Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Официальная статистика и ряд научных исследований фиксирует рост преступности несовершеннолетних на всей территории Российской Федерации. Негативно сложившаяся социально – экономическая ситуация в стране, оказала немалое влияние на рост преступности среди несовершеннолетних. Немалую роль в этом сыграли и западные средства пропаганды, и наличие негативной информации в среде интернет.
Трансформации норм морали и нравственных ценностей подверглись прежде всего наиболее незащищенная часть населения, а именно подростки.
Согласно статистическим данным, каждое 20–е преступление за последние годы совершалось и совершается несовершеннолетними или с их участием. Проводимая в Российской Федерации политика по преодолению преступности несовершеннолетних базируется на положениях Конституции Российской Федерации, согласно которым детство в Российской Федерации находится под защитой государства (ст. 38), и основана на общепринятых принципах и стандартах международного права о защите прав и интересов несовершеннолетних.
Как правило, большинство преступлений, совершаемых подростками относятся к имущественным (кражи, грабежи и т. д.), но в последнее время все чаще встречаются и преступления против жизни и здоровья. Причины преступной деятельности несовершеннолетних многообразны по своей природе – это желание сконцентрировать на себе внимание сверстников, и стремление к приключениям, а у отдельных категорий и обычная потребность в пище. Большинство «трудных» подростков – это дети из так называемых неблагополучных семей. Кроме того, в последнее время наблюдается увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. Следствием всего этого является увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, характеризующие уголовно–правовую характеристику преступности несовершеннолетних.
Предметом дипломного исследования выступают нормы уголовно–процессуального законодательства, теоретические положения уголовного права, материалы правоприменительной практики.
Целью настоящей работы является рассмотрение уголовно–правовых аспектов ранней преступности несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
изучить историю развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;
рассмотреть понятие преступности несовершеннолетних;
рассмотреть закономерности преступного поведения ранних несовершеннолетних преступников;
проанализировать понятия и формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних;
на основании имеющихся данных проанализировать особенности преступности несовершеннолетних;
определить основания привлечения к уголовной ответственности лиц в возрасте от 14 до 18 лет;
- дать криминологическую характеристику динамики преступности несовершеннолетних;
- проанализировать личность несовершеннолетнего преступника;
- с учетом мирового опыта и особенностей развития нашей страны разработать рекомендации и сформулировать уголовно – правовые меры противодействия и предупреждения преступности несовершеннолетних;
- разработка предложений по совершению практики применения уголовной ответственности к несовершеннолетним.
Основы теории и практики профилактики преступности среди несовершеннолетних, социальной профилактической работы изучали такие ученые, как: В.В. Агильдин, Н.Ф. Басов, В.С. Ишигеев, Л.М. Карнозова, В.Я. Кикоть, С.З. Кимова, С.Я. Лебедев, М.М. Бабаева, Н.И. Ветрова, А.В. Москвичев, Н.М. Рачкова, Е.И. Холостова, А.А. Игнатова и др. В трудах этих ученых выделяется важность проведения работы по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: Человек не рождается с закодированными социально–положительными или социально–отрицательными свойствами. Личность человека, его становление и сущность формируются в процессе всего его жизненного пути – в процессе социализации, в результате которой индивид приобретает определенные свойства и качества, детерминирующие его поведение. Неблагоприятные жизненные условия, отсутствие воспитания повышают вероятность отклоняющегося от нормы поведения, в том числе преступного. Эффективность деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних в значительной степени зависит от того, насколько меры профилактики базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно–исполнительным правом, психологией, педагогикой.
Теоретическая база исследования состоит в исследовании фундаментальных трудов современных ученых–процессуалистов, монографий, статей в периодических изданиях, авторефератов и иных научных исследований по выбранной теме.
Методологической базой дипломного исследования является всеобщий метод познания, метод системного анализа, статистические методы, метод сравнений, метод обобщений, базовые положения психологической науки.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, иные федеральные законы, также при написании работы использовались ведомственные нормативные акты.
Эмпирической основой исследования является опубликованная судебная и следственная практика, статистические данные Верховного Суда РФ.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, смогут использоваться практическими работниками в целях предотвращения преступности несовершеннолетних и их раскрытие.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, последовательно раскрывающих сущность темы исследования, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних
Рассматривая становление российского законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних, можно отметить, что древние памятники законодательства (например, наиболее старый из известных источников права Древней Руси – Русская Правда) вообще не содержат никаких положений об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Возрастная граница (10 лет) была установлена Указом Екатерины II от 26 июня 1765 г. «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними и о различии наказания по степени возраста преступников». Такой виновный без предания суду и без наказания передавался на исправление родителям, родственникам или опекунам. Данным указом также предусматривалось и смягчение наказания для лиц, совершивших преступные деяния в возрасте от 10 до 17 лет.
В самом конце XIX века в России был принят Закон «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» от 2 июля 1897 г. Этот Закон сохранил для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон допускал применение каторги и поселения.
В конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910–1917 гг.
Первый такой суд начал действовать еще в 1910 году в Санкт–Петербурге. Эти суды «отличались следующими признаками: конфиденциальность судебного разбирательства, отсутствие формальной судебной процедуры, в том числе официального обвинительного акта, упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя, применение попечительского надзора в качестве основной меры воздействия
В советский период развития в законодательстве по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, наблюдаются значительные колебания как в сторону снижения возраста уголовной ответственности преступника, так и в сторону увеличения уголовно–правового воздействия. Основными началами 1924 г. были введены понятия «мало¬летний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. При разработке УК РФ 1996 г. были учтены современные социально–психологические характеристики несовершеннолет¬них.
Анализ изменений УК РФ в части регулирования минимального возраста ответственности показывает, что за время его действия законодатель перманентно увеличивал перечень деяний, содержащихся в ч. 2 ст. 20 УК РФ и предусматривающих минимальный 14–летний возраст субъекта преступления. Напомним, что в первоначальной редакции перечень включал всего 20 статей, и это при том, что в него впервые вошли вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ), а также вандализм (ст. 214), являющийся для несовершеннолетних «статусным» общественно опасным деянием. Действующая редакция ч. 2 ст. 20 УК РФ уже включает 32 статьи с пониженным 14–летним минимальным возрастным порогом.
Постоянное расширение круга деяний с минимальным 14–летним порогом субъекта преступления идет вразрез с гуманизацией уголовной политики в отношении несовершеннолетних и наглядно показывает, что в современных условиях роль уголовно–правовых средств в противодействии ранней криминализации подростков существенно преувеличена.
Один из главных дефектов современной уголовной политики в отношении несовершеннолетних связан с противоречиями в законодательном и правоприменительном подходе к институту принудительных мер воспитательного воздействия (далее – ПМВВ) и его роли в системе мер противодействия преступности несовершеннолетних. Так, в период действия УК РСФСР удельный вес освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера составлял почти 60%, тогда как в период действия УК РФ доля несовершеннолетних, освобожденных по всем видам нереабилитирующих оснований, определяется в интервале от 5,0 до 5,8% . На практике приоритет отдается общим институтам освобождения от ответственности (ст. ст. 75, 76 УК РФ), и поэтому в числе несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, удельный вес тех, кому были назначены принудительные меры воспитательного воздействия, не превышает 10 – 12%.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что реализация уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет по пути свертывания специализации ответственности, вызванному принижением значимости ее особых форм. В современном обществе положению детей уделяется особое внимание.
Совершенно объективно, что многостороннее развитие детей, защита и обеспечение их прав, свобод и интересов находятся в области высокого интереса государства и общества. В настоящее время нередкими становятся случаи, когда государство и социум в целом, а также отдельные индивиды нуждаются в защите от самих несовершеннолетних. Их поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм и квалифицируемое как девиантное, может ставить под угрозу не только духовную и физическую целостность самих подростков, но также и безопасность окружающих людей. Негативные проявления в поведении несовершеннолетних могут быть также обусловлены различными факторами, такими как: вовлеченность в незаконные образования или группы с сильно выраженной подростковой субкультурой; реакции на трудные обстоятельства жизни; стремление к самостоятельности и др., что приводит к общественной отчужденности молодежи.
1.2. Понятие преступности несовершеннолетних
Преступность – это процесс выделения преступности как самостоятельного правового и социального явления из более широкого круга норм права и морали. По мнению ряда авторов, преступность несовершеннолетних объясняется: избранием несовершеннолетними антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсутствием жизненного опыта в целях самоутверждения.
Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание со стороны исследователей. Преступление – это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Одним из важнейших признаков преступления является его общественная опасность, то есть причинение вреда существующим общественным отношениям. Следующим не менее важным признаком является его противозаконность, то есть данное действие нарушает закон, в котором говорится о запрете совершения подобных действий. Не предусмотренное уголовным кодексом деяние не относится к разряду преступлений. Оно будет считаться административным или аморальным правонарушением. Наказуемость также является одним из признаков преступления. За совершенное деяние в уголовном кодексе установлено соответствующее наказание. Абсолютно любое совершенное преступление считается аморальным, морально осуждаемым обществом. Но, далеко не любое аморальное действие является преступлением.
В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника – возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений.
Несовершеннолетними признаются лица, не достигшие к моменту совершения преступления возраста 18 лет (ч. 1 ст. 420 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации). Особенность ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, заключается в том, что к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно–воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Эта особенность не только вытекает из норм действующего уголовного и уголовно–процессуального законодательства Российской Федерации, но и соответствует международным принципам, закрепленным в таких международных актах, как Конвенция о правах ребенка (1989), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр–Риядские руководящие принципы, 1990). Такое правопонимание отражено и в других официальных документах, в том числе в Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета министров Совета Европы к государствам–членам «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних».
Социальные науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности. Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14–17 лет.
Общие закономерности подросткового возраста проявляются благодаря индивидуальным характеристикам, которые зависят не только от окружающей среды, но и от особенностей личности.
На поведение подростков оказывают влияние как условия их жизни и воспитания в предшествующие годы, так и «молодые взрослые». Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, необходимо обратить
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные–правовые акты
1. «Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174–ФЗ (ред. от 19.02.2018)// «Российская газета», N 249, 22.12.2001
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 19.02.2018)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3. Конвенция о правах ребенка (1989) принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. (Международные документы по вопросам обеспечения и защиты прав ребенка. Сборник международных документов. Ч. 1. С. 59).
4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985) Международные документы по вопросам обеспечения и защиты прав ребенка: Сборник международных документов. Ч. 1. С. 33.
5. «Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)// «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497
Специальная и научная литература
6. Алимамедов Э.Н. Задачи и сущность этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. // Российский судья. 2011. № 10. С. 21 – 25.
7. Алимамедов Э.Н. Структура и содержание обвинительного заключения как отражение его социальной и функциональной направленности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 187 – 191.
8. Алимамедов Э.Н. Актуальные проблемы действий и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением // В сборнике: Актуальные проблемы предварительного расследования Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции. 2015. С. 13 – 17.
9. Алимамедов Э.Н., Пушкарев В.В. Актуальные вопросы теории и практики заявления и разрешения ходатайств, заявленных по окончании ознакомления с материалами уголовного дела // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 143 – 146.
10. Андрюхин Н.Г. Проблемные аспекты реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. 2017. N 4. С. 9 – 12.
11. Багмет А.М. Место и роль принципа процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе // Российская юстиция. 2014. N 5; СПС «КонсультантПлюс».
12. Багмет А.М. Следователь – судья на досудебной стадии // Российский следователь. 2014. N 14. С. 8 – 9.
13. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14–е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 608 с.
14. Быков В.М. Следователь в уголовном процессе России. М.: Юрлитинформ, 2014. 336 с.
15. Белкин А.Р. УПК РФ: конструктивная критика и возможные улучшения. Ч. 2: Уголовное преследование. Участники уголовного судопроизводства. М., 2010. С. 44.
16. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. 2015. N 15. С. 48 – 50.
17. Банщикова С.Л. «Ненадлежащее воспитание ребенка родителями (лицами, их заменяющими) как признак объективной стороны административного правонарушения» // Ж.: Вопросы ювенальной юстиции №1, 2011 г.
18. Гуляев А.П. Концепция реформирования предварительного расследования преступления // Российский следователь. 2012. N 11. С. 4 – 6.
19. Гусейнов Н.А. Латентная дифференциация дознания в уголовном судопроизводстве России по нормам УПК РФ // Российский следователь. 2016. N 4. С. 17 – 22.
20. Долгих Т.Н. Основания и порядок производства дознания // СПС КонсультантПлюс. 2018.
21. Демидова – Петрова Е. В. О преступности несовершеннолетних и ее особенностях // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2013. № 14. С.30–36.
22. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Социально–демографическая характеристика личности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно–правового характера без изоляции от общества // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 3. С. 26 – 28.
23. Загорьян С.Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. N 19. С. 40 – 43.
24. Качалов В.И. Отмена принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: уголовно–процессуальный аспект // Lex russica. 2017. N 8. С. 217 – 223.
25. Кудряшов О.В. Характеристика несовершеннолетних осужденных, состоящих на профилактическом учете в воспитательных колониях // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 3. С. 13 – 15.
26. Иванов Д.А. К вопросу о значении и способах оценки имущественного вреда, причиненного преступлением // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 184 – 187.
27. Кудряшов О.В. Характеристика несовершеннолетних осужденных, состоящих на профилактическом учете в воспитательных колониях // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 3. С. 13 – 15.
28. Карнозова Л.М. Восстановительное правосудие в российской правовой системе // Адвокат. 2012. N 12. С. 34 – 46.
29. Ламинцева С.А. Процессуальные гарантии реализации прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Судья. 2017. N 4. С. 42 – 47.
30. Михайлов М.А. Необходимость учета крымского опыта при решении вопроса о создании института следственных судей в Российской Федерации // Матер. межд. науч.–практ. конф. «Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика». Алушта, 2015.
31. Мельников В.Ю. Проблемы осуществления прав личности и ее защиты по уголовному делу на стадии предварительного расследования // Адвокатская практика. 2017. N 5. С. 45 – 54.
32. Мичурина О.В. Проблемы и особенности окончания дознания составлением обвинительного акта (обвинительного постановления) // Российский следователь. 2017. N 20. С. 22 – 25.
33. Овсянников И.В. Два термина, два порядка // ЭЖ–Юрист. 2014. N 50. С. 7.
34. Пушкарев В.В., Федяева Н.В. Особенности расследования серий квартирных краж: учебное пособие. – Волгоград, 2010. – 107 с.
35. Пушкарев В.В. Особенности розыскной деятельности следователя по делам о серийных преступлениях // Российский следователь. 2016. № 11. С. 4 – 5.
36. Перякина М.П. Международные основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц // Вестник Вост.–Сиб. инст. МВД России. 2016. N 1(76).
37. Рыжаков А.П. Комментарий к статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 432– ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
38. Рябинина Т.К. Дознание – самостоятельная форма досудебного производства // Российский следователь. 2013. N 19. С. 44 – 48.
39. Солонина С.Ю. Дискреционные основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2015. С. 4.
40. Хромова Н.М. Реализация концепции восстановительного правосудия по делам в отношении несовершеннолетних // Адвокат. 2017. N 3. С. 57 – 64.
41. Чернышев И.В. Вопросы независимости следователя в ходе предварительного следствия // Российский следователь. 2013. N 6. С. 8 – 10.
42. Чернобродов Е.Р. Влияние эмоциональных состояний на мотивацию делинквентного поведения несовершеннолетних / Е.Р. Чернобродов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск: ОмА МВД России, 2006. – №2 (26). – С.89–92.
43. Чернобродов Е.Р. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях / Е.Р. Чернобродов / Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2006. – С. 3– 60.
44. Чернобродов Е.Р. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних / Е.Р. Чернобродов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск: ОмА МВД России, 2007. – №3 (30). – С.45–47.
45. Чукаева О.А. Полномочия органа дознания по производству неотложных следственных действий // Законодательство и экономика. 2014. N 12. С. 66 – 69.
46. Ушаков А.Ю. Доступ к правосудию на этапе возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. 2017. N 9. С. 30 – 33.
47. Справочно–правовая система «Консультант плюс» [Судебная практика]