Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что человеческая
деятельность все больше вторгается в мир живой природы. При этом влияние
человека не всегда оказывается позитивным, и оно не всегда несет
положительное влияние на окружающую среду.
В этом отношении достаточно вспомнить о ряде рукотворных аварий, которые
привели к настоящим экологическим катастрофам в регионах аварии. В
частности, речь идет об аварии на нефтедобывающей платформе «Дип Вотер
2
Хорайзент». В результате утечки нефти, взрыва и полной гибели
нефтедобывающей платформы воды Мексиканского залива были заполнены
тысячами литров сырой нефти .
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ
1.1. Понятие чрезвычайных экологических ситуаций
Экологические чрезвычайные ситуации – это обстановка, которая возникла на
территории или водном пространстве вследствие чрезвычайного фактора,
который вызывает или может привести к разрушению отдельных
экологических систем, ухудшению здоровья и сокращению продолжительности
жизни.
Условия существования биологического мира зависят от ряда факторов
окружающей среды, которые влияют на деятельность человеческой популяции
и могут быть источником чрезвычайных ситуаций. Экологические
чрезвычайные ситуации вызывают не только экологический ущерб дикой
природе, но и социальный и экономический ущерб для общества.
По происхождению чрезвычайные экологические ситуации подразделяются на:
1. ЧС, которые вызваны естественными аномалиями в естественной среде;
2. ЧС, которые вызваны антропогенным загрязнением окружающей среды
природной средой и потреблением ресурсов;
3. ЧС, которые вызваны некоторыми опасными событиями, процессами или
естественными, технологическими, биологическими и социальными явлениями
.
По характеру загрязнения экологические чрезвычайные ситуации
подразделяются на:
1. Аварии, вызванные физическим загрязнением окружающей среды
(механическая, тепловая, электромагнитная, шумовая, радиоактивная,
световая);
3
2. Катастрофы, вызванные химическим загрязнением атмосферы, гидросферы и
литосферы (аэрозоль, газ, тяжелые металлы, пестициды, масло, канцерогенные
вещества);
3. Чрезвычайные ситуации, вызванные биологическим загрязнением
окружающей среды (биотические, микробиологические, применение генной
инженерии);
4. Чрезвычайные ситуации, вызванные загрязнением информацией
окружающей среды;
5. Чрезвычайные ситуации, вызванные совместным загрязнением окружающей
среды несколькими факторами .
По типу и тяжести состояния природы и чрезвычайных ситуаций окружающей
среды классифицируются как равновесные, кризисные, критические,
катастрофические и коллапс.
Источниками чрезвычайных экологических ситуаций могут быть естественные,
антропогенные процессы, явления и события.
1.2. Признаки чрезвычайных экологических ситуаций
Все чрезвычайные ситуации можно сгруппировать по трем основаниям:
1) классификация по сфере возникновения позволяет определить природу
возникновения чрезвычайной ситуации;
2) по ведомственной принадлежности можно выяснить касательство
чрезвычайной ситуации к какой-либо конкретной отрасли народного хозяйства;
3) по объему вероятных последствий можно судить об уровне значимости
(величине) происшедшего события, о размере нанесенного ущерба и
количеству необходимых к привлечению для устранения его последствий сил и
средств.
Основные показатели, по которым можно определить является ли ситуация
чрезвычайной, следующие:
4
1. Наличие угрозы жизни и здоровью людей, угрозы объектам экономики и
ОПС.
2. Значимые отклонения экологического равновесия в районе происшествия.
3. Неполадки в системе жизнеобеспечения и управления, приостановка
хозяйственной деятельности.
4. Серьезные материальные и экономические потери в результате
происшествия.
5. Потребность в большом количестве сил и средств, необходимых для
спасения людей и устранения последствий возникшей ситуации.
6. Состояние психологического дискомфорта для большого числа людей
(например, гибель АПЛ «Курск» 12 августа 2000 г.; Беслан 01 сентября 2004 г.).
Чрезвычайная ситуация – это такая ситуация на определенной территории,
которая сложилась вследствие аварии, опасного природного явления (ОПЯ),
катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут привести или
привели к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или ОПС,
значительным материальным потерям и нарушению условий
жизнедеятельности людей.
Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ
2.1. Критерии классификации чрезвычайных экологических ситуаций
Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, - это те, которые
связаны с изменениями в земле, воздухе и воде. И поскольку здоровье людей
зависит от качества этих сред, важно учитывать классификацию чрезвычайных
ситуаций не только на основе естественного и антропогенного характера, но
также и на классификацию экологических ситуаций.
Эта классификация основана на нескольких факторах:
1. Источник ЧС:
- Оползни, лавины.
5
- Коллапс поверхности земли из-за извлечения минералов.
2. Существует изменение в земле:
- Нарушение структуры грунта, что приводит к засолению, опустыниванию или
экстракции воды.
- Исчерпание природных ресурсов.
- Чрезмерное перенаселение мусорных свалок бытовыми и промышленными
отходами.
- Влияние деятельности человека на внезапные климатические изменения или
климатические события.
- Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде часто
начинает превышать допустимый стандарт.
3. Изменения, влияющие на атмосферу:
- Повышенный уровень шума в городских районах.
- Осаждение кислотных осадков.
- Инверсия температуры.
4. Критические изменения в водном слое нашей планеты:
- Загрязнение и истощение водных ресурсов.
- Уменьшение количества и исчезновения некоторых видов морских животных
и растений.
5. Изменение биосферы:
- Сильное снижение способности биосферы самостоятельно контролировать
свои ресурсы.
- Массовое вымирание животных.
Экологические чрезвычайные ситуации нельзя игнорировать, поскольку в
некоторых случаях они могут привести к печальным последствиям для
человека.
В юридической литературе существует много разных точек зрения
относительно идентификации типов экологически опасных ситуаций. Давайте
посмотрим на некоторые из них.
6
Одна из них - государственная программа «Российская экологическая
безопасность» . Интегральный показатель степени опасности (оценка
экологического состояния), т.е. оценка состояния окружающей среды. При
анализе антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются
последствия промышленности, транспорта, сельскохозяйственного
производства и городских агломераций. В соответствии с этой программой
оценка негативных последствий экономической деятельности для окружающей
среды и условий жизни населения проводилась на основе пяти уровней
экологического риска:
I - катастрофический,
II - кризис,
III - серьезные последствия,
IV - незначительные последствия,
V удовлетворительное состояние.
Еще два подхода были предложены Институтом географии РАН:
а) выделяются две категории ситуаций: острые и очень острые (очень острые -
те, в которых состояние окружающей среды начинает непосредственно
угрожать условиям жизни населения);
б) территориям присваивается: с относительно удовлетворительной ситуацией;
ситуации конфликта и напряженности; кризисные ситуации; катастрофическая
экологическая ситуация .
Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое
установило единый подход к оценке и адекватному реагированию на них.
Резолюция вводит количественные критерии для определения масштабов
чрезвычайных ситуаций в зависимости от числа пострадавших людей, размера
материального ущерба, а также пределов районов распространения вредных
факторов.
7
2.2. Оценка экологической обстановки территорий для выявления зон
чрезвычайных экологических ситуаций
По действующему законодательству территория Российской Федерации или
отдельные части территории могут быть объявлены зонами экологического
бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций. Существует определенный порядок
объявления территории зоной ЧС или экологического бедствия.
Оценкой опасности и степени выраженности классификационных признаков
занимается Государственная экологическая экспертиза (ГСЭ). В ее
компетенцию входит оценка опасности ситуации на оцениваемой территории.
Оценивается опасность, как для человека, так и для окружающей среды.
Признаки территорий крайних степей экологического неблагополучия
1. Состояние здоровья населения оценивается как набор критериев и
показателей загрязнения окружающей среды: воздуха, воды и почвы.
Основные демографические и медицинские показатели включают
заболеваемость младенческой смертностью, нарушения здоровья и гигиены,
конкретные заболевания и рак, связанные с загрязнением окружающей среды.
Рекомендуется, чтобы данные определялись отдельно для городского и
сельского населения.
Экологические аварийные зоны или зоны бедствия, созданные одним или
несколькими первичными и вторичными индексами, отражают высокую
степень экологических недостатков. Имейте в виду, что в России нет единого
руководства по экологической эпидемиологии, поэтому необходимо
руководствоваться применимыми документами министерств и ведомств
Российской Федерации.
1. При оценке экологического состояния почв основными показателями
проблем являются химическое и биологическое загрязнение.
2. Критерии оценки состояния растительности варьируются в зависимости от
географических условий и типов экосистем. Состояние растительности можно
8
рассматривать как показатель уровня антропогенного давления в естественной
среде обитания.
2.3. Порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической
ситуации
Порядок введения экологических аварийных зон и зон экологического бедствия
определен в Законе «Об охране окружающей природной среды». В
соответствии со ст. 58 и 59 данного закона, зоны объявляются специальным
указом Президента РФ. Источником такого указа становится представление
государственных органов, уполномоченных, в частности, в области охраны
окружающей среды. При этом для них основанием для объявления зоны ЧЭС
является заключение специальной государственной экспертизы.
Министерство природных ресурсов России подготовило временный Порядок
объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации
(утвержденной постановлением от 6 февраля 1995 года), в силу которого
территория инициатором введения экологической аварийной зоны могут быть
федеральные органы исполнительной власти, органы власти РФ, органы
местного самоуправления этих территорий . Чтобы поставить вопрос об
объявлении территории зоной экологической ЧС, инициатор готовит
материалы о состоянии окружающей среды и организует разработку
программы экологической реабилитации данного района и региона в целом.
Затем инициатор обращается к российскому правительству с просьбой о
необходимости перевода данной территории в новый статус, статус зоны
экологической ЧС .
От имени Правительства Российской Федерации Министерство природных
ресурсов России проводит экологическую экспертизу состояния материалов о
состоянии природной среды. По её результатам министерству необходимо
подготовить и представить правительству проект Указа Президента РФ «Об
объявлении территории зоной экологической катастрофы».
9
В соответствии с упомянутыми выше нормативными актами экологически
неблагоприятные территории могут быть признаны таковыми только на уровне
Российской Федерации. К принятию решения об объявлении проблемных
областей только на национальном уровне законодатель пришел в основном изза того факта, что финансирование мероприятий, связанных с восстановлением
благоприятного состояния природы, будет осуществляться за счет
федерального бюджета. Но это не означает, что субъекты Федерации не могут
принять решение объявить соответствующие зоны. С другой стороны, субъекты
Российской Федерации на основании ст. 72 Конституции России и в
зависимости от их экологических интересов могут и должны быть активными в
этом направлении.
Что касается аварийных районов, предусмотренных Федеральным законом «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, то в отношении этих районов
не требуется принятие решения о декларации территории в качестве аварийной
зоны. Это предполагается, если произошло стихийное бедствие или опасная
ситуация вызвана человеком, т.е. антропогенным фактором.
Главное здесь - вопрос об определении пределов аварийной зоны. Границы
этих территорий определяются в соответствии с названными законодательными
актами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации. Кроме этого границы зоны экологической ЧС определяет
руководитель работ по урегулированию последствий чрезвычайных ситуаций
на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной
Правительством Российской Федерации, а также в координации с органами
исполнительной власти и местными органами власти, на территории которых
находится чрезвычайная ситуация.
Аналогичный принцип существует для районов радиоактивного загрязнения.
Так в районах, подверженных радиоактивному загрязнению аварии на
Чернобыльской АЭС, на самом деле, принималось во внимание воздействие на
10
население или плотность загрязнения почвы, соответствующий вид местности.
Границы зон и перечень населенных пунктов в них определяются
Правительством Российской Федерации в соответствии с изменениями
радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они (границы и список
поселений) рассматриваются Правительством Российской Федерации не реже
одного раза в пять лет.
В районах переселения, где плотность загрязнения почвы цезием 137
составляет более 40 Ки / кв. км, а также в районах района, где средняя
эффективная эквивалентная доза радиоактивных осадков населения может
превышать 5,0 мЗв (0,5 бла), население подлежит обязательному переселению.
Запрещается перемещение людей на территории, включая эвакуацию района
для снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого
уровня. В остальных гражданах эвакуационной зоны, которые решили
эмигрировать в другое место жительства, они также имеют право на получение
компенсации и пособий, установленных Законом о призвании.
На территории с правом переселения обеспечивается обязательное
медицинское обследование состояния здоровья населения и меры защиты,
направленные на снижение уровня воздействия, поскольку жители
информируются через средства массовой информации.
В районе проживания льготного социально-экономического статуса, а также
осуществления комплекса контрмер, в том числе медицинской деятельности и
радиационной защиты радиоэкологического, создается экономическая и
экологическая структура, обеспечивающая лучшее качество жизни, чем в
среднем по стране, для компенсации негативного воздействия
психоэмоционального бремени, связанного с чернобыльской катастрофой, и
применения контрмер .
Заключение
11
Проведенное исследование показало, что режим зоны экологического бедствия
объявляется в соответствии и на основании законодательства о зонах
экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных
ситуаций регулируется Федеральным законом о защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и
субъектов РФ.
Зоной чрезвычайной экологической ситуации (Зона ЧЭС) является
ограниченной частью территории России устанавливаемой в законодательном
порядке и на основе заключения государственной экологической экспертизы,
на которой в результате естественных природных процессов или деятельности
человека возникает постоянное негативное воздействие на окружающую среду.
При этом такое негативное воздействие должно представлять угрозу, как для
окружающей природной среды, так и для человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) – Электронный
документ. – Точка доступа: 18.04.2018 –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(последняя редакция от 23.03.2016) – Электронный документ. – Точка доступа:
20.04.2018 – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/#dst0
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. № 7-
ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) – Электронный документ. – Точка доступа: 19.04.2018
– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
12
4. Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ
государственной политики Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» -
Электронный документ. – Точка доступа: 19.04.2018 –
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751630/#ixzz5FTBWwYuD
Статьи
5. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Чрезвычайные
экологические ситуации в России. Правовое регулирование ликвидации
последствий чрезвычайных экологических ситуаций. // Материалы научнопрактической конференции «Экологические проблемы современного
российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный
университет, 2014. – С. 65–80
6. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Экологическая
чрезвычайна ситуация. Критерии, определения, принципы локализации //
Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы развития МЧС в России и зарубежных странах». – Казань: Казанский
государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
7. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Критерии оценки
чрезвычайной ситуации // Материалы научно-практической конференции
«Социально-культурные проблемы современного общества». – Владивосток:
Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 25–40
8. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. История изучения ЧС и
ЧЭС // Материалы научно-практической конференции «МЧС России: история и
современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет,
2012. – С. 79–90
9. Григорьева С.А., Малышева М.И. Методы и критерии оценки тяжести
экологической ЧС // Материалы международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы исследования чрезвычайных ситуаций.
13
Российский и зарубежный опыт исследования». – Нижний Новгород:
Нижегородский государственный университет, 2014. – С. 97–116
10. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Основные характеристики зоны
экологической катастрофы // Сборник статей Волгоградского государственного
университета. Вып. 8. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
11. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Сравнительный анализ критериев
признания территории зоной экологического чрезвычайного происшествия и
экологической катастрофы // Материалы международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы работы МЧС в условиях современной
экологии». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С.
124–135
12. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Основные принципы
организации мониторинга состояния экологии в XX веке // Материалы научнопрактической конференции «Особенности работы МЧС в Российской
Федерации в современном мире». – Махачкала: Дагестанский федеральный
университет, 2017. – С. 80–105
13. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Современные
техногенные аварии как пример экологической катастрофы. Причины,
следствия// Материалы научно-практической конференции «Современные
проблемы организации спасательных работ». – Самара: Самарский
государственный университет, 2016. – С. 105–121
14. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Научные и практические подходы к
мониторингу экологической обстановке в зоне экологической ЧС в
современной научной литературе // Материалы научно-практической
конференции «Актуальные проблемы организации мониторинга экологической
обстановки в зоне чрезвычайной ситуации». – Краснодар: Кубанский
государственный университет, 2017. – С. 56–70
15. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции изучения и
определения критериев оценки экологической обстановки в зоне ЧЭС в России
14
в XX веке: история возникновения, влияние, основные представители //
Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы
управления, локализации и оценки обстановки в зоне ЧЭС в Российской
Федерации». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016.
– С. 77–90
16. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Практические
особенности организации государственной экологической экспертизы //
Материалы научно-практической конференции «Формирование принципов
проведения государственной экологической экспертизы в ХХI веке». – Саратов:
Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
17. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Различия в подходах к
пониманию терминов чрезвычайная экологическая ситуация и экологическая
катастрофа // Материалы международной научно-практической конференции
«Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт
экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
18. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Проблема выявления
взаимосвязи между поражающими факторами экологической аварии и
последствиями отразившимися на окружающую среду и человеке на примере
аварии на Чернобыльской АЭС // Материалы международной научнопрактической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.:
Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С.
107–122
19. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Принципы работы сотрудников МЧС в
зоне экологической катастрофы // Материалы научно-практической
конференции «Современные подходы к организации деятельности сотрудников
МЧС во время спасательных работ». – Самара: Самарский государственный
университет, 2016. – С. 93–106
Учебники
15
20. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Исторические аспекты
возникновения и развития МЧС в России и зарубежных странах. – Тверь:
Зеркало, 2018. – 390 с.
21. Дмитриева Е.А. Понятие зона чрезвычайно экологического
происшествия. – Ярославль: Альянс, 2016. – 438 с.
22. Казанцева Е.В., Петренко Р.А., Овсянникова С.А. К вопросу о трактовке
термина чрезвычайная ситуация и экологическая катастрофа. – Ульяновск:
Старт, 2018. – 380 с.
23. Логинова О.В. Причины и факторы формирования подходов к
организации государственной экологической экспертизе. – Нижний Новгород:
Левый берег, 2015. – 459 с.
24. Новожилова А.А., Сычева Ю.В. Нормативно-правовой статус территории
объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации. Эволюция взглядов
на проблему в течение ХХ-ХХI веков. – Смоленск: Эдельвейс, 2015. – 396 с.
25. Пирогова А.А., Чудновский И.К., Гаурова Н.В. Деятельность местных и
федеральных властей по преодолению чрезвычайной экологической ситуации.
– Кострома: Неофит, 2017. – 460 с.
26. Пономаренко В.В., Криворукова Г.А., Лезунова Н.Б. Анализ действий
властей и сотрудников МЧС в ходе экологической катастрофы. – ХантыМансийск: Зеркало, 2016. – 460 с.
27. Соколова Т.В., Кудлачев А.В. Виды и типы чрезвычайных ситуаций. Их
основные особенности и отличия. – Гродно: Просвещение, 2015. – 564 с.
28. Сорокин Н.В., Леонтьева И.С., Белова И.А. Современные трактовки и
научный анализ алгоритма действий местных властей и сотрудников МЧС в
ходе экологической аварии. – Сыктывкар: Слово, 2016. – 573 с.
29. Терентьев Э.С., Попов И.Ю. Экологические аварии. Их поражающие
факторы и предполагаемые последствия. Особенности анализа, оценки и учета
поражающих факторов . – Калининград: Янтарь, 2014. – 493 с.
16
30. Фадеева В.Ф., Горохова В.П. Принципы оценки тяжести экологической
обстановки на месте чрезвычайной экологической ситуации: руководство для
спасателя. – Екатеринбург: ИД Пирамида, 2016. – 268 с.