Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о роли и функционировании семьи в воспитании детей, для обучения в начальной школе. Проблема, особенно образование детей этого возраста, очень важна и привлекает особое внимание многих ученых.
Трудности в учебе, причины неуспеваемости в школе, решающую роль в воспитании ребенка играет не только школа (учитель, психолог, воспитатель), но, и, родители. Следовательно, семья играет важную роль в образовательном процессе. Она закладывает фундамент в процессе воспитания ребенка.
Данная тема исследования привлекла внимание многих исследователей в области психологии и педагогики, что актуально для проблемы психологической подготовки к школе современных школьников и, для выявления роли родителей в успешном обучении младшего школьника.
В данном исследовании будут апробироваться результаты эмпирических исследований в изучении семьи, воспитания в ней, как одного из социально-психологических условий успешности обучения в начальной школе. Отношения между родителями и детьми в семье очень важны для общего психологического состояния ребенка, а также оказывают значительное влияние на уровень успеваемости и успешности обучения ребенка в школе.
Поэтому учителя и родители не должны сдерживать ребенка. В связи с возрастом начальной школы успех воспитания и обучения зависит от определенных достижений (достижений) ребенка в социально значимых видах деятельности (исследованиях) и других участников образовательного процесса (учителей, родителей), в то же время в образовательном процессе успех участников взаимосвязан и взаимозависим.
По словам учителей, на практике, родители чаще всего беспокоятся о положительных и высоких оценках, которые они не всегда связывают с реальными успехами и подготовкой к начальной школе. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии когнитивных преимуществ, которые являются основой успешного обучения, остается неиспользованным.
Задача педагогов школы, состоит в том, чтобы помочь ребёнку реализовать свой потенциал, развивать устойчивые интересы ребенка, связанные с учебой, научить родителей видеть академические успехи в первую очередь, как результат свободного самовыражения ребенка.
Гипотеза: повысить эффективность образовательного процесса для младших школьников можно в следующих случаях:
- учителя, как и родители, также помогают учащимся формировать когнитивные преимущества;
- в семье родители способствуют развитию интереса к учебе, используя различные методы сотрудничества с детьми.
Целью исследования является – изучение стиля влияния семейного воспитания на учебную деятельность младших школьников.
Предметом данной работы является влияние родителей на успеваемость ребенка в школе в младшем школьном возрасте.
Исходя из выше перечисленной цели, задачи будут следующие:
1.Изучить педагогическую природу стилей воспитания детей младшего школьного возраста.
2.Выявить особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности при разных стилях воспитания.
3.Рассмотреть понятие и характерные особенности влияния стиля семейного воспитания на успешность обучения в школе.
4.Провести экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на успешность обучения.
5. Сделать анализ диагностики методологического подхода и принципы исследования влияния стиля семейного воспитания на учебную успешность.
6.Проанализировать сравнительный анализ результатов исследования.
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных авторов, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полное развитие ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, на иностранном языке - У. Джеймс, К. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие. Эти ученые обсуждают такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
В жизни каждого младшего школьника родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новое поведение, познают окружающий мир, с их помощью он подражает им всеми своими действиями. Данная тенденция все больше усиливается из-за положительной эмоциональной связи между ребенком и его родителями, а также желания быть похожими на мать и отца.
Именно такой процесс воспитания способствует всестороннему и гармоничному развитию за счет постоянного контроля за своим поведением, отношением к окружающим и вниманием к организации семейной жизни.
Самооценка рассматривается, как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности младшего школьника.
Ведущая роль отводится самооценке и, в рамках изучения проблем самосознания: она характеризуется как ядро этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующий принцип и его личностный аспект, органично включенный в процесс самознания. Самооценка связана с оценочными функциями самосознания, которые вбирают в себя эмоционально-ценностное отношение индивида к самому себе, отражая специфику его понимания самого себя.
Следовательно, исследование решает проблемы, с одной стороны, взаимосвязи личности и самооценки, с другой - самосознания и самооценки.
Данные разные подходы к раскрытию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь раскрывают ее сложность и неоднозначность как психологического феномена, ее вовлеченность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности ребёнка.
Методы исследования – наблюдение, тестирование, эксперимент.
Методологической основой исследования является философская, социологическая, культурологическая, психолого-педагогическая концепция обучения младших школьников.
База исследования - муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Асино" Томской области".
Глава 1 Теоретические аспекты психолого – педагогической природы стилей воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Педагогическая природа стилей воспитания детей младшего школьного возраста
Переход к школьному возрасту связан с резким изменением в общении и отношений младшего школьника с другими людьми. Образование становится основным видом деятельности, меняется образ жизни, появляются новые обязанности, а отношения между ребенком и окружающими становятся для него новыми [9].
Ребенок, поступающий в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе человеческих отношений. Находящиеся рядом взрослые, учителя, даже незнакомые люди, не только как уникальные люди, но и как все дети своего возраста, могут научиться учиться сами (добровольно или принудительно).
Психика ребенка развивается стремительно. Взаимосвязь между возбуждением и процессом торможения меняется: процесс торможения сильнее, но процесс возбуждения по-прежнему преобладает, и у младших школьников повышается точность самих органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом цветовая чувствительность увеличивается на 45%, суставные и мышечные ощущения улучшаются на 50%, а зрительные ощущения улучшаются на 80% [6].
Несмотря на вышесказанное, не следует забывать, что существует также дисгармония в физическом развитии, которая явно предшествует нервно-психическому развитию ребенка. Что сказывается на временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в физических нагрузках.
Из сказанного следует, что первый шаг ребенка в школу должен быть под пристальным вниманием родителей, учителей и врачей.
Стремительное развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развить у младших школьников, диктуют учителю строгую цель всей образовательной деятельности.
Мышление детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы на первом этапе - поднять мышление ребенка на качественно новый уровень и развить интеллект до уровня понимания причинно-следственной связи.
Исследования показывают, что при разной организации учебного процесса, изменении содержания методов обучения, способов организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления школьников.
Спонтанное внимание развивается наряду с другими функциями, среди прочего, мотивацией к обучению, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В первом и втором классах уровень произвольного поведения все еще низок, и ребенок все еще очень импульсивен и несдержан [4].
Мышление детей развивается в связи с их речью. Словарный запас четвертого класса насчитывает около 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения связано не только с тем, что словарный запас ребенка значительно обогащается, но, прежде всего, с приобретением очень важной способности выражать свои мысли устно и письменно.
У школьников развиваются элементы социальных эмоций, развиваются навыки социального поведения (коллективизм, ответственность за поступки, дружба, взаимопомощь), возникают коллективные отношения, формируется общественное мнение.
Младший школьный возраст предоставляет прекрасную возможность для формирования нравственных качеств и положительных черт характера. Восприятие младших школьников характеризуется неустойчивостью и растерянностью, но, в то же время свежестью, "медитативным любопытством".
Мальчик может путать цифры 9 и 6, мягкие и твердые знаки с буквой "Р", но он всегда интересуется окружающей жизнью с активным любопытством, которое каждый день открывает ему что-то новое.
Незначительная дифференцированность восприятия, слабость анализа в восприятии частично компенсируется выраженными ощущениями восприятия. Опираясь на него, опытные преподаватели учат своих учеников постепенно слушать, целенаправленно смотреть и развивать навыки наблюдения.
Ребенок завершает первый этап школьного обучения тем, что восприятие, представляющее собой целенаправленную деятельность, становится более сложным, глубоким, приобретает более анализируемый, дифференцированный и организованный характер [16].
Внимание младших школьников непроизвольное, недостаточно устойчивое и ограниченное по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянной практики с любым вниманием, волевых усилий по концентрации.
В этот период память носит преимущественно визуальный и образный характер. Учителя должны приложить большие усилия для развития навыков самоконтроля при овладении запоминанием, навыков самоконтроля, знаний о рациональной организации учебной работы.
Кроме того, впервые дети начинают определять для себя такие критерии, как социальный статус человека (род занятий, положение в обществе, семейное положение). Ребенок начинает задумываться о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (полицейский, начальник, ветеринар).
Представление о себе в новом социальном качестве проявляется у младших школьников в форме овладения ролевым поведением, как наиболее подходящей формой социальной активности. Именно в роли объективируются перспективные социальные цели [6].
Податливость и известные внушения школьников, их склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуются учителя, создают благоприятные предпосылки для экономического образования.
Проблема успешности в обучении школьников сложна, решение которой возможно только при многомерном анализе этой проблемы с точки зрения психологии, педагогики, медицины и физиологии.
М. М. Безруких предупреждает: "Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезная проблема, поскольку она носит социальный, психологический, медицинский и образовательный характер.
Мы говорим об успехе человека, когда признаем его удачу в достижении надежды и успеха. Это связано с тем, что, опираясь на фактические ценности, обычаи и нормы, принятые в конкретном обществе, успех оценивается человеком и самим человеком, поэтому успех обозначается как определенное социальное качество Успех также можно назвать своеобразной "лакмусовой бумажкой" социального статуса человека, а также как один из социальных параметров личности ..." [7].
Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта. Это достигается благодаря человеческим усилиям и усилиям [2].
Следует отметить, что успех обучения является залогом психологического здоровья школьников, на защиту которого выступает все сообщество психологов и педагогов. Этот вопрос (вопрос успешности обучения школьников) изучается учеными довольно давно, но, несмотря на период исследований, этот вопрос менее исследован и его актуальность заключается еще и в том, что этот вопрос редко практикуется в практике образования. Это особенно актуально для проблемы психологической подготовки к школе современных школьников и для выявления роли родителей в успешном ходе воспитания.
Общеизвестно, что период поступления в школу является трудным для ребенка, поэтому важность родительских обязанностей и влияние семейного воспитания, в этот период, изучалась довольно многими авторами (В. С. Мухина, Л. А. Венгер, К. В. Бардин, Л. А. Божович), следует отметить, что в изучение психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к ситуации в школе имеет незначительный характер и в основном носит описательный теоретический характер.
Родители, погруженные в повседневные проблемы, занятые на работе и поглощенные множеством обязанностей, часто не имеют времени и энергии для совместных занятий со своими детьми. Недостаток общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и мыслей о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития [6].
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новое поведение, познают окружающий мир, с их помощью он подражает им всеми своими действиями. Эта тенденция все больше усиливается из-за положительной эмоциональной связи между ребенком и его родителями, а также желания быть похожими на мать и отца.
Когда родители распознают эту закономерность и понимают, что формирование личности ребенка во многом зависит от них, они действуют так, чтобы все действия и поступки способствовали формированию качеств ребенка в целом и пониманию общечеловеческих ценностей, которые они хотят ему донести. Такой процесс воспитания способствует всестороннему и гармоничному развитию за счет постоянного контроля за своим поведением, отношением к окружающим и вниманием к организации семейной жизни.
Отношение родителей к ребенку характеризуется высокой психологической напряженностью и разнообразием в своих проявлениях.
Наиболее распространенные типы поведения: внимательный, тщеславный, боязливый, разочарованный, злой, общительный, легко приспосабливающийся, сенсационный, уравновешенный, настойчивый, настойчивый, настойчивый, уклончивый, уверенный, полный надежд. Эти действия не идентифицируются в чистом виде, но они дают множество комбинаций.
Система отношений с ребенком, сложившаяся в семье, обычно называется отношением родителей. Это установки, которые играют важную роль в психоэмоциональном развитии ребенка и приводят либо к успеху, либо к неудаче ребенка в будущем [4].
Стиль семейного воспитания - это иная система педагогического воздействия, которую родители оказывают на своих детей. В зависимости от них дети семьи могут действовать по-разному: беспрекословно подчиняться старшим или быть свободными практически в любом решении, а поведение родителей и воспитательниц может варьироваться от строгих и незыблемых границ и барьеров до абсолютного безразличия в жизни отпрыска.
В зависимости от стиля воспитания формируются отношения в семье и личность детей. Наиболее правильным считается демократический стиль, но, не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекаемых семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми.
Диагностика стиля семейного воспитания может быть проведена психологом или педагогом с помочью бесед и специальных тестирований.
1.2. Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности при разных стилях воспитания
Мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического планирования, который управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и стабильность. В российской науке это часто определяется как "объективированная потребность".
Мотивация к обучению - это сосредоточенность младшего школьника на различных аспектах учебной деятельности, которые связаны с внутренним отношением младшего школьника к ней.
Выделяют следующие типы мотиваций к образовательной деятельности:
Познавательная мотивация делится на:
- широкая познавательная мотивация (направленность на приобретение новых знаний - фактов, явлений, закономерностей);
- учебно-познавательная мотивация (направленность на усвоение методов получения знаний, методов самостоятельного приобретения знаний);
- мотивация к самообразованию (направленность на приобретение дополнительных знаний).
Формирование личности ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного влияния (воспитания) взрослых, но, и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи.
Социальный опыт формирующейся личности младшего школьника обогащается в результате общения с бабушкой и дедушкой и конфликтов с младшей сестрой, а также подражания старшему брату.
В то же время, подобно тому, как все действия, предпринимаемые со стороны самих матери и отца, не соответствуют призывам и требованиям ребенка (сформулированным целям), также впитывают формы их действий, отношения к другим и отношения к себе, которые не осознаются ребенком.
В настоящее время наиболее распространена классификация стилей родительского поведения, основанная на исследовании Баумринда (1975) [5].
Где выделяются следующие стили родительского поведения:
- авторитетный (воспитание личным примером);
- авторитарный (целостный);
- либеральный (снисходительный).
Э.Маккоби и Дж.Мартин (1983) разработали систему категорий Дианы Баумринд, и определенный автором способ поведения зависит от соотношения влияния стиля семейного воспитания младшего школьника.
Согласно Баумринд Д. (1975), многие либеральные родители очень стремятся продемонстрировать "безусловную любовь", а, дети либеральных родителей, которые выполняют функции прямых родителей, особенно устанавливая запреты для детей, склонны потакать их слабостям, импульсивны и часто не знают, как вести себя на публике. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. В процессе обучения они показывают, что не хотят учиться или небрежны, и могут мешать другим ученикам во время уроков[2].
Рассмотрим классификацию стиля семейного воспитания [3]:
Демократический стиль родительского поведения - это метод родительского поведения, который характеризуется строгим контролем над ребенком, и в то же время семейные родительские решения и действия установленных правил поведения для ребенка кажутся произвольными или не несправедливыми по отношению к ребенку. Поэтому высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Баумринд отметила, что дети полностью адаптированы, уверены в себе, развивают самоконтроль и социальные навыки, хорошо учатся в школе и имеют высокую самооценку [4].
Авторитарный стиль поведения родителей характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с ребенком. Устанавливаются строгие требования и правила, не допускайте их обсуждения. Дети, как правило, замкнуты, пугливы или капризны, скромны и раздражительны.
Девочки в подростковом и юношеском возрасте обычно остаются пассивными и зависимыми, а, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В школе такие дети обычно учатся не хорошо или плохо, а только для того, чтобы их родители оценивали и восхищались.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) - это метод родительского поведения, характеризующийся почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых и искренних отношениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. (Тексты). - М., 1986. -141с.
2. Адлер А. Образование реактивных самолетов. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. - 448 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского университета. Психология. Сир. 14. - 1987. - №2. - с. 60-72.
4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этнической группе, проживающей в диаспоре и на исконной территории.: Дис. ... канд. пед. наук. псих. наук., - М., 2000. - 143 с.
5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.
6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения ребенка младшего школьного возраста к самому себе.: Дис. ... канд. пед. наук. псих. наук - М., 1990. - 169 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общего психологического анализа. - М., 1990. - 367 с.
8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - как он есть. - М., 1999. - 429 с.
9. Баскина Ю.В. Метод диагностики родительских отношений (метод "включенного конфликта").: Автореферат диссертации кандидата наук - М., 1987. - 24 с.
10. Берко Д.В. Влияние стилей воспитания на личностные характеристики девочек.: Дис.... канд. пед. наук. Канд. психол. наук. наук". - Ставрополь, 2000. - 152 с.
11. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 45-53.
12. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144 с.
13. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. пед. наук. псих. наук". - Новосибирск, 2000. - 159 с.
14. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений: дис. ... канд. пед. наук. псих. науки. - М., 1986. - 206 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург, 1997. - 134 с.
16. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Общайтесь с ребенком. Как? - М., 2000. - 240 с.
18. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1992. - №1 - 2. - 33 с.
19. Захаркина М.Н. Взаимодействие семьи и школы по формированию семейных ценностей у младших школьников // Начальная школа, 2013. - № 9. - С. 80-85.
20. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.
21. Крейг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург, 2000. - 992 с.
22. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., 1990. - 189 с.
23. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками: дис. ... канд. пед. наук. псих. наук". - Киев, 1989. - 151 с.
24. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. - Санкт-Петербург, 2000. - 375 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Совесть. Личность. - М., 1977. - 304 с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. - М., 1997. - 234 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. - 456 с.
28. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект развития ребенка. Учебное пособие. - М., 1999. - 166 с.
29. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76 с.
30. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.
31. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - с. 28-36.
32. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских отношений: дис.... канд. пед. наук. канд. техн. наук. псих. науки. - М., 1998. - 187 с.
33. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. - Санкт-Петербург, 1997. - 304 с.
34. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития маленького ребенка.: Дис. ... канд. техн. наук. псих. наук". - Иваново, 1995. - 169 с.
35. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.
36. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности воспитания младших школьников вне семьи. // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - с. 80 -86.
37. Психология и психоанализ характера. Учебное пособие по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1997. - 640 с.
38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - 480 с.
39. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла - 95. Руководство по использованию. - Санкт-Петербург, 1995. - 92 с.
40. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. - М., 1981. - 285 с.
41. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 83-92.
42. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., - 1996. - №6. – 79с.
43. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 38-48.
44. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988. - 200 с.
45. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - Москва, 2000. - 464 с.
46. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 105 - 115.
47.URL:http://festival.1september.ru/(дата обращения 14.06.2022)
48.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения 01.05.2022)