературе и мировой практике, исходя из особенностей источников, выделяют три основных модели финансового обеспечения здравоохранения:
бюджетно-страховая модель – финансовое обеспечение основывается на целевых взносах работодателей, работников и бюджетных средств, которые распределяются либо прямо, либо через посредников – страховых медицинских организаций;
бюджетная модель – финансовое обеспечение основывается на бюджетных средствах и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;
предпринимательская модель - финансовое обеспечение основывается на оказании платных медицинских услуг и средствах фондов добровольного медицинского страхования. [14, с. 252]
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Бюджетные организации, как правило, являются организациями некоммерческими, учредителями которых выступают органы государственной власти РФ, субъектов или органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение некоммерческих организаций, в том числе, организаций здравоохранения, представляет собой процесс наделения их финансовыми ресурсами, которые необходимы для покрытия расходов, затрат в связи с осуществлением деятельности.
Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения может осуществляться за счет внутренних и внешних источников.
В данной связи выделяют три основных модели финансового обеспечения здравоохранения, в том числе бюджетно-страховую, бюджетную и предпринимательскую модель финансового обеспечения.
1.2 Обязательное медицинское страхование
Конституция РФ гарантирует право населения на бесплатное медицинское обслуживание.
Однако недостаточность финансовых ресурсов в бюджете, обусловило реформу здравоохранения, в результате была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан.
Медицинское страхование представляет собой систему здравоохранения адекватную рыночной экономике.
Законодательство об обязательном медицинском страховании включает Конституцию РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах обязательного социального страхования».
Правовые основы участников ОМС определены в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «Об обязательном медицинском страховании».
В законе под обязательным медицинским страхованием понимается:
- вид обязательного социального страхования;
- система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс РФ Часть первая. [Электронный ресурс] федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 09.03.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс] федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 28.12.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] федер. от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
4. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. 01.05.2017). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
5. «Об обязательном медицинском страховании» [Электронный ресурс] федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.12.2021). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
6. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс] федер. закон от 02.12.2019 г. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
7. «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 21.11.2010 г. № 402-ФЗ (ред. 29.06.2015). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
8. «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 19.12.2016). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
9. «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» [Электронный ресурс] федер. закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
Справочная литература
10. Большой экономический словарь. [Текст] /Под ред. А.Н Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1472 с. - ISBN 5-89378-012-4.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с. (Библиотека словарей «ИНФРА_М»). – ISBN 978-5-16-003390-7.
Книги, монографии, статьи на русском языке
12. Аганбегян А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков [Текст] /А.Г. Аганбегян. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГ, 2019. -192 с. - ISBN 978-5-77496-1412-8.
13. Афанасьев Мст. П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры [Текст] /Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство, Юрайт, 2016. – 363 с. – (Университеты России). - ISBN 978-5-9916-0109-2.
14. Бюджетный учет и отчетность: Учебное пособие [Текст] /М.А. Вахрушина, А.С. Бизина, Н.Н. Сибилева, А.А. Соколов //Под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2016. – 282 с.
15. Дементьев Д.В. Финансирование здравоохранения: источники, способы и результаты [Текст] /Д.В. Дементьев //ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. – 2016. - № 11. - С. 56-62.
16. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития здравоохранения. Часть 1. [Текст] //Проблемы прогнозирования. – 2021. - № 6. – С. 59-71.
17. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития здравоохранения. Часть 2. [Текст] //Проблемы прогнозирования. – 2022. - № 1. С. 45-54.
18. Казачкова З.М. Финансовые инструменты государственного управления здравоохранением: проблемы и решения. [Текст] //Законы России. - 2021. - № 11. - С. 75-79.
19. Калмыков Ю.П. Л Повышение эффективности институтов социального страхования. [Текст] //Финансы. – 2021. - № 1. - С. 52-58.
20. Качанова Е.А., Захарова Е.Н. Актуальные проблемы финансирования учреждений здравоохранения в России в условиях глобальных вызовов. [Текст] //Проблемы теории и практики управления. – 2021. - № 4. - С. 46-59.
21. Кислицина О., Чубарова Т. Национальный индекс деятельности системы здравоохранения: методологические подходы и результаты для России. [Текст] //Общество и экономика. – 2022. - № 2. - С. 31-45.
22. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник [Текст] /В.П. Климович. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. - 2013. – 336 с
23. Куконков П.И., Устинкин С.В. Социальные последствия реформы здравоохранения в регионах России. [Текст] //Власть. – 2022. - № 1. С. 42-53.
24. Куликова О.М. Новые механизмы управления сферой здравоохранения в РФ: монография [Текст] /О.М. Куликова; науч. Ред. Г.Д. Боуш. – Омск: Изд-во ОмГА, 2016. – 328 с.
25. Маркетинг в здравоохранении: Учебник [Текст] /Н.А. Савельева [и др.]. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2020. – 297 с. - ISBN 978-5-394-03794-8.
26. Тесля П.Н. Тренды страховой медицины. [Текст] //ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. – 2016. - № 11. - С. 22-38.
27. Файберг Т.В., Щербакова И.Н. Развитие методов формирования финансовых ресурсов в системе здравоохранения России [Текст] //Финансы. – 2021. - № 4. - С. 57-62.
28. Финансы: учебник [Текст] /коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 432 с. – (Бакалавриат). - ISBN 978-5-406-04391-2.
29. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» [Текст] /под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-02166-9.
30. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для академического бакалавриата [Текст] /под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – м,: Издательство Юрайт, 2019. – 523 с. – Серия Бакалавр. Академический курс. - ISBN 978-5-9916-5035-9.
31. Финансы и кредит: учебник [Текст] /коллектив авторов; под ред. Н.Г. Кузнецова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой. – М.: КНОРУС, 2016. – 432 с.
32. Чернышев В.М., Воевода М.И, Стрельченко О.В. Рационализация использования ресурсов в российском здравоохранении [Текст] //ЭКО: Экономика и организация промышленного производства). -2016. - № 11. - с. 39-55.
Интернет-источники
33. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2021 г. [Электронный ресурс]. - https://ach.gov.ru/upload/iblock/432/wjvi2beix.
34. Отчет о результатах аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - https://ach.gov.ru/upload/iblock/432/wjvi2beix796.
35. «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 г. № 971-пп. [Электронный ресурс]. - https://www.orenfoms.ru/upload/iblock/4bc/Postanovlenie-Pravitelstva.