Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном нестабильном мире повышается значимость устойчивой гражданской позиции и социальной активности, направленной на решение актуальных для страны и общества в целом задач. Формированию социально активной личности способствует участие в добровольческой деятельности. Поэтому на государственном уровне и на уровне учреждений профессионального образования уделяется большое внимание развитию движения добровольцев.
Актуальность изучения организации добровольческой деятельности студентов-бакалавров заключается в необходимости повышать эффективность социализации, формирования и развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программе «Социальная работа». Молодые специалисты должны не только получить знания, но и практические навыки участия в мероприятиях по социальной поддержке граждан. Деятельность добровольческих организаций обеспечивает формирование и развитие практических навыков, способствует комплексному развитию профессиональных компетенций, таких, как психологическая поддержка, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, создание условий для повышения качества жизни социально незащищенных граждан.
Цель работы – определить влияния добровольческой деятельности на развитие профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе.
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы волонтерской деятельности: философско-психологические основания и психологические механизмы личностного развития будущих специалистов по социальной работе;
2) охарактеризовать модель волонтерской деятельности в учреждении высшего профессионального образования на базе ФГБОУ ВО «Псковский Государственный Университет» (далее – ПсковГУ);
3) оценить степень выраженности профессиональных компетенций у студентов-бакалавров – будущих специалистов по социальной работе;
4) разработать комплекс мероприятий, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов-бакалавров, обучающихся по программе «Социальная работа»;
5) провести опытно-экспериментальную работу по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций специалиста по социальной работе за счет участия в волонтерской деятельности на базе ПсковГУ;
6) оценить достигнутые результаты и сформулировать предложения по дальнейшему развитию волонтерской деятельности в вузе.
Объектом исследования выступают профессиональные компетенции студентов бакалавриата, обучающихся по программе подготовки «Социальная работа» и участвующие в волонтерской деятельности.
Предмет исследования – совокупность мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов социальной работы средствами волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что участие студентов- бакалавров в волонтерских мероприятиях способствуют более эффективному формированию профессиональных компетенций будущих специалистов социальной работы в процессе закрепления полученных в процессе обучения знаний на практике.
Теоретическую базу исследования составляют социально-философские концепции волонтерства, представленные работами таких авторов, как Огюст Конт (принципы альтруизма), Герман Хакен (самоорганизация и социальная активность), русские социальные философы Владимир Соловьев, Петр Кропоткин и других. Среди современных исследователей фундаментальных положений и истоков добровольческого движения стоит отметить работы Н.И. Горловой «Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность» (2019), В.В. Овсий «Молодежное волонтерство в современной России: особенности становления и перспективные направления развития» (2021), В.А. Антошиной, Е.С. Копычева «Волонтерство (добровольчество) как эффективный инструмент социализации молодежи» (2021) и других авторов.
Методологическую базу работы формирует системный подход, в рамках которого образовательная практика рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких, как цели, задачи, модели компетенций, средства и способы формирования и развития профессиональных компетенций. Также использованы методы анализа литературных и нормативных источников, систематизация, социальное моделирование, социальный эксперимент, а также наблюдение, описание, анкетирование и методы анализа данных.
Практическая значимость работы определяется результатами анализа модели волонтерской деятельности, способствующей развитию профессиональных компетенций студентов вуза.
Теоретическая значимость исследования связана с определением философско-психологических оснований добровольчества, выявлением ключевых принципов волонтерства, формирующих необходимые профессиональные компетенции специалистов в сфере социальной поддержки населения.
Структура работы отражает перечень поставленных задач и включает настоящее введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе систематизированы теоретические аспекты темы исследования, определены философско-психологические основания волонтерства и психологические механизмы добровольческой деятельности. Вторая глава содержит описание образовательной практики формирования развития профессиональных компетенций молодых специалистов, обучающихся по программе бакалавриата «Социальная работа», анализ реализации добровольческой деятельности студентов вуза и разработку предложений, направленных на дальнейшее развития волонтерства.
Глава I. Теоретические основы волонтерской деятельности
1.1. Философско-психологические основания добровольческой (волонтерской) деятельности
Добровольческая деятельность, основанная на общечеловеческих ценностях поддержки, безвозмездной помощи, совместного решения социально значимых задач, является одним из объектов изучения гуманитарных наук, в частности, философии и психологии.
Людвиг Фейербах, размышляя о природе общества, сформулировал понятие «туизм» – взаимосвязь отдельной личности – «Я» с другими людьми – «Ты». Эту идею развил Огюст Конт в обосновании принципа «Живи для других» или альтруизма [50, с.244].
Французский философ Ж.М. Гюйо считал, что помогать другим, не требуя взамен какого-либо вознаграждения – это естественная черта человека, это деятельность, которая идет от избытка сил и способствует улучшению жизни в обществе. Такого же понимания общественных ценностей придерживался П.А. Кропоткин, определяя «бескорыстное и добровольное действие по отношению к другим людям и обществу естественным, не требующим внешнего принуждения, состоянием человека» [4, с. 262].
В работах немецкого философа Артура Шопенгауэра представлена идея о том, что человеку свойственно воспринимать страдания другого человека как собственное, испытывая при этом сострадание. Именно это чувство мотивирует на помощь другим, оправдывает жертвенность и отдачу физических или духовных сил, не ожидая взамен какого-либо вознаграждения. Сострадание или жалось по отношению к другим людям, является основой нравственности. Русский философ Владимир Соловьев расширил представления об основаниях нравственного поведения людей, указав, что наряду с состраданием или жалостью благими намерениями людей может двигать стыд или благоговение [28]. Стыд или признание собственной вины компенсируется действиями во имя других людей, бескорыстной помощью. Источником благоговения является уважение, признание ценности другого, что и мотивирует на поддержку.
Не обошла вниманием добровольческую деятельность и религиозная философия. Понятия добровольной помощи, содействия, человеколюбия являются значимыми элементами духовности, о которой размышляют религиозные философы. Русская православная церковь имеет богатый опыт организации благотворительных и добровольных мероприятий, направленных на поддержку социально незащищенных слоев населения. Но в русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский) акцент сделан на осознании человеком своей нравственной силы, своей способности и готовности к безвозмездной помощи на основании самостоятельно принятого решения, а не под давлением внешних указаний, правил и устоев [50].
Стоит отметить, что волонтерская деятельность не всегда была синонимом добровольного служения обществу, участия в мероприятиях по поддержке нуждающихся слоев населения или решению нравственных задач. В средние века волонтерами называли вольнонаемных граждан, участвующих в военных действиях. Причем, как отмечают исследователи (С.Б. Синецкий, Н.И. Горлова) изначально волонтеры не были благотворителям, наоборот, получали вознаграждение за выполнение военных задач и участие в сражениях. Но впоследствии, возвращаясь к мирной жизни, представители данной социальной группы оказывали населению определенную помощь, часто безвозмездно. Так понятие «волонтер» приобрело новый смысл [15].
С.И. Ожегов определяет добровольца и как человека, «добровольно вступающего в армию, так и человека, добровольно выполняющего какую-либо работу» [35, с. 453].
Н.И. Горлова [15], опираясь на анализ отечественной историографии по теме добровольчества, выделяет ряд подходов к анализу и пониманию данного явления. Так, с точки зрения философского подхода волонтерство является социально значимой деятельностью, основанной на общечеловеческих ценностях, таких, как осознанность, добровольность, безвозмездность. Данная деятельность реализует в первую очередь социальные функции, связанные с повышением качества жизни, укреплением общественной системы, преодолением неравенства возможностей и ограничений людей.
Психологический подход изучает волонтерство как субъективную деятельность, способствующих формированию и развитию определенных качеств характера, таких, как проявление уважения, внимания, поддержки к другим людям. Кроме того, психология рассматривает коммуникативные и воспитательные функции добровольческой деятельности, способствующие укреплению социальных связей, повышению самооценки, формированию гармоничной личности [15].
Современные исследования выявляют психологические основания волонтерской деятельности. Например, А.Г. Сейдешева, А.Л. Немчинова, опираясь на результаты анкетирования студентов, приходят к выводу о том, что участие в добровольческой деятельности тесно связано с удовлетворением потребности в помощи другим людям [40].
Исследование С.Н. Илюшина, Е.И. Легошиной расширяет спектр потребностей, стимулирующих занятие добровольчеством. Так, помимо потребности в помощи другим людям, причем, оказываемой безвозмездно, участники волонтерских мероприятий выделяют такие причины, как желание попробовать что-то новое (53% опрошенных), интересно провести время (47% опрошенных), расширить круг социальных контактов (6% опрошенных), получить одобрение окружающих (4% опрошенных) [22].
Интересны результаты исследования Д.В. Моисеева, Н.В. Дулина, показавшие не только положительное, но и отрицательное восприятие волонтерства. Так, среди ответов на открытый вопрос о желании заниматься волонтерством, были ответы, характеризующие волонтерство как «эгоистическую деятельность, основанную на стремлении привлечь к себе внимание» [30, с. 106]. В этом может проявляться психологическая потребность в признании, одобрении, компенсации собственной неполноценности.
А.В. Кисленко сравнила результаты анкетирования участников волонтерского движения и тех, кто только наблюдает за ними. Выявлены существенные отличия в психологическом восприятии волонтерства. Так, непосредственные участники волонтерской практики считают, что это не просто способ времяпрепровождения, но и труд, требующий психических и физических усилий. Поэтому для занятия волонтерством необходима высокая личная ответственность, дисциплинированность. Для тех, кто наблюдает, но не участвует в волонтерстве, данное направление деятельности ассоциируется с альтруизмом, духовностью, общественно одобряемой деятельностью. При этом представители двух обозначенных выше групп респондентов совпадают во мнении, что волонтерство способствует повышению самооценки, самоактуализации личности [23].
Волонтерство является способом проявить лучшие личностные качества, такие, как отзывчивость, доброта, забота об окружающих, милосердие, ответственность, социальная активность. В то же время, участие в добровольческой практике способствует развитию этих качеств, выполняя тем самым воспитательную функцию. Так, результаты исследования И.О. Гариповой, Л.С. Коршковой свидетельствуют о том, что участники волонтерской деятельности отмечают рост уверенности в себе, повышение ответственности, расширение круга общения, преодолению внутренних психологических ограничений. В данном случае участие в волонтерской деятельности можно рассмотреть как естественная потребность человека в развитии [13].
Проведенный теоретический обзор позволил систематизировать философско-психологические основания волонтерства (рис.1).
Рисунок 1. Основания добровольчества с позиции философии и психологии
На схеме обозначены ключевые основания добровольчества, позволяющие понимать внутренние причины и внешние факторы, способствующие вовлечению и участию в волонтерской практике. При более детальном анализе можно выделить педагогические основания, связанные с формированием и развитием профессиональных компетенций в рамках волонтерской деятельности, экономические основания, определяющие объем ценностей, создаваемые в процессе работы добровольцев и т.д. [15].
Таким образом, философско-психологические основания добровольческой деятельности определяют базовые общечеловеческие ценности и индивидуальные мотивы безвозмездного участия людей в социально-значимых мероприятиях. Основными общечеловеческими ценностями, способствующими развитию добровольчества, являются сострадание, альтруизм, признание ценности человеческой жизни и необходимости и готовности оказать помощь. Основными индивидуальными мотивами добровольческой деятельности являются самореализация, стремление принести пользу обществу, повышение самооценки, принадлежность к определенным социальным группам, а также возможность получить первичные профессиональные навыки, расширить круг социальных контактов.
1.2. Механизмы развития профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе
Социальная работа, пожалуй, в большей степени, чем любые другие направления профессионального образования, связана с волонтерской деятельностью. В первую очередь, социальную работу и волонтерство объединяет цель деятельности – решение актуальных социально значимых задач, повышение качества жизни, преодоление ограничений, препятствующих полноценному функционированию личности, проявление солидарности и поддержки. Для специалиста по социальной работе важны такие личностные качества, как эмпатия, сопереживание, готовность оказать помощь, внимательное отношение к состоянию и проблемам других людей, уважение. По мнению О.В. Жолобова, специалистам по социальной работе и волонтерам необходимы профессиональные качества, связанные с пониманием работы системы социальной поддержки населения, использованием способов решения социальных проблем, предоставления помощи, соблюдением требований действующего законодательства [17].
Профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе включает, помимо освоения базовой программы подготовки, формирование и развитие личностных качеств. Для этого используются два основных психологических механизма: обособление и идентификация. Обособление характеризует индивидуальные черты и качества личности, позволяющей ей эффективно решать профессиональные задачи. Такими качествами могут быть [24]:
– самостоятельность в процессе анализа ситуации, определения приоритетов деятельности, принятия решений;
– ответственность за совершаемые действия или бездействие;
– саморегуляция – способность сохранять или восстанавливать внутреннюю стабильность, работоспособность, адекватность реакций в постоянно меняющихся условиях;
– наличие устойчивой системы ценностей, убеждений, установок в отношении профессиональной деятельности и способствующих эффективной профессиональной самореализации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Авдеенко С.В. Понятие и юридическое содержание добровольческой (волонтерской) деятельности в российском законодательстве // Вопросы российского и международного права. – 2022. –Т. 12. – № 4-1.– С. 147-152.
2. Антошин В.А., Копычева Е.С. Волонтерство (добровольчество) как эффективный инструмент социализации молодежи и формирования ее гражданской позиции: региональный аспект использования мирового и отечественного опыта // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2021.– № 3 (37).– С. 161-170.
3. Антыкова Е.В. Роль волонтерства как практического компонента в формировании социально-профессиональной субъектности студентов // Человек. Наука. Социум. – 2021. – № 4 (8). – С. 75-90.
4. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Василенкова А.А. Феномен волонтерства как отражение традиционной ценности взаимопомощи и поддержки (к 100-летию ухода из жизни П. А. Кропоткина) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. –Т. 21. – № 3 (55).– С. 262-272.
5. Безирганян П.В., Тамошкина Е.В., Агаркова Е.Г. Волонтерская деятельность как современное движение в обществе: актуальность и перспективы // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт».– 2022. –№ 1. –С. 62-66.
6. Беляева Л.А., Зеленев И.А., Прохода В.А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. –Т. 21. – № 4. – С. 825-838.
7. Бокова О.А., Мельникова Ю.А., Григоричева И.В. Определение содержания конструкта «Волонтерская деятельность» в образовательно-воспитательной практике: опыт теоретического осмысления и эмпирической реконструкции // Перспективы науки и образования. – 2021.– № 6 (54). – С. 400-421.
8. Винья-Тальянти Я., Есмурзаева Ж.Б., Демидова О.В., Куламихина И.В., Абросимова Е.А. Волонтерство как элемент воспитательной деятельности в вузе // Современные наукоемкие технологии. – 2021.– № 5.– С. 148-152.
9. Волонтерская деятельность. Псковский государственный университет. – [Электронный ресурс]. – URL: https://pskgu.ru/page/85471ded-ceaf-4a68-b3d4-dd2621268fe2, (дата обращения 25.09.2022)
10. Воробьева Н.А., Ломтева Е.В., Еремин С.В. Применение технологий социального проектирования в волонтерской деятельности обучающихся колледжей // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022.– Т. 1.– № 4 (85). – С. 166-179.
11. Воронина Р.Н. Организационно-педагогическое проектирование образовательной среды вуза для поддержки профессионально-личностного развития студентов // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 1 (58).– С. 374-380.
12. Воронов С.А. Компетенция и компетентность как категории деятельности: сходства и различия в понимании // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т.9. – №6 /1. – С. 165-172.
13. Гарипова И.О., Коршкова Л.С. Развитие личности учащихся учреждений дополнительного образования в процессе волонтерской деятельности // Гуманитарный научный вестник. – 2020. –№ 7. – С. 43-47.
14. Гатина Л.И. Практика применения комплексного подхода к исследованию добровольчества среди молодежи в республике Татарстан: социологический анализ // Управление устойчивым развитием. – 2021. –№ 2 (33).– С. 50-56.
15. Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. – М.: Институт Наследия. – 2019. – 290 с.
16. Диагностические материалы для аттестации волонтеров [Электронный ресурс]. – URL: https://znanio.ru/media/diagnosticheskie-materialy-dlya-attestatsii-volonterov-2502289 (дата обращения 26.11.2022)
17. Жолобов О.В., Рябцев А.В., Земш М.Б. Психолого-педагогические основы волонтерской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2020.– № 66-3.– С. 71-75.
18. Жукова Т.В., Астафьев Д.А. Добровольческое (волонтерское) направление гражданско- патриотического воспитания в современном вузе // Вестник педагогических наук. – 2022. –№ 4. –С. 71-77.
19. Зайцева И.А. Волонтерство как актуальное общественное движение современной молодежи // Человек. Социум. Общество. – 2020. – № 1. – С. 50-53.
20. Зайцева М.А., Таланов С.Л. Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы (на примере г. Ярославля) // Социально-политические исследования. – 2021.– № 1 (10).– С. 38-57.
21. Захарова Н.Л., Гарифова И.Н. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в трудах отечественных ученых // Социально-гуманитарные технологии. – 2021.– № 3 (19).– С. 57-64.
22. Илюшин С.Н., Легошина Е.И. Отношение студентов к волонтерской деятельности (на основе анкетирования студентов Финансового университета при правительстве РФ) // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2021.– № 2 (36).– С. 232-236.
23. Кисиленко А.В. Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. – 2021.– Т. 7. –№ 3. – С. 82-89.
24. Колдина М.И., Лапшова А.В., Абросимова М.А., Михайленко Д.М., Уракова М.Н. Социально - психологические механизмы профессионального развития личности студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021.– № 5 (55). – С. 227-231.
25. Комплексное исследование личности волонтера: практикум / сост. О. А. Бокова, Ю. А. Мельникова. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 112 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.altspu.ru/dc/pdf/bokova1.pdf, дата обращения 12.12.2022
26. Курячая М.М. Гражданская активность как фактор формирования и развития гражданского общества в современной России // Государство и право. – 2021.– № 5.– С. 108-117.
27. Литвинова Е.С., Бушмина О.Н. К вопросу о студенческом волонтерстве // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021.– Т. 10. – № 2 (35). – С. 55-56.
28. Луговая Е.А. Философские основания добровольчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – [Элеткронный ресурс]. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_7-2_36.pdf, (дата обращения 24.09.2022)
29. Мои компетенции. База знаний. / Рабочий стол волонтера/ - [Электронный ресурс]. – URL: https://dobro.ru/kb/article/96, (дата обращения 25.11.2022)
30. Моисеева Д.В., Дулина Н.В. Современные студенты о PRO BONO волонтерстве: социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021.– № 2 (71). – С. 103-109.
31. Нятина Н.В. Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика.– 2022. –№ 3 (95).– С. 30-33.
32. Образовательная программа [39.03.02] Социальная работа. Приложение 5.2.Описание индикаторов достижения компетенций [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://pskgu.ru/eduprogram/AF5F39EFEE4CDB11E133EF3FAD0283B5, (дата обращения 12.12.2022)
33. Овсий В.В. Молодежное волонтерство в современной России: особенности становления и перспективные направления развития // Гуманитарий Юга России. – 2021.– Т. 10. –№ 2. –С. 94-102.
34. Овсий В.В. Молодежное волонтерство как объект социологического исследования // Гуманитарий Юга России. – 2020. – Т. 9.– № 1.– С. 198-209
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., исп. М.: Оникс; Мир и Образование, 2007. – 1328 с.
36. Осипов С.В., Баширов Т.А. Современные подходы к пониманию волонтерской деятельности // Инновации. Наука. Образование. – 2022. –№ 49. –С. 1553-1558.
37. Официальное сообщество Волонтерского центра ПсковГУ. – [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/rcdpskgu, (дата обращения 25.11.2022)
38. Пилипенко А.Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 6. – 191-199.
39. Радько И.В. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации / Отв. редактор Е.В. Крутицкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 64 с. – [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/c43/c431f8b7a4afa5cba225c795ce3cc9ef.pdf, дата обращения 12.11.2022
40. Сейдешева А.Г., Немчинова А.Л. Студенческое волонтерство России: от теории к делу (на примере студентов ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет») //Матрица научного познания. – 2021.– № 5-1. – С. 167-176.
41. Соколова Т.В. Организация добровольческого труда будущих специалистов социально-гуманитарного профиля во взаимодействии с социальными институтами в контексте их профессиональной подготовки // Человек. Наука. Социум. – 2021.– № 1 (5).– С. 183-194.
42. Талибова Ф.Т. Государственная молодежная политика в сфере волонтерства (добровольчества) // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2021.– № 20.– С. 145-152.
43. Талибова Ф.Т. Становление волонтерства (добровольчества) как социального института // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2021.– № 21.– С. 137-144.
44. Тест Адизеса. [Электронный ресурс]. – URL: https://igroprav.com/adizez-test, (дата обращения 26.11.2022)
45. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Феномен добровольческого (волонтерского) движения: семантика понятий и фокус социологической эвристики // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 4 (41). – С. 57-64.
46. Улюмджиева Л.В. О развитии добровольчества в современной России //Вестник Института комплексных исследований аридных территории. – 2020. – №2 (41). ¬– С. 45-49.
47. Федулова И.В. Трансформации молодежного волонтерства в эпоху пандемии // Международный научно-исследовательский журнал.– 2021.– № 9-3 (111). – С. 78-81.
48. Фоменко В.А., Петрова С.В. Социокультурная и управленческая парадигма волонтерства: подходы в научной диахронии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021.– № 4. – С. 234-239.
49. Фоминых В.Ю. Характеристика включенности молодежи в волонтерскую деятельность // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. –№ 8 (60). – С. 192-196.
50. Шошина Ю.В., Давыденкова А.Г., Василенкова А.А. Социально-философский смысл волонтерства: мировоззренческий и практический аспекты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2021.– Т. 10. –№ 3А. – С. 244-252.