Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За неполные десять лет, отделяющие Россию от конца первой буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. до начала второй – в феврале 1917 г., самодержавие пыталось решить ряд наболевших социально-экономических проблем страны. Изменения коснулись и системы образования. Образовательная система Петербурга и Москвы была определяющей для всей страны.
Актуальность темы. На любом историческом этапе своего развития система российского образования приобретала уникальные черты. Её преобразование не завершено и по сей день. Накопленный опыт реструктуризации образовательной системы представляет собой ценный багаж знаний, который тщательно систематизируется образовательными политиками, из которого делается масса выводов об эффективности системы образования. Новый этап массового развития профессионального обучения в России при одновременном повышении его социального статуса начался в конце XIX – начале ХХ века. Именно поэтому данный исторический период интересен для изучения.
Объектом данного исследования является процесс развития системы профессионального образования.
Предметом исследования ставим систему профессионального образования в Петербурге 1907-1917 годов.
Целью работы является изучение особенностей системы профессионального образования в Петербурге 1907-1917 годов.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) рассмотреть исторические, социальные, политические и культурные процессы, определяющие состояние профессионального образования в Петербурге с 1907 по 1917 гг.;
2) изучить влияние «новой русской педагогики» на развитие профессиональной школы;
3) изучить вопрос «школьной политики» правительства, его основу и динамику;
4) выявить факты общественных усилия и благотворительности в создании учреждений профессионального образования в Петербурге на изучаемом историческом этапе.
Хронологические рамки работы в основном охватывают период с 1907 по 1917 год. Связь исторических событий позволяет нам слегка выходить за поставленные рамки при рассмотрении некоторых событий. Территориальные рамки исследования ограничивают нас Петербургом.
Методология. В основе исследования лежат общенаучные методы – анализ и синтез, описание и обобщение. В исследовании используются принципы научной объективности и историзма. Принцип историзма дает возможность проанализировать систему профессионального образования в Петербурге в её историческом развитии. Принцип объективности позволяет всесторонне рассмотреть данную тему.
Научная новизна исследования заключается в систематизации достаточного разрозненного материала об истории развития системы профессионального образования в Петербурге. Большинство источников посвящается исследованиям современного состояния проблемы в различных областях, краях и городах нашей страны. Моменту переломного для России исторического момента с 1907 по 1917 год не уделяется должного внимания.
Степень изученности проблемы. Источниками для написания данной работы послужили документы из архива Санкт-Петербурга, из которых взяты названия профессиональных учебных заведений 1907-1917 года; Высочайший рескрипт на имя П.С. Ванновского от 25 марта 1901 г., как доказательство заинтересованности Николая II в образовательной политике государства; Манифест Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств», как свидетельство создания Министерства народного просвещения.
Так же были использованы авторефераты диссертаций Дубровской Т.А., Семеновой Л.Н., Токаревой Н.В. с целью выяснения роли земств Санкт-Петербургской губернии в развитии народного образования, влияния педагогических идей Западной Европы на развитие теории и практики высшего образования в России в XIX – нач. XX вв. и уточнения ряда нюансов в процессе формирования и развития системы профессионального образования в России.
В работе использованы научные исторические труды и статьи Иванова А.Е. о высшей школе России в конце XIX — начале XX века; Константинова Н.А. по истории педагогики; Келлер А.В. по становлению и развитию ремесленного образования в Санкт—Петербурге XVIII – начала XX века; Лебедева П.А., посвященное антологии педагогической мысли России первой половины XIX в; Рождественского С.В. по историческому обзору деятельности Министерства народного просвещения; Сапрыкина Д.Л. об образовательном потенциале Российской Империи; Скоробогатова А.В., Иуков Е.А. по истории становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX век); Гречкина В.Н. по техническому образованию рабочих Петербурга на рубеже XIX-XX веков.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ С 1907 ПО 1917 гг.
1.1. Исторические, социальные, политические и культурные процессы, определяющие состояние профессионального образования в Петербурге с 1907 по 1917 гг.
В конце XIX века в Петербурге достаточно активно работают коммерческие и индустриальные учебные заведения, готовившие кадры для бурно развивавшегося финансового сектора и крупной промышленности и подчиняющихся Министерству финансов и Министерству промышленности и торговли .
Министерство народного просвещения так же проявляет активность по развитию сети собственных учреждений профессионального образования.
Согласно земельной реформе в 1909–1914 году по инициативе П.Н. Игнатьева, начальника департамента земледелия, создается обширная сеть начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений.
Будучи уже Министром просвещения в 1915 году граф П.Н. Игнатьев содействует расширению сети профессиональных учебных заведений Министерства народного просвещения. В отличие от заведений Министерства промышленности и торговли их целью является уже не подготовка профессионалов в области крупной промышленности, а повышение профессионального уровня всего населения. Данные заведения должны были, значительно повысить технический уровень подготовки молодых людей и дать профессии представителям всех социальных групп, а так же, выполняли важнейшую социальную функцию по устранению «лишних людей», имеющих общее образование, но не имеющих профессии .
Рассматривая развитие профессионального образования в Петербурге 1907-1917 гг., стоит отметить, что оно могло функционировать не только посредством учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В этот временной интервал становится очевидным факт, что профессионально обучиться человек может и вне системы профессиональных учреждений, очень популярными в это время становятся краткосрочные курсы.
Выдвигается новейшая концепция непрерывного «сетевого» и «средового» профессионального обучения. Такая организация образовательного процесса позволяет обеспечить каждого человека в течение всей жизни профессиональной подготовкой и переподготовкой, независимо от учреждения профессионального образования.
Однако, следует помнить, что «средовое» получение профессиональных навыков не есть «инновация» того времени, поскольку оно и ранее было основным. Ряд исследователей обращали внимание на парадокс: неразвитость или полное отсутствие системы профессиональных учебных заведений не означало отсутствие профессионалов в различных сферах деятельности. Люди получали профессиональные знания и навыки в рамках своей работы.
Первоначальное обучение профессии происходило в семье. Кузнец отец учил кузнеца сына. Распространена была практика обучения «подмастерья» у мастера. В XIX веке в такое образование были внесены существенные изменения :
1) средовое образование входит в методически организованную профессиональную практику;
2) средовое образование регулируется государством.
Во времена царствования Николая II придается свежий импульс распространению технического знания и профессионального обучения.
Важным моментом в земельной реформе П.А. Столыпина было распространение технического и агрономического знания в широких слоях населения. После принятия «сухого закона» в 1914 году Николай II санкционировал программу по созданию системы образования взрослых.
Как отмечает Сапрыкин Д.Л., «подобная «распределенная» система профессионального обучения объяснила «чудесный» факт того, что как до, так и после 1917 года было много профессионалов, нигде, кроме церковной школы, не обучавшихся» .
Таким образом, можем сделать ряд выводов. К 1907 году в Петербурге сложились все предпосылки для перехода профессионального образования на качественно новый уровень своего развития. Само общество стало более развитым, а образовательная политика государства устремлена к всеобщему получению профессионального образования.
Объемы промышленного производства расширялись, росла по своим масштабам сама система промышленных предприятий в столице. Бурно развивающаяся промышленность предопределила толчок к развитию профессионального образования. Рабочий класс в Петербурге объединял к 1907 г. порядка 500 000 человек. Каждый учебный год учреждения профессионального образования столицы подготавливали по одной тысяче специалистов. Этого, конечно же, было явно недостаточно . Резкое возрастание численности поступающих в профессиональные образовательные учреждения привело к формированию таких его черт как официальность, окончательная оформленность, документальная подтвержденность.
Культурные процессы так же сыграли свою роль в становлении профессионального образования в Петербурге. Рассматриваемый нами исторический отрезок «Серебряного века» русской культуры является временем острой идейно-художественной борьбы и во многих аспектах временем пересмотра традиционных ценностей. «Серебряный век» - мост к иной культуре. Переходный период всегда исторически сложен и противоречив. Традиционные, классические, знакомые каноны и привычный вид прошлой культуры сменяется новыми, непривычными, часто непонятными и даже вызывающими негативные реакции формами. Это является довольно закономерным процессом: общественное сознание относится болезненно к смене типа культуры. На сложность ситуации влияет изменение ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.
Жители Петербурга стремились вслед за интеллигенцией, городской элитой. Данное стремление во многом определяло дальнейший выбор профессии выпускниками гимназистами.
1.2. «Новая русская педагогика» и её влияние на развитие профессиональной школы
Профессиональное образование Петербурга 1907-1917 было на подъеме. Вместе с тем его развитие протекало на фоне резкого нарастания внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, русско-японской войны. История накладывает глубочайший отпечаток на образование. И как следствие, образовательная система данного периода отличается резкой политизацией.
В Российской империи не существовало обобщающего понятия, обозначавшего профессиональное образование, а применялись и часто смешивались понятия «промышленное», «ремесленное», «фабрично-заводское ученичество», «техническое», «специальное». Понятие «общее» образование, в рассматриваемый период, адекватно элементарной начальной общеобразовательной подготовке на уровне грамотности, то есть умения читать и писать.
Понятие «Новая русская педагогика» не имеет четкого определения, оно лишь указывает на оригинальный, непривычный для того времени характер работы педагогического сообщества. Педагоги в данный исторический период впервые предпринимают попытку обширного распространения педагогического опыта, активного самообучения. Предпринимаются попытки педагогических исследований, проводимых с целью изучения эффективности педагогических воздействий. Результаты своих педагогических исследований педагоги представляют на съездах, докладывают о том, каким образом они формируют психологические и профессиональные качества студентов и учеников .
Предпосылкой подобной активности педагогов стало основание в 1905 г. профессионально-политической организации Всероссийский учительский союз (ВУС). Данная организация создавалась с целью организации борьбы за политические свободы, созыва Учредительного собрания, демократизации и децентрализации народного образования. К 1907 г. количество участников ВУСа достигло 16 тысяч человек. Возник в апреле 1905 как Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию. Руководящую роль в союзе играли сторонники буржуазных и мелкобуржуазных партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые стремились придать ему характер политической организации. Учителя-большевики, отстаивая линию партии, считали, что ВУС должен быть массовой профсоюзной организацией. ВУС имел областные отделения: Московское, Северное, Вятское, Томское и др .
ВУС повлиял и на развитие профессионального образования в Петербурге. Теперь профессиональное образование действительно являлось таковым, изучались его особенности, психологические основы взаимодействия со студентами. Союз проводил съезда педагогов всех уровней образования. Его функции заключались в следующем:
1) обеспечение педагогов юридической и материальной помощью;
2) обеспечение педагогов повышением их профессионального уровня, предоставление возможности пользования библиотекой, кружками, лекциями;
3) создание экспериментальных учебных заведений;
4) издательство литературы с помощью собственных печатных органов: «Известия ВУСа», «Народный учитель», «Учитель».
По словам А.С. Макаренко, «перед нами открылись большие перспективы. Мы, педагоги, так опьянели от этих перспектив, что и себя не помнили» .
В результате вмешательства новой русской педагогики в систему профессионального образования произошло четкое деление его направлений. Появились технические училища, школы, сельскохозяйственные учебные заведение, коммерческие училища, торговые школы, педагогические, медицинские, ремесленные, музыкально-художественные, духовные учебные заведения.
Результатом появления новой русской педагогики можем считать появление многочисленных краткосрочных курсов по различным типам профессий. Обучение на курсах расширяло возможности простых людей в получении профессионального образования. Краткие сроки его получения были удобны, к тому же курсы были как платные, так и бесплатные, женские и мужские, а это расширяло возможности выбора профессии.
Новая русская педагогика позволила определить студента профессионального образовательного учреждения как субъекта образовательного процесса. Педагоги стали интересоваться каждой студенческой личностью, изучали процесс её профессионального становления. Возможно, именно тогда начало зарождаться личностно-ориентированное обучение.
Новая русская педагогика связала образовательный процесс в профессиональных учреждениях с психологией. Педагоги активно изучают многие психические процессы у студентов: речь, память, внимание. Делятся полученными результатами на съездах ВУСа. В этот же период начинает зарождаться преемственность обучения в школах и профессиональных учреждениях. Благодаря этому XIX век ознаменовался высококачественным гимназическим образованием, а потенциальные студенты, окончившие гимназию, с удовольствием поступали получать профессию туда, куда искренне стремились.
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ В 1907-1917 ГГ
2.1. «Школьная политика» правительства, её основы и динамика
Учебные заведения Петербурга 1907-1917 гг. формально подразделялись на следующие уровни :
1) Начальные учебные заведения. Сюда относились такие типы учебных заведений как школа грамоты, начальная школа со сроком обучения от двух до пяти лет. При этом каждая начальная школа имела свой курс и принадлежала к определенному ведомству;
2) Общеобразовательные учебные заведения, или, как их называли «специальные посленачальные», «высшие начальные» учебные заведения. Их отличала различная ведомственная принадлежность, а так же продолжительность обучения от 6 до 8 лет;
3) Средние учебные заведения «гимназического» уровня. Данные заведения давали право поступить в высшее учебное заведение. Средние учебные заведения Петербурга представлены классическими гимназиями, реальными гимназиями и училищами, женскими гимназиями, духовными семинариями, кадетскими корпусами и еще некоторыми типами «продвинутых» учебных заведений. Обучение продолжалось от 7 до 8 лет, но, было возможно только после окончания полного курса начальной школы, который добавляет от 3 до 5 лет. Следовательно, суммарный срок обучения от поступления в школу до выпуска из гимназии составлял 11-12 лет, то есть выпускник гимназист был возрастом от 20 до 21 года.