Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцент сделан на развитие способностей детей посредством разных видов деятельностей. Одним из видов способностей, которые можно успешно развивать в изобразительной деятельности, начиная с дошкольного возраста, являются изобразительные.
В тоже время у старших дошкольников еще недостаточно сформированы изобразительные умения и навыки, им трудно детализировать образ, они часто представляют его обобщенно, недостаточно сформировано умение использовать цвет и форму, что влияет на развитие изобразительных способностей. От организации изобразительной деятельности во многом зависит развитие изобразительных способностей, но практика показывает, что педагогами осуществляется работа часто преимущественно в направлении развития изобразительных умений.
На данный момент в научной литературе представлены исследования раскрывающие сущность способностей, условия их развития, структуру и виды (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и т.д.).
Сегодня по-прежнему актуально изучение изобразительных способностей в контексте художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Известно, что изучение детьми мира происходит в движении, опоре на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе и при зрительном восприятии. Сегодня возможность ребенка получать необходимую ему информацию с помощью органов чувств ограничивается, что не позволяет ему закреплять и совершенствовать навыки рисования.
Развитие навыков изобразительной деятельности у детей дошкольников связано с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев рук, что важно для всестороннего развития ребенка. В образовательном учреждении происходит обучение детей различным техникам и навыкам изобразительной деятельности, но не у всех детей появляется интерес к рисованию и развивается самостоятельная деятельность. Совершенствование деятельности детей во многом определяется правильно организованной предметно-пространственной средой.
Проблема развития изобразительной деятельности дошкольников остается актуальной в современных условиях стандартизации дошкольного образования.
По-прежнему на практике наблюдается недооценка потенциала изобразительного искусства для всестороннего развития личности ребенка, отсутствие специалистов (педагогов с художественным педагогическим образованием) в детских садах.
Значимость развития творческой (в том числе изобразительной) деятельности для детей на этапе дошкольного образования подтверждена в работах многих ученых (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Т. Г. Казакова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.). Так, в процессе изобразительной деятельности у дошкольников происходит формирование зрительной памяти и художественного вкуса, развитие сенсорной сферы, что положительно влияет на их художественно-эстетическое развитие. При восприятии и выполнении творческих заданий происходит развитие высших психических процессов (память, воображение, восприятие, речь и т. д.) и мыслительных действий (обобщение, анализ, синтез), необходимых для познавательного развития. В беседах с педагогом у ребенка расширяется кругозор и усваиваются многие понятия; повышается уровень выразительности речи, что способствует речевому развитию дошкольника. Социально-коммуникативное развитие происходит в процессе воспитания нравственно-волевых качеств у детей, развития интереса к общественной жизни и видам деятельности человека; в процессе коллективной деятельности. Развитие моторики рук, формирование полезных привычек, направленных на здоровьесбережение, создание жизнерадостного настроения способствует физическому развитию дошкольника (Т. С. Комарова, А. В. Бакушинский и др.). Таким образом, развивая изобразительную деятельность дошкольников, мы участвуем в его всестороннем развитии.
Процесс развития изобразительной деятельности у дошкольников совмещен с процессом познания ими окружающего мира и проходит в единстве чувственного и познавательного развития (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина). Единство знаний, чувств, деятельности является методологической основой построения системы образования дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Показателем развития изобразительной деятельности детей является художественный образ, так как его создание – это проявление детских знаний, умений и чувств (Н. А. Ветлугина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева).
Важное место занимает конструктивная деятельность детей, для которой характерна творческая и развивающая направленность. Ценность данной деятельности заключается в развитии восприятия ребёнка, его воображении, мышлении, эстетических чувств, моторики, а в дальнейшем более сложных образований.
Огромный вклад в изучение конструирования как одного из основных творческих и развивающих видов детской деятельности был внесён отечественными исследователями А.Н. Давидчук, В.Ф. Изотовой, В.Г. Нечаевой, И.А. Лыковой, Л.А. Парамоновой.
Детское конструирование – это деятельность, в которой дети при помощи различных природных, специальных строительных наборов, конструкторов, бумаги создают разнообразные игровые постройки и игрушки. Рассматриваемый нами художественный тип конструирования включает в себя конструирование из бумаги, природного и бросового материала, а также конструирование из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.
Проблема данного исследования заключается в том, что, с одной стороны в науке доказана необходимость развития детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте, а, с другой - не в полной мере определены и обоснованы условия использования художественного конструирования для развития изобразительных навыков и умений дошкольников.
Объектом исследования данной работы является процесс развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования – педагогическая технология развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе художественного конструирования.
Цель исследования состоит в определении и теоретическом обосновании условий развития изобразительных навыков и умений посредством художественного конструирования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогические основы проблемы развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста;
• Выявить особенности развития изобразительных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать методики обучения детей дошкольного возраста художественному конструированию из различных материалов;
• Провести диагностику исходного уровня сформированности изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста;
• Разработать и реализовать педагогическую технологию развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и проверить ее эффективность.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: мы полагаем, что развитие изобразительных навыков и умений посредством художественного конструирования будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
• включение детей в активную деятельность по художественному конструированию;
• разработка и использование разнообразных занятий, игровых приемов и ситуаций, направленных на развитие изобразительных навыков и умений посредством художественного конструирования;
• обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога и сверстников, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей;
• обогащение предметно-развивающей среды.
Для решения поставленных задач и реализации гипотезы исследования использовался комплекс методов исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
• педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: БДОУ № 34.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление навыков – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие, восторг. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему становится интересен не результат, а сам процесс.
Определяя сущность понятия «изобразительные навыки», рассмотрим, более развернуто определение «навыки», так как в научной литературе встречается большое число понятий, это объясняется степенью изученности данного феномена.
Основополагающее понятие «навык» в психолого-педагогической литературе (Е.П. Ильин, Б.Р. Мандель, С.Л. Рубинштейн, В.И. Петрушин и др.) рассматривается с различных точек зрения.
С.Л. Рубинштейн характеризует навыки как «образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека» [38, с. 612]. Продолжая развивать определение, автор в своем капитальном труде «Основы общей психологии» достаточно подробно рассматривает навык как «возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова» [38].
Отечественный ученый Е.П. Ильин считает, что «Автоматизировать можно и неправильно выполняемые действия, поэтому автоматизация не должна являться самоцелью упражнения. Она – лишь следствие психологической перестройки самим обучающимся способов управления действием» [20, с. 148].
Б.Р. Мандель характеризует навыки как «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [27, с. 307].
Автор также выявил взаимосвязь понятий навыка и умения. Он утверждал, что во время процесса формирования навыка совершения какого-либо действия, ученик представляет это действие комплексно, со всеми промежуточными шагами, последовательно закрепляемыми в сознании.
Это говорит о способности выполнения действия как об умении. Постепенно, по мере совершенствования и тренировки отработки действия, промежуточные шаги прекращают намеренно осознаваться, выполняются автоматически до тех пор, пока все действие не начнет выполняться автоматизировано. Тем самым формируется навык в выполнении действия, что позволяет говорить о переходе умения в навык. Также автор говорил об исключениях, при выполнении сложных действий, вне зависимости от степени совершенствования которых умение остается умением, не превращаясь в навык. Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что навыки и умения имеют различия по характеру действий.
«Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков» [27, с. 307].
Любое новое действие вследствие многократных повторений может перерасти в навык.
Под изобразительными навыками подразумевается опыт в соответствующей сфере деятельности, сформированный в результате регулярных упражнений.
Изобразительную деятельность следует рассматривать как одно из ведущих направлений в развитии и образовании детей дошкольного возраста, согласно реализуемой образовательной стратегии [35].
Содержательной основой этого процесса является приобщение детей к изобразительному искусству, формирование у них базовых графических навыков, художественно-творческих способностей посредством наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира, поведением людей, рассматривания образов, созданных художниками и непосредственно детьми в процессе рисования, лепки, выполнения аппликации, создания какой-либо конструкции.
Практика дошкольного образования требует комплексного, интегративного подхода к развитию ребенка, согласно которому педагогом-воспитателем могут формулироваться и решаться одновременно, параллельно или последовательно задачи различных образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, физической и художественно-эстетической направленности.
Предусмотрены специфические формы реализации образовательных программ в дошкольном образовании. К ним относятся игры, познавательную и исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка. В структуре изобразительной деятельности могут проводиться исследования картин, графических изображений, предметов декоративно-прикладного искусства с точки зрения их ценности для семьи, общества или государства. Целесообразно применять метод проектов, посредством которого дети учатся общаться, самостоятельно или совместно с другими детьми или взрослыми выполнять конкретные задания в структуре изобразительной деятельности.
Имеет место обогащение (амплификация) детского развития в изобразительной деятельности посредством участия взрослых (воспитателей, родителей, школьников) в создании социально значимых художественных образов или объектов (социальных плакатов, музеев, выставок и т.п.). В этих условиях ребенок осваивает роль субъекта образования и собственного развития, учится проявлять инициативу и самостоятельность, делать выбор занятий, друзей, а также – подчиняться различным правилам и социальным нормам.
Не менее ценным качеством ребенка, полезным для жизни в обществе, является формирование положительного отношения к миру, труду, другим людям и самому себе, которое возникает под впечатлением от восприятия лучших образцов изобразительного искусства и применение различных техник изобразительной деятельности, не предполагающих создания конкретных образов.
Таким образом, изобразительные навыки – это вид специальных умений, обеспечивающее изобразительную деятельность и художественное творчество. Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеева, О. А. Формирование творческой личности младшего школьника / О. А. Агеева, Ю. П. Шамсова, О. В. Ситосанова // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2021. – № 8. – С. 279-280.
2. Барышева, В. Е. Конструирование из природного материала как вид изобразительного творчества у детей 4-5 лет / В. Е. Барышева // Современные исследования приоритетных направлений национального проекта "Образование" : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 29 марта 2019 года / Ответственные редакторы Л.А. Ибрагимова, Е.А. Бауэр. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 4-7.
3. Барышева, В. Е. Развитие изобразительного творчества детей 4-5 лет в конструировании из природного материала / В. Е. Барышева // Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 17 июня 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. – С. 139-145.
4. Бауров, А.Ю. Проблемы применения ИКТ в образовательном процессе / А.Ю. Бауров // Материалы ХХVI Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании» – Москва: Байтик, 2015.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.
6. Большакова, Л.А. Развитие творчества старших дошкольников / Л.А. Большакова // Дошкольное воспитание - 2018. - N 2. - с. 12-16.
7. Бакушинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Бакушинский. – Москва: Экзамен, 2015.
8. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Педагогика, 1986.
9. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – Москва: Инфра-М, 2021.
10. Виноградова, Н.А. Мониторинг в современном детском саду: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
11. Власкова, О. В. Конструирование из природного материала как средство развития творческих способностей старших дошкольников / О. В. Власкова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях, Нижний Новгород, 21 апреля 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. – С. 53-56.
12. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / составители И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Спб: СОЮЗ,1997.96с. [Электронный ресурс]: URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml
14. Гучанова, А. С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2018. - № 40. - С. 184-187.
15. Давидчук, А.Н. Конструктивное творчество дошкольников / А.Н. Давидчук. – Москва: Просвещение, 2013.
16. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.Н. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Сонцева и др. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 280 с.
17. Дорошенко, И. В. Конструирование из природных материалов на занятиях с детьми дошкольного возраста / И. В. Дорошенко // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы VIII Международной научно- практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 22 апреля 2020 года / Редколлегия: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. – С. 431-432.
18. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
19. Захарьева, Е. А. Развитие конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе кружковой работы / Е. А. Захарьева // Фундаментальные основы науки : сборник научных трудов по материалам XIX Международной научно-практической конференции, Анапа, 20 мая 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 9-12.
20. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Е.П. Ильин. – М.: ООО «Вопросы психологии». 1986.
21. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1977.
22. Краснослабодцев, И. Г. Проектная деятельность младших школьников на примере проекта "Как и из чего делают бумагу" / И. Г. Краснослабодцев, Н. А. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С. 102-105.
23. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду / Л.В. Куцакова. – Москва: Просвещение, 2010.
24. Лисянская, Н.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала [Электронный ресурс] / Н.В. Лисянская. - 2016. - 134 с.
25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду по всем возрастам. Планирование, конспекты, методические рекомендации. (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») учебное методическое пособие. – М.: Изд. Цветной мир. 2014.
26. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. М.: ИД Цветной мир, 2015.
27. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения/ Б.Р.Мандель. – Берлин : Директ-Медиа, 2015.
28. Николаева, Е. В. Развитие творческих способностей детей 5-6 лет в процессе конструирования из природного материала / Е. В. Николаева // Современное образование: традиции и инновации. – 2021. – № 3. – С. 35-37.
29. Новикова, И. В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду: конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2010.
30. Парамонова, Л. А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности: старший дошкольный возраст / Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 7. – С. 46-49.
31. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.А. Парамонова - М.: Академия, 2002. - 192 с.
32. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Трикста, 2008.
33. Пирожкова, Е. К. Технология организации конструирования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста / Е. К. Пирожкова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Чита, 24–25 ноября 2022 года / Отв. редактор А.И. Улзытуева. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 218-222.
34. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2011.
35. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]:URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г..pdf
36. Разаманова, Е.Ш. Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ш. Разаманова. - 2015. - 136 с.
37. Рубашевская, Р. Р. Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста / Р. Р. Рубашевская, И. В. Ковалева, Н. П. Анохина // Педагогический опыт: от теории к практике : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 23 июля 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 109-110.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.
39. Терехина, С. В. Развитие творчества дошкольников в конструировании из природного материала / С. В. Терехина, И. В. Кузнецова // Педагогический опыт: от теории к практике : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 января 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 229-232.
40. Чихир, О. А. Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста / О. А. Чихир // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста : Материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 24 апреля 2021 года / Редколлегия: О.В. Леганькова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 387-390.
41. Шуваева, И. П. Конспект НОД "В гости к Барабушке" для детей 6–7 лет: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование из природного материала / И. П. Шуваева, Л. Д. Порядина // Инновационные педагогические технологии : Материалы X Международной научной конференции, Казань, 20–23 марта 2020 года / Под редакцией И.Г. Ахметова. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2020. – С. 20-25.
42. Щербанева, Е. А. Конструирование из природного материала как средство формирования представлений о плодах и семенах растений в старшей группе ДОУ / Е. А. Щербанева // От экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 1607-1614.