Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах Ушинского К. Д., Белинского В. Г., Добролюбова Н. А., Герцена А. И., Чернышевского Н. Г. отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.Толстой Л.Н. считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Познание совершенствование нравственности, по его мнению, цель воспитания. Именно нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Однако эти высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»
В последнее время в отечественной и зарубежной сурдопсихологии и сурдопедагогике заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и нравственного развития детей с нарушениями слуха (Э.А. Вийтар, Б.Д. Корсун-ская, О.И. Кукушкина, Н.В. Мазурова, Н.Г. Морозова, В. Петшак, А.З. Свердлов и др.). Исследователи отмечают, что основная задача воспитания состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности ребенка, избежать дефицитарности развития не только в познавательной сфере, но и в эмоциональном плане.
Вопросы формирования нравственности у детей с нарушениями слуха на сегодняшний момент изучены не достаточно. Противоречие между значимостью нравственного воспитания детей с нарушениями слуха и её недостаточной методической разработанностью обусловило выбор темы исследования.
Тема нашего исследования «Формирование основ нравственной культуры личности школьников с нарушением слуха».
Цель: провести анализ формирования основ нравственной культуры личности школьников с нарушением слуха.
Объектом нашего исследования является нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования является процесс формирования основ нравственной культуры личности школьников с нарушением слуха.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственного поведения у детей с нарушениями слуха школьного возраста в специальной литературе;
2.Изучить специфику нравственной культуры у детей с нарушениями слуха;
3. Выделить специфику нравственной культуры личности школьников
4. Проанализировать методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников
5. Выделить специфику формирования основ нравственной культуры в специализированной школе
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, формируется научный аппарат исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» для детей с нарушениями слуха.
Глава 1 Нравственная культура личности, как основа процесса воспитания
1.1 Понятие нравственности как педагогическая категория
Нравственный человек ни при каких обстоятельствах (включая смерть) не изменит свои понятия чести, совести, добра. Они для него важны сами по себе, находятся в основе его жизненных приоритетов не потому что он ждет одобрения окружающих, или получает материальные блага за них. Нет. Это естественные для развитой личности нравственные качества, которые ложатся в основу духовности человека. [14, с. 235]
Есть в философии и в психологии понятия, знакомые всем практически с детства, но трудные для понимания и восприятия. К таковым относится нравственность. «Ерунда, я и так знаю, что такое нравственность: это когда помогаешь другим, думаешь и живешь позитивно и правильно, не делаешь ничего плохого», - считают многие. Но так ли это на самом деле? Отчасти да, но не совсем. Понятие нравственности намного шире, чем представления о нем большинства людей. [20, с. 231]
Это слово появилось в русском языке в XVIII веке, произошло от корня «нрав» и стало употребляться в качестве синонима к словам «мораль» и «этика». Однако, через некоторое время эти термины стали различать. Так, мораль сегодня — это правила и нормы поведения для всех людей, соблюдение или несоблюдение которых и позволяет назвать человека моральным или аморальным. [22, с. 175]
Кудрявцева Е., Ледовский Н. указывает, что мораль — это результат деятельности общественной мысли. В долгом процессе вырабатывались и до сих пор вырабатываются правила поведения для людей в различных ситуациях. Мораль представляет общественную точку зрения. Нравственность — понятие, которое относится к отдельному человеку и понимается субъективно. Нравственность — это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека. Таким образом, нравственность — сугубо индивидуальное понятие. [23, с. 235]
Козлова С.А., Куликова Т.А. указывает, что так, для одного жить с любимой девушкой вне брака и не изменять ей — это вполне нравственно, а для другого это недопустимо, так как жить полноценно с девушкой и не состоять с ней в браке — пример антинравственного поведения. [21, с. 24] Субъективная точка зрения позволяет оценивать нравственность как высокую и низкую в зависимости от конкретного мнения. Изложение о нравственности Нравственность — понятие, на тему которого рассуждали и рассуждают в разном возрасте. В школе учителя нередко говорят с учениками о нравственности, просят писать на эту тему сочинения и изложения. В последнее время на ГИА все чаще используется текст о нравственности А.Никонова, по которому школьники пишут изложение. Для того чтобы написать изложение - «Что такое нравственность», - не стало для Вас трудной задачей, и была возможность подготовиться заранее, предлагаем Вам ссылку, пройдя по которой, [15, с. 245]
К тому, что сказал этот автор, добавим несколько, на наш взгляд, важных замечаний. Что такое нравственность? Это система не только правил поведения личности, но и его мировоззрения, мыслей и духовный рост. Все это влияет на правила поведения личности, которые А.Никонов ставит во главу определения нравственности. Ведь как человек думает и считает, так он и поступает. Нравственность — глубокое понятие, полноту которого можно определить как по внешним признакам (поступки, поведение), так и по внутренним (мысли, чувства). [13, с. 57]
Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности.
Наиболее общее определение духовности звучит так. Духовность – это наивысший уровень саморазвития, при котором регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Таким образом, духовность тесно взаимосвязана с нравственностью. Нравственность это показатель степени духовности человека и общества в целом.
Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. указывает, что последние 200 лет ведется дискуссия среди гуманитариев на тему духовности. Одни утверждают, что это внутреннее движение человека к «духовному Я», другие связывают духовность с нематериальными ценностями, к которым стремится человек, преодолевая переживания, внутриличностную борьбу. [24, с. 131]
Религии связывают духовность с высшими силами божественной природы, которая проявляется в поступках человека. Однако все философы и теологи сходятся в одном – духовность – трансцендентна. Ее нельзя потрогать, взвесить, измерить. Это нечто, что не поддается опытному познанию, а принимается априори.
1.2 Анализ понятия нравственная культура личности
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.
Дунаева Н.К. О указывает, что нравственная культура личности проявляется в поступках человека, его поведении. Это очень важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплотились в сознании человека и его делах, поведении и поступках. [17, с. 251]
Условия для достижения нравственной культуры личности разнообразны: жизненный опыт, воспитание, просвещение, искусство, т.е. все достижения нравственной культуры общества. [12, с. 15]
Мамайчук И.И. указывает, что нужно отметить одно обстоятельство: человек не должен воспринимать достижения нравственной культуры общества как догму. Личность может вносить свой вклад в совершенствование нравственной культуры общества. Здесь перед человеком стоит очень сложная задача: оптимально сочетать традиционные и творческие элементы, соединить свой уникальный жизненный опыт с богатством общественной морали. Мораль – явление, постоянное меняющееся в разных, конкретных исторических условиях, а носителями этих изменений были люди. Современный период истории – не исключение. Современная личность, также, способна выступить инициатором новых моральных установок, принципов, которые будут восприняты обществом. [25, с. 17-20]
Нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность осознать их, сделать их своими прочувствованными убеждениями, реальное умение следовать им в повседневной жизни.
Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства (любовь, благодарность, бескорыстность, толерантность), таланты, щедрость, ответственность.
Бреслев Г.М. говорит, что духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах. Однако таких людей набирается сотня с того времени, как человек стал осознавать себя Человеком и научился использовать мозг не только для добывания еды и размножения, но и для размышлений. [11, с. 75]
Дунаева Н.К. О указывает, что нравственность указывает вектор направления, дает условия движения вверх, при которых человек может расти и развиваться с наибольшей скоростью. [17, с. 283]
Понятие добра и зла в современном мире изрядно трансформировались, хотя еще 70 лет назад все было прозрачно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский в детском стихотворении отчетливо расставляет приоритеты, которые должны лежать в основе нравственного, духовного общества.
Сегодня нет ясных представлений что такое Добро (хорошо) и Зло (плохо), любой поступок можно объяснить, играя понятиями в наиболее выгодную сторону. Трансформировались первоначальные ценности: добрый, значит слабый; честный, значит недалекий; вежливый, значит манерный, бескорыстный – однозначно глупец. [26, с. 213-230]
Из-за диссонанса в основах, духовность общества падает, что выражается в личностной деформации человека, в подмене одних ценностей другими, ростом насилия, страдания. Уходят понятия «семьи», «любви», «взаимопонимания».
Борисова Н. говорит, что каждый институт государства выступает со своей «правдой», в итоге разрушены первоначальные основы нравственности. У детей нет единого понятия, к чему надо стремиться. Утеряно направление, нравственный идеал, который лежит в основе саморазвития человека, и, следовательно, развития общества. [10, с. 76-80]
Трудно сказать, достижима ли единая духовность. Встречаются духовные лидеры, но что касается государства, то вопрос открыт. Государство строится на материальных составляющих: власть, деньги, доминантность, ложь, коварство. Невозможно всех воспитать идеальными, и хотя борьба за души людей ведется на всех уровнях государства (семья, школа, церковь, СМИ), массовых положительных успехов не наблюдается.
Так есть ли надежда на построение нравственного, духовного общества? Хочется верить, что есть, если каждый начнет строить его у себя в душе. [18, с. 265]
Вопрос о происхождении морали и нравственности был бы банален, если бы столетия господства либеральной идеологии не затуманили его настолько, что в современном мире эти понятия совершенно потеряли свой первоначальный смысл. Любой политик, журналист (да кто угодно!), пытаясь представить свои взгляды в выгодном для себя свете, именно свою позицию называет нравственной, обвиняя в безнравственности своих оппонентов.
Болотина Л.Р., Комарова Т. С. , Баранов С. П. говорят, что все нравственные понятия в XXI веке стали настолько неопределёнными и расплывчатыми, что следует всегда подробно разбираться с тем, что в действительности имеется в виду, когда говорится о взаимоотношениях людей. Эту неопределённость пытаются преодолеть с помощью различных уточнений, добавляя соответствующие определения к понятиям. Например, «советский гуманизм», или «буржуазная нравственность». Но эти уточняющие определения лишь иллюстрируют всеобщее «размывание» моральных ценностей в либеральном обществе, всё больше теряющих свой изначальный смысл. [8, с. 153]
Говоря о поведении человека, мы описываем его словами мораль, нравственность, нравы, нрав, норов и так далее. Поведение человека может быть совершенно разным, но под нравственным поведением исторически всегда понималось нечто положительное, благопристойное, способствующее успешному существованию и развитию общества и человека. А под безнравственным поведением, соответственно, понимается нечто отрицательное для общества и человека, вредное и разрушительное. [27, с. 143]
Божович Л.И. говорит, что с одной стороны, у каждого народа на земле свои собственные представления о добре и зле, свои понятия, традиции, ценности, нормы поведения - своя нравственность. С этой точки зрения, нравственность у всех народов различна. [9, с. 101]
Но, с другой стороны, нравственность - это такая система норм поведения, принятая данным народом, которая способствует его благополучному существованию. И с этой точки зрения все нравственные системы всех народов земли представляют собой практически одно и то же - они все направлены на благополучное существование и успешное развитие народа. [19, с. 214]
Непонимание сути нравственности в современном мире есть результат пятисотлетнего господства ценностей либеральной идеологии в человеческом сознании. Следует вернуть понятиям морали и нравственности их подлинное первоначальное значение - только так возможно построение разумного, а значит, мирного, человеколюбивого и материально обеспеченного общества на земле.
1.3 Специфика нравственной культуры личности школьников
Библер B.C. отмечает, что формирование – начало самосознания ребенка, связано сегодня у нас в Республике с овладением элементарных сведений по истории географии и культуры родины, со стремлением найти свое место в обществе. Всестороннее развитие и воспитание детей, осуществляется различными методами. Один из них ознакомление с природой. Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения. [6, с. 200]
Мулько И. Ф. отмечает, что дети постоянно соприкасаются с природой. Их привлекает зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки птицы, жучки, звери, лужи, падающие хлопья снега. Разнообразный мир природы завораживает детей и пробуждает в них интерес, любопытство и любознательность. Младшие школьники –это оптимальный возраст для развития экологической культуры личности. В этом возрасте идет формирование нравственно экологических позиций, помогающих ребенку выделить себя из окружающей среды и воспитать в себе качества, участия и сопереживания активности в решении экологических проблем. [28, с. 65]
Поэтому основной задачей педагогики является воспитание бережного и заботливого отношения к красоте родной природы, овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, а самое главное привить гуманное отношение к природе. Но все это должно происходить осознано. Когда мы говорим о влиянии традиций народов педагогики на развитие нравственной культуры личности, то считаю, что нравственность-это народное сознание, которое лежит в основе ингушской этики, главной идеей которой является уважение человека, сила духа, оптимизм, заложенная веками мудрость, а это, по-моему мнению, народная педагогика учит: как приветствовать, прощаться, сочувствовать, делать пожелания; громкость речи: интонация смеху, шепоту, взгляду, уважение к старшим.
Богданова Т.Г. отмечает, что то есть вся народная психология направлена на то, чтобы с малых лет воспитать в детях уважительное отношение к своим традициям и культуре, умению тонкой обходительности и умению непринужденно держать себя на людях. Народ выжил, окреп и достиг современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что полученный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими и ее воспитания носило и носит исторический характер. Оно возникло вместе с человеком, став частью его жизни и развития, средством его совершенствования и обучения. [7, с. 141]
Ничаева В.Г., Маркова Т.А. отмечает, что обучение происходит постоянно и в любых условиях. Обучая-воспитываем, воспитывая-обучаем. Системность знаний, системность мышления формирует мировоззрения и развивает познавательные способности младших школьников. [29, с. 143]
Белова Н.И. отмечает, что такая организация учебно-воспитательной деятельности позволяет формировать у детей средство общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения, иметь первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Поэтому, фундаментом образования было и остается сегодня начальное звено–начальные классы. Главной целью образовательно-воспитательной системы должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в формировании каждого ученика. [5, с. 241-250]
Формирование социально–этических норм поведения младших школьников–это процесс, который требует большого внимание учителя начальных классов. В центре внимания становится ученик с его интересами, индивидуальными качествами, возможностями и национальной культурой. Немов Р.С. отмечает, что известно, что культура любой нации начинается с ее истории, традиций, обрядов. Воспитание младших школьников на национальных традициях дает им духовную пищу, так как духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течении многих веков играла решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых, социальных качеств в целом. [30, с. 235]
Произведения народного творчества включают ценным народные традиции, красоту родного языка, а также некоторые исторические события. Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента в Республике Ингушетия включает в себя: представление о человеке в истории и культуре, формирование этнического самосознания; освоение детьми национальной культуры, элементарных знаний о географии республики, флоре и фауне, знание произведений фольклора, знание писателей Ингушетии и знание государственных символов. Кроме того, педагогические традиции содержат в себе уникальный учебно-образовательный потенциал, посредством которого может быть успешно реализовано этнокультуры у учащихся начальных классов многонациональных школ.
Андреева Г.М. отмечает, что одной из главных задач школы является воспитание учащихся на основе духовных ценностей народа, формирование умения адаптироваться к современным переменам. Мы все знаем, что на протяжении всей длительной истории Ингушетии был накоплен бесценный опыт семейного, трудового, социально-этического и духовного воспитания молодежи. Поэтому учитель начальных классов в деле воспитания должен перенимать и использовать те же добрые традиции и обычаи народа, представители которого являются его ученики, включающие такие социально-этические качества как честность, мужество, глубокое уважение к женщине-матери, отцу, старшим, традиции гостеприимства, дружба и значение национального этикета. [1, с. 92]
Бабунова Т.М. отмечает, что исходя из этого можно сказать, что развитие школьников должно включать в себя: воспитание и гармоничное развитие личностных качеств ребенка; развитие познавательной сферы мышления, воображения, памяти, речи; развитие эмоциональной сферы; цельность детского мировоззрения практическо-познавательной и творческой деятельности. После вышеперечисленного, определенным ориентиром в данной работе, прежде всего должно быть самосознание, ингушская этика со своими моральными нормами. И сегодня главная роль отводится традициям нравственного воспитания детей в семье. Это нравственное воспитание с малых лет должно быть направлено в первую очередь на формирование у детей норм и правил уважения старшего. [4, с. 262]
Национальная педагогика накопила в этом отношении богатый арсенал форм, средств и методов воспитания. Дети уже с двух-стрех лет начинают подражать взрослым, играть во взрослых, уже хорошо зная, кто из них младший и кто старший и как следует себя вести по отношению друг к другу. Старшие дети помогают и покровительствуют младшим, стараются себя вести с ними «серьезно», а младшие-слушаться старших детей. Ингуши очень любили и любят своих детей, особенно малолетних. Их обожают не только родители, но и все родственники, друзья и знакомые семьи. Немов Р.С. отмечает, что с взрослением ребенка их приучают к выполнению обязанностей, ответственности за свои поступки, поведение, учебу. Но еще задолго до этого возраста ребенок бывает готов выполнять их, хорошо зная, что как следует делать. [31, с. 175]