Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что научно-технический прогресс не стоит на месте, развитие IT-технологий представило обществу новый вектор в сфере розничной торговли. Появление такого самостоятельного активно развивающегося вида как дистанционный способ продажи товаров имеет большой потенциал, способный видоизменять рынок в условиях рыночных отношений, увеличивать долю онлайн-переводов в общей экономике страны.
Популярность такого способа продаж, на наш взгляд, обусловлена его простым и быстрым доступом к любому товару, не выходя из дома потребитель, используя информационную коммуникацию может ознакомиться с нужной ему продукцией.
Интернет в данных условиях выступает средством объединения людей из разных географических точек, объединенных общей целью - удовлетворение потребностей с минимальными затратами.
Преимущество покупателей заключается в экономии времени, то время, которое тратиться на поиск нужной вещи во всемирной паутине не сравниться со временем поиска при личном посещении стационарных точек магазинов. Также интернет-сайты и интернет-приложения предоставляют огромный диапазон имеющихся предложений по какому-либо запросу, предлагая нам право выбора продавца, ассортимента, предпочтительной стоимости, также, как правило, товары имеют разную ценовую категорию, нередко это позволяет сэкономить определенную сумму денег.
К числу преимуществ продавца в продаже дистанционного формата заключается в отсутствии необходимости по содержанию большого штата сотрудников, в аренде помещений для выполнения трудовой функции работников и для помещений, обеспечивающего хранение изделий, зачастую офис и склад объединены, что весьма выгодно и удобно, так как у сотрудников есть прямой доступ к товарам на складе.
Все перечисленное помогает сократить работодателю довольно внушительные суммы возможных издержек.
Новшества нормативного правового регулирования в указанной сфере предопределяют отсутствие сформировавшейся однозначной правоприменительной практики, а также различные взгляды в научных кругах на решение обозначенных вопросов. К примеру, можно найти противоположные взгляды на вопрос придания письменной формы дистанционным договорам - от отрицания такой возможности до предложений о необходимости создания специальной формы сделки - дистанционной или электронной. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, позитивным воздействием дистанционных договоров на развитие экономических отношений, а с другой - наличием нерешенных практических и теоретических вопросов правового регулирования.
Вопросы дистанционного заключения договоров не получили в научной литературе достаточно широкого и полного освещения, что прежде всего связано с относительной новизной данных способов заключения договоров. Их начали активно применять только в начале XXI века. Это обстоятельство предопределило тот факт, что большинство научных трудов, посвященных отдельным аспектам договоров, заключаемых дистанционно, относится к концу XX и началу XXI веков.
Особенности гражданско-правового регулирования отношений участников сделок, их ответственности раскрыты в научных трудах М. М. Агаркова, О. С. Иоффе, И. Б. Новицкого, Г. Ф. Шершеневича и др.
Теория регулирования искусственного интеллекта проанализирована в научных исследованиях М. В. Демченко, Р. Ш. Рахматуллиной, Г. Ф. Ручкиной, Е. А. Свиридовой, В. К. Шайдуллиной и др.
Вопросы участия потребителей в дистанционных договорах исследовали О.А. Белова, А. Ю. Зак, А. С. Кузьменко и др.
Правовое регулирование договора как документа в электронной форме рассматривали в своих трудах Я. А. Карева, Т. Ю. Кулик и др.
Возможность дистанционного заключения договоров в сфере электронной торговли проанализированы в своих исследованиях учеными И. В. Костюк, Е. Л. Паперно, И. Р. Салиевой и др.
В качестве объекта исследования определены общественные отношения в сфере гражданско-правового регулирования договоров, заключенных дистанционно.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, относящиеся к вопросам гражданско-правового регулирования договоров, заключенных дистанционно.
Целью исследования является комплексный анализ гражданско-правового регулирования договоров, заключенных дистанционно, в российской правовой системе, определение сущности исследуемой правовой конструкции, изучение имеющихся в этой отрасли правоотношений и, как итог, установление наиболее значимых теоретико-практических проблем в данной сфере.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие основные задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие договора, заключённого дистанционным способом.
2. Изучить гражданско-правовое регулирование договора, заключённого дистанционным способом.
3. Раскрыть порядок заключения и исполнения договоров, заключенных дистанционно.
4. Выявить формы ответственности за неисполнение обязательства стороной вытекающих из договоров, заключенных дистанционно.
5. Проанализировать недостатки гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно.
6. Представить направления совершенствования гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную проблематику и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Теоретическая основа исследования будет состоять из положений и выводов, которые разработаны юридической наукой, и прежде всего гражданским правом.
Учебные пособия, а также научные статьи и монографии, в череде которых выделяют труды таких авторов, как: М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, М. А. Егорова, О. С. Иоффе, А. Д. Корецкий, П. В. Крашенинников, А. П. Сергеев, Е. А. Суханов и др.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ , Гражданского кодекса РФ , а помимо этого иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют гражданско-правовое регулирование отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении теоретического представления юридической науки по вопросу оптимизации гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно на основании законодательства РФ.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Основы гражданско-правового регулирования отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно
1.1. Понятие договора, заключённого дистанционным способом
Такое понятие как договор, заключенный дистанционно (далее - ДЗД) не нашло должного закрепления как в законодательстве, так и среди ученых. И как результат с целью установления характерных особенностей данного договора стоит рассмотреть такое понятие, как гражданско-правовой договор, его значение в гражданских правоотношениях, а также особенности заключения и так далее.
Договор выступает в качестве варианта для достижения гражданами, а также предпринимателями собственных прав. Гражданско-правовой договор является самым часто применяемым механизмом, который дает основания для более полного удовлетворения личностных интересов.
Так, со слов Н. Д. Егорова, договор является наиболее уникальным юридическим способом, при помощи которого потребности заинтересованных лиц будут реализованы .
Термин ДЗД более объемный, чем термин электронный договор. ДЗД не будет ограничен только тем, что произойдет электронная передача документации либо других данных в Интернете. ДЗД это разнообразные варианты заключения соглашений без личного присутствия участников сделки.
В это же время такой термин как ДЗД, не такой объемный как термин дистанционный договор так как дистанционный договор состоит из ДЗД а кроме этого из договора заключенного при личном присутствии участников договорных отношений, но его исполнение будет происходить в дистанционной форме. А значит дистанционные договора подразумевают под собой разнообразные соглашения заключение либо выполнение которых будет происходить в отсутствии заинтересованных лиц .
Дистанционный вариант продажи продукции не предусматривает того, что будет подписано соглашение, а предопределяет это в качестве публичного варианта оферты. На основании выше сказанного для определения правил защиты приобретателей во время воплощения данного варианта торговли, стоит проанализировать наполняемость данных правовых отношений.
Также как и иные договорные отношения ДЗД - это выражение волеизъявления участников договорных отношений относительно передачу продукции за определенную плату.
На основании ст. 497 ГК РФ предопределено то, что ДЗД можно использовать только как вариант розничной продажи продукции.
В качестве одной из самых значимых особенностей можно назвать то, что в ДЗД не будет личного общения сторон во время заключения. Помимо этого, время появления обязательств - это тот момент, в который продавец получает сообщение относительно того, что приобретатель желает купить определенную продукцию.
А вот денежная сумма может быть внесена и позднее, например во время доставки данной продукции. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ДЗД - это вариант публичной оферты.
Но тогда появляется противоречие так как на основании ст. 493 ГК РФ договор относительно розничной продажи нужно считать в качестве заключенного во время передачи документации, которая указывает на внесение денежных средств за продукцию и данный момент должен соответствовать времени передачи денежных средств. Имеющееся замечание относительно увеличения условий не применяется на дистанционную продажу так как такого упоминания просто нет .
И как результат в нормативно-правовых актах не учтено время от того момента как приобретатель известил относительно того, что хочет купить продукцию до времени доставки во время которой и происходит внесение денежных средств. Следовательно, на основании ст. 493 ГК РФ время ДЗД - это время доставки. Но стоит полагать что тогда доставка - это не заключение, а именно выполнение договорных обязательств.
Авторы также не сходятся во мнениях относительно данного вопроса так некоторые авторы определяют в качестве времени заключения соглашения акцепту в рамках публичной формы оферты, а часть авторов предопределяет в качестве момента заключения соглашения именно то время, когда происходит внесение денежных средств. Но в это же время есть авторы, которые делают вывод о том, что внесение денежных средств можно осуществить и тогда, когда происходит доставки и гораздо раньше. И как результат данные авторы утверждают о том, что момент заключения ДЗД это передача продукции приобретателю .
Если рассматривать судебную практику, то там тоже существует два направления относительно того времени, когда договор будет считаться заключенным, это время передачи документации, которая указывает на внесение денежных средств за продукцию и то время, когда продавцу поступает уведомление относительно намерения приобретателя купить определенную продукцию.
В настоящем исследовании остановимся на том, что ДЗД является консенсуальным на основании того, что приобретатель имеет право на то, чтобы доставка произошла на протяжении семи суток со времени акцепта.
На основании проведенного исследования полагаем значимым отметить, что договор, который заключен в дистанционной форме, является соглашением, которое заключено между продавцом и покупателем относительно приобретения определенной продукции без фактического общения сторон. В качестве главной особенности данных договоров немаловажно отметить то, что личного общения между продавцом и покупателем не происходит, а это предопределяет возникновение сложностей относительно проверки сторон договорных отношений, следовательно, невозможно подтвердить факт того, что соглашение заключается именно с той стороной, с которой оно должно быть заключено. Таким образом, возникает объективная необходимость в законодательном закреплении альтернативных юридических правил, позволяющих передавать сведения на расстоянии для достижения достаточного уровня уверенности относительно того, что договор заключен именно с надлежащей стороной.
1.2. Гражданско-правовое регулирование договора заключённого дистанционным способом
Установление действенного юридического закрепления правоотношений нуждается в присутствии объективных правил исходящих из нормативно-правовых актов Российской Федерации. На данный момент времени в нашей стране не прекращается деятельность, которая связана с обновлением нормативно-правовой базы страны с вводом в действие современных нормативно-правовых актов и прежде всего в области дистанционных продаж. Со временем происходит формирование действенной системы норм права определенным образом, имеющих отношение к данному варианту осуществления продаж.
В череде основных источников, призванных регулировать правоотношения во время заключения данных договоров, прежде всего стоит указать: ГК РФ, и прежде всего речь идет о ст. 497, ФЗ «О рекламе» , ФЗ «Об электронной подписи» , Закон РФ «О защите прав потребителей» , Закон РФ «О средствах массовой информации» и так далее.
Юридическое закрепление некоторых моментов относящихся к ДЗД можно найти в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» , ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» , ФЗ «Об обращении лекарственных средств» , ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.
Статьи ГК РФ, которые нацелены на процесс урегулирования правил розничной торговли с большего имеют свое распространение на правоотношения возникающие во время составления ДЗД.
До 2008 года ст. 497 содержала правила относительно того, что можно было заключить соглашение в результате ознакомления приобретателя с различными образцами продукции, которые есть у продавца. Но, данная норма вступала в разногласие с правилом, которое содержалось в п. 1 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», на основании которой не предопределяет того, что должно произойти непосредственное знакомство с продукцией во время заключения соглашения, как и с различными образцами данной продукции.
На основании дистанционного варианта приобретения продукции существует возможность для приобретателя на ознакомление не с продукцией либо образцами данной продукции, а с характеристикой данной продукции, которая описана на сайте, так как сама продукция будет на удалённом расстоянии от приобретателя. На данный момент времени такого противоречия больше нет в ГК РФ разделили дистанционный вариант торговли и вариант торговли на основании образцов.
Нормы содержащиеся в Правилах дистанционной торговли, это основа законодательства в данной отрасли торговли и в них сведены в систему статьи ГК РФ, а также Закона «О защите прав потребителей», например в Правилах есть нормы относительно обязательной передачи продавцом сведений относительно продукции, характерных особенностях которые могут возникнуть во время покупки либо во время применения либо во время возврата данной продукции.
Правила не разрешают продажу алкоголя, а помимо этого продукции, свободная продажа которой не разрешена либо ее ограничили на основании отечественных нормативно-правовых актов, это, например оружие, наркотики и так далее.
При этом Роспотребнадзором были даны комментарии относительно надобности выполнения мер указанных в п. 5 Правил .
Помимо этого, некоторые ограничения содержатся и в п. 4 Правил относительно продажи некоторых категорий продукции.
Следовательно, на основании типа продукции, реализуемого дистанционным способом и к появляющимся на основании этого отношениям, нужно применять правила, которые находятся в различных нормах права и у которых специальная отрасль использования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
7. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) // СЗ РФ. № 8. Ст. 721.
8. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
9. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
10. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.
11. Федеральный закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 349.
12. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
14. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
15. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
16. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации» // РГ. № 32. 1992.
17. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» // СЗ РФ. 2022. № 3. Ст. 579.
18. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. №3. Ст. 593.
19. Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» // ДиК. № 22. 2007.
20. "ГОСТ Р 57489-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.06.2017 N 500-ст). М.: Стандартинформ, 2017.
21. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2021 по делу № 33-10217/2021.
22. Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 10.12.2020 г. по делу № 33-4104/2020.
23. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2020 г. по делу № 33-16894/20.
24. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 10.02.2020 г. по делу № 33-1054/2020.
25. Апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 07.02.2020 г. по делу № 33-161/2020.
26. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 09.04.2021 по делу № 33-4301/2021.
27. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.05.2021 № 33-10386/2021.
28. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2724-О.
29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 5, май, 2016.
30. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.06.2021 № Ф10-2073/2021 по делу № А09-8872/2020.
31. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.05.2020 по делу № А21-493/2019.
32. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2022 № Ф04-3890/2022 по делу № А70-14620/2021.
33. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по делу № А43-505/2011.
34. Акимбетов, Д.Б. Заключение с потребителем договора об оказании услуг дистанционным способом // Молодой ученый. - 2022. - № 22 (417). - С. 293.
35. Аблятипова Н.А., Кравцова А.А. Обмен и возврат товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом: правоприменение и воля законодателя. Legal Concept. 2021. 18(1). С. 123.\
36. Акатьева М.Д. Неустойка - действенный способ защиты нарушенного права // Бухгалтерский учет виздательстве и полиграфии. 2021. №3. С.115.
37. Богдан В.В. Трансформация частного права: ведение бизнеса в социальной сети // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2021. - Т. 11. - №. 3. - С. 42-52.
38. Бычко М.А. Особенности ответственности сайтов-ретейлеров, владельцев агрегаторов перед потребителями товаров, работ и услуг // В Сборнике: Инновационная траектория науки. - 2021. - С.75.
39. Варткинаян О.С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи // Молодой ученый. 2020. № 12 (250). С. 157.
40. Гладков Е.Е., Договор розничной купли-продажи: общие положения и способы защиты // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2021. - № 3. - С.21.
41. Гладков Е.Е. Защита прав потребителей по договору розничной купли продажи при дистанционном способе // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2021. № 4. С.13.
42. Долгополов П. С. Оптовая и розничная торговля // СПС КонсультантПлюс. 2021.
43. Дыганова Р.Р. Электронная торговля: учебник / Р. Р. Дыганова, Г. Г. Иванов, Р. Р. Салихова, В. А. Матосян. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - С.16.
44. Казаченок, О. П. Развитие цифровых технологий финансовых услуг: проблемы соблюдения банковской тайны и защиты прав клиентов / О. П. Казаченок // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 4. С. 22.
45. Кочан И.С., Меликян А.М. Договор купли-продажи, заключенный дистанционным способом // Краснодар-2019: Материалы X межрегиональной студенческой юридической олимпиады, Краснодар, 05-06 декабря 2019 года - Краснодар: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2020. С.54.
46. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. Т. 9. № 3. С.22.
47. Лола И.С., Бакеев М.Б. Активность дистанционной торговли в России в условиях COVID-19: региональный ответ на вызовы пандемии и роль ИТсегмента // Москва: НИУ ВШЭ, 2020. - С.9.
48. Панченко П.В. Принцип содействия сторон обязательства в российском гражданском праве, монография. - М.: Проспект, 2020. - С.73.
49. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020). Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
50. Обзор судебной практики по гражданским делам президиума Нижегородского областного суда от 29.01.2020. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
51. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М., 2020. С.112.
52. Шандра М.Ю. Правовое положение интернет-аптек на рынке лекарственных средств. Закон и право. № 2. 2020. С.58.
53. Шевырёв Д.Н., Тюкалова Н.М. Юридические аспекты Интернет-торговли лекарственными средствами // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. № 3. С.49.
54. Gao H. Regulation of Digital Trade in US Free Trade Agreements: From Trade Regulation to Digital Regulation. Legal Issues of Economic Integration. 2020. 1(45). Р.47.