Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Услуги общественного питания занимают значимое место в современной индустрии туризма и гостеприимства. Первоначально они были ориентированы лишь на удовлетворение физиологических потребностей – в пище прежде всего. Теперь же все большее значение приобретает реализация иных потребностей – в отдыхе, общении и развлечении, организации свободного времени. Общественное питание как самостоятельный вид деятельности появилось в нашем городе достаточно давно, вместе с появлением первых строителей Транссибирской магистрали. В течение века происходило закономерное развитие отрасли в соответствии с общемировыми и общероссийскими тенденциями, однако особый этап в развитии предприятий общественного питания был отмечен в середине девяностых годов XX века. Новосибирск, третий по численности город России, сегодня занимает одно из лидирующих мест в стране по степени развития общественного питания, и, бесспорно, город является лидером за Уралом. Такая ситуация возникла вследствие обстоятельства, которое раньше многих огорчало, – в Новосибирске нет крупных сырьевых компаний.
Рынок услуг общественного питания Новосибирска развивается достаточно активно и имеет в последние годы стабильную тенденцию роста. При этом сфера общепита города многообразна, специфична и неоднозначна: каждая из представленных компаний самостоятельно определяет стратегию и в соответствии с ней строит модель экономического поведения, которое бы дифференцировало её от других и позволяло быть конкурентоспособной. Новосибирск привлекателен для компаний, работающих по франшизам. По оценкам экспертов, рынок услуг общественного питания г. Новосибирска освоен не полностью и сегодня представлен обширной сетью предприятий, которые специализируются на сибирской, русской, европейской и азиатской кухне. Причем отмечено, что количество предприятий, предлагающих различные национальные кухни, в Новосибирске превышает количество предприятий русской кухни.
Рынок предприятий общественного питания весьма разнообразен и подвижен и играет большую роль как ресурс туристкой индустрии региона.
Однако, в современных исследованиях, изучение рынка индустрии общественного питания, как ресурса регионального туризма пока еще не нашло должного внимания и отражения.
Эту ситуацию можно разрядить путем проведения мониторинга предприятий общественного питания, целью которого будет систематизация сведений о предприятиях питания региона, их дислокации, среднему чеку, гастрономической специфике и т.п. Изучение данного направления научных исследований показало, что вопросами мониторинга занимаются в основном в области мониторинга технических систем, в частности, инженерных конструкций и строительных сооружений (Г.Г. Болдырев, П.В. Нестеров, А.А. Живаев, Д.Н. Валеев)
Все выше изложенное определило проблему исследования, которая заключается в поиске путей анализа состояния предприятий общественного питания, как объектов туризма.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ возможностей предприятий общественного питания Новосибирская в сфере развития туризма.
Объект выпускной квалификационной работы – деятельность предприятий общественного питания Новосибирска.
Предмет выпускной квалификационной работы – оценка и анализ деятельности предприятий общественного питания в городе Новосибирск в контексте регионального туризма.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние внутреннего туризма в Российской Федерации;
2. Определить основы развития общественного питания в туризме;
3. Провести анализ состояния туризма Новосибирской области;
4. Разработать предложения по развитию туризма региона;
5. Предложить модель развития туризма и сферы питания на региональном уровне в Новосибирске.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
• метод сбора данных,
• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и описание);
• методы теоретического познания (классификация, индукция, дедукция);
• логические методы (анализ, синтез, аналогия и обобщение).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты анализа могут быть использованы в деятельности маркетолога, при решении задач прогнозирования, планирования развития и регулирования рынка услуг общественного питания, а также предприятиями питания различных видов для повышения экономической эффективности своей хозяйственной деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Взаимосвязь туристического бизнеса и сети общественного питания
1.1 Состояние внутреннего туризма в Российской Федерации
Пандемия коронавируса и режим обязательной самоизоляции стали факторами, повлиявшими на туристскую отрасль во всем мире. Было закрыто авиасообщение между странами, у туристов пропадали оплаченные путевки.
Инициативные туроператоры стали объявлять о банкротстве, что показало, что в России существует проблема неразвитой инфраструктуры для внутреннего туризма, что является одной из главных причин низкой популярности путешествий по стране у граждан РФ. Процветающий внутренний туризм делает значительный вклад в создание национального богатства (ВВП) и новых рабочих мест, снижение уровня безработицы [21].
На сегодняшний день каждое государство активно развивает туризм внутри своей страны, потому что, если люди будут путешествовать, не покидая своего государство, это будет приносить доход стране.
Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 года, внутренний туризм - это путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ [28].
Согласно словарю туристских терминов [50]: Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в др. туристских целях.
Из вышеперечисленных определений можно сформулировать краткое и емкое определение внутреннего туризма — это путешествия граждан в пределах своей страны.
Закрытые в период пандемии внешние границы дали возможность внутреннему туризму проявить себя в полной мере. Россиянам пришлось освоить непривычные направления. По данным аналитиков, в прошлом году туристы нашли для себя новые «места силы» и интересные маршруты — Чукотка, Камчатка, Магадан, Республики Ингушетия и Карелия. В сравнении с 2019 годом общее количество отдыхающих в этих регионах увеличилось более чем на 35 % [24]. Почти в два раза выросло количество отдыхающих на побережье Керченского пролива и песчаной косе вблизи кубанского поселка Чушка. В Тульской области на Романцевских горах и на озере Селигер в Тверской области побывало на 20 % больше туристов. Эти районы ранее не имели большой популярности, но, как показывает статистика, люди все больше и больше стали выбирать нетрадиционные региона для отдыха. Кроме того, прирост связан и с тем, что не так много россиян решаются на путешествия в отдаленные от центра районы, поэтому такие места остаются немноголюдными и уединенными.
Президент России В. В. Путин в мае 2020 года предложил включить развитие внутреннего туризма в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни в стране и форсировать возможности на этом направлении [40].
В июне 2020 года председатель Правительства России М. В. Мишустин заявил о готовности страны к открытию туристического сезона, несмотря на потери, которые были нанесены ограничительными мерами в связи с пандемией. Высшая исполнительная власть России для вывода отрасли из кризиса по примеру зарубежных стран взяла курс на развитие внутреннего туризма. Ростуризму, туроператорам и перевозчикам была поставлена задача запустить новые внутренние маршруты по таким направлениям, как Калининградская область, Республика Хакасия, озеро Байкал и Горный Алтай [25].
Развитие туристской отрасли в России с каждым годом приобретает большую актуальность, так как оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики, привлекает и мотивирует источники инвестирования любого уровня, создаёт значительное количество рабочих мест, увеличивает базу налогообложения, сохраняет культурный и исторический потенциал страны, а также способствует развитию межнационального и межкультурного диалога.
Однако Россия значительно отстаёт по вкладу от туризма в экономику страны и экспорту туристических услуг от мировых лидеров. Если в Китае этот показатель в 2020 году составлял 13%, США – 8%, Франции, Испании, Гонконге – 6%, то в России – от 1,5 до 3% [46].
Развитие внутреннего туризма в России не представляется возможным без решения острых социально-экономических проблем. В любой стране доступность граждан к отдыху и развлечениям определяется уровнем их доходов. Сегодня на одного россиянина приходится в среднем примерно 0,4 поездки в год. В государствах, которые считаются лидерами по туризму, граждане в течение года совершают пять – семь путешествий [51].
В 2020 году прибыль туристической отрасли составила порядка 790,5 млрд рублей.
В то же время доход гостиниц сократился в 2,5 раза. По оценкам российского исследователя Я. Костенко, численность путешественников по внутренним туристическим направлениям составила 22 млн человек [19].
Подавляющая часть туристов была удовлетворена природой и достопримечательностями России, но разочарована сервисом, инфраструктурой, стоимостью проезда и условиями проживания.
В начале текущего года была разработана «Стратегия развития внутреннего туризма в России в 2021 году», в которой определены основные приоритеты отрасли [51].
В документе отмечается, что национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» ставит задачу перед отраслью – довести число турпоездок до 140 млн в год, а число занятых в отрасли – до 5 млн человек. Значительно увеличивается период продолжительности поездок, появляется возможность совмещения бизнеса и отдыха, чему способствует переход на удалённую работу.
С твёрдой убеждённостью можно сказать, что разработанная стратегия развития внутреннего туризма в России будет способствовать выводу отрасли из кризиса.
В то же время нельзя не отметить, что предлагаемый комплекс мер не учитывает в полной мере масштабности тех проблем, которые существуют в туриндустрии. Сегодня страна нуждается в проекте, аналогичном запущенному полвека назад одному из самых известных и коммерчески успешных туристических маршрутов «Золотое кольцо», который преобразовал советскую туристическую отрасль. Будущий маршрут призван создать базис для развития внутреннего туризма в стране на перспективу и возродить ряд небольших, но исторически значимых городов Приволжской России. Рациональным и обещающим выгоду новому туристическому маршруту и отрасли в целом может стать скоростная автострада Москва – Казань, которая пройдёт через такие города, как Владимир, Муром (Владимирская область), Арзамас, Сергач (Нижегородская область), Канаш (Чувашская Республика). Регионы, прилегающие к будущему автобану, обладают богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности как российского, так и иностранного туриста.
Муром в историческом значении является великим городом России. Впервые он упоминается в древней летописи «Повесть временных лет» в 862 году. Город знаменит своим былинным героем Ильёй Муромцем.
Тысячи паломников посещают Муром, чтобы поклониться мощам князей Муромских, святых Петра и Феврония, главных православных покровителей семейных ценностей.
Древний красивый город Арзамас славится множеством разноплановых достопримечательностей и исторических памятников, расположенных как в центре, так и в окрестностях. Его часто называют «городом соборов и писателей».
Город Сергач известен памятниками старинной архитектуры и достопримечательностями, среди которых собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, денежная кладовая уездного казначейства и другие.
Мокринский железнодорожный мост, или «Римский виадук», расположенный в непосредственной близости от Канаша, относится к самым красивым и загадочным достопримечательностям Чувашской Республики. Построенный в начале ХХ столетия по проекту русского учёного и мостостроителя Г. П. Передерия, в годы Великой Отечественной войны мост был важным стратегическим объектом, по которому переправляли боеприпасы и оборудование.
Вдоль возводимой магистрали на сравнительно небольшом расстоянии расположен ряд других малых городов и населённых пунктов с уникальным историческим прошлым. К их числу следует отнести прежде всего город Алатырь (Чувашская Республика); село Дивеево – духовный центр православной России, привлекающий тысячи паломников своими святынями; Большое Болдино, где расположен Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» (Нижегородская область).
До конца ХVII столетия Алатырь принадлежал к числу крупных сторожевых форпостов на юго-восточной границе Русского государства, под началом которого были объединены огромные земельные владения. Со временем Алатырь потерял военное значение, но ещё достаточно продолжительное время являлся крупнейшим пунктом православия, центром христианизации и миссионерства во вновь присоединённых областях. До 1672 года Алатырь относился к патриаршей области, затем вошёл в состав Нижегородской епархии, и духовные отцы носили звания митрополитов и епископов «Нижегородских и Алаторских». Этот период отмечен расцветом деревянного и каменного строительства православного зодчества в Алатырском крае. По сведениям Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в 1887 году в Алатыре было 9 каменных церквей (в том числе 2 собора) и 2 деревянных; 2 каменных монастыря (мужской Троицкий и женский Киево-Николаевский. – С. Б.) и 4 каменные часовни [55].
Необходимость развития туристической отрасли в малых городах Приволжской зоны продиктована, по нашему глубокому убеждению, складывающейся в ней неблагополучной социально-экономической обстановкой. Экономические реформы 1990-х годов обернулись для большинства населения этих административных образований неблагоприятными последствиями. Закрытие в ряде из них градообразующих предприятий привело к безработице, оттоку работоспособного населения в другие города; деквалификации многих тысяч специалистов, которые вынуждены были трудоустраиваться в охранные агентства мегаполисов или перейти на вахтовый метод работы в других регионах России. Возникли в малых городах и демографические проблемы. Из числа малых городов, прилегающих к возводимой автодороге (Арзамас, Болгар, Сергач, Муром, Канаш, Алатырь) демографически стабильным является лишь Муром (около 117 тыс. человек). За последние 30 лет население Арзамаса сократилось со 108 тыс. до 103 тыс. человек, Сергача – с 25 тыс. до 22 тыс. жителей. Между тем самая большая демографическая яма образовалась в Алатыре, где численность населения уменьшилась с 46 тыс. до 33 тыс. человек.
Проблема занятости населения в малых городах, в первую очередь среди молодёжи и граждан среднего возраста, является приоритетной для местных органов власти. Заметно снизилась и рождаемость в этих городах. Создание разветвлённой сети туристической инфраструктуры в этих городах, которая находится сегодня на крайне низком уровне, будет способствовать решению проблемы занятости.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агентство инвестиционного развития Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.air-nso.ru/ru/news/2020-2025
2. Александрова А.Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, - 2018. - С. 10 -18.
3. Богушева, В.И. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник /В.И.Богушева. – Ростов н /Д : Феникс, 2008
4. Богушева, В.И. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник /В.И.Богушева. – Ростов н /Д : Феникс, 2008
5. Боджгуа Ю.А. // Юбилейная научно практическая конференция, посвящённая 85-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины: материалы: в 4 ч. Ч.2. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, - 2019. - C. 40-42.
6. Быстрова Н.В., Синицына А.А., Казначеев Д.А. Направления гастрономического туризма в России [Электронный ресурс] /Н,В. Быстрова, А.А. Синицына, Д.А. Казначеев// Вестник Евразийской науки, - 2019 №6, URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fnapravleniya-gastronomicheskogo-turizma-v-rossii&cc_key=
7. «Гастрономическая карта мира» карта г. Новосибирск [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frussia.travel%2Fmap-tourism%2F%3Flocal%3D10552%26group%3Drostur_gastronomic&cc_key=
8. Гастрономические фестивали [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fturbo%2Fglonasstravel.com%2Fs%2Fdestination%2Fvidy-turizma%2Fsobytijnyj-turizm%2Fgastronomicheskie-festivali%2F&cc_key=
9. Гастрономический рывок: Оборот предприятий общепита в Новосибирской области [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frg-ru.turbopages.org%2Frg.ru%2Fs%2F2019%2F04%2F11%2Freg-sibfo%2Fkak-v-novosibirske-razvivaiut-obshchepit.html&cc_key=
10. Гастрономический туризм: понятие, объекты, особенности. [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fstudwood.ru%2F2486325%2Fturizm%2Fteoreticheskoe_issledovanie_gastronomicheskogo_turizma_mirovoy_rossiyskoy_praktike
11. ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги обще- ственного питания. Термины и определения. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165477
12. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200025205
13. Гостиничная инфраструктура, отдых и туризм в Новосибирской области: Стат. сб. / Новосибирскстат. Новосибирск, 2019. 78 с.
14. Грицкевич О.В., Ушакова Е.О. Проблемы развития рекреационного потенциала Новосибирской области // Интергеоэкспо ГЕО-Сибирь – 2016. XII Меджунар. науч. конгр., 18-22 апреля 2016 г., Новосибирск: Междунар. науч. конф «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью»: сб. материалов в 3 т. – Новосибирск: СГУГиТ. 2016. Т.1. С.31–36
15. Девять перспективных фудтех-направлений с точки зрения инвесторов [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/food/60964-devyat-perspektivnyh-fudteh-napravleniy-stochki-zreniya-investorov
16. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е.Л. Драчева, Т.Т. Христов // Российские регионы: взгляд в будущее, - 2019. №3 (4).
17. Драчева Е.Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е.Л. Драчева, Т.Т. Христов // Журнал Российские регионы: взгляд в будущее. - 2020. №3. - С. 36-50.
18. Как открыть онлайн-ресторан: бизнес-план и советы экспертов [Электронный ресурс]. – URL: https://lifegid.media/business/onlain-restoran-biznes-plan-i-sovety.html
19. Костенко Я. Дома л у ч ше: вн у т рен н и й т у ризм в 2021-м може т зарабо т ат ь вдвое больше [Электронный ресурс]. URL: iz.ru/1106130/iaroslava-kostenko/ doma-luchshe-vnutrennii-turizm-v-2021-m-mozhet-zarabotat-vdvoe-bolshe
20. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России/ Н.Б. Кущева, Т.В. Бедева// Современные исследования социальных проблем, - 2019. Т.44. №12. -С. 207-217.
21. Лазарева Н. В. Туристский рынок России: состояние и перспективы развития / Н. В. Лазарева, Д. Р. Шепелев // Научные исследования и образование. – 2016. – № 1. – С. 93–96
22. Маюрникова, Л.А. Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях [Текст] / Л.А. Маюрникова // Техника и технология пищевых производств. – 2015. – № 1 (36). – С. 141-146
23. «Меню Новосибирска» Рестораны сибирской кухней в Новосибирске, [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.menunsk.ru%2Fplaces%2Fcuisine%2Fsibirskaya.html&cc_key=
24. «Места силы» и необычные маршруты: МегаФон проанализировал, как путешествуют россияне // Properm.ru. URL: https://properm.ru/news/telecom/189823/
25. Мишустин заявил о готовности России к открытию туристического сезона [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/08/06/2020/5eddf30b9a7947e7bb3e37ab
26. Некоммерческое Партнерство «Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nato-nsk.ru/mod.document/action.show/id.127
27. Нехаева Н.Е., Терехова Ю.С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России / Н.Е. Нехаева, Ю.С. Терехова//Сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции «Естественные и математические науки в современном мире». Новосибирск: СибАК. -2021. -С. 82-87.
28. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 04.10.1996: ред.05.02.2007] // СЗ РФ. - 2007.-№ 49.-Ст.5491
29. Онлайн-еда: что ждет фудтех в 2018 году и какие стартапы нужны ресторанам [Электронный ресурс]. – URL: https://rb.ru/analytics/foodtech-trends-2018
30. Отческий И.Е., Володина Д.В. О развитии туризма в Российской Федерации на ближайшие годы: теория и практика // Юрист. - 2020. N 9. - С. 66 - 74.
31. Официальный сайт Restaurant Guru «лучшие рестораны мира рядом» , [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fru.restaurantguru.com%2F
32. Официальный сайт TravelAsk экскурсии/Гастрономические экскурсии в Новосибирске, [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ftravelask.ru%2Fexcursions%2Frus_novosibirsk_gastronomicheskie&cc_key=
33. Официальный сайт Ассоциации гастрономического туризма России, [Электронный ресурс]// URL: http://агтр.рф (дата обращения: 10.06.2021)
34. Официальный сайт ресторана «PuppenHaus» , [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpuppenhaus.bitrix24.shop%2F&cc_key=
35. Официальный сайт ресторана «СИБИРЬСИБИРЬ», [Электронный ресурс] // URL: https://sibirsibir.ru/ –
36. Официальный сайт ресторана «Соседи» ,[Электронный ресурс]// URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Frestoransosedi.ru%2F&cc_key=
37. Познакомьтесь с кейсом, как ресторанная сеть «Тануки» подключила Apple Business Chat [Электронный ресурс]. – URL: https://feedback.tlgrm.ru/channels/report?cid=1127942369&pid=1000&force-full=1
38. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV». // СПС «Консультант Плюс».
39. Приемская Е.А. Путешествуют за еду: как в России развивают гастрономический туризм. [Электронный ресурс] / Е.А. Приемская // статья, Как в России развивают гастрономический туризм. URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fiz-ru.turbopages.org%2Fiz.ru%2Fs%2F890269%2Fevgeniia-priemskaia%2Fputeshestvuiut-za-edu-kak-v-rossii-razvivaiut-gastronomicheskii-turizm&cc_key=
40. Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризма [Электронный ресурс]. URL: rg. ru/2020/05/07/putin-poruchil-forsirovat-razvitie-vnutrennego-turizma.html
41. Распоряжения Правительства РФ от 05.05.2018 N 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)»
42. Россия встала на европейский путь. Власти закрывают границы на въезд. / Костринский Г., Мишина В., Скорлыгина Н., Черненко Е. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4291027 (дата обращения: 24.05.2021).
43. Сальникова А.В. Отношение к контрафакту в странах Европейского союза: постановка проблемы / А.В. Сальникова // Туризм: право и экономика. -2020. N 4. -С. 21 - 24.
44. Соснина А.А., Главчева С.И. / Научная статья Состояние и тенденции развития ресторанного бизнеса на примере г. Новосибирска, [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fsostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-restorannogo-biznesa-na-primere-g-novosibirska%2Fviewer&cc_key=
45. «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения:13.05.2021)
46. Стратегия развития внутреннего туризма в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: welkometimes.ru/ opinions/strategiya-razvitiya-vnutrennego-turizma-v-rossii-v-2021-godu
47. Суслова И.А., Лустина Т.Н., Панова А.Г. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России / И.А. Суслова, Т.Н. Лустина // Сервис Plus, -2020. Т.12. №3. - С. 13-25.
48. Тюрина И.Д., Васильева Н.П. Гастрономический туризм как инновационный сегмент в сфере питания и сервиса / И.Д. Тюрина, Н.П. Васильева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Продовольственный рынок: состояние, перспективы, угрозы». Екатеринбург: УрГЭУ. - 2021. - С. 180-186.
49. Ушакова Е.О., Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Оценка туристского потенциала Новосибирской области с использованием факторного и кластерного анализов // Практический маркетинг. – 2020. – № 9 (283). – С. 3–10
50. Черебряков, С. И. Курорты сквозь призму социологии [Текст] / С.И. Черябреков // Туризм, практика, проблемы, перспективы, - 2007. -№1.- С.23- 26
51. Чернышенко: россияне совершают в среднем менее одной турпоездки в год [Электронный ресурс]. URL: tourism.interfax.ru/ru/news/articles/70632
52. Чернышенко: россияне совершают в среднем менее одной турпоездки в год [Электронный ресурс]. URL: tourism.interfax.ru/ru/news/articles/70632/
53. Шнейдерман И. М., Гришанов В. И., Гузанова А. К., Ноздрина Н. Н. Проблемы ветхого и аварийного жилья в России // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 4, С. 18–35
54. Щеникова Н.В. Традиции и культура питания народов мира/ учебное пособие / Н.В. Щеникова, М.: Инфра-М, - 2015. – С. 296
55. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах. Санкт-Петербург : Тип. Акц. О-ва «Брокгаз-Ефрон», 1890
56. Product Owners / Delivery Club [Электронный ресурс]. – URL: https://careerspace.app/job/1059
57. Sally – новое поколение «салатного ресторана» [Электронный ресурс]. – URL: https://tlgrm.ru/channels/@byrestorator/915
58. TASS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/12297865