Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное формирование коммуникации ребенка проходит в специфических условиях, которые определяются развитие информационных технологий, повышением стрессовой нагрузки на личность в социуме (пандемии, войны, эмоциональное напряжение в социуме, дистанционное обучение) цифровизацией общества, повсеместным использованием гаджетов, детьми в частности, характеризующим переход к коммуникации в киберпространстве и др. Отмеченные тенденции вносят определенные сложности и изменения в процесс социализации ребенка, затрудняя его качественное вхождение в систему межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Учитывая тот факт, что эффективная социализация личности во многом обусловлена особенностями и успешностью развития речи как эффективного инструмента коммуникации. Для ребёнка своевременное и полноценное овладение речью является предпосылкой для дальнейшего эффективного развития и функционирования во всех основных видах деятельности каждого возрастного периода – игра, общение, обучение т.д.
При переходе к систематическому обучению ребенок приходит в пространство развития всех психологических структур (познавательные процессы, личность, социальные взаимоотношения, эмоционально-аффективная сфера, волевые процессы и мотивы и др.) Младший школьный возраст трансформирует видения личностью окружающего мира и самовосприятие. Значимым становится:
выстраивание социальных отношений (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Э. Эриксон);
постепенное формирование самооценки и образа «Я» (Э. Эриксон), формирование субъектности (О.В. Суворова);
способности к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С. Мухина, Э. Эриксон).
В этот период существует острая потребность в положительной оценке со стороны окружающих (взрослых и сверстников), в успешности и установлении социальных отношений, детерминирующих развитие личности. Реализация каждого аспекта тесно связана с особенностями коммуникации ребенка, особенностями его вербальной и невербальной «трансляции себя в мир».
В педагогике, психологии, логопедии, младший школьный возраст рассматривается как особенный, предполагающий трансформации многих психических процессов, адаптацию, расширение спектра видов деятельности. Включение в обучение стимулирует развитие субъектности, произвольности, самоконтроля и т.д. В ракурсе данного исследования находится такое нарушение речевого развития как заикание. Это ограничение может быть обусловлено комплексом причин, является полиструктурным, протекает длительно, со сложной симптоматикой и определенной сложностью в отношении коррекции.
В отечественной научной логопедической, дефектологической, психологической школе проблемой заикания занимались многие ученые (Л.С. Волкова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин, Л.М. Крапивина, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский, В.И. Селиверстов и др.).
При заикании «страдают» все компоненты интонационной структуры, что обусловливает применение комплексного подхода для коррекции данного нарушения. Так как для младших школьников обучение и коммуникация – основные виды деятельности, источниками для развития интонационной стороны речи и ее коррекции на уроках литературы, можно найти в таком широком ресурсе как книга. В коррекции интонационной стороны речи при заикании на уроках литературы могут быть использованы элементы игровой терапии, сказкотерапии и т.д.
В то же время, несмотря на наличие разработок по теме исследования интонационных структур речи, коррекции заикания, говорить об их исчерпывающем характере не представляется своевременным. Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием на уроках литературы».
Объект исследования: интонационная сторона речи у младших школьников с заиканием.
Предмет исследования: особенности формирования интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием на уроках литературы.
Цель: изучить возможности формирования интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием на уроках литературы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня интонационной выразительности у младших школьников с заиканием.
3. Разработать и апробировать методику направленную на формирование интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием на уроках литературы.
4. Провести сравнительный анализ полученных в ходе обследования данных и доказать эффективность формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования: при условии логопедической работы с использованием ресурсов уроков литературы формирование интонационной выразительности речи у заикающихся младших школьников будет проходить более эффективно.
Теоретико-методологической базой исследования стали концепции Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Г.М. Богомазовой и Е.Н. Винарской о развитии интонационной стороны речи в онтогенезе; разработки и обоснования Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, Т.С. Когновицкой и И.А. Поваровой о нарушении ритмо-интонационной структуры речи у детей с заиканием; программы коррекции заикания в контексте развития интонационной выразительности речи в логопедии (Л.З. Андронова, Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.В. Лопатина, М.И. Лохов, Д.Е. Огороднова, Л.А. Позднякова, Н.Е. Хватцева, С.Н. Шаховская); и концепции арт-терапии в работе с детьми с заиканием в качестве вспомогательной техники (М. Наумбург, Э. Крамер), применения сказкотерапии в работе с развитием интонационной выразительности речи с детьми с заиканием (Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева, А. Бурчик и др.).
Методы исследования.
В нашей дипломной работе мы используем следующие методы:
- теоретические: обзор и анализ современной литературы по проблеме исследования, анализ основных понятий и терминов исследования;
- экспериментальные: наблюдение за детьми, анализ речевых карт, проведение эксперимента;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов данных;
- формирующие: дидактические игры, упражнения.
Экспериментальная база исследования: МАОУ Востряковский лицей №1
Структура выпускной работы: работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложений. В ней 64 страницы, 6 таблиц, 2 диаграммы, список литературы содержит 60 наименований. В приложении представлен обзор занятия по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием на уроках литературы на примере сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования интонационной стороны речи у младших школьников с заиканием
1.1. Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
Исследователи в сфере неврологии, логопедии, логопсихологии, дефектологии, педагогики в целом сходятся в вопросах анализа развития интонационной стороны речи, рассматривают ее развитие, начиная с анализа этапов становления речи. Так Н. И. Жинкин [19] в 50-е годы XX века обосновал особенности развития механизмов речи, указывая на то, что интонация, просодические механизмы формируются раньше, чем вербальные. Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродин [46], анализируя этапы становления речи, выделяют следующее движение:
от 0 до 10 дней (новорожденность), с переходом в младенчество (10 дней – до 1 года жизни;
преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
дошкольный – от 3 до 6-7 лет;
младший школьный возраст – с 6-7 до 10-11;
пубертат – с 11-12 до 14-16.
Эти этапы выделены и в исследованиях Е.Н. Винарской и Г.Н. Богомоловой, которые связывают развитие фонетических средств русского языка с прогрессированием эмоционально выразительных его средств в развитии ребенка [11] (см. Приложение 1).
Тот факт, что развитие интонационной стороны речи первично относительно вербальной ее стороны, находит подтверждение в исследованиях специалистов и на житейском уровне. Ребенок, еще не обладая возможностью для вербализации, уже включается в коммуникацию, с помощью интонации.
Итак, первым этапом развития интонационной стороны речи, становится рефлекторный крик новорожденного. М.И. Лохов и Ю.А. Фесенко, подчеркивают, что он содержит голосовую составляющую и шумы. Частота основного тона крика новорожденного колеблется в пределах 425-440 Гц, то есть, его можно сравнить с воспроизведением ноты «ля» первой октавы. Даже здесь уже можно отследить «авторский», неповторимый характер голосовой структуры ребенка, при том, что крик младенца не может рассматривается как отдельный звук в речи [29]. В дальнейшем идет формирование целой гаммы криков младенца, которые являются ответом на различные стимулы окружающего мира – радость, боль, голод, облегчение, страх и т.д., которые как раз обладают выразительной интонационной окрашенностью. Зачастую, мать ребенка и его близкие постепенно научаются определять потребности ребенка по интонации его крика. Здесь ведущими характеристиками развития интонационной стороны речи становится громкость, модуляции звука, мелодика. В дальнейшем, эти интонационные особенности сохраняются для личности и проявляются в крике и плаче ребенка и взрослого [46].
На третьем месяце жизни появляется «гуканье» и гуление (звуки и и их сочетания («гы», «кхы», «агу», «ам», «мам», и др.). Точно также как и на более ранних этапах, эти звуки и сочетание несут в себе интонацию, отражающую потребности и состояния ребенка. Примечательно также, то, что развивающийся младенец выразительно реагирует на интонацию взрослого, отзеркаливая и усваивая ее. Здесь важно мимическое сопровождение речи и интонации со стороны взрослых, для эффективного развития коммуникации ребенка, а также для развития мозговых структур, отвечающих за эмоциональную сферу. К полугоду в речи ребенка появляются открытые слоги, ма-ма, ба-ба, да-да, лепет. Помимо интонационного развития, происходит активное усвоение связанной с ней, ритмической стороны речи. Прислушиваясь к речи окружающих людей, ребенок развивает фонетическую сторону речи, происходит оптимизация слуха, формирование речевых и речедвигательных областей мозга (Р.В. Тонкова-Ямпольская). Ребенок повторяет звуки и слова, пробует произносить самостоятельно то, что он услышал, приспосабливаясь и исправляя сказанное. Присутствует и различается интонация удовольствия, радости. Происходит анатомо-физиологическое подкрепление усвоения речи на уровне пристраивания нейронных связей, отвечающих за ее формирование и трансляцию [43]. Также, Р.В. Тонкова-Ямпольская обосновывает тот факт, что интонационные характеристики развития речи, отвечающие за различение и восприятие информации, появляются на уровне нервной системы уже на стадии гуления, завершая путь своего формирования к концу периода лепета [Там же]. К шести месяцам также, младенец способен отличать голос матери и других близких взрослых от голосов «чужих» и реагировать на голоса близких поворотом головы.
На 7 месяце появляется интонация просьбы, а дальнейшее накопление звуков и прогресс артикуляции, позволяет транслировать все большее количество звуков. Так, до этапа появление речи (к 1 году), коммуникация осуществляется в первую очередь, с помощью интонации. В 7-8 месяцев основная семантическая нагрузка развития приходится не на фонемы, а на интонационные структуры, развитие ритма и общих контуров слов. Приобретая, ориентировочно, к 11 месяцам возможность воспроизводить четкие лепетные цепи слогов, ребенок приобретает возможность быть «понятным» для близких взрослых. Цепи слогов, отдельные звуки, слоги имеют свою интонационную нагрузку, длительность, ударение, высоту и т.д. Не смотря на то, что ребенок все еще говорит «на своем языке» для окружающих, нередко, например, мать ребенка, способна безошибочно понять и «перевести» этот язык. Речь взрослых также воспринимается ребенком с опорой на ее интонационно-ритмическую структуру и тембр. В 11-12 месяцев, как отмечает Е.Ф. Архипова, происходит первичное формирование ударения [46]. Также, подчеркивают специалисты (Г.М. Богомазова и Е.Н. Винарская) [13], если на обозначенном выше возрастном этапе, мама произнесёт набор слогов, похожих на фразу «Где мама?», с такой же интонацией: «Э тата?», «Те пама?», ребёнок также повернёт голову.
Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина говорят о том, что интонационные средства речи формируются ранее иных ее компонентов (фонетика, лексика и др.) в онтогенезе. В то же время, авторами подчеркивается важность формирования интонационных структур на первом году жизни [46].
В последующем, на втором году жизни, происходит совершенствование интонационных структур, ребенок усваивает интонацию вопроса. В частности А.Н. Гвоздев говорит о том, что на данном возрастном этапе, понять, что ребенок задал вопрос, можно только по его интонации, в силу того, что вербальная «словесная» речь еще не сформирована. Интонация ребенка (вопросительная) дублирует интонацию взрослого. К двум годам ребенок осваивает интонацию перечисления, тогда как союзы перечисления приходят к нам в речь лишь к 2 годам и 3 месяцам. Можно идентифицировать и интонацию восклицания, которая также в 2 года уже существует. К интонации перечисления, восклицания, присоединяется интонация вопроса, появившаяся немного раньше двух лет [16].
Дошкольный возраст приобретает свою специфику развития интонационной стороны речи.
О.И. Яровенко определяет особенность интонационного сопровождения речи детьми в период 2 до 4 лет. Автор говорит о том, что интонационные вариации присутствуют в речи детей с двух с половиной лет. У детей разного возраста интонационное оформление по-разному воплощается в спонтанной речи [53].
На третьем году жизни в речи детей появляются указательные местоимения, интонации приобретают особую яркость и утрированность. Дети на данном этапе используют интонацию самостоятельно, но в интонационной окраске еще нет произвольности. Если попросить ребенка повторить предложения с разными типами интонации, вопросительные предложения, у «трехлеток» получаются лучше, чем восклицательные предложения
Интонационная окраска выстраивается за счет возможностей дыхания, артикуляции и голосообразования.
Необходимо помнить, что в 2-3 года речевой аппарат еще растет и формируется, как и все указанные его компоненты воспроизводства интонационных структур (дыхания, артикуляции и голосообразования). Поэтому в 2-3 года еще рано говорить об овладении интонационными структурами речи.
К 4-5 годам компоненты речевого аппарата, отвечающие за интонацию, выросли и сформировались. Ребенок использует разные виды интонации, как взрослый. Дошкольники на данном этапе хорошо ориентируются в интонации взрослых (О.И. Яровенко). При этом, хотя ребенок может воспроизвести или произнести фразу с интонацией уже с трехлетнего возраста, нередко его интонация несколько специфична. В речи детей отмечается некоторая «механичность» интонации, наигранность. Для дошкольника и младшего школьника, истинная непосредственная интонационная окрашенность еще не сформировалась окончательно [50].
Речь старшего дошкольника обладает своими интонационными и другими особенностями. А.И.Максаков подчеркивает, что ребенок «на слух» способен четко дифференцировать повышение / понижение темпа, увеличение / снижение скорости, громкости голоса, различает тембр голосов. Ребенок способен передавать звучание речи, различные звуки живой и неживой природы – окружающего мира. Новый опыт и возможности помогают наполнить речь дополнительными «красками», выразительностью. Примером для развития интонационных структур ребенка является речь взрослых. Дошкольник может привлечь интонацию для того, чтобы показать свое эмоциональное отношение к процессу, объекту, явлению, придать интонацию грустной истории, прочитать стихотворение с выражением», выдерживать паузы. Ребенок владеет средствами контроля громкости своей речи, снижая и повышая ее. К старшему дошкольному возрасту ребенок может снизить громкость речи. Учитывая, что дети очень эмоциональны и им трудно говорить тихо – это значимое приобретение. Также, дошкольник способен оценить громкость речи окружающих
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анисимов В.П. Теоретические основы арт-педагогики // Alma mater. Вестник высшей школы: ежемесячный научный журнал. – 2011. – № 10. – С. 25-28.
2. Андронова Л. З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся / Л. З. Андронова // Дефектология. – 1988. – № 6. – С. 63-67.
3. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). – Москва : Эребус, 1993 – 160 с.
4. Арт-терапия. Диалог : Россия – Великобритания: сборник статей / ред. Н. Ю. Жвитиашвили. – Санкт-Петербург : Островитянин, 2018. – 292 с.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 274 с.
6. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»). Учебно-методические пособие / Г.В.Бабина, Р.Е.Идес, Л.И.Белякова. – М.:Прометей, 2020. – 122 с.
7. Бородина О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения // Пермский педагогический журнал. 2012. №3 С.23-27.
8. Волков Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 240 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия / Л. С. Волкова. – Москва : Владос, 2006. – 365 с.
10. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
11. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогика». – М.: Академия, 2010. – 283 с.
12. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. Трудности современного русского произношения и ударения / Л. А. Вербицкая. – Москва : Академия, 2008. – 385 с.
13. Винарская Е. Н. Возрастная фонетика : учебное пособие для студентов дефектол. и психол. фак. вузов / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомолова. – Москва : АСТ : Астрель, 2005. – 206 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ, 2013. – 790 с.
15. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва : Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
17. Глозман Ж. М. Нейрофизиологические механизмы готовности к речи в норме и патологии / Ж. М. Глозман, А. В. Вартанов, А. А. Кисельнико, Н .Л. Карпова // Актуальные проблемы логопедической практики. Метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. – Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004. – С. 206-213.
18. Глухова Н. В. Сказкотерапия в работе с заикающимися дошкольниками / Н. В. Глухова // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. Сборник / Под. ред. Н. Л. Карповой. – Москва – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2011. – С. 145-154.
19. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 370 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 116 с.
21. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – Москва, 2002. – 116 с.
22. Кисилева Т. Ю. Педагогическая арт-терапия как средство социокультурного становления личности / Т. Ю. Кисилева //: Социокультурные проблемы современного человека. Сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2018 / ред. О. А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. – Новосибирск : НГПУ, 2019. – Ч. 3. – С. 47-52.
23. Кирпиченко А. А. Основы медицинской психологии / А. А. Кирпиченко. – Минск: Высшая школа, 2014. – 495 с.
24. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей, страдающих заиканием / Т. С. Когновицкая // Вопросы патологии голоса и речи. – Москва : Московский НИИ уха, горла и носа; Ленингр. НИИ уха, горла, носа и речи, 1983. – С. 48-52.
25. Левина Р. Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина // Симпозиум по вопросам заикания у детей. – Москва, 1963. – С. 37-41.
26. Левонтина И. О чём речь / И. Левонтина. – Москва : АСТ : Corpus, 2015. – 506 с.
27. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1969.
28. Лохов М. И. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение (заикание как модель нарушений при пограничных психических расстройствах) / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. – Санкт-Петербург : Сотис, 2000. – 211 с.
29. Лопухина И. С. Логопедия (речь, ритм, движение) / И. С. Лопухина – Москва : Корона-принт, 2004. – 128 с.
30. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
31. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 214 с.
32. Морозова, О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе / О.П. Морозова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 320 с.
33. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.
34. Николаева В. В. Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников / В. В. Николаева, А. Е. Байкенова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2015. – № 4 (9). – С. 34-38.
35. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – Москва : Российское педагогическое агентство. – 2012. – 432 с.
36. Панасюк А. Ю. Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием / А. Ю. Панасюк // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 28-31.
37. Поварова И. А. Формирование интонационной выразительности речи у заикающихся / И. А. Поварова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – С. 54-65.
38. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.
39. Поливанова К.Н. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. Вита-Пресс, 2012.
40. Романова И.И., Калинина Т.В. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 154-156.
41. Семейная групповая логопсихотерапия : исследование заикания. Сборник / Под. ред. Н. Л. Карповой. – Москва – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2011. – 328 с.
42. Сикорский, И. А. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 188 с.
43. Тонкова-Ямпольская Р. В. Методическое письмо «Стимуляция речевого развития у детей первого года жизни» / Р. В. Тонкова-Ямпольская. – Львов : Львовский науч.-исслед. ин-т педиатрии, акушерства и гинекологии, 1968. – 13 с.
44. Ушакова О. С. Русский язык для младших школьников. – М. : Литера, 2014. – 96 с.
45. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. – 221 с.
46. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродин. – Москва : ACT: Астрель, 2009. – 222 с.
47. Харченко Е. П. Ранние этапы развития и нарушения языка / Е. П. Харченко, М. Н. Клименко // Дошкольная педагогика. – № 2 (35). – 2007.
48. Хватцев Н. Е. Логопедия : книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 кн. / М. Е. Хватцев ; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 272 с.; 291 с.
49. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. – Москва : Флинта; Наука, 1999. – 515 с.
50. Чуковский К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. – Москва : Просвещение, 2006. – 120 с.
51. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2004. – 330 с.
52. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
53. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 215 с.
54. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
55. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
56. Шевцова Е.Е. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2019. — 188 с.
57. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учеб. пособие для СПО / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 219 с.
58. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер. – Москва, 2008.– 212 с.
59. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 360 с.
60. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2021. — 128 c.