Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня для реализации основных задач учебного предмета «Технология» необходимо выработать опыт как основу обучения и познания, осуществить поисково-аналитическую деятельность с целью практического решения основных прикладных задач, используя знания, полученные на других учебных предметах, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Опыт практической преобразовательной деятельности – это опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
На сегодняшний день культура труда включает все виды человеческой деятельности. Под трудовой культурой Н.Ф.Бабина понимает степень развития преобразующей деятельности человека, которая выражена в совокупности достигнутых технических и духовных технологий и позволяет ему эффективно участвовать в современном трудовом процессе на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [1]. Таким образом, суть этого понятия заключается в новом взгляде на окружающую реальность, которое выражается преобразованием и совершенствованием мира, где живет человек.
Фундаментальная составляющая трудовой культуры состоит в преобразовательной деятельности людей, посредством которой проявляются его творческие способности, знания, умения. Преобразовательная деятельность - это все сферы жизни людей и все сферы трудовой деятельности [5].
Для воспитания трудовой культуры самый благоприятный период - младший школьный возраст. Он выступает самым благоприятным периодом, поскольку в этом возрасте возникает потребность в том, чтобы осознать себя как необходимый и значимый член общества, который способен преобразовать окружающий мир своей трудовой деятельностью, что влечет за собой необходимость в освоении правил организации, осуществления и реализации поставленных целей труда [17].
Учебная дисциплина «Технология» является важным условием формирования трудовой культуры, поскольку она включает много видов работ, требующих определенного порядка выполнения работы, организации собственных рабочих мест, умения общаться с другими людьми, учит экономить собственное и чужое время, которые являются частью рассматриваемого феномена. Чтобы успешно работать над формированием культуры работы на уроке технологии в начальной школе, необходимо выполнить определенные условия ко всем этапам урока технологии.
Этим обусловлена актуальность нашей квалификационной работы.
В национальном проекте «Образование», в Федеральных государственных образовательных требованиях начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусмотрены перспективы и возможности модернизации системы технологической подготовки обучающихся в соответствии с современным социально-экономическим положением страны и трудовым рынком [42].
В настоящее время отмечается, что в методике обучения «Технологии» выявляется часть проблем, которые требуют безотлагательности и серьезности решения, хотя есть достаточно богатый опыт в педагогике как науке и практике в области технологической подготовки нового поколения, в том числе и в начальной школе.
Изучали проблемы выработки технологических умений в своих исследованиях П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, В.А. Поляков, С.А. Малинин, В.И. Сахаров, П.Н. Андрианов и др. В рассматриваемом вопросе существенны работы в силу деятельностного подхода ученых-исследователей: З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожца, В.Т. Кудрявцева, Л.Н. Леонтьева, З.Я. Неверович, Ж. Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Д.В. Сергеевой, Д.Б. Эльконина.
В педагогике и психологии накоплено достаточное количество материала, который характеризуется многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования практической преобразовательной деятельности. Нужно отметить, что, наличие научных работ и признание необходимости формирования практической преобразовательной деятельности, не отразилось на создании практических наработок и дальнейшем использовании их в практике уроков технологии. Обусловлено это тем, что:
а) в учебно-методических комплектах по технологии начальных классов недостаточно заданий для самостоятельной предметно-манипулятивной поисковой деятельности учащихся по формированию практической преобразовательной деятельности;
в) учителя-практики пренебрегают использованием учебно-методической литературы при подготовке и проведению урока технологии в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать возможность использования самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе в целях формирования практической преобразовательной деятельности.
Объект исследования: практическая преобразовательная деятельность.
Предмет исследования: процесс формирования практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе через самостоятельную предметно-манипулятивную поисковую деятельность учащихся.
Гипотеза исследования: формирование опыта практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе будет протекать эффективнее, если
а) учебная деятельность будет построена на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим;
б) будут подобраны и использованы на уроках технологии специальные дидактические материалы, а именно самостоятельные работы, включающие задания, упражнения и задачи для практической преобразовательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия практической преобразовательной деятельности;
2. Выявить особенности современного урока технологии;
3. Охарактеризовать сущность формирования опыта практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе;
4. Провести педагогический эксперимент по формированию опыта практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе;
5. Разработать самостоятельные работы, включающие задания, упражнения и задачи для предметно-манипулятивной поисковой деятельности на уроках технологии в начальной школе.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по формированию опыта практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе;
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими научными идеями:
- психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков и др.);
- теория и методика эффективного обучения (Ю.К.Бабанский, С.Н.Бабина, П.В.Зуев, Г.И.Щукина и др.);
- теория и методика формирования технологической культуры школьников (П.Р. Атутов, А.Н.Богатырев, В.М. Жучков, Г.И. Кругликов, Е.М.Муравьев, Г.Н. Некрасова, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.);
- теория и методика деятельностного подхода в обучении (В.П.Беспалько, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.В. Дрозина, Н.Ф. Талызина, O.K. Тихомиров и др.);
- методика компетентностного подхода в обучении (А.А. Вербицкий, И.А.Зимняя, Г.К.Селевко, А.В.Хуторской).
Методы исследования:
- теоретический: анализ и синтез литературы по исследовательской проблеме, обобщение;
- эмпирический: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование: методика А. З. Зака «Ход конем», методика «Дорисовывание фигур» по О. М. Дьяченко; диагностика творческого мышления по Е. Туник субтест «Спрятанная фигура»; методика «Анкета изобретателя» по Л. Ю. Субботиной;
- статистический: метод количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в разработке самостоятельных работ, включающих задания, упражнения и задачи для предметно-манипулятивной поисковой деятельности на уроках технологии в начальной школе, по формированию опыта практической преобразовательной деятельности.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в МБОУ?
Глава 1 Теоретические основы формирования опыта практической преобразовательной деятельности на уроках технологии в начальной школе
1.1 Понятие практической преобразовательной деятельности
В данном параграфе рассмотрим современное состояние проблемы практической преобразовательной деятельности.
Теория деятельности зародилась уже давно. Свое обоснование сделано представителями философско-социологической науки в девятнадцатом веке. Психологические аспекты деятельности раскрыты в двадцатом веке российскими учеными-исследователями С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым [28].
Деятельность не является только областью изучения научной психологией. Это своего рода междисциплинарный научный комплекс [30].
Некоторые ученые, например, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, В.М.Бехтерев, Л.П.Буева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.Е.Кемеров, Э.Г.Юдин и др. – занимались исследованием понятия деятельности. Позднее этот ряд пополнили имена авторов новых работ: С.В.Поросенков, Е.И.Тюгашев, А.М.Новиков и Д.А.Новиков. Их исследования представляют собой огромный научный интерес.
В Большом психологическом словаре (под редакцией Б.Мещерякова, В.Зинченко) находим следующее определение понятию: «Деятельность (англ. Activity, нем. Tätigkeit) – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [3].
Активность человека обладает особым значением как важнейшего качества личности - как способность менять окружающую обстановку в зависимости от собственных и других потребностей, взглядов, целей [35].
Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение наших потребностей [49]. Потребности – это главная побудительная сила человека, группы или общества.
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
- сознательность, то есть сознательная постановка целей;
- продуктивность, то есть направленность на получение результата;
- преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя;
- общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Преобразовательная деятельность понимается намного шире, чем труд или практика, потому что охватывает все формы деятельности человека, ведущие к изменениям, реальным или идеальным, существующим, а также к созданию, вновь реального или идеального, чего раньше не было. Поэтому преобразовательная деятельность как таковая не зависит от того, кто действующий субъект, что преобразуемый объект, какая конкретная форма и какой уровень осуществляет само преобразование, как в нем соотносятся деструктивные и конструктивные энергии, меры разрушения и просто меры.
Практическая деятельность состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество (рис.1).
Рисунок 1- Виды деятельности
В зависимости от характера объекта преобразовательная деятельность может быть:
- преобразованием природы, т.е. трудом в более конкретном смысле, когда человек своею деятельностью воздействует на природу, не разрушая ее, а регулируя свои отношения с ней;
- преобразованием общества, разрушая его или созидая в новой форме, но в любом случае происходит изменение социальных объектов: отношения, институты, учреждения;
- преобразованием человека, как в его физическом, так и в духовном состоянии.
Это реальное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого.
Однако объект может меняться только в воображении - это проектирование, моделирование деятельности со своей задачей обеспечить практическую деятельность опережающим и направляющим проектом, планом, образом деятельности. В первом и втором случае преобразовательная работа может означать творческую или механическую деятельность, исполнительскую (продуктивную или репродуктивную) деятельность.
Детский развивающий процесс нужно направлять по творческому руслу. Это русло характеризуется созиданием, самостоятельностью, гибкостью и оригинальностью мышления для того, чтобы, по словам М Монтеля, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обратил и украсил себя изнутри». В этом - особенность преобразовательной деятельности детей [4].
Если сам человек ставит цель своей деятельности, то деятельность обладает активным характером, включая творческий компонент. Если цель задается человеком кому-то другому: ученику – педагогом, работнику – руководителем и так далее, то эта деятельность носит исполнительский характер.
Задача развивать личность обучающихся – формирование человека с активным жизненным положением, человека-деятеля, активного и развитого. Ведь тогда достаточно быстро человек может сориентироваться, освоить новую жизненную ситуацию, новую профессию и так далее.
Но для освоения всех существенных сторон деятельности необходимо организовать собственный опыт учащихся в этой деятельности, в котором они могут самостоятельно формировать способности ориентировки, самостоятельного определения целей и действий, творчества.
Следовательно, деятельность человека преобразовательного характера - это система, в которой появляются и реализуются процессы психического развития, которые сами выступают в виде специальных форм деятельности в этом случае – творческих проявлений. Активность напрямую связана с потребностями, служащими ее внутренним источником. Характеры и содержания потребностей меняются в зависимости от мотива
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. Часть I/ Н.Ф. Бабина. – Москва: DirectMEDIA, 2015. – 162 с.
2. Бережнова, Л.Р. О формировании учебной самостоятельности // Воспитание в современной России: проблемы, опыт, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2007 года / Л. Р. Бережнова. -Мурманск: МГПУ, 2008.
3. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург, 2003.
4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. -80с.
5. Власенко, К.Е. Диагностика уровня сформированности у детей младшего школьного возраста умения решать конструкторские задачи/ К.Е. Власенко, В.Л.Синебрюхова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:ahref="https://scienceforum.ru/2019/article/2018013901?ysclid=l4iaq667y469784049">https://scienceforum.ru/2019/article/2018013901?ysclid=l4iaq667y469784049 (дата обращения: 17.06.2022 ).
6. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению/ В.В. Выгонов. - Москва: Академия, 2009. – 256 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2010. – 536 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка/ Л.С. Выготский. - Издательство: «Смысл» Москва, 2005
9. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. М. Галямова, В.В. Выгонов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с.
10. Геронимус, Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом/ Т. М. Геронимус - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
11. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – Москва : Педагогика, 2016. – 536 с.
12. Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности/ В.В. Давыдов // Вопросы психологии. 2003. №2
13. Давыдов, В.В. Теория деятельности и социальная практика/ В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко //Альманах «Восток». 2005. №7/8.
14. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика / М. А Данилов -2005 - № 8.
15. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. / Л.В. Жарова - Москва: Просвещение, 2005.
16. Жмакина, Н.Л. Проектирование уроков «Технология» в начальной школе: учебно-методическое пособие/ Н.Л.Жмакина. Нижневартовск: НВГУ, 2021. 78 с.
17. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование: посо- бие для учителей нач. классов по внеклассной работе / А. П. Журавлева, Л. А Болотина; под ред. Г. В. Райская – Тольятти, 2013. – 31 с. – URL: http://school61-tlt.ru/201-4.pdf (дата обращения: 18.06.2022)
18. Зак, А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. Оценка готовности к начальной и средней школе. Контроль развития в период 6-10 лет/А.З.Зак. Москва: Генезис, 2007. 160 с.
19. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности / Е. И. Игнатьев. – Москва : Просвещение, 2015. – 350 с.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред А.Г. Асмолова. - 2 изд. - Москва: Просвещение. 2010. - 152 с.
21. Кондакова, И. В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ/ И. В. Кондакова, Е. В. Долгошеева, Г. А. Корякина // Ped.Rev. 2020. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 18.06.2022).
22. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе/ Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 296 с.
23. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2007. – 294 с.
24. Кудрявцев, В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования/ В.Т.Кудрявцев. - Москва: Вентана-Граф, 2007.
25. Култаева, А. Х. Теоретические основы формирования конструк- торских знаний, умений и навыков обучающихся на уроке технологии / А. Х. Култаева // Портал педагога – URL: https://portalpedagoga.ru/ servisy/publik/publ?id=4316 (дата обращения: 18.06.2022)
26. Лазарев, В. С. Новое понимание метода проектов в образовании/ В.С.Лазарев // Педагогика. 2011. № 10. С. 3-11.
27. Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие/ А.Н.Леонтьев. – Москва: Смысл : Академия, 2004. – 352 с.
29. Лопанова, Е.В. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие/ Е.В. Лопанова, Т.Б.Рабочих. Омск. ОмГПУ, 2004.
30. Моргунова, И. Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект/ И.Г.Моргунова // Вестник БГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uroka-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-didakticheskiy-aspekt (дата обращения: 17.06.2022).
31. Новиков, А. М. Виды деятельности и процесс учения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент/ А.М.Новикова. - 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-deyatelnosti-i-protsess-ucheniya (дата обращения: 17.06.2022).
32. Новиков, Н. Н. Творческое развитие обучающихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 838-840.
33. Олейник, О. В. Современные научные подходы к определению сущности конструктивных умений младших школьников / О. В. Олейник. // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. – 2016. – №1. – С. 275-283.
34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. – Москва : ИЦ «Академия», 2016. – 216 с.
35. Петровский, А.В. Психология/ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.- Москва, 2001.
36. Печерский, Ю.В. Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии в начальных классах/ Ю.В.Печерский // МНКО. 2016. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-tvorcheskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 17.06.2022).
37. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. Москва: Просвещение, 2008. 192 с.
38. Пономарева, Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е. А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. С. 39-42.
39. Развитие у школьников конструкторского творчества на уроках труда: метод. рекомендации / под ред. В.И. Качнева– Москва : Наука, 2010. – 253 с.
40. Рытова, К. В. Особенности организации художественно- конструкторской деятельности на уроках технологического обучения в начальных классах / К. В. Рытова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-1. – С. 24-29.
41. Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии: учеб. для академического бакалавриата/ Л.Н.Серебренников. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 226 с. – URL: https://urait.ru/bcode/411510.
42. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования : Начальное общее образование // Начальное образование. – 2004. – № 2. – С. 43–56.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2011. 31 с.
44. Хроленко, Е.В. Пути и средства формирования трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения в начальных классах/ Е.В.Хроленко. / Е. В. Хроленко - Москва, МГУ, 2000 - 134 с.
45. Хуторской, А. В. 55 методов творческого обучения: метод. пособие/ А.В.Хуторский. – Москва: Издательство «Эйдос» ; Издательство Института образования человека, 2012. – 42 с.
46. Чернышева, Е. И. Педагогические условия организации творческой конструкторской деятельности младших школьников на уроках технологии / Е. И. Чернышева // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 220-228.
47. Чернышева, Е. И. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии/ Е.И.Чернышева, Н.В.Нахабенко // ПНиО. 2014. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-naurokah-tehnologii (дата обращения: 15.08.2022).
48. Чернышева, Е.И. Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии/ Е.И.Чернышева, Т.В.Репникова // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 238-246.
49. Яцевич, О. Е. К вопросу о понятии «Деятельность»/ О.Е.Яцевич // Гуманитарные и социальные науки. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-deyatelnost (дата обращения: 17.06.2022).
50. http:www/edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
51. tehnologiya.ucoz.ru/ - Непрерывная подготовка учителя технологии