Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что детский церебральный паралич является одной из основных причин возникновения детской инвалидности во всем мире.
По данным официальной статистики, на каждых 1000 новорожденных приходится от 2 до 4 случаев рождения детей с детским церебральным параличом. 1% недоношенных детей во всех странах мира имеет данный диагноз. Если ребенок родился с массой тела менее 1,5 кг, то процент больных увеличивается до 25–30.
Российская статистика детей, страдающих детским церебральным параличом, не выходит за рамки общемировой и составляет 2,2–3,3 случая на 1000 живых рожденных детей .
Каждый ребенок, который имеет диагноз «детский церебральный паралич», оказывается в определенной изоляции, которая связана с нарушениями двигательной и в некоторых случаях интеллектуальной активности. Поэтому принципиально важно постоянно проводить теоретические и практические исследования в области организации реабилитации таких детей.
Программы оказания медико-социальной помощи детям с детским церебральным параличом, должна разрабатываться и внедряться не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Важно постоянно создавать и совершенствовать реабилитационные учреждения, которые будут реализовывать на практике эти программы.
Степень изученности проблемы. Проблема внедрения различных методов адаптивной физической культуры в процесс реабилитации детей с детским церебральным параличом достаточно широко изучена в научной литературе. Однако у исследователей нет единого мнения о наиболее эффективных и безопасных подходах к организации данного процесса в силу тяжести и непредсказуемости такого заболевания как детский церебральный паралич.
Цель исследования – провести анализ принципов и методов развития равновесия у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича младшего школьного возраста средствами адаптивного физического воспитания.
Объект исследования – дети с гемипаретической формой детского церебрального паралича младшего школьного возраста.
Предмет исследования – принципы и методы развития равновесия у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича младшего школьного возраста средствами адаптивного физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать общую характеристику гемипаретической формы детского церебрального паралича.
2. Определить особенности физического развития младших школьников с гемипаретической формой детского церебрального паралича.
3. Охарактеризовать особенности процесса адаптивного физического воспитания при гемипаретической форме детского церебрального паралича.
4. Разработать программу подвижных игр в рамках адаптивного физического воспитания.
5. Провести программу подвижных игр в рамках адаптивного физического воспитания.
6. Проанализировать эффективность программы подвижных игр адаптивного физического воспитания для развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича.
Теоретическую основу исследования составили такие научные работы как: «Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе» М.И. Григорьянц, Е.Н. Фроловой и А.А. Чуркиной , а также «Детский церебральный паралич» А.М. Куварзиной .
Эмпирическая база исследования: Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург.
Гипотеза исследования: разработанная в ходе исследования программа подвижных игр эффективна для развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, моделирование, хронологический, демографический, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича с помощью подвижных игр. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы подвижных игр для развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича. Данная программа может быть использована в деятельности различных реабилитационных центров.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича с помощью подвижных игр. Вторая глава посвящена организации и методам исследования.
В третьей главе проводится экспериментальное исследование эффективности программы адаптивного физического воспитания для развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития равновесия у детей младшего школьного возраста с гемипаретической формой детского церебрального паралича с помощью подвижных игр
1.1. Общая характеристика гемипаретической формы детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич является тем заболеванием, которое находится в сфере интересов различных областей научного познания, в частности, медицины, психологии, теории и практики физической культуры, педагогики, логопедии и т.д.
Данное заболевание оказывает значительное влияние на качество и продолжительность жизни детей, требует постоянного лечения и проведения реабилитационных мероприятий, которые полностью не снимают клинические симптомы, но могут облегчить состояние ребенка и позволить ему вести относительно полноценную жизнь .
Известен тот факт, что ДЦП не возникает вследствие заболеваний или травм, которые человек переносит во взрослом возрасте. В большинстве случаев данное заболевание формируется еще в эмбриональный период, в процессе родов или в самом раннем возрасте, если ребенок переносит тяжелое вирусное или инфекционное заболевание .
В практике встречает целый спектр различных форм проявлений детского церебрального паралича, каждая из которых оказывает свое воздействие на жизнь и здоровье ребенка и имеет специфические клинические проявления и особенности нарушения физического и психического развития .
Гемипаретическая форма ДЦП у детей, которая иначе в научной литературе называется гемиплегическая, является самой распространенной среди других видов детского церебрального паралича в последние десятилетия. Основным признаком данной формы ДЦП является мышечный паралич, который охватывает одну половину тела .
Еще одним признаком наличия у ребенка или подростка гемипаретической формы ДЦП является гемиплегическая походка, который выглядит как осуществление вертикального движения с опорой на одну ногу и «подволакиванием» другой, при этом тазовая часть туловища разворачивается в сторону здоровой конечности .
Также, если внимательно присмотреться к таким детям и подросткам, становится видно, что на больной стороне конечности не только не имеют достаточной активности, но и короче тех конечностей, которые расположены на здоровой стороне .
В научной литературе описан целый спектр причин, которые вызывают у детей гемипаретическую форму ДЦП. Типология данных причин представлена на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Типология причин возникновения гемипаретической формы ДЦП
В научной литературе отмечается, что самой распространенной из рассмотренных причин возникновения данной формы ДЦП все же является гипоксия, т.к. кислородное голодание головного мозга плода может вызвать ряд негативных физиологических реакций, которые зачастую впоследствии бывают необратимыми .
Гипоксия может быть вызвана как неблагоприятными факторами, которые связаны с неправильным образом жизни матери, так и с индивидуальной патологией самого плода. Самое главное заключается в том, что в процессе кислородного голодания повреждаются те отделы головного мозга, которые напрямую отвечают за двигательную активность .
Как мы видим, негативных факторов, которые могут стать причиной возникновения данной формы ДЦП, достаточно много, однако стоит учитывать, что наличие данных причин не обязательно вызовет гемипаретическую форму ДЦП, они должны рассматриваться в комплексе, а также все случаи являются индивидуальными .
Некоторые исследователи указывают, что гемипаретическая форма ДЦП напрямую связана с односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного пути, который иначе называется пирамидным .
Также в научной литературе описывается, что, в силу перекреста основного пирамидного пути, подобное органическое поражение формируется на противоположной очагу поражения мозга стороне тела ребенка .
Подводя итог, можно сказать, что детский церебральный паралич и его гемипаретическая форма являются тем видом нарушений здоровья ребенка, которая оставляет свой след на всю жизнь и требует постоянно внимания со стороны родственников пациента и медицинских работников.
Если ребенка с гемипаретической формой ДЦП оставить без постоянного внимания, лечения и реабилитации, то его состояние будет постоянно ухудшаться, мышцы станут еще более слабыми, конечности будут сжиматься с большей силой, а нормальное психическое, физическое и интеллектуальное развитие и способность к обучению через некоторое время после ухудшений станут уже невозможны.
Поэтому в современной медицинской и педагогической науке ведутся постоянные дискуссии о том, какие методы и формы лучше использовать для реабилитации и обучения детей, имеющих гемипаретическую форму ДЦП.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аймакаева, М.М., Тлеукулова, А.Е. Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП. Литературный обзор / М.М. Аймакаева, А.Е. Тлеукулова // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – URL: https://moluch.ru/archive/133/37435/ (дата обращения: 21.10.2022).
2. Батышева, Т.Т., Быкова, О.В., Виноградов, А.В. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме (обзор литературы) / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, А.В. Виноградов // Русский медицинский журнал. – 2012. – URL: https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Detskiy_cerebralynyy_paralich__sovremennye_predstavleniya_o_probleme_obzor_literatury/# (дата обращения: 20.10.2022).
3. Винникова, Е.А., Слепович, Е.С. Специальная психология: учебное пособие / Е.А. Винникова, Е.С. Слепович. – Минск: Высшая школа, 2012. – 520 с.
4. Григорьянц, М.И., Фролова, Е.Н., Чуркина, А.А. Адаптивная физическая культура при детском церебральном параличе. Учебное пособие / М.И. Григорьянц, Е.Н. Фролова, А.А. Чуркина. – Сытктывкар: Омега, 2021. – 380 с.
5. Гуревич, А.В., Архангельская, А.С., Миронова, Ю.М. Принципы дифференциации форм детского церебрального паралича: клинические признаки и особенности нарушений физического развития / А.В. Гуревич, А.С. Архангельская, Ю.М. Миронова // Вестник Нижегородской государственной медицинской академии. – 2021. – № 7. – С. 88–99.
6. Статистика ДЦП: показатели заболеваемости в России и в мире // Вавилон. – 2020. – URL: https://vawilon.ru/statistika-dtsp/ (дата обращения: 01.11.2022).
7. Жидковская, Е.Н., Чурикова, А.А., Благовестова, И.С. Физическое и интеллектуальное развитие детей с гемипаремтической формой детского церебрального паралича на раннем и позднем этапах развития: дифференциальный анализ / Е.Н. Жидковская, А.А. Чурикова, И.С. Благовестова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы организации детской реабилитологической помощи». – Саранск: Саранский государственный университет, 2021. – С. 30–44.
8. Епифанова, Т.И., Рыбникова, С.С., Голованова, О.В. Детский церебральный паралич как предмет научного и практического исследования: методологические основы организации экспериментальной работы / Т.И. Епифанова, С.С. Рыбникова, О.В. Голованова // Вопросы медицинской статистики. – 2022. – № 10. – С. 15–27.
9. Кожевникова, Т.О., Азыдова, З.В. Детский церебральный паралич. Гемипаретическая форма (особенности клиники, диагностики) / Т.О. Кожевникова, З.В. Азыдова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tserebralnyy-paralich-gemipareticheskaya-forma-osobennosti-kliniki-diagnostiki (дата обращения: 20.10.2022).
10. Колесникова, Е.В., Стародубцев, А.И., Стародубцев, А.А., Минаева, О.А. Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающими ДЦП / Е.В. Колесникова, А.И. Стародубцев, А.А. Стародубцев, О.А. Минаева // Материалы III международной научной конференции «Медицина и здравоохранение». – Казань: Бук, 2015. – URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7979/ (дата обращения: 19.10.2022).
11. Колосова, У.Д., Абрамова, М.А. Адаптивное физическое воспитание – основной подход к физическому и психологическому оздоровлению детей с детским церебральным параличом / У.Д. Колосова, М.А. Абрамова // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20919 (дата обращения: 20.10.2022).
12. Куварзина, А.М. Детский церебральный паралич. Монография / А.М. Куварзина. Томск: Перспектива, 2021. – 498 с.
13. Лаврова, Г.Н., Тулупова, Н.А., Кудрявцева, Л.П. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г.Н. Лаврова, Н.А. Тулупова, Л.П. Кудрявцева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
14. Логвиненко, М.С., Демидова, А.В., Чайникова, Г.С. Проблема физического развития детей с ДЦП: основные направления деятельности медицинских работников по восстановлению физических функций / М.С. Логвиненко, А.В. Демидова, Г.С. Чайникова // Вестник Дальневосточного федерального университета. – 2020. – № 12. – С. 96–117.
15. Лучанинова, В.Н., Осмоловский, С.В., Бурмистрова, Т.И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом / В.Н. Лучанинова, С.В. Осмоловский, Т.И. Бурмистрова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9 (часть 3). – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28527 (дата обращения: 21.10.2022).
16. Малев, И.С. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе / И.С. Малеев // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/05/18/metodika-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-pri-detskom (дата обращения: 19.10.2022).
17. Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: ранняя диагностика и восстановительное лечение / С.А. Немкова // Лечащий врач. – 2016. – URL: https://www.lvrach.ru/2016/05/15436464 (дата обращения: 19.10.2022).
18. Немкова, С.А., Болдырев, В.Г., Сорокин, А.С., Курбатов, Ю.Н. Детский церебральный паралич / С.А. Немкова, В.Г. Болдырев, А.С. Сорокин, Ю.Н. Курбатов // Медицинская сестра. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tserebralnyy-paralich (дата обращения: 18.10.2022).
19. Николаенкова, Ю.С., Самарина, О.В., Щелкунова, И.Т. Сущность и определение понятия адаптивного физического воспитания в современных научных исследованиях: теория и практика исследования проблемы / Ю.С. Николаенкова, О.В. Самарина, И.Т. Щелкунова // Материалы международной научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современного общества: теория и практика». – Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2022. – С. 40–54.
20. Ольминская, Е.Н., Гаврикова, Л.Д., Новоселов, И.М. Двигательные и физические возможности детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича: методолгия научно-практического исследования / Е.Н. Ольминская, Л.Д. Гаврикова, И.М. Новоселов // Вестник Самарской государственной медицинской академии. – 2022. – № 10. – С. 60–73.
21. Пак, Л.А. Мультидисциплинарное сопровождение сопровождение детей с детским церебральным параличом. Дисс. на соиск. уч. ст. д.мед.н. / Л.А. Пак. – М.: Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, 2019. – 393 с.
22. Панченко, И.А., Далекая, И.С., Смаровоз, Е.Н. Формирование устойчивых двигательных функций у детей с детским церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры: методология коррекционной работы / И.А. Панченко, И.С. Далекая, Е.Н. Смаровоз // Материалы международной научно-практической конференции «адаптивная физическая культура в современном мире». – Волгоград: Волжский государственный институт физической культуры, 2021. – С. 52–67.
23. Самиев, А.С., Мавлянова, З.Ф. Характеристика физических параметров детей с церебральным параличом / А.С. Самиев, З.Ф. Мавлянова // Scientific progress. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-fizicheskih-parametrov-detey-s-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 19.10.2022).
24. Сафьянова, П.Р., Мазурский, И.И., Хватченкова, Г.С. Проблемы изучения детского церебрального паралича в современной медицинской науке: теория, методология и практика исследований / П.Р. Сафьянова, И.И. Мазурский, Г.С. Хватченкова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Медицинские науки. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2022. – С. 50–63.
25. Сулейманова, Ю.С., Бурдакова, Г.Н., Передбогова, А.С. Основные показатели физической и двигательной активности у детей с различными формами ДЦП: особенности диагностики и реабилитации / Ю.С. Сулейманова, Г.Н. Бурдакова, А.С. Передбогова // Современные аспекты диагностики и лечения детского церебрального паралича. Сборник статей. – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 94–109.
26. Ткаченко, Е.Т., Голева, О.П., Щербаков, Д.В., Халикова, А.Р. Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (обзор) / Е.Т. Ткаченко, О.П. Голева, Д.В. Щербаков, А.Р. Халикова // Мать и дитя в Кузбассе. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-tserebralnyy-paralich-sostoyanie-izuchennosti-problemy-obzor (дата обращения: 19.10.2022).
27. Томилина, Г.А., Фаркова, Е.М. Принципы диагностики физического развития у детей с детским церебральным параличом: основные направления и методы исследования / Г.А. Томилина, Е.М. Фаркова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции организации медицинских и психологических исследований». – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2022. – С. 145–157.
28. Торбинская, Е.Е., Пахмутова, Л.В. Современные подходы к исследованию проблем двигательного развития детей, страдающих гемипаретической формой детского церебрального паралича: методологические основы практического исследования / Е.Е. Торбинская, Л.В. Пахмутова // Вопросы медицинской реабилитации. – 2019. – № 12. – С. 82–97.
29. Чернова, Л.Н. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП / Л.Н. Чернова // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – URL: https://moluch.ru/archive/360/80417/ (дата обращения: 19.10.2022).
30. Четвертакова, А.В., Заврагина, М.С., Александров, М.И. Клинические признаки и основные виды детского церебрального паралича: основы научных медицинских исследований / А.В. Четвертакова, М.С. Заврагина, М.И. Александров // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации современной системы здравоохранения». – Челябинск: Челябинский государственный медицинский университет, 2020. – С. 38–51.
31. Юничева, М.С., Хабарова. Е.Н., Суромятина, Г.В. Принципы организации занятий по адаптивному физическому развитию для детей с детским церебральным параличом \ М.С. Юничева, Е.Н. Хабарова, Г.В. Суромятина // Вопросы адаптивной физической культуры. – 2022. – № 6. – С. 83–91.
32. Ястребинская, А.П., Шахматова, Ю.С., Кулеша, Г.А. Основые параметры физического развития детей с различными формами детского церебрального паралича / А.П. Ястребинская, Ю.С. Шахматова, Г.А. Кулеша // Сборник статей Белгородского государственного университата. Вып. 4. Медицина и педагогика. – Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2020. – С. 180–194.