Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Негативные переживания учителей, чья профессия по психоэмоциональным нагрузкам стоит в одном ряду с летчиками-испытателями, ведут к синдрому эмоционального выгорания. Он характеризуется состоянием физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванным длительным пребыванием в стрессовых ситуациях.
Традиционно профессионализм педагога, эффективность его деятельности и даже педагогические способности связываются с определенным набором личностных качеств. Д.В.Бердниковой, А.А.Печеркиной, Э.Э.Сыманюк описана авторская уровневая модель профессиональной активности. Высшим уровнем профессиональной активности определена активность на уровне личности, которая характеризуется стремлением к самоактуализации, стремлением к смыслу и к общности (Бердникова, Печеркина, Сыманюк).
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: комплекс упражнений КПТ, снижающий негативные эмоциональные состояния в профессиональной деятельности педагога.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс упражнений КПТ, способствующий снижению негативных эмоциональных состояний педагога в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический анализ профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний педагога;
2)выполнить опытно-экспериментальное исследование негативных эмоциональных состояний педагога.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс упражнений КПТ будет эффективным при снижении негативных эмоциональных состояний педагога.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список используемых источников.
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГА
1.1. Негативные эмоциональные состояния в профессиональной деятельности педагога
Каждый педагог, который осуществляет профессиональную деятельность в рамках образовательного учреждения, постоянно сталкивается с рядом стрессовых факторов, которые приводят к формированию негативных эмоциональных состояний, становящихся причиной профессионального и эмоционального выгорания и снижения качества профессиональной деятельности [4].
Эмоциональные состояния – состояния, которые возникают вследствие переживания человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Они характеризуются изменением качественных и количественных параметров ответов на сигналы внешней среды [1].
Эмоции — это психические процессы, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами. Они ощущаются и воспринимаются, как душевное волнение и отражают особенности переживания жизненных ситуаций.
Негативные эмоциональные состояния переживаются человеком острее, нежели позитивные:
1. Состояние психического утомления.
В таком состоянии человек себя чувствует «выжатым лимоном». Он понимает, что готов работать, но нет на эти силы. Снижается концентрация внимания, все запоминается с большим трудом.
Снижение интенсивности психической детальности вызывает:
- раздражительность;
- вспышки гнева;
- депрессию.
2. Состояние тревожности.
Является ситуативным состоянием и зависит от склонности человека к негативному прогнозу собственной деятельности. Тревожность вызывается ожиданием неблагоприятных результатов ввиду:
- нечеткой формулировки цели;
- недостатка средств для разрешения сложной быстроменяющейся ситуации.
Состояние тревожности вызывает:
- беспокойство;
- дискомфорт;
- ожидание неопределенного, плохого.
3. Состояние психической напряженности возникает, когда человеку требуются чрезмерные психические усилия для решения поставленных задач.
Состояние психической напряженности вызывает:
- беспокойство;
- тревогу;
- страх;
- интенсивность интеллектуальной деятельности;
- суетливость.
К негативным эмоциональным состояниям по мнению Малютиной А. С относятся:
- Страдание — осознание невозможности удовлетворения потребности.
- Гнев — сильное негодование при серьезном препятствия на пути удовлетворения потребности.
- Отвращение — антипатия и омерезение от соприкосновения с объектами, противоречащими основным принципам и установкам. Презрение — глубоко пренебрежительное отношение к позиции, взглядам, поведению других людей.
- Страх — защитный инстинкт, мобилизующий организм при информации о реальной или воображаемой опасности, ставший из фактора развития фактором застоя.
- Стыд — осознание несоответствия своих помыслов, поступков и внешности с ожиданиями окружающих и с собственными представлениями.
Такие астенические эмоции, истощая физически, приводят к пассивности. При них усиливается мышечное напряжение, сковываются ноги физически и психологически. Становится трудно «двигаться по жизни». Негативные эмоции учителей имеют следущие причины:
- Организационные: неудобный график, долгий от дома на работу, отсутствие взаимопонимания с коллегами, неясность должностных обязанностей, повышенные требования администрации.
- Личностные: особенности типа личности и характера (например, интровертированный меланхолик), гиперответсвенность и исполнительность, внутриличностные конфликты, семейные проблемы.
Вначале ситуация вызывает довольно полезный стресс и мобилизацию внутренних ресурсов. Но став затяжной и нерешенной, превращает стресс в дистресс, истощающий все силы. Поэтому необходимо повышать уровень эмоционального интеллекта (совокупность эмоциональных и социальных способностей: понимание собственных эмоций и эмоций других людей, управление эмоциональной сферой и само-мотивация) и осознанно создавать позитивные эмоции.
На рисунке 1.1 представлены типы стрессовых факторов, с которыми сталкивается во время работы каждый педагог [6, с. 28].
Рис. 1.1 Стрессовые факторы в профессиональной деятельности педагога
Рассмотрим указанные на рисунке 1.1 стрессовые факторы более подробно.
Высокий уровень ответственности, которая каждый день ложится на плечи педагога, связана с тем, что детство – это такой возраст, в котором индивид не имеет значимой защиты от внешних угроз и внутренних проблем. Когда ребенок попадает в школу, он полностью зависит от учителя, от его поведения и отношения. Именно поэтому учитель понимает, что жизнь, здоровье и психологическое состояние каждого учащегося, который находится в данный момент в его классе, зависит только от него [16].
Кроме того, педагог несет юридическую ответственность за безопасность несовершеннолетних учащихся, которые находятся на его уроке [3].
Все это становится стрессовым фактором, потому что сами дети не заботятся о своей безопасности, постоянно подвергают себя риску, а учитель должен постоянно контролировать их поведение и состояние.
Зачастую педагог вынужден работать в сложных материально-технических условиях, когда школа недостаточно отремонтирована, не хватает наглядных пособий для ведения уроков и т.д. Такая ситуация снижает мотивацию учителя и быстро приводит к профессиональному выгоранию [14, с. 149].
Также в современных школах не хватает педагогов, а потому каждый из уже работающих вынужден брать на себя большую нагрузку, практически не иметь выходных, работать больше установленной КЗОТом нормы. Это приводит к формированию синдрома хронической усталости, что оказывает негативное влияние на мотивацию и качество работы, а также эмоциональное состояние самого педагога [5, с. 85].
В каждом классе обязательно встречаются конфликтные дети, которые постоянно спорят с педагогом, не хотят выполнять задания, получают неудовлетворительные оценки. Кроме того, есть и учащиеся, которые составляют постоянную проблему для педагога в смысле поведения. Работа с такими школьниками – трудоемкое и утомительное занятие, педагог не всегда может найти средства, чтобы убедить трудных школьников сменить манеру поведения, что приводит к эмоциональному истощению у педагога.
Также многие педагоги сталкиваются в своей профессиональной деятельности с некомпетентными и агрессивными руководителями, которые постоянно критикуют свой коллектив, вводят систему штрафов, не соглашаются с формами и методами работы педагогов. Наличие такого руководителя снижает мотивацию и вызывает желание сменить работу, однако в современной экономической обстановке в России каждый специалист «держится» за свое место. Однако работа вызывает постоянный стресс и неудовлетворенность [17].
Наконец, многообразие учебных программ, не каждая из которых в реальности удовлетворяет потребности современных учащихся, вызывает необходимость постоянно адаптировать формы и методы работы под некачественный учебный материал, который содержится в учебниках и методических рекомендациях для учителей. Проявление творчества в данном ключе практически невозможно, а профессия педагога имеет выраженный творческий характер [13, с. 855].
Учащимся и самому учителю становится неинтересно то, что они вынуждены проходить на уроках, что приводит к отсутствию интереса и мотивации у школьников и профессиональному выгоранию у педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве негативных эмоциональных состояний, которые оказывают деструктивное влияние на личность педагога и качество его работы, можно рассматривать такие как [11, с. 210]:
– апатия и отсутствие интереса к профессиональной деятельности;
– постоянная усталость и эмоциональное истощение;
– снижение мотивации к конструктивному педагогическому взаимодействию;
– повышение агрессивности и конфликтности;
– развитие тревожных компонентов личности;
– отсутствие стремления к самодисциплине и самоконтролю.
Аффект - самая сильная эмоциональная реакция. В то же время это кратковременное состояние, возникающее из-за резкого изменения жизненных обстоятельств, важных для человека. Аффект сопровождается выраженными двигательными проявлениями и изменениями функций внутренних органов. Человеческая психика полностью зависит от аффектов. Последствиями этого являются: сужение, разделение сознания, изменения мышления и, наконец, ненадлежащее поведение. Поэтому, когда они очень злы, многие теряют способность конструктивно разрешать конфликты. Кроме того, гнев может перерасти в агрессию, и человек начнет кричать, краснеть, яростно размахивать руками и даже может ударить противника. То же самое происходит с вещами, которые он находит: он может захлопнуть шкаф, подтолкнуть стул и так далее.
Как уже упоминалось, аффект - это резкий, мгновенный импульс, вспышка, и с ним очень трудно справиться. Любое чувство может быть испытано в аффективной форме. Аффекты негативно влияют на человека, снижают уровень организации его деятельности. В состоянии страсти человеку кажется, что он теряет голову, он делает вещи бездумно, не принимая во внимание ситуацию. Человек не может овладеть собой и отдается опыту.
Однако думать, что аффекты полностью неконтролируемы, неправильно. Поскольку это внезапно, у него есть определенные стадии развития. И на начальном этапе, хотя и с помощью больших волевых усилий, с этим может справиться любой нормальный человек. Главное - отложить начало аффекта, "успокоить" аффективную вспышку и держать себя и свое поведение под контролем.
Разочарование - это эмоциональное состояние человека, вызванное трудностями (их можно объективно и субъективно оценивать таким образом), которые возникают при достижении цели. По своим проявлениям он близок к стрессу. Разочарование сопровождается негативными эмоциями, которые могут привести к разрушению сознания и активности. В этом состоянии человек становится озлобленным, подавленным, агрессивным. Когда человек терпит неудачу на работе, он чувствует себя расстроенным, недовольным собой, то есть отрицательными эмоциями. Когда окружающие его люди поддерживают и помогают ему в такой ситуации, все эти эмоции становятся лишь небольшим эпизодом из жизни. Однако, если неудачи продолжают происходить, а близкие люди просто обвиняют и называют их неспособными, у человека, вероятно, развивается эмоциональное состояние разочарования.
Степень разочарования зависит от нескольких факторов: силы и интенсивности влияния, состояния человека и форм реакции на жизненные трудности, которые у него развились. Наиболее распространенной причиной такого эмоционального состояния является негативная социальная оценка, которая влияет на важные личные отношения. Устойчивость человека к неприятным факторам определяется степенью его эмоциональной возбудимости, характером темперамента и опытом взаимодействия с такими факторами.
Человек должен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, справляться с аффектами, стрессом, разочарованием и другими эмоциями, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем, в профессиональной деятельности, отношениях с людьми, в достижении целей [22].
1.2. Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога
Профессия «педагог» относится к соционимической категории профессиональной деятельности, которая основана на отношениях «человек – человек». Это предполагает особые формы профессионального взаимодействия, которые связаны не только с наличием знаний и навыков в конкретной сфере деятельности, но и определенный набор психологических характеристик личности, которые обуславливают успешность работы, эффективность осуществляемых профессиональных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменко, С.В., Полунина, М.А. Профессионально важные качества и психологические проблемы современного педагога / С.В. АБраменко, М.А. Полунина // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 90–103.
2. Агеенкова Е.К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих. //Военнопсихологический вестник. Информационно - методическое пособие для офицеров социально-психологической структуры Вооруженных Сил Республики Беларусь. /Под ред. А.Н. Гура. – Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДО ВС РБ», 2008. - №1. – С. 13 – 59.
3. Азбукина, Е.Ю. Особенности деятельности современного педагога / Е.Ю. Азбукина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 1(79). – С. 81–84.
4. Багадаева, О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка / О.Ю. Багадаева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – Вып. 2. – С. 80–94.
5. Багнетова, Е.А., Шарифуллина, Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды / Е.А. Багнетова, Е.Р. Шарифуллина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 (ч. 1). – С. 27–31.
6. Бирюкова, Е.С. Профессиональная деятельность педагога / Е.С. Бирюкова. – Калининград: Сфера, 2021. – 248 с.
7. Валиуллина Л. М. Коучинг: базовые предпосылки и определение // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
8. Валиуллина Л. М. Философия Сократа и практика коучинга // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
9. Вострухина Н. В. Коучинг как научное знание: обзор актуальных проблем // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
10. Голованова, И.М., Швабрина, Ю.В., Пальчикова, М.Е. Коррекция психологических проблем и негативных эмоциональных состояний учителей в современной школе / И.М. Голованова, Ю.В. Швабрина, М.Е. Пальчикова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. – С. 95–108.
11. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча для коучей. / пер. с англ. — М. : 144 Добрая книга, 2013. — 288 с.
12. Делёз Ж., Гваттари Ф., Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. — Екатеринбург : У-Фактория; М. : Астрель, 2010. — 895 с.
13. Дусина, Е.Н. Профилактика и коррекция в системе образования / Е.Н. Дусина. – М.: Форум, 2019. – 390 с.
14. Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. 2011. №3. С.109-114
15. Киган Р., Лейхи Л. Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации. / пер. с англ. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 364 с.
16. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический проект, 2009. – 460 с.
17. Кларин В. М. Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. : Знание-М, 2020. — 146 с.
18. Ковпак Д. В. Эволюция концепции когнитивно-поведенческой психотерапии. // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. академика И. П. Павлова. — СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 203-205.
19. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. — СПб. : Наука и Техника, 2007. — 240 с.
20. Ковпак Д. В. Развитие когнитивно-поведенческого направления психотерапии, роль отечественной физиологической и психологической школ. // Вестник психофизиологии. 2014. № 4. — С. 67-73.
21. Ковпак Д. В. Философский базис когнитивно-поведенческого направления психотерапии. // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 3-4. — С. 136-137.
22. Ковпак Д. В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии. // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. Сборник научных статей. 2015. — С. 23-27. 14)Ковпак Д. В. Страх… Тревога… Фобия… Вы можете справиться! Практическое руководство психотерапевта. — СПб: Наука и Техника, 2019. — 368 с.
23. Кожинова О.В., Чибискова О.В. Проблемы развития способности к саморегуляции и самоорганизации у старшеклассников// Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса. - М.: МГПУ, 2014, С.58-63.
24. Королихин А. В. — Методология коучинга и его системная роль в поле помощи и развития // Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика: сборник докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей, 14 ноября 2020 г. — М. 145 : Знание-М, 2020. — 146 с
25. Леонова, А.Б., Кузнецова, А.С. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М: Смысл, 2009. – 490 с.
26. Львова С. В. Материалы к практическим занятиям по педагогической психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Перо, 2017. – 100с
27. Макшанцева Л.В., Луцкова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с проблемами адаптации//Подготовка педагогов к вариативной работе с потенциально успешными учащимися различных категорий (девиантной, инклюзивной, одаренной и др.). Материалы городской научно-практической конференции (20 марта 2014 года). – М.: МГПУ, 2014. – С.77-80.
28. Малютина А. С. Стратегии преодоления негативных эмоциональных состояний в ситуации утраты близкого человека / А. С. Малютина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 4(57). – С. 194-203. – DOI 10.26456/vtpsyped/2021.4.194.
29. Маслова, М.В., Митичева, Т.И. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления / М.В. Маслова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. – 2015. – № 8(88). – С. 855–857.
30. Медведева, Н.И. Психологические проблемы учителя современной школы / Н.И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 5. – С. 148–150.
31. Митин, Г.В. Профилактика и коррекция негативных психических состояний педагогов / Г.В. Митин. – М.: СГИ, 1999. – 165 с.
32. Никиреев Е.M. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 72 с
33. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
34. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 13. С.5–13.
35. Романова Е.С., Абушкин Б.М. Успешная социализация как необходимое условие формирования психологического здоровья школьников//Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса. - М.: МГПУ, 2014, С.15-23.
36. Рыжов Б. Н., Чибискова О. В. Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 59–65.
37. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е.М. Семенова. – М.: Психотерапия, 2006. – 256 с.
38. Тютченко А.М. Системный анализ некоторых психологических категорий, используемых в социальной работе // Системная психология и социология. – М.: МГПУ, 2013, С.129-135.
39. Федорова, С.М., Хлопина, А.В. Принципы организации работы учителя в современной школе: психологический аспект / С.М. Федорова, А.В. Хлопина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – № 10. – С. 33–45.
40. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков : метод. пособие / Т.А. Шилова. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, сер. Библиотека психолога образования, 2005. - 93 с.
41. Шилова Т.А. К исследованию взаимосвязи этапов экзистенциальной мотивации с показателями профессиональной самореализации педагогов / Т.А. Шилова, Е.А. Пономарева, А.А. Григорьева // Системная психология и социология. - 2012. - № 6 (2). - С. 126-128.
42. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе : метод. пособие / Т.А. Шилова. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, сер. Библиотека психолога образования, 2005. - 93 с.
43. Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе / Т.А. Шилова // Системная психология и социология. - 2011. - № 3 (2). - С. 67-77 .
44. Шилова Т.А., Костерева Л.И. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14.№ 1. С. 110-118.
45. Яковлева, А.С. Педагогическая психология / А.С. Яковлева. – Хабаровск: Смена, 2020. – 580 с.
46. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Shilova T.A., Akhtyan A.G. Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № S. С. 299-309.
47. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Tyutchenko A.M., Akhtyan A.G. Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. 2019. Т. 40. № 36. С. 6.
48. Андреева, Т.М. Стрессоустойчивость как здоровьесберегающий фактор в профессиональной деятельности педагогов / Т.М. Андреева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/22/stresstoustoychivost-kak-zdorovesberegayushchiy-faktor-v (Дата обращения: 24.04.2022).
49. Антонова, С.Ю. Психологические проблемы учителей / С.Ю. Антонова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/03/22/psikhologicheskie-problemy-uchiteley (дата обращения: 24.04.2022).
50. Васильева, Т.Н., Федотова, И.В., Некрасова, М.М., Зуев, А.В. Психопрофилактика негативного влияния профессиональных факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей / Т.Н. Васильева, И.В. Федотова, М.М. Некрасова, А.В, Зуев // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный журнал. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoprofilaktika-negativnogo-vliyaniya-professionalnyh-faktorov-na-zdorovie-i-rabotosposobnost-shkolnyh-uchiteley/viewer (дата обращения: 26.04.2022).
51. Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Эмоциональные состояния человека: аффект и фрустрация // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87342
52. Полосова, Л.Б. Психологические проблемы педагогического взаимодействия педагогов и детей / Л.Б. Полосова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-pedagogov-i-detey/viewer (дата обращения: 25.04.2022).
53. Психологические проблемы школьных учителей // Teacher 2010. – 2017. – URL: http://teacher2010.ru/uchitelskaya/510-psihologicheskie-problemi-shkolnih-uchitelei.html (дата обращения: 25.04.2022).