Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальные вопросы развития и становления детей старшего дошкольного возраста определяют важное место в сфере векторных научных интересов ведущих специалистов самого разного направления и профиля: психологов, педагогов, физиологов. Как отмечает ряд исследователей, организм детей дошкольного возраста наиболее восприимчив и чувствителен к различным воздействиям окружающей ребенка среды. В аспекте научных воззрений А.Н. Леонтьева, в рамках этого этапа формируются предпосылки успешного и правильного развития многих психосоциальных характеристик организма взрослого человека.
По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольное детство представляет собой очень важный, ответственный и большой период психического формирования и развития ребенка. Как психологи, так и педагоги, в рамках своих исследований отмечают, что старший дошкольный возраст представляет собой этап первоначального складывания, формирования и развития личности. Как показывают результаты проводимых современных исследований, на протяжении указанного периода у ребенка старшего дошкольного возраста активно развиваются, как все психические процессы, такие как ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, мышление, речь, формируются сложные виды деятельности, например, общение со значимыми взрослыми и сверстниками, игра, так и осуществляется заложение основ познавательных способностей. В личностной сфере детей старшего дошкольного возраста активно формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, самооценка, как общая, так и дифференцированная, элементы регуляции поведения волевого аспекта. Как отмечают исследователи, значительные нарушения любого из элементов психологической структуры развития детей старшего дошкольного возраста решающим образом сказывается на дальнейшем ходе развития ребенка.
Необходимо отметить, что к наиболее важным особенностям детей старшего дошкольного возраста необходимо относить тот факт, что многие значимо неблагоприятные характеристики старших дошкольников носят очень часто латентный, скрытый характер. Во-первых, многие неблагоприятные проявления для старших дошкольника являются временными и постепенно, взрослея и совершенствуясь, они перестают иметь определенную значимость и он их теряет, во-вторых, именно к концу старшего дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности реагирования личности, происходит активное выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Многочисленные факты проведенных исследований свидетельствуют о том, что если необходимые интеллектуальные или эмоциональные качества не получают должного развития в старшем дошкольном возрасте, то в дальнейшем их развитие становится намного сложнее осуществлять, а в некоторых случаях даже невозможно.
В данной работе рассматривается весьма актуальная проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье.
Школа – это социальный институт и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе.
Поход в школу – очень серьезный шаг для ребенка, так как это переломный момент в жизни. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений, опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим школьником» и осуществлять реальную, серьезную, социально значимую деятельность.
При переходе ребенка на новый этап развития происходит смена ведущей деятельности, это переход от ролевой игры к учебной деятельности.
От того, как сложится школьная жизнь ребенка, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Проблема готовности детей к школьномуобучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
Многие родители считают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому уделяют максимум времени развитию памяти, внимания и мышления ребенка. Не все занятия предполагают формирование необходимых качеств для обучения в школе.
Часто неуспевающие дети обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность подразумевает не только наличие определенных навыков и умений, необходимых для школьного обучения, она необходима для обеспечения полноценного и гармоничного развития ребенка.
Подготовка детей к школе – сложная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития, все из которых необходимы для успешного освоения школьной программы.
Проблема подготовки детей к обучению в школе в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования остается актуальной, так как педагоги сегодня должны готовить детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с требованиями, обозначенными в данном документе.
Ребенок к семи годам становится любознательным, инициативным и самостоятельным, именно эти качествам формируют у дошкольников в ДОУ. Определенный уровень интеллектуального и личностного развития дошкольника, его необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития для успешного освоения школьной учебной и называется - психологической готовностью ребенка к школе. Но так же важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в дошкольной образовательной организации были сформированы волевая и мотивационная готовность к школьному обучению.
Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение.
Ведущим компонентом в любой деятельности является мотив – именно он является основной движущей силой. Мотивационная готовность к школьному обучению является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятием им «позиции школьника». Низкий уровень мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному обучению ребенка в школе: ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Цель исследования: изучение уровня сформированности эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивационные и эмоционально-волевые особенности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить методы и формы для изучения эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести исследование у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные результаты, дать рекомендации.
4. Подвести итоги исследования
Предмет исследования: особенности проявления эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: показатели сформированности эмоционально-волевой и мотивационной готовности к школе имеют гендерную специфику.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме готовности детей к школьному обучению; наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент (тестирование); методы статистической обработки данных (качественный и количественный анализ эмпирических данных).
Методиками исследования выступили: методика «Лесенка», проективная методика «Школа», методика Н.И. Гуткиной «Домик», методика Л.А. Венгера «Две школы», методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
1.1 Феномен готовности к школьному обучению: его уровни и проявления
По мнению ряда исследователей [8,9,10,11,12,13,17,19], под психологической готовностью старшего дошкольника к школе принято понимать высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.
Проблемой готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие ученые [10]. Важные исследования в этом направлении провел Л.С. Выготский, который указывал на то, что готовность к школьному обучению у детей формируется в процессе обучения: «До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения» [9, С.8].
Следует отметить, что в настоящее время обучение детей старшего дошкольного возраста проводится и в дошкольных учреждениях, где акцент делается преимущественно только на важности интеллектуального развития ребенка, его учат читать, писать, считать. Как отмечает ряд исследователей [11,12,13,17], можно прекрасно уметь делать все это и совершенно не быть готовым к школьному обучению, потому что готовность к обучению определяется тем, в какую деятельность сформированные умения включены. В старшем дошкольном возрасте освоение умений и навыков детьми включено преимущественно в игровую деятельность, таким образом, эти знания имеют совершенно другую структуру. Таким образом, определяя школьную готовность детей старшего дошкольного возраста, нельзя оценивать ее только по формальному уровню умений и навыков письма, чтения, счета.
Акцентируя внимание на определении уровня школьной готовности, Д.Б. Эльконин утверждал [35], что крайне необходимо обращать внимание на возникновение произвольного поведения. В данном аспекте, необходимо обращать внимание на то, как ребенок старшего дошкольного возраста играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли. Превращения правила во внутреннюю инстанцию поведения является важнейшим признаком готовности к обучению старших дошкольников.
Следует отметить, что в процессе школьного обучения детям старшего дошкольного возраста приходится усваивать новые научные понятия, что представляется возможным только в том случае, когда ребенок умеет различать разные стороны действительности и понимает, что его точка зрения не может быть абсолютной и единственной.
По мнению П.Я. Гальперина [14], к концу старшего дошкольного возраста у детей сформированы три линии развития:
1) активное формирование произвольного поведения, когда ребенок дошкольного возраста может подчиняться правилам;
2) эффективное овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые предоставляют ребенку старшего дошкольного возраста возможности перейти к пониманию сохранения количества;
3) переход от эгоцентризма к центрации.
В эти линии помимо всего указанного необходимо включить мотивационное развитие. Прослеживая развитие ребенка с учетом этих параметров, можно определить его готовность к обучению в школе.
Проанализируем направления определения уровня школьной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальная готовность определяется по следующим пунктам: ориентировка в окружающем мире; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической); развитие произвольного внимания.
Мотивационная готовность имеет наличие внутренней мотивации детей старшего дошкольного возраста (например, ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать). Правильная подготовка к школе подразумевает формирование новой социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. По мнению Е.О. Смирновой [34], для обучения важно также наличие у ребенка старшего дошкольного возраста личных форм общения со взрослым.
Очень важно присутствие волевой готовности детей старшего дошкольного возраста, оно очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, по причине того, что его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо.
К шести годам активно начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия[25].
Развитие навыков школьной готовности позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, языка, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже установленных при поступлении в школу, дети могут очень быстро обнаружить, что играют в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются быстрее. Учащиеся, которые начинают школу с навыками построения блока (или основы), быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, у кого не заложена эта основа.
Рассмотрим основные блоки, определяющие готовность к школьному обучению детей 6-7 лет:
- Саморегуляция: способность получать, поддерживать и изменять эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации.
- Сенсорная обработка: точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, которая влияет на внимание и обучение, которое влияет на то, как вы сидите, держите карандаш и слушаете учителя.
- Восприимчивый язык (понимание): понимание разговорной речи (например, инструкции учителей).
- Выразительный язык (использование языка): создание речи или языка, которые могут быть поняты другими (например, разговор с друзьями).
- Артикуляция: способность четко произносить отдельные звуки в словах.
- Исполнительное функционирование: рассуждения и навыки мышления высшего порядка (например, что мне нужно упаковать, чтобы пойти в школу?).
- Эмоциональное развитие / регулирование: способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных ответов ребенка на вызовы).
- Социальные навыки: определяются способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и уметь распознавать и следовать социальным нормам.
- Планирование и последовательность: последовательная многоступенчатая задача / выполнение деятельности для достижения четко определенного результата (например, вырезать и вставить задачу или простой математический лист).
В психологической и педагогической литературе выделяют следующие уровни готовности старшего дошкольника к школьному обучению [4,5,8]:
Высокий уровень школьной зрелости предполагает:
• хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
• готовность руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;
• хороший фонематический слух;
• широкий кругозор, хорошую общую осведомленность;
• поставленную речь, большой словарный запас;
• хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту;
• умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок;
• знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу;
• произвольность поведения;
• способность самостоятельно решать поставленные задачи;
• устойчивое желание учиться.
Средний уровень школьной зрелости включает в себя:
• хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
• готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами;
• хороший фонематический слух;
• достаточный кругозор, хорошую или удовлетворительную общую осведомленность;
• развитую речь, хороший словарный запас;
• хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;
• умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок;
• знание цифр и букв, счет в пределах десяти;
• произвольность поведения;
• способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи;
• устойчивое желание учиться.
Уровень ниже среднего характеризуется:
• хорошим или удовлетворительным физическим развитием;
• относительной готовностью руки к письму, умением удовлетворительно копировать печатный и письменный текст;
• достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью;
• развитой или слабо развитой речью, достаточным словарным запасом;
• удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту;
• умением устанавливать явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение;
• знанием некоторых цифр и букв;
• способностью решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого;
• устойчивым или неустойчивым желанием учиться.
Низкий уровень школьной зрелости определяется у детей, которые имеют:
• хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
• слабую готовность руки к письму;
• узкий кругозор, недостаточную общую осведомленность;
• неразвитую речь, маленький словарный запас;
• слабую память;
• умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого;
• сравнивать, классифицировать и обобщать понятия только с подсказками;
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анфисова С.Е., Груздова И.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ. : Питер, 2008. – 398 с.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 c.
5. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / под ред. Т. Д. Марцинковской. — М. : Знание, 1994. — 189 с.
6. Вершинина Н.Б Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2010. – 35с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика. – Москва: Ось-89, 2004. – 135с.
8. Власова, О. И. Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе / О. И. Власова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56804/ (дата обращения: 15.04.2022).
9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. – М.: Академический проспект, 2005. – 256с.
10. Выготский Л. С. Детская психология. — М. : Педагогика,1984. — Т. 4. — 432 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 234 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2004. – 324 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л. С. Выготский. - Спб.: Союз, 2006. – 224 с.
14. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 14. Психология. – 2017. –№4. – С. 3–20. doi: 10.11621/vsp.2017.04.03
15. Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – No 2. – С. 18-26.
16. Гордиец A.B. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии. – Красноярск.: Издательские проекты, 2006. – 128 с.
17. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника: дисс. канд. пед. наук: Москва, 2011. – 181 с.
18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению – М.: МГППУ, 2002. – с.127.
19. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — 3-е изд. — М. : Академический проект, 2000. —180 с.
20. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. — М. : Педагогика, 1980. — 208 с.
21. Загвоздкин В.К. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.
22. Каменская В.Г. Готов ли Ваш ребенок к школе? Определение уровня психофизиологического развития детей; старшего дошкольного возраста. – СПб: Акцидент, 2006. – 32с.
23. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Ярославль, Академия развития, 2006. – с.215
24. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с.
25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 185 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.
27. Кучма В.Р. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность. – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2010. – 356с.
28. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада. По материалам сайта: http://www.portal-slovo.ru Рубрика «Дошкольное образование».
29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Просвещение, 1977. — 364 с.
30. Макеева Т.Г. Комплекс методик Е.Ю. Бернацкой «Оценка готовности ребенка к обучению в школе» // Диагностика развития дошкольников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 79-88.
31. Рубинштейн, С.Л. Память. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова : Хрестоматия по психологии. – М., ЧеРо, 2017. – 256 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 01.01.14 // Собрание законодательства Российской Федерации. – N 33, ст. 4377. – М.: Эксмо, 2013.
33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53, ст. 7598.
34. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. — Минск : Народная асвета, 1991. — 112 с.
35. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж : НПО Модек, 1995. — 438 с.
36. https://infourok.ru/konsultaciya-kak-pomoch-rebenku-stat-shkolnikom-6131949.html
37. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2017/06/09/anketa-dlya-roditeley-vash-rebyonok-skoro-stanet