- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Учёт темперамента ребёнка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология (другое)
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Учёт темперамента ребёнка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания "?66 страниц
40 источников
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Понятие темперамента в психологии 6
1.2. Психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности темперамента у ребёнка старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе первой 24
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕДАГОГОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 26
2.1. Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента 26
2.2. Особенности общения педагога с детьми дошкольного образования с разным темпераментом в процессе воспитания 30
2.3. Особенности организации работы с детьми с различными типами темперамента в условиях ДОО 34
Выводы по главе второй 40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
3.1.Программа эмпирического исследования 41
3.2.Методы исследования типа темперамента детей старшего дошкольного возраста и его результаты 42
3.3.Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия в процессе воспитания с детьми разных типов темперамента 53
Выводы по главе третьей 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования.
Проблема индивидуального подхода в процессе воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде.
Вопросам индивидуального подхода уделяли большое внимание многие известные ученые педагоги и психологи, такие как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.
Индивидуальная неповторимость ребенка, характеризующая его значимое отличие от других детей, своеобразие его психики и личности проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качестве познавательных процессов. Знание особенностей индивидуальных различий детей очень важно, поскольку ни один метод воздействия на ребенка не будет достаточно эффективен, если он к детям вообще, а не к каждому конкретному ребенку. Выбор темперамента в качестве основы оценки индивидуальных различий ребенка обоснован и эффективен.
Государственные образовательные стандарты сегодня фиксируют трансформацию требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда. Это порождает принципиально новые социальные вызовы для системы образования, ориентированные на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию воспитанников с учетом их личностных характеристик и ресурсного потенциала. Сегодня родители хотят видеть своих детей здоровыми, одаренными и успешными. Тем не менее, немногие из первых осведомлены об индивидуальных типологических характеристиках вторых.
Таким образом, проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении в отечественной науке разрабатывается давно, но именно сейчас актуальность такого рода исследований особенно значима согласно с обозначенными выше факторами. Кроме этого, учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста важен в отношении разных сторон их личности, в том числе и относительно темпераментальных особенностей.
Темперамент являет собой сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, которые характеризуют динамическую, а также эмоционально-волновую стороны ее деятельности и поведения. Подавляющее большинство ученых единодушны в том мнении, что темперамент представляет собой врожденную характеристику, поэтому его нельзя изменить. И именно это обуславливает необходимость учитывать темперамент ребенка в образовательно-воспитательной работе.
Так как важность учета индивидуально-типологических особенностей ребенка в воспитании и обучении очевидна, то игнорирование свойств темперамента приведет к развитию отрицательных качеств у дошкольников.
Актуальность и значимость проблемы на современном этапе также повлияла на выбор темы дипломной работы: «Основы учета темперамента ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания».
Цель дипломной работы: выявить типы темперамента детей старшего дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении воспитания, разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов по учету типов темперамента в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
-дать теоретическое обоснование значения и роли знания типов темперамента, их особенностей в организации воспитания детей старшего дошкольного возраста;
-изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
-выявить типы темперамента детей старшего дошкольного возраста путем эмпирического исследования;
-сделать выводы и составить рекомендации для педагогов по воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учетом разных типов темпераментов.
Объект: темперамент детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: рекомендации для педагогов по учету типов темперамента детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитания.
Гипотеза: учет возрастных особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность воспитания детей.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как А.В. Запорожец, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, И.П. Павлов, Я. Стреляу, Г.А. Урунтаева, А.В. Эльконин и др.
Методами исследования являются следующие: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, диагностические методики: Методика «Определение темперамента ребенка» (сост. Н.В. Волкова и Б.С. Волков), анкетирование родителей старших дошкольников, анкетирование дошкольников, метод наблюдения; метод логической группировки полученной информации.
Работа состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие темперамента в психологии
Темперамент в общем его понимании – это совокупность типологических особенностей индивида, находящих свое проявление в динамике его психологических процессов, а именно: в быстроте и силе его реакции, а также в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Проблема темперамента была актуальна еще в древности, что обусловлено наличием у людей индивидуальных различий. Психика каждого отдельного человека поистине уникальна. Её неповторимость имеет связь и со спецификой физиологического и биологического строения, а также развития организма, и в своём роде с единственной композицией социальных контрактов и связей.
При этом к биологически обусловленным подструктурам личности принято относить в первую очередь темперамент. Когда ведут речь о темпераменте, то подразумевают многие психические различия людей – это и различия по интенсивности, глубине, а также устойчивости эмоций, это различие и по эмоциональной впечатлительности, энергичности, темпу действий и иных динамических, индивидуально-устойчивых специфик психической жизни, деятельности и поведения. Однако в настоящее время темперамент до их пор остаётся спорной и в некотором роде нерешённой проблемой. При всём имеющимся разнообразии подходов к проблеме трактовки темперамента исследователи-теоретики и практики единодушны в том, что темперамент – это особый биологический фундамент, на котором происходит формирование личности человека в качестве социального существа [2, с. 84-86].
Темперамент непосредственно отражает динамические аспекты поведения в основном врождённого характера. В связи с этим свойства темперамента максимально постоянны и устойчивы в сравнении с иными психическими особенностями индивида. При этом наиболее специфическая особенность темперамента прослеживается в том, что разные свойства отдельного человека вовсе не случайно друг с другом сочетаются, а именно связаны на закономерном уровне между собой, образуя тем самым определённую организацию. То есть темперамент можно трактовать как индивидуально-своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в различной деятельности вне зависимости от её содержания, мотивов, целей, остаются постоянными в период зрелого возраста и во взаимосвязи характеризуют определенный тип темперамента.
Темперамент (от лат. temperamentum – то есть надлежащее соотношение частей) – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных специфик личности, которые характеризуют разные стороны динамики психической деятельности [30].
Само понятие темперамента появилось на основе учения древнегреческого врача Гиппократа, который утверждал, что пропорция именно четырёх элементов, из которых состоит, по его мнению, человеческое тело, собственно и определяет течение духовных и физических болезней. При этом свойства темперамента – это индивидуальный ритм и темп психических процессов, а также степень устойчивости чувств, наконец, напряжённость волевого усилия и др., которые относятся ко всем сторонам психической деятельности [29].
Подчеркнем, что динамика психической деятельности, а, значит, и обозначенные выше свойства темперамента могут связываться с другими психологическими условиями – то есть мотивами деятельности, настроением, поставленной задачи и т.п.
Разные сочетания закономерно между собой связанных свойств темперамента принято называть типами темперамента. Традиционно в психологии применяют именно гиппократовскую классификацию типов темперамента, а именно: сангвиник, холерик, флегматик, а также меланхолик. В этом случае представление о темпераменте индивида формируется на основе свойственных ему психологических специфик.
Так, холерик – это такой человек, нервная система которого определяется доминирование возбуждения над торможением, в результате чего он реагирует весьма быстро, нередко необдуманно, он не успевает себя сдержать, затормозить, проявляет порывистость, нетерпение, вспыльчивость, резкость движений, необузданность, а также несдержанность. В этом случае неуравновешенность его нервной системы обуславливает цикличность в смене его бодрости и активности: увлекшись отдельным делом, он с полной отдачей работает, однако часто ему не хватает сил на продолжительную работу, и, как только его силы истощаются, он работу бросает или работает, с трудом преодолевая себя. У него возникает раздражённое состояние, упадок сил, плохое настроение, вялость. Имеющее место чередование положительных циклов подъёма настроения с отрицательными циклами спада способствует неровности поведения и самочувствия, его заметную подверженность к появлению невротических срывов, а также конфликтов [31, с. 86].
Сангвиник – это человек с достаточно сильной, а также уравновешенной подвижной нервной системой, который обладает высокой скоростью реакции. У этого человека поступки обдуманны. Он чаще всего жизнерадостен, поэтому его характеризует весьма высокая сопротивляемость трудностям жизни. Также подвижность его нервной системы предопределяет изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, наконец, высокую приспособляемость к новым условиям. Сангвиник – человек общительный, весьма легко сходится с новыми людьми, в связи с этим у него достаточно широкий круг знакомств, но он и постоянством в привязанности и общении не отличается. Он достаточно продуктивный деятель, однако только в том случае тогда, когда имеется много интересных дел, так как при этом он находится постоянном возбуждении. Однако в противном случае сангвиник становится вялым, скучным, часто отвлекается. В случае стрессовой ситуации он проявляет так называемую «реакцию льва», то есть обдуманно и активно защищает себя, активно берётся за нормализацию обстановки.
Следующий тип темперамента, это флегматик. Он представляет собой человек с уравновешенной, сильной, однако инертной нервной системой, в результате чего он неразговорчив, реагирует медленно, его эмоции проявляются несколько замедленно; он обладает высокой работоспособностью, весьма хорошо сопротивляется продолжительным и сильным раздражителям, трудностям, однако он не способен реагировать быстро в неожиданных для него ситуациях. Флегматик прочно запоминает всё усвоенное, однако он не может отказаться от выработанных стереотипов и навыков. Он не любит менять свои привычки, работу, распорядок жизни, друзей, замедленно и трудно приспосабливается к новым условиям. У флегматика настроение ровное и стабильное. В случае серьёзных неприятностях он внешне остаётся спокойным [34, с. 84-86].
Наконец, меланхолик – это человек, имеющий слабую нервную систему, повышенную чувствительность даже к относительно слабым раздражителям. У него сильный раздражитель способен вызвать «стопор», «срыв», растерянность, в связи с этим в стрессовых ситуациях у него могут ухудшаться результаты деятельности в сравнении со спокойной привычной ситуацией. Нередко повышенная чувствительность меланхолика приводит к достаточно быстрому утомлению, а также падению работоспособности. Даже незначительный повод способен вызвать у него слезы и обиду. Настроение весьма изменчиво, однако обычно он стремится скрыть свои чувства, не раскрывать свои переживания, часто подавлен, грустен, тревожен, не уверен в себе, у него могут появиться невротические расстройства. Но, обладая достаточно высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики нередко обладают выраженные художественные, а также интеллектуальные способности.
Темперамент тесным образом связан с продуктивностью работы индивида. Так, например, особая подвижность сангвиника способна принести дополнительный эффект в том случае, если от него работа требует частого перехода от одного рода занятий непосредственно к другому, оперативности в принятии необходимых решений, при том, как регламентированность деятельности, однообразия, наоборот, его приводит к весьма быстрому утомлению. Меланхолики и флегматики, напротив, в условиях строгой монотонности и регламентации труда показывают большую продуктивность и заметную сопротивляемость утомлению, нежели сангвиники и холерики [35, с. 129].
И.П. Павлов, в свою очередь, выделил ещё три типа» высшей нервной деятельности, а именно: мыслительный, художественный, а также средний. При этом представители мыслительного типа (доминирует активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) достаточно рассудительны, они склонны к детальному анализу происходящих жизненных явлений, им свойственно отвлечённое абстрактно-логическое мышление. Их чувства отличаются сдержанностью, умеренностью, они нередко прорываются наружу, при этом пройдя через так называемый фильтр разума. Люди данного типа нередко интересуются философией, математикой, им импонирует научная деятельность. В cвою очередь у людей художественного типа (доминирует активность сигнальной о системы мозга правого полушария) мышление является образным, на него отпечаток откладывает большая эмоциональность, непосредственность, яркость воображения, а также живость восприятия действительности. Этих людей в первую очередь интересует театр, искусство, музыка, поэзия, а также художественное и писательское творчество. Они активно стремятся к широкому кругу общения. По сути это типичные лирики, которые людей мыслительного типа скептически оценивают в качестве «сухарей». Большинство таких людей порядка (80%) относятся к так называемой «золотой середине», то есть среднему типу. В характере этих детей преобладает незначительно рациональное либо эмоциональное начало, и это напрямую зависит от воспитания с раннего детства, а также от жизненных обстоятельств [27, с. 212].
К. Юнг людей подразделял по складу личности на экстравертов (то есть «обращённых вовне») и интровертов (то есть «обращённых внутрь себя»). Экстраверты активны, общительны, подвижны, оптимистичны, у них весьма сильный тип высшей нервной деятельности, они по темпераменту сангвиники либо холерики. Интроверты являются мало общительными, отдалены от всех, сдержанны, в своих поступках в основном ориентируются на свои представления, относятся серьёзно к принятию решения, строго контролируют свои эмоции.
В свою очередь к интровертам относятся меланхолики и флегматики. Но в жизни достаточно редко встречаются чистые интроверты либо экстраверты. В каждом человеке имеются черты тех и других. Подобное зависит от врождённых качеств нервной системы человека, воспитания, возраста, а также жизненных обстоятельств [5, с. 67-69].
У экстравертов в качестве ведущего полушария выступает правое, что может частично находить свое проявление даже во внешности, у них, например, развит левый глаз, то есть левый глаз более открыт, а также более осмыслен. При том, как у интровертов в качестве ведущего выступает левое полушарие.
Темперамент вовсе не определяет уровня общих либо специальных способностей. То есть одного темперамента могут являться высоко - и малоодарёнными, а также наоборот: то есть люди разных темпераментом могут вполне успешно трудится в одной области [22, с. 118].
В целом, темперамент – это также совокупность психических и душевных свойств личности, которая характеризует степень возбудимости, а также его отношение к окружающей действительности. Темперамент, оказывая влияние на динамику деятельности, способен влиять на ее продуктивность. Знание темперамента весьма важно для педагога в его образовательной и воспитательной работе.
1.2. Психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного освоения ребенком норм морали, формирования у ребенка нравственных привычек, отношений, чувств. Он выступает в качестве наиболее ответственного этапа в развитии механизмов деятельности и поведения, а также в становлении личности дошкольника в целом. Все это обуславливается как существенными изменениями, происходящими в эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников, в его мотивационной сфере, в общении старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым старшим дошкольником уровнем нравственной воспитанности [17, c. 209].
Важно указать, что усвоение общественно выработанных эталонов, либо мер, заметно меняет характер детского мышления, намечается переход от эгоцентризма (центрации) непосредственно к дицентрации. Это логическим образом подводит ребенка к объективному восприятию действительности, а также совершенствовании возможности оперировать представлениями именно на произвольном уровне. Формирование у старшего дошкольника новых способов умственных действий в существенной мере оперируется на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и последующего обучения [19, с.94].
В старшем дошкольном возрасте отмечается развитие личности, а именно таких ее значимых сторон как формирование основных личностных качеств (в том числе внутренней позиции), эмоционально-мотивационная регуляция, психологические новообразования дошкольника (памяти, внимания, мышления, в познавательных процессах восприятия, речи проявлении индивидуальности). Соответственно данным сторонам личности у старшего дошкольника осуществляется развитие мотивов (то есть познавательных учений, напрямую касающихся приобретения знаний, умений и навыков; успеха, самоутверждения, результата, самооценки ребенка, демонстрации им своего достоинства, изобразительного действия, способностей, привлекательной деятельности; мотивов общения и деятельности). В рассматриваемом возрасте дети уже способны к самосознанию, они руководствуются конкретными нравственными нормами, а также к нравственной саморегуляции [40, c. 96]. Несколько усиливается процесс общения, подражания и наблюдения, особенно через систему поощрений. Становятся значимыми и необходимыми оценки поведения. В этом случае наиболее значимы сюжетно-ролевые игры. Происходит активация саморегуляции, как личностной, так и нравственной. У ребенка формируется определенная нравственная позиция. Наблюдается также стремление к одобрению и признанию, потребность ребенка в достижении успехов, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, а также чувство долга. У ребенка определяется отношение к окружающим (при этом не только в игровых ситуациях, но также и в реальной жизни).
Ребенок старшего дошкольного возраста уже в состоянии логично объяснить свои поступки. У него происходит формирование начал нравственного самосознания, а также нравственной саморегуляции поведения. У старшего дошкольники отмечается формирование личностных качеств, самосознания, волевой регуляции поведения, «внутренней позиции», системы отношений к людям, себе, а также окружающему миру. При этом внутренняя позиция – это начало для волевых качеств (то есть самостоятельности, настойчивости, независимости, целеустремленности). Старший дошкольник может быть способен проведению самоанализа, принятию на себя ответственности за происходящее вокруг, сознательно может делать все возможное для того, чтобы добиться поставленной цели. Нередко старший дошкольник демонстрирует определенные качества личности. Он при этом готов в людях видеть положительное, а также подражать им. У ребенка происходит формирование характера, особенно таких важных качеств личности, как инициативности, воли, независимости, самостоятельности. Л.С. Выготский указывал в этом плане, что психология детского возраста выявила значимый для деятельности воображения момент, названным законом реального чувства в деятельности фантазии. В его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесным образом связано движение чувств [8, с. 32].
Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте в качестве средства общения со сверстниками и взрослыми напрямую связана с наглядной ситуацией общения. Речь, осуществляясь в диалогической форме, носит выраженный ситуативный характер. У старшего дошкольника появляется форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с эти ребенком происходило вне н контакта с взрослым. Кроме этого, с развитием самостоятельной практической деятельности у старшего дошкольника возникает острая потребность в формулировании уже собственного замысла, а также в рассуждении в отношении способа выполнения различных практических действий. Появляется потребность в речи, понятной из самого речевого контекста – то есть связной контекстной речи. При этом переход к обозначенной форме речи в первую очередь определяется усвоением детьми грамматических форм развернутых высказываний. Параллельно с эти усложняется диалогическая форма речи и в содержательном плане, и в плане возросших речевых возможностей старшего дошкольника, как активности, так и степени его участия непосредственно в процессе речевого общения [40, c. 88].
Фрагмент для ознакомления 3
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Москва: Высшая школа, 2017. – 319с.
3. Бардина, Р.И. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста / Р.И. Бардина, А.И. Булычева, О.М. Дьяченко.– Москва: Приор, 2016. – 356 с.
4. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. – Санкт-Петербург, Питер 2019. – 168 с.
5. Беспанская-Павленко, Е.Д. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: развитие ведущих психических функций / Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск, 2009. – 223 с
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – 5-е изд. – СПб., 2016. – 244 с.
7. Буре, Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Метод. пособие / Р.С. Буре. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
8. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – Москва: Педагогика, 1982. – Т.4. – 386 с.
9. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова. – Москва: Академический проект, 2018. – 256 с.
10. Гераскина, Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Ю.Н. Гераскина. – Москва: Педагогика, 2015. – 106 с.
11. Егорова, О.С. Особенности темперамента детей дошкольного возраста / О.С. Егорова // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 120-126.
12. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии / Н.С. Ефимова. – Москва: Инфра-М, 2018. – 288 с.
13. Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. – Москва: Педагогика, 1986. –322 c.
14. Каменкова, Н.Г. Учет индивидуально-типологических особенностей дошкольников в работе ДОУ при подготовке к школе / Н.Г. Каменкова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – № 1. – С. 147 – 152.
15. Кейн, С. Как использовать особенности своего характера / С. Кейн. – Москва: Манн, 2018. – 384 с.
16. Ковальчук, Я.И. Индивидуальной подход в воспитание ребёнка / Я.И. Ковальчук. – Москва, 2018. – 112 с.
17. Коломенский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломенский. - Москва, 1996. – С. 209-214.
18. Колпаков, В.Г. Опросники для определения темперамента: метод. рекомендации / В.Г. Колпаков, В.В. Макаров. – Красноярск : Фонд ментального здоровья, 2013. – 42 с.
19. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е.Е, Кравцова. – Москва, 2015. – 256 с.
20. Кривцов, М.А. Темперамент личности и его свойства / М.А. Кривцова А.В. Авраменко А.А. Клименко // Уникальные исследования XXIвека. – 2015. – № 1. – С. 105-113.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет) / И.Ю. Кулагина. – Москва: РОУ, 2016. – 186 с.
22. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – Москва, 2003. – 276с.
23. Мухина, В.С. Психология дошкольника: учебное пособие / В.С Мухина. – Москва: «Академия», 2016. – 239 с.
24. Нравственное воспитание личности школьника / под ред. Я.И. Колдунова. – Калуга, 2016. – 126 с.
25. Опросник структуры темперамента: метод. пособие / под ред. В.М. Русалова. – Москва, 2020. – 117с.
26. Осина, И.Е. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста / И.Е. Осина // Дошкольное воспитание. – 1997. – №4. – С.23-27.
27. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. – Москва, 2001. – Т.2-3. – 629 с.
28. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – Москва: Мозаика – Синтез, 2018. – 80 с.
29. Прохоров, А. Темперамент дошкольников: рекомендации для воспитателей. – URL: https://osminojek.ru/author/admin3589/ (дата обращения: 02.06.2022).
30. Психодиагностика в дошкольном возрасте / составитель О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2018. – 56 с.
31. Психология и педагогика: учебное пособие / сост. И.А. Романова. Москва: Экзамен, 2017. – 284 c.
32. Самарин, Ю.Я. Опыт экспериментально-психологического изучения особенностей нервной системы у детей / Ю.Я. Самарин // Известия академии педагогических наук. – 1998. – № 52. – С. 81-141.
33. Севостьянова, Е.О. Психологические особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста / Е.О. Севостьянова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 2. – С. 37-46.
34. Соколков, Е.А. Профессиональное становление личности специалиста / Е.А. Соколков. – Москва, Университетская книга 2019. – 341 с.
35. Столяренко, А.М. Общая и профессиональная психология / А.М. Столяренко. – М., 2018. – 384 с.
36. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – Москва, 2015. – 231с.
37. Теппер, Е.А. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / Е.А. Теппер, Н.Ю. Грицкевич // Сибирское медицинское обозрение. – 2016. – Т. 67. – № 1. – С. 12-16.
38. Трубинова, Е.А. Влияние типа темперамента на учебную деятельность / Е.А. Трубникрва // Науки об образовании. – 2017. – № 3. – С. 50-56.
39. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2017. – 244 с.
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2017. – 384 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней