Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях перед образовательными учреждениями поставлена задача создания условий, в которых личность обучающегося получала бы всестороннее развитие. В том числе речь идет и о развитии такой базовой способности личности как навыки коммуникации, включающие в себя умение поддерживать контакт с собеседником, активно пользоваться речью, средствами коммуникативных технологий для получения и передачи информации, аргументировать собственное мнение и признавать право иных людей на отличающуюся точку зрения.
Потребность в эмоциональном контакте и общении возникает у ребенка уже в первые месяцы жизни. В процессе социализации формируются коммуникативные способности, благодаря которым становится возможным организация совместной деятельности людей, межличностное и профессиональное общение. Таким образом коммуникативные способности одновременно результатом социализации и её необходимым условием.
Большое значение в процессе формирования коммуникативных способностей играет период дошкольного детства. В этом возрасте закладываются основы коммуникативной компетентности как фундаментальной личностной характеристики и нарушение процесса может стать причиной последующих сложностей в общении и, следовательно, полноценного и всестороннего развития личности. Исследования таких психологов, как Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин, свидетельствуют о том, что результаты развития коммуникативных способностей в период дошкольного детства оказывают непосредственное воздействие на последующее развитие когнитивных способностей, психическое развитие личности в целом, характер взаимоотношений с окружающими и миром.
О важности развития коммуникативных способностей в процессе дошкольного образования говорят и положения ФГОС ДО, в соответствии с которыми интеллектуальная активность и коммуникативная компетентность выступают как базисные условия дальнейшего становления личности и их поддержка выступает в качестве одной из важных задач дошкольного образования.
Между тем, дошкольные образовательные организации испытывают потребность в современных средствах развития коммуникативных способностей обучающихся в условиях текущей социально-культурной ситуации и в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДОО и Государственной программой «Развитие образования».
Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между ролью коммуникативных способностей дошкольника и необходимостью дальнейшего совершенствования методов их развития в дошкольных образовательных организациях.
Степень разработанности темы. Значению дошкольного возраста для развития детей посвящали свои работы такие авторы, как А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А. К. Маркова, Д.Б. Эльконин. О сензитивности дошкольного детства для развития коммуникативных способностей писали Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие ученые.
Понятие коммуникативных способностей, общения раскрывается в работах таких ученых, как А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.П. Терехов и других.
Важное значение для понимания проблемы данного исследования имеют работы, посвященные средствам развития коммуникативных способностей детей Т.П. Авдуловой, И.А. Зимней, С.В. Никитиной, М.И. Лисиной, Е.Л. Мелибурда, В. М. Холмогорова и других.
Несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении коммуникативных способностей детей, не в должной мере остаются изученными остаются вопросы диагностики коммуникативных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Недостаточное освещение получили возможности использования игровых методов в развитии коммуникативных способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников?
Предмет исследования – коммуникативные способности старших дошкольников.
Объект исследования – развитие интерактивных и перцептивных коммуникативных способностей старших дошкольников при помощи игровых методов на примере МБДОУ «Детский сад №75 «Сказка».
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и в эмпирическом исследовании проверить эффективность игровых методов развития интерактивных и перцептивных коммуникативных способностей старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Формирование интерактивных и перцептивных коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании специально подобранных игровых методов.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
– раскрыть понятие коммуникативных способностей и их развития у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить потенциал игровой деятельности как средства развития коммуникативных навыков старших дошкольников;
– подобрать диагностический инструментарий, организовать и провести исследование уровней развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать и апробировать модель развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности;
– сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются положения культурно-исторического и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), а также теоретические положения о роли игровой деятельности в развитии основных психических процессов и способностей дошкольника, представленные в работах Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина и ряда других авторов.
Цели и задачи исследования определили использование следующие методов: общетеоретические анализ, синтез, позволившие изучить и обобщить данные научной литературы; а также такие методы эмпирического исследования как тестирование, наблюдение, анализ результатов, также были использованы методы статистической обработки полученных результатов.
Методы исследования. При написании работы были использованы методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение); эмпирические (тестирование, беседа). Использованы следующие методики:
– метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова);
– методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение навыков культуры общения»;
– методика «Маски» М. В. Корепанова, Е. В. Харламова.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что результатом изучения и анализа формирования коммуникативных способностей у старших дошкольников явилось обоснование некоторых теоретических положений, связанных с содержанием понятия «коммуникативная компетентность старших дошкольников».
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и уточнении сущности коммуникативных способностей дошкольников; доказано значение разработки программы развития коммуникативных способностей старших дошкольников при помощи игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что работа вправе быть рекомендована для использования в учебной, методической, научной и практической деятельности ДОУ при развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Разработанные рекомендации по организации совместной работы дошкольной образовательной организации и родителей в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста могут быть рекомендованы для использования в МБДОУ «Детский сад №75 «Сказка».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятия коммуникативных способностей, особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с положениями ФГОС ДОО целевыми ориентирами для развития детей старшего дошкольного возраста выступают такие характеристики, как способность активно общаться и взаимодействовать с другими детьми, развитие эмпатийных навыков, умения слушать, учитывать точку зрения других . Таким образом, речь идет о развитии социально-коммуникативных способностей.
Особое значение старшего дошкольного возраста в процессе онтогенеза заключается в том, что именно в этот период закладывается основа личности, прежде всего ценностно-мотивационная сфера. К началу школьного периода у ребенка должны быть сформированы основные элементы готовности к обучению, в том числе и такой компонент, как психологическая готовность, подразумевающая развитие коммуникативных способностей.
В контексте последующего исследования представляется необходимым остановиться на определении терминов «коммуникация», «коммуникативные способности» коммуникативная компетентность поскольку они представляют опорное понятие для данной работы.
Как отмечает С.Л. Троянская в исследовании, посвященном педагогической коммуникации, до ХХ века термин «коммуникация» не употреблялся, в научной среде использовался термин «общение» .
Терминологическое различие между этими понятиями лежит в сфере их применения, как утверждает К.П. Зайцева. «Под коммуникацией понимается лишь один из видов межличностного взаимодействия, связанный с передачей и приемом информации, а понятие «общение» объединяет все виды человеческих взаимодействий» .
В своих трудах Николас Луман рассматривает коммуникацию как операцию, отвечающую за перераспределение знания и характеризующую общественные системы в контексте текущих исторических событий. В теории коммуникации, которая разрабатывалась в научном течении постбехевиоризма во второй половине XX века, это понятие определяется как межличностный процесс по получению и передаче информации, где каждый из участников взаимодействия оказывает влияние друг на друга
В свою очередь, термин «общение» определяется А.А. Леонтьевым следующим образом: «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата» .
В рамках деятельностного подхода общение понимается как возникающий на ранних этапах жизни специфический для человека вид деятельности, впоследствии приобретающий характер ведущей. Подобной точки зрения придерживались М.И. Лисина и Д.Б. Эльконин.
В отечественной психологической науки исследованию понятий «коммуникативные способности личности» уделял внимание целый ряд ученых, среди которых К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Л.А. Михайлов, И.А. Зимняя и другие. Так, И.А. Зимняя определяет коммуникативные способности как способность создавать и поддерживать межличностные отношения, тем самым организуя совместную деятельность .
Б.М. Теплов характеризовал коммуникативные способности как вид индивидуально-психологических особенностей личности, которые имеют непосредственное отношение к успешности взаимодействия с другими людьми, а также получения и передачи информации, в том числе и знаний .
М.Л. Соснова также выделяет такие черты коммуникативной способности, как обеспечение эффективности контакта индивида с другими людьми, обеспечение психологической совместимости при организации коллективной деятельности .
В современной психолого-педагогической литературе коммуникативные способности рассматриваются как составляющий элемент коммуникативной компетенции .
Раскрывая роль социального взаимодействия в когнитивном развитии детей, А. Н. Перре-Клермон определяет коммуникативную способность как понимание индивидом своей связанности с окружением, внешним миром, другими субъектами, планирование на этой основе как индивидуальных, так и коллективных действий . Процесс коммуникации охватывает несколько этапов (рис. 1) и, как подчеркивает А.-Н.Перре-Клермон, обеспечивает опосредствование отношений субъекта и объекта интеракции.
Рисунок 1 – Процесс коммуникации по А.-Н. Перре-Клермон
С точки зрения психолингвистики коммуникативная способность рассматривается как врожденная способность человека к воспроизведению речи. Коммуникативная способность дает возможность распознавать речевые модели и соответствующим им предложения и высказывания, а также понимать смысл своих высказываний. Врожденные когнитивные структуры, имеющиеся у субъекта, обусловливают в дальнейшем формирование грамматических и семантических правил, на основе которых осуществляется процесс порождения речи .
Коммуникативная способность предполагает готовность и умение адекватно использовать имеющийся лексический потенциал, языковые средства. Среди факторов, которые оказывают влияние на коммуникацию исследователи выделяют личностно-психологические особенности личности, социально-демографические факторы среди которых основное значение имеют социальный статус, образование, профессиональные характеристики индивида . По мнению автора на «прагматикон» или коммуникативную способность также влияет так называемый культурно-аксиологический фонд личности, то есть совокупность имеющихся ценностей и знаний.
В исследовании В.В. Латынова коммуникативная способность рассматривается как сложное образование, в структуре которого выделяется несколько основных компонентов (рис. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября
2 Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2018. – 138 c.
3 Аникина Р.В. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО /Р.В. Аникина //Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 31-34.
4 Аникина, А.П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников /А.П. Аникина, М.С. Барабанова // Наука и школа. 2020. № 3. С. 197-204.
5 Батюта М.Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.- М.:Логос, 2016.- 304 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9057.-
6 Бежанян М.П. Особенности игрового метода в физическом воспитании младших школьников / Бежанян М.П., Нагайцева И.Ф.//Наука-2020. 2022. № 4 (58). С. 191-197.
7 Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь/А. А. Бодалев. – Москва:Когито-Центр, 2011. - 600с
8 Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.,2015.
9 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2013.
10 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 2016.
11 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.— М., 1984.- Т. 4, C. 5
12 Гавра, Д. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. / Д.Гавра. - Санкт-Петербург.: Питер, 2011. - 288с.
13 Дзялошинский, И. М. Коммуникация и коммуникативная культура : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 606 c.
14 Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. -М.: Просвещение, 2012.
15 Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) - Волгоград, 2019.
16 Жданова М.Д. Взаимосвязь социального интеллекта студентов и их коммуникативных способностей /М.Д. Жданова // Школа Науки. 2021. № 3 (40). С. 24-26.
17 Зайцева К.П. Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет как условие социальной адаптации /К.П. Зайцева // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 144-148.
18 Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2012.
19 Запорожец, A.B. Развитие общения у дошкольников / A.B. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2010.
20 Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева ; под редакцией И. А. Зимней. – Москва : Аспект Пресс, 2020. – 400 c.
21 Копалова Н.М. Значение социально-коммуникативного развития для формирования личности дошкольника /Н.М. Копалова, Л.Г. Сагиришвили //Тенденции развития науки и образования. 2019. № 46-1. С. 59-61.
22 Латынов, В. В. Психология коммуникативного воздействия / В. В. Латынов. – 2-е изд. – Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. С. 125-127.
23 Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 193 с
24 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – Москва : Наука, 2006. С. 13
25 Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении./ М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009.
26 Лисина М.П. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. - Москва-Воронеж, 2001. - 383с.
27 Логунов А.В. Развитие межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно - ролевой игре /А.В. Логунов // Вопросы педагогики. 2022. № 4-1. С. 167-172.
28 Моисеева, И. А. Особенности организации коммуникативно-речевой среды в дошкольном образовательном учреждении / И. А. Моисеева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). С. 6-10.
29 Нуриева, А.Р. Педагогические условия формирования у дошкольников коммуникативных умений /А.Р. Нуриева, М.С. Сафонова // NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 350-353.
30 Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. -64 с.
31 Пелихова А.В. Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр /Пелихова А.В., Зайцева К.П.//Вопросы педагогики. 2021. № 5-1. С. 206-208
32 Перре-Клермон, А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей : [Пер. с фр. / А.-Н. Перре-Клермон; Вступ. ст. В. В. Рубцова]. - М. : Педагогика, 1991. - 245 с.
33 Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие/ Е.А.Петрова. – М. : АИМ, 2017. – 234 с
34 Петрова Н.В. Особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста /Н.В. Петрова // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 303-307.
35 Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова и др. – М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2018. – 160 с.
36 Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для вузов / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 169 с.
37 Соснова, М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства : учебно-практическое пособие / М. Л. Соснова. – Москва : Академический проект, 2020. – 265 c.
38 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования/ Э. Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 368 с.
39 Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий /Б.М. Теплов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.
40 Троянская С. Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика: учебное пособие / С. Л. Троянская. – Ижевск : УдГУ, 2018 – С. 48
41 Халимдарова Г.Р. Использование театрализованной игры в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Г.Р. Халимдарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2022. № 2. С. 95-99.
42 Хафизова К.А. Особенности формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников //К.А. Хафизова // Интерактивная наука. 2019. № 6 (40). С. 100-102.
43 Чернова, Г. Психология общения: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Г.Р Чернова.,Т.В Слотина. - Санкт-Петербург.: Питер, 2022. - 240 с
44 Ширпал Е.Н. Специфика и сущность коммуникативных способностей младших школьников /Е.Н. Ширпал // Педагогический вестник. 2020. № 17. С. 98-100.
45 Эльконин Б.Д. Детская психология/ Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2011.
46 Эльконин Б.Д. Психология игры/ Б.Д. Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022.
47 Юрловская И.А., Абуталипова М.Р. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 17-20.
48 Язмухамедова З.Д. Коммуникативная компетентность дошкольника /З.Д. Язмухамедова // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 5 (40). С. 41-43.
49 Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры / П. В. Якупов. // Вестник Ярославского университета. – 2016. – № 10. – С. 261-266.