Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах В.А. Сухомлинского, а также «педагогики сотрудничества» (70–80-е гг.) – В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для педагогов [12].
Актуальность и значимость использования на уроках математики современных активных и методов обучения определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Активные методы обучения на уроках и внеурочных занятиях по математике в начальной школе».
Сегодня большое значение придается не только знаниям учителя включить в учебный процесс активные методы обучения на уроках и внеурочных занятиях по математике. Важной проблемой в подготовке учеников начальных классов к последующему обучению математике является формирование у них интереса к занятиям. Одним из методов подобного формирования может стать участие учеников начальной школы в интеллектуальных математических играх посредством активных методов.
В требованиях ФГОС ООО заложены результаты обучения, для достижения которых учащиеся общеобразовательных школ должны уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно строить рассуждение, умозаключение и делать выводы, а также уметь выполнять задачи учебно-исследовательского характера с неизвестным решением, на формирование представлений об объекте или явлении окружающего мира. Исследовательская деятельность – это один из методов, помогающий развивать в человеке интерес к исследованию мира, способствующий развитию логического и творческого мышления, а также формированию навыков работы с исследованием в форме представления учебного проекта, предназначенного на решение научной проблемы.
Применение на уроках математики задач исследовательского характера совместно с активными методами обучения влечет за собой успешное усвоение нового материала.
Изучением данной проблемой занимались и занимаются многие педагоги, ученые, психологи, методисты. Среди которых можно выделить следующих в психолого педагогическом аспекте поставленной проблемой рассматривается в трудах таких ученых как: Выготский Л.Ф., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Скаткин М.Н., Эльконин Д.Б. В методике математическом аспекте поставленной проблемой рассматривается в трудах известных методистах как: Моро М.И., Истомина Н.Б., Белошистая А.В., Царёва С.Е., Пертесон Л.Г., Демидова А.С., Рудницкая В.Н. и другие.
Постановка проблемы исследования выявленное из противоречия: с одной стороны нормативные документы требуют активное обучение внеурочной деятельности и для этого издаются много учебных пособий, литературы, изменяются учебные планы, вводятся альтернативные программы, учебники, активные методы и формы обучения по математике. А с другой стороны практика школы, показывает, что учителя в этом информационном потоке использовать в эффективном объеме испытывают затруднения. Поэтому выявленное противоречие позволяет сформировать проблему исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных методов, форм и приёмов обучения математике в учебной и внеурочной деятельности направленные на повышение мотивации и предметных знаний.
Цель исследования: на основе анализа теоретических источников разработать и частично реализовать программу внеурочной деятельности по математике на основе использовании активных методов обучения, способствующую повышении мотивации и предметных знаний по математике.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся начальной школы.
Предмет исследования: активные методы обучения на уроках и внеурочных занятиях по математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: повысить мотивацию к учебной деятельности и уровень знаний по математике обучающихся на основе использование активных методов обучения при выполнения следующих условий:
1.разработать и реализовать программу внеурочной деятельности (название) по математике обучающихся 4 класса.
2.Разработать использовать на уроках дополнительные задания к УМК «Школа России» по математике.
На основании цели и рабочей гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие процесса обучения, методы формы и приемы обучения в начальной школе.
2.Проанализировать виды внеурочной деятельности по математике.
3.Рассмотреть особенности ведения основных математических понятий в начальной школе (или использование активных методов по математике в начальной школе).
4. Сделать обзор практики использования активных методов обучения по математике в школах РФ.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации разработанной программы внеурочной деятельности по математике.
Теоретическая база исследования представлена работами Аскарова Д. К. Вербицкого, А. А. Гонина О.О Жукова Г.Н. Загвязинского В.И. посвященными учению педагогики, а также психологии детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, интерпретация результатов, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности исполнения разработанной и апробированной программы внеурочной деятельности по математике для обучающихся 4 класса на основе использования активных методов таких как: проектная деятельность, т.е. перечислить, что использовать буду.
Опытно экспериментальная работа была организована МБОУ «ИСОШ№1» пгт. Ижморский в 4в классе. В эксперименте приняли участие 32 ученика.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; заключение; список используемых источников, приложение
Глава 1. Теоретические основания использование активных методов на уроках и внеурочных занятиях по математике
1.1. Понятие активных методов и приемов обучения в начальной школе
Активные методы обучения (далее АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [6, с. 5].
Понятие «активные методы обучения» появились в литературе в середине ХХ века и его усиленное развитие в науке и практике обусловлено следующими предпосылками:
1) научно-теоретическими, в качестве которых, по А. А. Вербицкому, выступают:
•теория деятельности, разработанная советскими психологами и педагогами Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, Н. Ф. Талызиной и др.; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; принципы развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова;
•разработка и внедрение в образовательную практику деятельностного, культурологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов, что вызвало смену всей образовательной парадигмы;
2) социальными (внешними, вне образовательными), к которым следует отнести:
•социальный заказ на формирование творческой, мобильной, самостоятельной и инициативной личности, способной к ответственному выполнению основных социальных ролей и функций;
• потребность рынка труда в специалистах, способных «выполнять не только типовые задания, но и решать задачи высокой степени сложности и неопределенности, управлять гибкими, краткосрочными, межотраслевыми проектами»;
• внедрение систем менеджмента качества в учреждениях образования для повышения эффективности профессиональной подготовки;
3)образовательными, включающими практические разработки инновационного характера, внедрявшиеся на разных ступенях и уровнях образования педагогами-практиками, которые искали пути преодоления недостатков традиционного обучения через усиление мотивационно-деятельностной составляющей образовательного процесса и активизацию позиции в нем обучающихся [27, с. 6,7].
Основными причинами, обусловившими в начале ХХI в. актуальность изучения проблемы активизации позиции обучающегося в образовательном процессе, являются:
• увеличение объема учебной информации до такой степени, которую невозможно было бы усвоить за счет экстенсивного подхода к обучению (количество часов на изучение предмета, объемы домашнего задания, продолжительность обучения в школе и т. п.);
• снижение уровня мотивации обучающихся к образованию;
• ухудшение качества образования;
• разрыв между научно-теоретическими знаниями, которые составляют содержание школьного и высшего образования, и реальной жизнью и профессиональной деятельностью человека [27, c.10].
Активное обучение рекомендует применять такую систему методов, которая адресована главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их заучивание и повторение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в ходе активной мыслительной деятельности и практической деятельности.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [12].
Активный процесс обучения является такой организацией и ведением учебно-воспитательного процесса, которая направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся с помощью комплексного применения педагогических, организационных и управленческих методов. Активизация процесса обучения должна идти с помощью совершенствования методов и форм обучения, а также с помощью совершенствования структуры и управления учебно-воспитательным процессом.
Структура процесса обучения, применяющего АМО, разрабатывается с опорой на некоторые принципы, к которым относятся: принцип личностного ориентирования, вариативности, избирательности, взаимопомощи.
Процесс обучения, с использованием активных методов обучения, направлен на эффективную подготовку и достижение хороших результатов обучающимися:
• учащиеся открыты для обучения и активно включаются в совместную работу и сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса;
• анализируют не только свою деятельность, а также реализуют собственный потенциал;
• практически готовятся к тому, с чем им предстоит столкнуться в бытовой и профессиональной жизни;
• учащиеся остаются самими собой, не боятся допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются жесткой критике и не получают отрицательные оценки. Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А. Балаев.
1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащегося и темой занятия.
2. Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают обучающиеся в ходе обучения. Преподавателю также необходимо смоделировать конечный результат. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно формах должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет ученик. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.
3. Принцип входного контроля. Предусматривается подготовка учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности обучающихся, выявление их интересов, установление наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы, аргументированно обосновать актуальность обучения и этим вызвать желание учиться.
4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы, в другом - необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам
5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.
6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:
• изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»
2. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576 Изменения в пункт 12
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
Литература
5.Абрамова, И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования [Текст] / И. Г. Абрамова - М.: Гардарика. – 2008. – 368с
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.Питер, 2003 (Серия эффективный тренинг).
7. Аскарова Д. К. Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования / Д. К. Аскарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — 181- 183с.
8.Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В. С. Безрукова, - М.: Мысль. – 2009. – 318с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1996. - . 222с.
10.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.- 7-44с.
11.Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе [Текст] / А. А Вербицкий, - М.: Велби. – 2007. – 480с.
12.Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества [Текст] С. И. Вульфсон, - М.: Издательский центр “Академия”. – 2009. – 160с.
13.Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя // А.А.Гин.-6-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2005-112с
14. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272c.
15.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] В. В. Давыдов,- М.: Академический проект. – 2007. – 231с.
16.Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448c.
17. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160c.
18. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Зайцев, С. Файбушевич. — СПб.: Питер, 2008. — 248с.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512с.
20. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
21. Калужская М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских // Педагогический вестник. – 2004. – №23-24. – 36-40с.
22. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских // М.:Чистые пруды, 2006. – 244с.
23. Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400c.
24. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290c.
25. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 291c
26. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66с.
27.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256с. Серия – психологический практикум.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, Академия, 2005. — 352с.
29. Лустин В.И., Макаренко Т. А. Сравнительный анализ балльно-рейтинговой системы в европейских странах и в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – 175– 178с.
30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96с.
31. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478с.
32. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. — 144с.
33. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
34. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого – педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с. – (Классному руководителю).
35. Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192c.
36. Патрахина Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — 461- 464с.
37. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998. – 98с.
38. Петерсон Л.Г., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы в 2-х ч. — М.: «Ювента» - 112с.
39. Подласый И.П. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463с.
40.Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя К.Н.Поливанова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-192с.
41. Полякова А.А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. – М.: Просвещение, 1998. – 98 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712с.
43. Руденко А.М. Педагогика: шпаргалки / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2017. - 190c.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
45. Скаткин М.Н. Методология и теория обобщения передового педагогического опыта [Текст] / [М.Н. Скаткин, д. п. н., Я.С. Турбовской, к. п.н.]. - Москва : НИИ ОП АПН СССР, 1979. - 44с.
46. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. — М.: ЭКМОС, 2007. — 235с.
47.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – 107с.
48.Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 520с.
49. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56c.
50. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 149с.
51.Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Шуба.-М.: Просвещение, 2012.-218с
Интернет-источники
52.Академик — словари и энциклопедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2076
53.Болонский процесс // Санкт-Петербургский государственный университет энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bologna.spbu.ru/
54.Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Начальная_школа
55.Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация#Виды_мотивации
56.Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_оценивания_знаний#Система_оце нки_знаний_в_школе
57.Коломоец И. Как научить ребенка математике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/116325
58.Крыжановская Н.В., Млкеян Л.А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 121–125. — [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56102.htm
59. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/ballno-reitingovaja-sistema.html
60.Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей, олимпиады по математике УЧИ.РУ. энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchi.ru