Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система финансов Сильного государства должна быть эффективной и прозрачной. Это обеспечивается высокой уровнем государственного и местного финансового контроля, установлением справедливых правил для негосударственного сектора.
Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом системы государственного контроля за результатами управляющего воздействия, обеспечивающим обратную связь и информирование субъекта власти о результатах своего управляющего воздействия. А если он был грамотно спланирован, то способствует повышению эффективности управления финансовой системой государства.
Задача бюджетного контроля заключается в обеспечении законности функционирования государственной и местной финансовой системы России, с помощью которого решаются две основные задачи: поддерживать легитимность функционирования бюджетной системы страны и способствовать наиболее эффективному использованию общественных ресурсов.
Всегда актуальна была тема финансового контроля. Не менее актуальны вопросы о совершенствовании и усилении государственного финансово-финансового контроля. Нельзя говорить, что изменений не происходит в лучшем направлении. Контроль финансового обеспечения охватывает всю жизнь человечества, и должен быть направлен на стимулирование экономики, важности рационально и эффективно предоставлять финансовые, трудовые, материальные ресурсы и природные богатства, предупреждать факты бесхозяйственности и недобросовестности.
Цель данной работы состоит в исследовании организаций и методов финансового контроля бюджетными учреждениями (на примере ГБОУ школа №1413 г. Москва).
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, задачи и виды финансового контроля.
2. Обозначить законодательную и нормативную базу организации финансового контроля в организации.
3. Определить особенности финансового контроля в бюджетных организациях: способы проведения.
4. Рассмотреть органы финансового контроля в зарубежных странах
5. Дать общую характеристику и провести анализ основных показателей бухгалтерской финансовой отчётности ГБОУ школа №1413 г. Москва.
6. Выявить организацию внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью ГБОУ школа №1413 г. Москва.
7. Разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего финансового контроля расходов в ГБОУ школа №1413 г. Москва.
Объект исследования: ГБОУ школа №1413 г. Москва.
Предмет исследования: экономический анализ деятельности и оценка финансового состояния.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методики исследования: анализа теоретических материалов, методов аналогий и сравнения, методов классификации, анализа данных, графических методов отображения и др.
В ходе проведения исследования была проанализирована нормативная и правовая база, литература, электронные ресурсы, статьи по тематике исследования и бухгалтерская отчетность организации.
Наиболее интересные были работы следующих писателей: Э.В. Алехин, И.Т. Балабанов, О.А. Быковская, О.В. Ефимова, И.А. Ларионова, А.П. Романов, Е.В. Рябова, А.Н. Шатунов и других.
Научная новизна заключается в разработке комплекса теоретических положений и организационно-методических рекомендаций, направленных на совершенствование внутреннего финансового контроля расходов ГБОУ школа №1413 г. Москва.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в формировании основных положений и теоретических выводов, сделанных в рамках этой работы, позволяет определить направления для установления содержания государственной (муниципальной) финансовой политики, формировать базовые подходы для понимания особенностей осуществления финансовой политики в соответствии с основными направлениями современных бюджетных политик.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в предложенных рекомендациях о внутреннем финансовом контроле расходов ГБОУ «Школа 1413» Москва и может быть использована организацией, чтобы повысить эффективность финансовой деятельности организации.
База исследования: ГБОУ школа №1413 г. Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Финансовый контроль, его задачи, виды
Финансовый контроль является экономическим понятием, имеющим самые широкие интерпретации. Рассмотрим самые популярные в российском экспертном сообществе и изучим ряд важных аспектов этого вида надзора. Государство осуществляет финансовые меры, направленные на :
- финансовую сферу в рамках налоговой политики;
- регулирование кредитной сферы,
- регулирование рынка финансовых услуг;
- формирование амортизационных фондов и государственную поддержку.
Если цели финансовой политики изменятся, то государство усиливает вмешательство государства в регулирование других, по мнению автора исследования, в основе этого лежит «экономический процесс», который является частью общего экономического и социального процесса. Не все государственные финансовые учреждения входят в сферу прямого государственного финансового управления. Высшие органы законодательной власти осуществляют управление государственным финансированием.
При этом, именно государственный бюджет является самым важным элементом финансовой системы государства. В соответствии с бюджетным кодексом РФ статья 10 «Структура бюджетной системы РФ» состоит из бюджетов 3-х уровней. (см. рисунок 1).
Рис.1. Бюджетная система, ее уровни
В бюджетном кодексе РФ устанавливается единая бюджетная система. Система состоит из принципов распределения доходов и расходов по уровням бюджетной системы, самостоятельности бюджета. На каждом уровне бюджета существует система органов, обладающих государственными властями.
В бюджетном отношении происходит экономическое взаимодействие в области создания, распределения и использования Центральных денежных фондов для выполнения государственных функций или воспроизводительных функции предприятий.
В финансовом мире деньги являются инструментом формирования и использования денежных доходов, а также выполняют функции распределения дохода по различным направлениям.
Очевидно, они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных или государственных задач. Финансовые контрольные мероприятия – это один из видов управленческой деятельности. Этот финансовый контроль представляет собой систему мониторинга и анализа финансовой деятельности объектов контроля. Для оценки обоснованности, эффективности принимаемых решений и принятия мер по их улучшению. По этой причине финансовые задачи могут быть представлены на рисунке 2.
Рис.2. Задачи финансового контроля
Сейчас создана Единая международная система стандартизации контроля за финансами. Его принципы были отражены в организации систем контроля, которые существовали в европейских странах. Международные правила финансового управления основаны на принципах независимости, прозрачности, законов, объективных, ответственных, сбалансированных, системных.
Финансовые органы должны иметь независимость от организационных, функциональных, материальных и т.д. юридического или физического лица, проверяющего их деятельность. Независимость необходимо формально закреплять в законе, регулирующем их деятельности. Функции контроля на уровне каждой компании — это главное, чтобы осуществлять мероприятия, направленные на максимально эффективное исполнение всех работников своих обязательств .
Контроль по любому направлению деятельности позволяет все системам функционировать корректно и четко. Контроль финансовой системы позволяет точно функционировать финансовой системе, вовремя выявить ее недочеты и исправить последствия опознанных нарушений, а также повысить финансовую дисциплину и пресекать злоупотребления в финансовой сфере. Основу системы финансовой отчетности составляет анализ предметов и явлений для изучения закономерностей их рождения, развития изменения или эффективности его использования в любой сфере деятельности.
Госфинансовый контроль осуществляется в сферах общественных секторов экономики, бизнеса. Он осуществляет проверку налоговых расчетов и выполнения государственных заданий организациями с целью получения субсидии или компенсации, дотации и кредитования и применения налоговых льгот.
Объектом контроля является процесс финансового и хозяйственного действия субъектов рынка, то есть область финансовых и хозяйственных взаимоотношений между государственными или юридическими лицами. Процесс бюджетного распределения доходов (поступлений), эффективное использование ресурсов.
По рисунку 3, обозначаем функцию финансового контроля.
Рис.3. Функции финансового контроля
В настоящее время приоритетная задача - эффективное использование средств для профилактики нарушений и злоупотреблений, совершенствование методов предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение, чтобы предотвратить возможные нарушения или правонарушения. Выявить виновных.
Кроме того, финансовый контроль на предприятии предполагает обнаружение нарушений принятых норм и нарушения принципов справедливости в отношении затрат материальных ресурсов на более ранних этапах. Это дает возможность принимать корректные меры, привлекать виновных за ответственность, получение компенсаций за причиненный ущерб, проведение мероприятий по предотвращению подобных нарушений в дальнейшем .
Как мы уже говорили ранее, финансовый контроль выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами и субъектами финансовой деятельности. Он состоит из субъекта контроля и объекта контрольной деятельности, принципов управления (методов) и анализа эффективности. Механизм финансового менеджмента определяет механизм финансовых проверок.
Госконтроль призван реализовывать понятие финансовой политики государства и создания условий для финансового стабилизации страны распространяется как на государственные организации (государственные предприятия), так и негосударственные компании.
Россиян ожидает проверка исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также организация денежного обращения. Погашение государственных обязательств; использование государственного внутреннего или внешнего долга (государственных резервов), предоставление финансовой помощи гражданам РФ.
В Финансовые контролирующие органы Государственной организации входят: надзор за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за финансовой деятельностью государственных организаций. За контроль осуществляют контроль в следующих органах государственной власти: Счетная палата РФ, Банк России и Минфин РФ. Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфин РФ, Государственном казначейском комитете РФ .
Он осуществляется в рамках выполнения бюджетного и сметного бюджетного учреждения ежедневно в год, для выявлений нарушения бюджетного, а также налогового законодательства, выполнения финансово-нормативных норм, нормативных требований, установленных по показаниям использование бюджетных и внебюджетных фондов госбюджета. Контроль осуществляется на основании первичных документов оперативной бюджетной и финансовой отчетности.
В данном случае проводится не только проверка. Ее невозможно получить без текущих оценок. Они определяют уровень налогообложения и налоговый доход бюджета, своевременный сбор средств в бюджете с учетом его дефицита или источника финансирования; оценивают действующее законодательство о бюджете, изучают вопросы регулирования и стимулирования социальных налогов.
Быстрое наблюдение предотвращает возможные злоупотребления, снижает риски мошенничества при поступлении денежных средств и расходах, повышает финансовую дисциплину и своевременность расчетов денежных средств. Проверка деятельности государственных учреждений включает в себя контрольную деятельность представителей власти и президента РФ. Он проводится при подготовке и принятии законов, прежде всего - в ходе рассмотрения проектов федерального бюджета (бюджета госбюджета и местного внебюджетного фонда), а также при утверждении докладов об их исполнении. Подкомитеты Госдумы РФ по бюджету, налогам и финансам проводят экспертную и аналитическую работу в области финансовых вопросов, делают заключение по федеральному бюджету, оценивают законопроекты о налогообложении, банковском и другом направлении деятельности.
Понятие финансового контроля государством за негосударственную экономику и гражданам затрагивает сфера соблюдения дисциплины финансового обеспечения, т.е. выполнения следующих обязательств государством :
Налоги и другие обязательные платежи.
Принимать во внимание установленные законодательством правила организации денежного расчета, ведения учетной и отчетной деятельности. Управлению финансовым контролем регулируется приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.11.2005 г. 09-2/1773 «О государственном финансовом контрольном органе» .
Понятие системы финансовой отчетности включает в себя бухгалтерскую систему, контролируемую среду и отдельные средства управления. Понятие бухгалтерской системы - бухгалтерская система включает в себя учетную политику предприятия и структурное подразделение, отвечающее за ее выполнение учетной и складской отчетности бухгалтера, распределение полномочий и обязанности бухгалтеров, подготовку и хранение документов, регистры, отражающие хозяйственные операции, порядок бухгалтерского ведения, регистрация операций и способ составления сведений из реестра, средства автоматической отчетности и учета.
Система контроля является осознанием и практикой аудиторских действий по созданию и поддержанию финансовой системы; она включает в себя разделение ответственности и ответственности, процедуру контроля по финансовому контролю, внешний фактор.
Грамотная распределенность полномочий позволит законно и целесообразно разделить труд, сэкономить ресурсы, уменьшить дублирование задач, обеспечить более полное и точную контрольную деятельность. Внешними факторами являются случаи, когда происходит давление на финансовый контроль (мошенники).
Контрольные средства – методы, принципы, которые направлены на полную регистрацию сделок строго по действующему законодательству, быстрое выявление любых ошибок и четкие последствия этих ошибок – влияние на отчетность и достоверность бухгалтерских данных. В финансовую систему входит :
Руководящий состав и финансовый контроль осуществляет все структурные подразделения предприятия;
Специальные подразделения внутреннего аудита, независимые от бухгалтерии и финансовой службы.
На предприятиях в центре внимания находятся отдельные цеха и участки, возглавляемые руководителями. Они несут ответственность за результаты своей работы.
Наиважнейшее условие для осуществления внутреннего финансового контроля - финансовая информация в бухгалтерском, статистическом и оперативном отчетах и обобщенных финансовых коэффициентах. Финансы являются информационными базами для управленческого управления, но они не ограничиваются ими.
Контроль внутренний:
Осуществляются на предприятии (или в структуре управления) работниками, обычно называющимися внутренними контролерами или аудиторами;
По решению руководства предприятия организуется.
За счет организации содержится.
В обязанности внутренних контролеров входит:
- проверка эффективности системы контроля.
- оценка эффективности предприятия.
- достижения программных целей при определении уровня. Не стоит забывать, что организация службы внутреннего контроля не является обязательной для хозяйствующих субъектов.
В том случае если информация, полученную внутренними органами контроля зависит от руководства управления объектом, не обращают на собственников доверия, появляется необходимость осуществления внешних финансовых контролей.
Основная задача внешнего управления, как правило, заключается в том, чтобы формировать мнение о том, насколько достоверно бухгалтерский баланс отражает финансовое положение, соответствие результатов деятельности и оборота денежных средств хозяйственного субъекта общим принципам бухгалтерского учета и нормам законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). КонсультантПлюс.2022.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ. КонсультантПлюс.2022.
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022). КонсультантПлюс.2022.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью». КонсультантПлюс.2022.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 № 6-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
7. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
10. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс.2022.
11. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 22.09.2022) «О Министерстве финансов Российской Федерации». КонсультантПлюс.2022.
12. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 14.07.2022) «О Федеральном казначействе». КонсультантПлюс.2022.
13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». КонсультантПлюс.2022.
14. <Письмо> Банка России от 08.02.2006 N 16-Т «О государственном финансовом контрольном органе» (вместе с <Письмом> Росимущества от 10.11.2005 № 09-2/1773). КонсультантПлюс.2022.
15. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник – Пемза, 2020. – 350 с.
16. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. - 2-е изд., доп. - Москва: Финансы и статистика, 2019. - 206, [1] с.: ил.; 21 см.; ISBN 5-279-02243-8
17. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм / И. А. Белобжецкий. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 255,[1] с.; 22 см.; ISBN 5-279-00209-7 (В пер.) : 1 р. 80 к.
18. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс / И. А. Бланк. - Киев: Ника-центр: Эльга, 2020. - 527, [1] c.: ил., портр.; 20 см.; ISBN 966-521-026-2
19. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А. Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 205, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-279-02070-2
20. Быковская О.А. Формирование стратегии эффективного управления финансами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические и юридические науки. — 2019. — № 1. — С. 104-108
21. Газиян С. Аудит системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ // Бухгалтерия и банки. 2020. № 3. – 53 с.
22. Глушко И. Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. - М.: «Кнорус», 2020. - 106с.
23. Данилин В.Н., Данилина Е.И. Управление финансами предприятия в кризисных условиях // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 3. — С. 120-123.
24. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4. изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2018. - 300, [1] с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-8018-0003-4
25. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет». 2019. — 352 с.
26. Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансовое право. – 2020, № 11. С. 11-16.
27. Ковалев В.В., Вит.В. Ковалев Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (Основы балансоведения). Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2019. – 432 с.
28. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика – 2018.
29. Ларионова И.А. Диагностика стратегий управления финансами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2020. — Т. 28. — № 1. С. 133-138
30. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб.-практ. пособие / Лихачева О.Н. - М.: Проспект: ТК Велби, 2018. - 263 с.: ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-98032-083-0: 3000
31. Никулина Н. Н., Березина С. В. Организация и планирование аудита в организациях // Организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 3.
32. Овсянников Л.Н. Внутренний финансовый контроль в организациях // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. — 2020. — № 3. — С. 137-146.
33. Петрова Ю.М. Управление финансами предприятия в условиях кризиса // Вестник экономической интеграции. — 2020. — Т. 1. — № 11-12. — С. 103-105
34. Романов А.П., Кириллина О.В. Системные аспекты управления собственными финансами // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. — 2019. — № 1. — С. 25-25
35. Рябова Е.В. Управленческий аспект и роль финансового контроля в современных условиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2020. — № 24. — С. 312-317.
36. Ситак М.В. К вопросу об управлении финансами предприятий // Вологдинские чтения — 2017. — № 21. — С. 29.
37. Тысячникова Н. А. Системный подход к реализации комплаенс-функции // Внутренний контроль в организации. 2020. №6. – 152 с.
38. Чалдаева Л.А. Управление финансами в условиях транзитивной экономики // Финансы и кредит. — 2020. — № 17. — С. 49-52.
39. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 172 с.: ил.; 20 см.; ISBN 5-86225-131-6 : Б. ц.
40. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие для студентов обучающихся по направлению 521600 «Экономика» / В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Н. Б. Акуленко, А. И. Кучеренко; Под. ред. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 255 с.: ил., табл.; 20 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-16-001217-6
41. Официальный сайт ГБОУ школа №1413 г. Москва [Электронный ресурс]. – URL: https://sch1413sv.mskobr.ru/info_edu/all_docs/ (Дата обращения: 28.10.2022)
42. Приказ Департамента образования г. Москвы от 26.01.2015 года № 02/148 [Электронный ресурс]. – URL: file:///C:/Users/1/Downloads/Приказ%20о%20назначении%20руководителя%201.PDF (Дата обращения: 28.10.2022)
43. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1413» за 2021 год [Электронный ресурс]. – URL: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7B5D945D75-D5FD-4CA4-A9BD-50230B7F771B%7D&name=file.pdf (Дата обращения: 28.10.2022)
44. Государственное задание №1413-6 ГБОУ школа №1413 г. Москва на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс]. – URL: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7BB084011F-103C-F940-A5C4-E2FC94362722%7D&name=Гosudarstvennoe-zadanie-2021-2022-uchebnyy-god.pdf (Дата обращения: 28.10.2022)
45. Устав ГБОУ школа №1413 г. Москва от 15 октября 2014 года №257р