Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что запасы призваны обеспечивать непрерывность производственного процесса, потребления и реализации. Определенные объемы запасов формируются в связи с наличием сезонного колебания рыночного спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве. Необходимость обеспечения запасов на предприятиях связана с такими факторами, как специализация предприятия, развитие транспортных связей, скорость доставки и др. Они образуются под воздействием спроса, размер которого неизвестен, поскольку спрос - весьма динамичная категория. Таким образом, формирование и поддержание необходимого уровня материалов на предприятиях имеет значительные расходы на их создание и последующее содержание. Для бесперебойного производственного процесса и эффективной продажи товаров при минимальных издержках на обслуживание запасов компании реализуют систему управления запасами через такой инструмент как нормирование.
Цель работы заключается в комплексном анализе и совершенствовании системы управления товарными запасамиАО «Курская фабрика технических тканей».
В связи с этой целью ставятся задачи:
- дать понятие и классификацию затрат на производство
- описать содержание себестоимости продукции
- исследовать организацию управления затратами на производство
- дать общую характеристику деятельности предприятия АО «Курская фабрика технических тканей»
- осуществить анализ имущества предприятия
- описать финансовые результаты деятельности предприятия
- проанализировать запасы организации
- предложить основные мероприятия по совершенствованию системы управления запасами
- оценить эффект от предложенных мероприятий.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – система управления запасами предприятия.
Предмет исследования – направления повышения эффективности управления запасамиАО «Курская фабрика технических тканей».
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия в области управления запасами предприятий, внутренние документы АО «Курская фабрика технических тканей», ресурсы Интернет.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующиеметодыисследования – анализ, синтез, сравнение, коэффициентный анализ.
Структура работысостоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматривается сущность и классификация затрат на производство продукции организации. Во второй главе дается анализ деятельности АО «Курская фабрика технических тканей». Третья глава посвящена разработке мер по совершенствованию системы управления запасами.
1.Теоретические основы управления товарными запасами промышленного предприятия
1.1. Понятие и классификация затрат на производство
Себестоимость каждого изделия или услуги разбивается на составляющие ее затраты, а их совокупность будет называться калькуляцией себестоимости. В зависимости от типа выпускаемого продукта выбирается калькуляционная единица. Т.е. выбирается единица продукции, для которой на производстве определяется себестоимость. Это может быть единица производимого изделия, например стол, кран, светильник. Это могут быть натуральные единицы, например килограмм, тонна, метр, квадратный метр, кубометр. Это могут быть условно-натуральные единицы, которые определяются расчетным методом с помощью специальных коэффициентов.
Сложность процесса формирования себестоимости предполагает наличие различных затрат (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация затрат организации [18]
Фактически себестоимость - это совокупность всех (подчеркиваю всех) расходов в денежном выражении от начала реализации бизнеса процесса до окончательного завершения.
Относительно структуры себестоимости можно выделить два основных момента:
Во-первых, существует так называемая чистая структура себестоимости. Данная градация разработана и ведется как накопительная общих расходов по отдельным направлениям (блокам или статьям). Можно отметить, что градация разработана для большого бизнеса, для небольших ИП или ООО столь сложная система не нужна. Правда для полноценного анализа и тем более составления бизнес-плана стоит применять расширенную структуру [12, c.65].
1. Сырье, задействованное в основном производстве (деятельности). Сюда входят -материалы, комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы
2. Расходы энергоносителей – бензин, соляра, электроэнергия, другие виды топлива (в отдельных видах производства это одна из самых значимых статей расходов).
3. Амортизация основных фондов — оборудования, станки, техника, витрины, холодильники, стеллажи.
4. Заработная плата основного персонал, включая обязательные платежи и налоги
5. Общепроизводственные расходы – заработная плата обслуживающего персонала, расходы на рекламу, содержание офиса и так далее.
6. Работы сторонних организаций (контрагентов), аутсортинг или просто договора подрядов
7. Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления, уплата налогов.
Структура затрат изображены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура затрат компании [18]
Кроме того, себестоимость принято классифицировать по элементам издержек производства, при этом отдельная статья или блок может иметь в своем составе несколько разных элементов.
Основные элементы себестоимости издержек:
издержки, связанные с подготовкой производственных мощностей, запуска;
затраты, отражающие инвестиции в технологии, производство, управленческие решения;
вложения в развитие научно-технической базы, опытно-конструкторские проекты, исследования;
издержки, отражающие сервисную составляющую процесса выпуска товаров;
инвестиции в улучшение условий труда;
зарплата, отпускные, социальные отчисления;
обязательные (страховые) платежи (взносы);
приобретение основных фондов, амортизация;
закупка сырья, материалов;
прочие затраты (включая социальные расходы, в том числе и по «решениям вопроса»).
Таким образом, себестоимость представляет собой комплексное понятие, которое характеризует и связано с затратами компании, которые она несет в процессе производства продукции. Ее минимизация является условием максимизации получаемой прибыли.
1.2.Сущность и содержание себестоимости продукции как совокупности затрат и показателя результатов деятельности предприятия
Современные тенденции развития рынков, связанные с финансовой нестабильностью и ростом конкурентной борьбы, оказывают достаточно сильное влияние на осуществление выбора методов повышения общей доходности деятельности современных компаний. В качестве своих конкурентныхпреимуществ многие организации осуществляют стратегии фокусирования на издержках, требующих необходимости применения принципиально нового подхода к управлению затратами. Это также связано с появлением потребностив обеспечении информационной системы, которая способна адекватно обеспечивать менеджеров компании инструментами управления расходами, необходимыми для обеспечения дальнейшего корпоративного развития, для решения текущих проблем деятельности, в том числероста затрат.
В условиях рыночных отношений важную роль играет снижение издержек производства. Основной целью любой промышленной и коммерческой организации является максимизация получаемой прибыли, которая представляет собой разность между полученными денежными средствами за реализацию продукции или услуг и затратами на производство и реализацию этих благ. Таким образом, расходы предприятий оказывают непосредственное влияние на эффективность формирования прибыли. Чем меньше будет себестоимость продукции компании, тем более конкурентоспособным будет предприятие, которое получит больший экономический эффект от продажи своей продукции [11, c.21].
Производство любого предприятия связано с затратами на сырье, электроэнергию, рабочую силу, оборудование, землю и так далее. Без использования необходимых ресурсов невозможно создавать новые продукты. Поэтому оплата всех видов сырья, материалов, рабочей силы и услуг необходима для производства определенного вида товаров.
В статье «Теоретические основы учета себестоимости продукции» К.М.Гарифуллин пишет, что анализ себестоимости выпускаемой продукции, реализуемых предприятием работ или услуг имеет важное для менеджмента значение [4, c.2]. Его проведение позволит руководству определить тенденции изменений показателей расходов, выполнения планов по издержкам, определять влияние различных переменных на рост расходов и дать грамотную оценку эффективности функционирования всего предприятия, использующего свои производственные возможности и устанавливающего резерв по снижению себестоимости товаров.
Ерохина О.С. отметает в статье «Обоснование метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в системе управления затратами», что к основным задачам анализа себестоимости продукции предприятия относятся [6, c.54]:
определение, или оценка размера существующих затрат по производству конкретных продуктов, услуг.
управление величиной стоимости продукции, на основе получения точной информации о себестоимости продукции и на базе использования этих данных в целях принятия решения по вопросу определения цены товара, состава продукции, технологий производства.
анализ затрат, исследование различных бухгалтерских данных, получение информации для осуществления управленческих решений и планов по контролю издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Анализ себестоимости производимой продукции может способствовать обеспечению необходимой информацией руководство предприятия, которое отвечает за процессы планирования, за реализацию мероприятий по контролю хозяйственных операций и за принятие необходимых управленческих решений.
Также стоит отметить, что анализ затрат, необходимых на производство продукции, помогает выявить возможности для повышения эффективности использования материалов, труда и финансов компании в процессах производственных и сбытовых отношений. Анализ затрат на продукцию может предоставить ценные данные для принятия весомых управленческих решений, направленных на определение показателей рентабельности деятельности, принятие стратегического решения по образованию цены на продукцию, составу номенклатуры, технологическим процессам, разработке товаров. Используя данные такого анализа, менеджеры могут принимать верные тактические решения по будущему развитию компании.
Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход. Система показателей, которые характеризуют процессы роста эффективности производственной и реализационной системы, включает в себя оценку себестоимости выпускаемой компанией продукции. Показатель себестоимости продукции отражает тенденции производственной и финансово-экономической деятельности организаций, связанные со степенью использования материалов, трудовой силы и финансов компании, с качеством работы всех сотрудников в целом.
Себестоимость — денежное выражение затрат бизнеса на производство и реализацию продукции (работ, услуг)[11, c.21]. В переводе на русский язык, это означает: себестоимостьизделия – это полная стоимость бизнесмену изготовления изделия и расходов на его реализацию.
Различают себестоимость производственную и полную. Производственная себестоимость — это полная стоимость изготовления продукта или услуги. Полная себестоимость – включает затраты бизнеса не только на выпуск продукта или услуги и организацию производственного процесса, плюс затраты и на реализацию продукта или услуги.
Важно, что очень часто под себестоимость подразумевают исключительно расходы на производство одной единицы продукции, максимум к общей сумме добавляют общие расходы. Что в корне неправильно, фактически это только одна из частей полной себестоимости и в конечном итоге в общую сумму необходимо включать и расходы, связанные с организацией бизнес процесса. Именно поэтому существует два основных типа себестоимости [11, c.56]:
Полная себестоимость (средняя) — это полный перечень расходов, включая расходы связанные с организации самого бизнеса, покупкой оборудования. Для удобства и получения читаемого анализа, общие расходы, связанные с созданием самого бизнеса, включая внесение оборотных средств, стартового капитала, прочее разбивают на расчетный период окупаемости и равными частями добавляют к общепроизводственным расходам, как собственно и амортизацию основных средств. Таким образом, формируется средняя себестоимость единицы продукции [6, c.87].
На рисунке 3. описаны основные виды себестоимости.
Рисунок 3 - Основные виды себестоимости [18]
Приведем пример расчета полной себестоимости.
Стартовые расходы на открытие бизнеса составляют 1 000 000 рублей, включая основные средства и оборотные средства (условно полный период окупаемости в бизнес-плане указан 60 месяцев). Итого 16 667 рублей в месяц.
Общие расходы (зарплата директора, уборщицы, налоги, аренда здания, услуги юриста, прочее) составляют 150 000 рублей в месяц.
За месяц произведено 1000 единиц кожаных ремней. Общие расходы именно на производство составили 500 000 рублей (стоимость кожи, электроэнергия, зарплата рабочим).
Итого полная себестоимость будет составлять — 16667+150000+500000 / 1000 (единиц продукции) = 667 рублей за один кожаный ремень (расчеты условные).
Такие расчеты используют для определения порога безубыточности производства, плюс максимизации прибыли. Фактически есть два основных элемента полной себестоимости - это общие производственные расходы, плюс амортизация и стартовый капитал и второй элемент сама себестоимость производства (сколько денег потратим, если произведем единицу). Так первая категория напрямую не связана с объемами производства (вернее крайне эластична). По большому счету продавец в магазине может продать как одну единицу продукции, так и 100.
Приведем пример расчета предельной себестоимости.
Здесь методика расчета меняется:
1 месяц произведено 1000 ремней -16667+150000+500000 / 1000 = 667 рублей
2 месяц произведено 1500 ремней -666667+16667+150000+750000/2500 =633 рубля
3 месяц произведено 1200 ремней 1583334+16667+150000+600000/3700 = 635 рубля.
Как видим, предельная себестоимость напрямую зависит от количества выпускаемой продукции и показывает насколько эффективно наращивать производство в перспективе. Средняя себестоимость отражает текущую конъюнктуру производства, торговли или предоставления услуг.
Существует огромное количество разных видов себестоимости, фактически ее вид зависит от желания собственника проконтролировать тот или иной участок работы, основная классификация выгляди так [8, c.103]:
Цеховая – под ней подразумевают себестоимость отдельных участков производственного цикла. Перенося ее на малый бизнес можно вспомнить о производстве жареных семечек, где можно вести отдельный учет себестоимости процесса жарки и отдельно процесса расфасовки продукции;
Общехозяйственная себестоимость (или непрямая) – сюда входят все расходы, связанные с управлением и обслуживанием бизнеса в целом, то, что напрямую не связанно с производственным процессом (как пример уборщица или услуги юриста, уплата пенсионного сбора самими ИП, прочее).
Производственная себестоимость – это сумма цеховой и общехозяйственной;
Полная себестоимость – она рассчитывается как сумма производственной и плюс расходы, связанные с продвижением товаров (реклама, доставка, проведение акций, презентаций), амортизация и конечно стартовый капитал (в пропорциональной разбивке).
1.3.Основы организации управления затратами на производство
Для того чтобы повышать эффективность деятельности, нужно определить все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. В общем случае статьи калькуляции будут выглядеть следующим образом [19, c.128].
1)сырье и материалы (включая материалы на упаковку);
2)возвратные отходы, которые в дальнейшем используются в производстве (учитываются со знаком «минус»);
3)покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
4)топливо и энергия на технологические цели;
5)заработная плата производственных рабочих;
6)отчисления на социальные нужды;
7)расходы на подготовку и освоение производства;
8)общепроизводственные расходы;
9)общехозяйственные расходы;
10)потери от брака и рекламаций;
11)прочие производственные расходы;
12)расходы на аренду производственных помещений (если они есть);
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, Н.И. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей [Текст] / Н.И. Алексеева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2019. - Т.1. - № 5. - С. 56-59.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А.А. Канке. - М.: ИД «ФОРУМ», 2019. – 309 с.
3. Аникин, Б.А. Логистика: Учебник [Текст] / Б.А. Аникина. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
4. Антонов, Г.Д. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие [Текст] / Г.Д. Антонов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 239 с.
5. Бабурина, Д.А. Необходимость новых подходов к управлению товарными запасами торгового предприятия [Текст] / Д.А. Бабурина // Научный альманах. - 2018. - № 7-1 (21). - С. 32-36.
6. Байбардина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность [Текст]/ Т.Н.Байбардина. - М.: Экзамен, 2018. – 346 с.
7. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь: учебник [Текст]/ А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2018. — 895 с.
8. Брагин, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник: 3 издание [Текст] / Л.А. Брагин. - М.: ИНФРА-М, 2019. -630 с.
9. Бродейкий, Г.Л. Управление запасами [Текст]/ Г.Л.Бродейкий. – М.: Эксмо, 2017. – 572 с.
10. Буняк, И.П. Управление товарными запасами с учетом складских помещений [Текст] / И.П. Буняк // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - Т.6. - № 3. - С. 38-41
11. Галанов, В.А. Логистика: учебник [Текст]/ Галанов В. А. — 2 изд. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
12. Голиней, А. Формирование сбытовой политики [Текст]/ А.Голиней// Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - №6. - С. 28-29.
13. Грузинов, В. П. Экономика предприятия: учеб. пособие [Текст] /В.П. Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2018. -307 с.
14. Грызанов, Ю.П. Управление товарными запасами в торговле [Текст]/ Ю.П. Грызанов. — М.: Экономика, 2019. - 215 с.
15. Данилова, С.Ю. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства [Текст]/ С. Ю. Данилова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — Тольятти, 2019. — № 2 (28). — С. 47–52.
16. Долгов, А.П. Управление запасами в логистике [Текст]/ А.П.Долгов. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2016. - 368 с.
17. Егоркина, Е.Ю. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях оптовой торговли [Текст] / Е.Ю. Егоркина. — Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 157-160.
18. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А.А. Канке. - М.: ИД «ФОРУМ», 2019. – 309 с.
19. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник [Текст] / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2016. – 247 с.
20. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент [Текст] / И.Я. Лукасевич. – М.:Эксмо, 2018.- 486 с.
21. Магомедов, Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров [Текст]/ Ш.Ш. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2019. — 176 с.
22. Маклаков, Г.В. Эффективность коммерческой деятельности [Текст]/ Маклаков Г.В. — М.: Дашков и К, 2020. — 232 с.
23. Маклаков, Г.В. Влияние времени на эффективность товарного обращения [Текст] / Г.В. Маклаков // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 3 (7). - С. 2.
24. Метелев, С.Е. Финансы торговых организаций: Учебное пособие [Текст] /С.Е.Метелев, В.П.Чижик — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 200 с.
25. Методы стратегического анализа/ Каменски Х. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 443 с.
26. Миротина, Л.Б. Эффективность логистического управления [Текст]/ Л.Б.Миротина. – М.: Экзамен, 2017. – 448 с.
27. Нечеухина, Н.С. Бухгалтерский учет [Текст]/ Н.С.Нечеухина // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. - С. 117-118.
28. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник [Текст] / М.А. Николаева. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 448 с.
29. Основы бизнес — анализа: учебное пособие [Текст] / В.И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
30. Пересветов, Ю.В. Управление материальными ресурсами [Текст]/ Ю.В.Пересветов. – УМЦ, 2018. – 271 с.
31. Романенко, И.В. Экономика предприятия [Текст]/ И.В. Романенко. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 209 с.
32. Рыжиков, Ю.И. Теория управления запасами [Текст]/ Ю.И.Рыжиков. – СПб: Питер, 2019. – 372 с.
33. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в целях поставок [Текст]/ А.Н.Стерлигова. – М.: Инфра-М, 2019. – 430 с.
34. Управление запасами в логистике [Текст]/ Долгов А.П. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2016. - 368 с.
35. Фасахов, А.И. Основы коммерческой деятельности [Текст]/ А.И.Фасахов. – Нижний Новгород: НГТУ, 2016. – 362 с.
36. Финансовый менеджмент [Текст]/ И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2018.- 486 с.
37. Финансы предприятия / Азаренкова Г.М. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 176 с.
38. Формирование сбытовой политики [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом/ Голиней А. - 2017. - №6. - С. 28-29.
39. Шрайбфедер, Д. Эффективное управление запасами [Текст] / Д.Шрайбфедер. – М.: Инфра-М, 2020. – 226 с.
40. Щитникова, И.В. Имущество предприятия [Текст]/ И.В. Щитникова – М.: Омега-Л, 2018. – 224с.
41. Экономическая стратегия фирмы [Текст] / А.П. Градова. - СПб.: Питер, 2017. – 513 с.
42. экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com (дата обращения: 12.05.2022)
43. финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru (дата обращения: 1.06.2022)
44. финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finman.ru (дата обращения: 23.05.2022)
45. журнал «Финансовый вестник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: finance-journal.ru (дата обращения: 28.05.2022)
46. центр управления финансами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Cenoobrazovanie.php (дата обращения: 3.06.2022)
47. журнал «Вопросы управления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru (дата обращения: 23.05.2022)
48. международный научно- исследовательский журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research-journal.org (дата обращения: 20.05.2022)
49. проблемы современной экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru (дата обращения: 7.06.2022)
50. Материалы компании АО "Курская фабрика технических тканей"