Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время на рынке очень высокая конкуренция, и чтобы добиться больших результатов необходимо следить за функционированием своей организации.
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью. Квалифицированный финансовый менеджер должен хорошо владеть современными методами управления и распределения затрат на предприятии. Зная технику и технологию, он сможет легко адоптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные ответы и решения.
Управление затратами решает многочисленные задачи расчёта норм; упорядочение нормативной базы; организации изменения норм; разработки плановых и отчётных смет (бюджетов); разработки плановых (нормативных) и отчётных калькуляций; учёта затрат по производствам, цехам и технологическим переделам, формирования заданий по снижению (изменению) себестоимости; выявления резервов экономии; обеспечения систематического контроля за величиной затрат. В этом смысле управление затратами на предприятии представляет собой многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.
Цель управления затратами - постоянно поддерживать конкурентоспособность выпускаемой продукции и одновременно финансовую устойчивость предприятия. Управление затратами включает в себя те же стадии, которые характерны для любых процессов управления.
Для того чтобы правильно управлять затратами, необходимо: во-первых, дать определение, характеризующее их сущность; во-вторых, классифицировать их по конкретным признакам, позволяющим устанавливать уровень затрат по объектам управления ими, осуществлять планирование, учёт, контроль, анализ и изучить основные методы управления затратами на предприятии.
К финансовым методам относят: планирование; прогнозирование; инвестирование; кредитование; самокредитование; самофинансирование; налогообложение; система расчётов; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; аренда; лизинг; факторинг; фондообразование; взаимоотношения с учредителями, хозяйствующими субъектами, органами государственного управления.
Цель дипломной работы – исследовать теоретические аспекты управление затратами предприятия и разработать рекомендации по его совершенствованию для ЗАО "Завод Универсалмаш".
Задачи дипломной работы:
1.Исследовать теоретические аспектыуправления затратами на предприятии.
2.Изучить нормативно-правовое и информационно-программное обеспечение деятельности ЗАО "Завод Универсалмаш".
3.Изучить практику управления затратами в ЗАО "Завод Универсалмаш".
4.Разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами на предприятии в ЗАО "Завод Универсалмаш".
5.Оценить эффективность предложенных рекомендаций по по совершенствованию управления затратами на предприятии в ЗАО "Завод Универсалмаш".
Объект исследования - ЗАО "Завод Универсалмаш".
Предмет исследования – управленческие отношения, связанные с совершенствованием системы управления затратами ЗАО "Завод Универсалмаш".
Глава 1 Теоретические аспекты управления затратами на предприятии
1.1Сущность и классификация затрат
Для начала нам следует разобраться в терминологии, используемой в экономике. Есть термин «затраты» и термин «расходы». В бухгалтерском и налоговом учете используется термин «расходы», термин «затраты» используется чаще в управленческом учете. Сначала дадим определение затратам.
Затраты — это уменьшение средств организации или увеличение ее долговых обязательств ввиду их направления на пополнение собственных ресурсов. Это происходит:
o при приобретении сырья и материалов,
o покупке оборудования,
o выплате вознаграждения за труд,
o плате за потребленные услуги, уплате налогов и т. д.
Происходит уменьшение одного актива и одновременное увеличение другого актива. Если в счет приобретаемых услуг с расчетного счета организации были перечислены денежные средства на расчетный счет поставщика, то происходит уменьшение средств на счете и одновременное увеличение задолженности поставщика, то есть уменьшение одного актива (денежных средств) привело к увеличению другого актива (дебиторской задолженности).
Затраты обязательно:
o имеют денежное выражение,
o направлены на выполнение целей и задач организации.
Затраты после их осуществления могут не изменить свои свойства. Например, если покупателем была проведена предоплата в счет будущей поставки материала, то в определенный период времени эти затраты будут иметь вид дебиторской задолженности, т. е. они имеются в наличии и не изменили своего свойства. После получения заказанного материала и использования его в производстве продукции затраты меняют свойство и полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции, т. е. завершаются и приобретают качество истекших затрат.
Такой вид затрат и является расходом организации. В статье будем рассматривать и классифицировать этот вид затрат, в бухгалтерском и налоговом учете именуемый расходами.
Классификация по экономическим элементам выражается в стоимостном измерении, собирает в группы однородные виды потребленных ресурсов. При этом на данном этапе не происходит распределения расходов на конкретный вид продукции, т. е. расчета себестоимости продукции, а происходит сбор и группировка данных по всем расходам, которые впоследствии будут использоваться при расчете себестоимости продукции, калькулировании ее стоимости.
Группировка затрат по экономическим элементам также необходима при планировании производства, составлении смет расходов, для определения потребности производства в определенных ресурсах. Назначение классификации по экономическим элементам затрат проявляется и при проведении финансового анализа деятельности предприятия.
Правила формирования информации о расходах в бухгалтерском учете изложены в положении по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Согласно ПБУ 10/99 расходы — это уменьшение экономических выгод организации из-за выбытия ее активов и (или) появление обязательств, вследствие чего происходит уменьшение капитала, кроме уменьшения вкладов по решению собственников. Расходы имеют денежную оценку.
Следующие затраты в бухгалтерском учете не относятся к расходам, а признаются оплатой:
o приобретение основных средств;
o внесение средств в капиталы других организаций;
o перечисления в пользу комитента, принципала по договорам комиссии и агентским договорам;
o предварительная оплата в счет приобретения запасов и (или) услуг;
o погашение кредита, займа.
Состав материальных расходов в разных отраслях экономики сильно различается. Поэтому для отдельных отраслей разработаны методические указания и нормативные документы, позволяющие правильно классифицировать расходы по элементам. Статьи затрат организация разрабатывает самостоятельно.
К прочим затратам согласно ПБУ 10/99 относятся:
o расходы по предоставлению за плату в пользование активов, прав, или связанные с участием в других организациях, если такой вид деятельности не является основной деятельностью организации. Если такая деятельность основная, то расходы будут относиться к группе «Расходы по обычным видам деятельности»;
o расходы по продаже, выбытию основных средств;
o проценты по кредитам и займам;
o оплата услуг кредитных организаций;
o отчисления в резервные фонды;
o штрафы, пени;
o признанные убытки прошлых лет;
o дебиторская задолженность с истекшим сроком давности;
o курсовые разницы;
o сумма уценки активов;
o перечисление на благотворительность, расходы по проведению культурно-массовых мероприятий;
o прочие расходы.
Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ даны правила определения и группировки расходов.
Расходы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, подразделяются в две основные группы.
1.2 Основы управления затратами
Основной целью управленческого учета является предоставление руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому никакому внешнему регулированию «управленка» не подлежит. Используются те методы и классификации, которые удобны менеджерам. Управленческие данные по затратам служат для решения таких задач:
o анализ производимых затрат;
o оптимизация затрат, управление ими (с конечной целью минимизировать затраты и этим увеличить прибыль);
o построение прогнозов и планов по основным видам деятельности;
o расчеты по новым проектам для выбора наилучшего варианта затратной политики
Для решения этих задач применяются дополнительные детализации и группировки затрат. При этом важно помнить, что группировки, предусмотренные законодательством в сфере бухучета, тоже используются — например, в части положений ПБУ 10/99 «Расходы» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Как правило, управленческий учет на предприятии встроен в общую учетную систему — ведется совместно с обычным бухгалтерским. Выделение управленческого учета затрат в отдельное, параллельное официальному бухучету направление — редкость. Тому есть несколько причин:
o Минимизация затрат на ведение учета — одно бухгалтерское подразделение выполняет большую часть функций по внесению данных в учетные регистры. Для целей «управленки», как правило, бывают предусмотрены дополнительные счета, субсчета и аналитики, вносимые вместе с «основной» проводкой.
o Использование классификаций, применяемых и в официальном учете. Например, деление затрат на расходы по обычным видам деятельности и прочие, деление на прямые и косвенные затраты, на элементы затрати т. п.
o Обеспечение полноты информации — сведения, регистрируемые в официальном бухучете, как правило, соответствуют требованиям полноты и достоверности. Таким образом, данные бухучета являются наилучшей базой для построения дальнейших управленческих расчетов.
o Удобство и быстрота построения отчетов с нужной детализацией и группировкой, особенно если учет ведется в компьютерной программе.
Дополнительные классификации затрат в управленческом учете обусловлены стоящими перед менеджментом задачами по управлению затратами. Расскажем подробнее о часто применяемых.
Чтобы разрабатывать приемы и методы воздействия на объем той или иной статьи затрат, нужно, чтобы такое воздействие было, в принципе, возможно. Поэтому для управленческих целей затраты принято подразделять на регулируемые и нерегулируемые.
Чтобы говорить о регулируемости (или подконтрольности) затрат, нужно пояснить, что для управленческих нужд затраты очень часто подразделяются по центрам ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это структурная единица внутри компании со своей функцией и финансовым бюджетом и со своим ответственным менеджером. Обычно, когда говорят о регулируемых затратах, то предполагают, что на них может воздействовать менеджер конкретного ЦФО.
Примеры регулируемых затрат:
o расходы от списания технологического брака (могут контролироваться начальником цеха или производства);
o расходы от списания потерявших эксплуатационные свойства сырья и материалов (могут контролироваться начальником склада).
Примеры нерегулируемых затрат:
o расходы по списанию неисправимого брака в результате использования некачественного сырья, отпущенного со склада (начальник производства не отвечает за закупки и хранение сырья, следовательно, не может повлиять на его качество);
o расходы от порчи сырья на складе в результате того, что из-за отключения электричества на складе отказало оборудование, обеспечивающее надлежащие условия хранения (нельзя посчитать виновным менеджера склада, т. к. электроснабжение не входит в его компетенцию).
Правильное распределение затрат на регулируемые и нерегулируемые по ЦФО позволяет быстро отследить источник проблем. Например, если продолжить приведенные выше ситуации, цепочка приведет нас к менеджеру бухгалтерии, ответственному за то, чтобы своевременно оплачивались счета за коммуналку.
Потери от брака из примера в предыдущем разделе — это классический пример неэффективных затрат. Состоявшиеся затраты, в результате которых у компании ничего не образовалось — ни продукции на продажу, ни доходов, — являются неэффективными.
Анализ затрат с точки зрения управления позволяет разделить их на дающие и не дающие коммерческий эффект. Соответственно, управленческие решения затем строятся по принципам:
o Работать далее с эффективными затратами (например, оптимизировать их величину);
o Стараться максимально исключить неэффективные. Полностью исключить не дающие эффекта затраты сложно. Однако, определив типичные для конкретного предприятия виды неэффективных расходов и отладив систему контроля и ответственности, можно значительно снизить их количество.
Еще один популярный среди производственных менеджеров вид классификации затрат — выделение в отдельную группу затрат, которые могут появляться в процессе производства дополнительно к стандартным. Например, это может быть связано с пробным выпуском новой продукции или с внедрением модификаций в стандартный продукт.
Выявление таких дополнительных затрат позволяет оценить их влияние на конечный результат от продаж измененной продукции — уменьшение в связи с дополнительными расходами на выпуск.
Если выпуск дополнительной продукции не ведет к изменениям производственной себестоимости — инкрементные и маржинальные затраты признаются равными 0. Отрицательное значение затрат в рамках данного анализа не вычисляется.
Разница между инкрементными и маржинальными затратами заключается в объекте, по которому анализируют затраты:
o инкрементные вычисляются для партии продукции;
o маржинальные — для единиц.
Процесс принятия управленческого решения характеризуется тем, что менеджеру необходимо просчитать несколько вариантов решения, сравнить их и выбрать оптимальный. За основу в таких расчетах часто берется именно затратный подход. При этом в разных вариантах будут получаться разные значения объема затрат. Вот эта разница между двумя вариантами и будет называться дифференциальными затратами.
При рассмотрении нескольких вариантов работы появляются статьи затрат, которые не изменяются от варианта к варианту (например, прогнозная стоимость и количество сырья в планируемом к выпуску продукте) и статьи затрат, которые изменяются (например, стоимость аренды нового производственного помещения). При принятии управленческого решения затраты в выбранном в работу варианте становятся релевантными. Важный момент — в управленческую отчетность затем попадают только релевантные затраты.
При выборе того, какие виды продукции выпускать предприятию, возникают ситуации, при которых выпуск одних товаров ограничивает или исключает выпуск других. Например, в случаях, когда имеются ограничения по фондоотдаче или по обеспечению ресурсами.
Для принятия управленческого решения анализируются все возможные варианты выпуска. При этом в расчетах учитывается такой специфический вид затрат, как альтернативные.
Альтернативные затраты — это виртуальный показатель затрат по тем видам продукции, от производства которых отказались в пользу тех, что выпускаются. Показатель позволяет определить расчетное значение виртуальной же упущенной прибыли от несостоявшегося выпуска «отказной» продукции.
Расчет альтернативных затрат похож на дифференциальные расчеты. Также берутся несколько возможных вариантов действий, анализируются в нужных разрезах и сравниваются.
В управленческом учете существуют как классификации затрат, принятые в бухучете, так и дополнительные классификации, выбранные менеджментом предприятия для применения в принятии решений.
Себестоимостью называют стоимостную оценку ресурсов, используемых при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ресурсы могут быть материальными, трудовыми, интеллектуальными, представлены оборудованием и другими активами.
Себестоимость служит отправной точкой для определения цены на продукцию. Предприятия стремятся снижать этот показатель, оптимизируя входящие в него виды затрат. Для поиска путей снижения себестоимости необходимо проанализировать ее состав и структуру. В зависимости от включения различных видов затрат разделяется цеховая, производственная и полная (коммерческая) себестоимость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017)"Об обществах с ограниченной ответственностью"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017)"О бухгалтерском учете"
3. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
4. Абдалова Е. Б. Оценка в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета / Е.Б. Абдалова. - Санкт - Петербург: СПб ГУЭФ, 2011. - С.51-53.
5. Аксененко А.Ф. Себестоимость в системе управления отраслью: (Учет и анализ).-М: Экономика, 2012 г.
6. Алданиязов К.Н. Управленческий учет и анализ: учеб. пособие. Алматы : Юридическая литература, 2012.
7. Александрова С. И. Прогрессивные методы управления затратами и пути их применения в российской практике / С. И. Александрова // Символ науки. — 2015. — № 4. — С. 56–59.
8. Алесинская ТВ. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
9. Аюшисва Л.К., Цыденова Э.Ч. Налоговый менеджмент на малых предприятиях /Л.К. Аюшисва, Э.Ч. Цыденова // Вестник Бурятского государственного университета- 2015. -С.202-205.
10. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л ; Высшая школа, 2016.
11. Бахрушина, МЛ. Управленческий анализ : учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2012.
12. Булгатова Ю.С., Санковец А.А. Роль «Поддерживающего управления» в инновационных экономических проектах / Ю.С. Булгатова, А.А. Санковец // Вестник Бурятского государственного университета, 2015. — С. 265-268.
13. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский [и др.]. СПб.: Питер, 2016.
14. Врублевский НД. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2012.
15. Голмачев О.Л. Конгроллинг скрытых сверхиздержек малых предприятий: парадок-сы и противоречия / ОЛ.Толмачев II Контроллинг. -2012. - № 45. - С. 10 — 14.
16. Гомонко ЭА., Тарасова Т.Ф. Управление затратами на предприятии : учебник. М.:КНОРУС,2016.
17. Друри К. Управленческий и производственный учет : учеб. комплекс для студентов вузов пер. с англ. В.Н. Егорова. 6-е изд. М . 2016.
18. Жулькова Ю. Н. Управленческий учет затрат как механизм реализации стратегии предприятия / Ю. Н. Жулькова, Д. А. Куделина // Приволжский научный журнал. — 2015. — № 1 (33). — С. 160–166.
19. Иванова М.Д., Булгатова Ю.С. Эффективность внедрения информационной системы в управление предприятием / М.Д. Иванова, Ю.С. Булгатова // Вестник Бурятского государственного университета, 2015. - С.286-290,
20. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016.
21. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет : сборник задач и примеров. Казань : КФЭИ,2017.
22. Искосков МО. Модель управления инвестиционными затратами на предприятии М.О. Искосков // НТВ СПбГПУ. - 2013. - № 1(139). - С. 289 - 291.
23. Карпова Т.П. Управленческий учет : учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2017.
24. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дашков и К. 2017.
25. Козин Е.Б., Козина ТА. Бухгалтерский управленческий учет на пищевых предприятиях. М.: Колос, 2012.
26. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
27. Кузьмина М.С., Мещерякова И.А., Перевертайло OA. Система учетно-аналитической информации для принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2016.
28. Кукукина И.Г. Управленческий учет: уч.пособие-М: фин.и стат., 2014 г.
29. Лебедев ВТ., Дроздова ТТ., Кустарев В.П. Управление затратами на предприятии : учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2012.
30. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. Ростов н/Д : Март, 2010.
31. Любинецкий Я.Г. Анализ затрат на создание, производство и эксплуатацию изделий. М.: Финансы и статистика, 2016.
32. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография-М: Издательство "Дело и сервис", 2016 г.
33. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. 2-е изд. М.:ЛКИ,2012.
34. Новодворским ВД., Сабанин РЛ. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. СПб.: Питер, 2016.
35. Планирование, учет, контроль и анализ в системе управления затратами организации : учеб. пособие / Н.М. Калинина, СЕ. Елкин, В.А. Копман, И.С. Мстслсв. Омск : ИП Погорелова, 2016.
36. Попова Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дело и сервис, 2016.
37. Прохорова Н.Г., Лапыгин ЮЛ. Управление затратами на предприятии. Планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат. М. : Эксмо, 2016.
38. Пушкарь М.С. Бухгалтерский учет в системе управления. - М: фин.и стат., 2011 г.
39. Сабликова М.С. Малый бизнес в России и за рубежом: материалы студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» . 12 февраля - 1 марга 2012 г. - Наука, 2012.- 164с.
40. Саксин А.Г. Методологические подходы к управлению издержками предприятий региона / А.Г.Саксин // Управленческий учет. - 2011. - № 2. - С. 31 - 34.
41. Санжесва Д.Д. Инновация в малом бизнесе: проблемы и перспективы / Д.Д. Санжеева // Вестник бурятского государственного университета, 2015. - С. 128-132.
42. Сатубалдин С. Учетные системы транзитной экономики : избранные научные труды. Алматы : GAUHAR, 2016. Т. 2.
43. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней : учеб. пособие. М.: Аудит: ЮНИТИ, 2016.
44. Соколовская Г.А. Себестоимость продукции в планировании и управлении промышленностью.-М:Экономика, 2017 г.
45. Тайгошинова К.Т Управленческий учет логистических издержек (управление товарно-материальными запасами): учеб. пособие. Ал маты : Экономика, 2017. Ч. 1.
46. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика, 2016.
47. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. М.: ИНФРА-М, 2004.
48. Хонгрен Ч.Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий. М.: Финансы и статистика, 2004.
49. Шашурин Ю.С., Черезов А.В. Себестоимость в оперативном управлении предприятием.-М: ОООИКК "ДеКА", 2010 г.
50. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2009.
51. ШимДж.К., СигелДж.Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. М.: Филинь, 2016.