- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Дошкольная педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности"?65 страниц
47 источников
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты исследования формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития старших дошкольников……………………………………………………………………..8
1.2.Оособенности формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………13
1.3. Развитие коммуникации в игровой деятельности в старших дошкольников……………………………………………………………………17
Выводы по I главе………………………………………………………...27
Глава II. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности
2.1.План исследования и результаты сформированности коммуникативных умений……………………………………………………... 29
2.2. Методика формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности…………………………………………… 43
2.3. Анализ результатов исследования……………………………….. 47
Выводы по II главе………………………………………………………. 55
Заключение…………………………………………………………………….. 56
Библиографический список…………………………………………………59
Приложения…………………………………………………………………….64
Приложение 1. Диагностический инструментарий для оценки развития коммуникативных умений дошкольников 6-7 лет…………………………..64
Приложение 2. Игра «Феи, эльфы и цветочная полянка»…………..68
Приложение 3.Игры, применяемые для диагностики уровня развития игровой деятельности………………………………………………………….70
Фрагмент для ознакомления 2
Человек является существом социальным и самого рождения включается в коммуникацию и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Коммуникация в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Еще С.Л.Рубинштейн, указывал, что сердце человека соткано из его отношений с другими. Именно коммуникация со «значимыми другими» постепенно наполняет психическую, внутреннюю жизнь человека с рождения и именно эта деятельность порождают наиболее сильные переживания и поступки. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы в дошкольном возрасте. В настоящее время ускорения времени, глобализации, обновления требований общества к семье и образовательной системе, призванной ей помочь, зачастую, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников. От того, насколько эффективна коммуникативное взаимодействие может зависеть то, насколько благоприятно складываются отношения между детьми и психическое здоровье ребёнка. В связи с этим, в дошкольной психолого-педагогической науке не теряют своей актуальности исследования коммуникативного взаимодействия детей в дошкольном возрасте, когда основным видом деятельности становится игра. В игре заложено высокое развивающее значение. Здесь развиваются познавательные процессы, мышление, способности, ребенок получает возможность взаимодействия со сверстниками. Игры позволяют ребенку развить воображение, настойчивость, стремление к цели, совершенствуют мышление, планирование, самостоятельность и многое другое. Проблема содержания и роли игры рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). В работах авторов рассматривается содержание игры как формы взаимодействия, общения (М.Н. Лисина), как определенной деятельности, в частности, формы усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Элькониин Д.Б.), игра рассматривается как условие умственного развития (Ж. Пиаже, В.С. Выготский, В.С. Мухина). Согласно отечественной концепции социально-культурного развития, игровая деятельность рассматривается в качестве ведущей в дошкольном детстве (Л.С. Выготский). В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»37.
Важным аспектом игры человека, как отмечает А.Н. Акулович, является ее осмысленный характер, осмысленность ее как деятельности. Особенно наглядным становится это на этапе перехода к сюжетно-ролевой игре ребенка – во время перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту. Это сочетание осмысленных действий, которые объединены мотивом Д.Винникотт, Л.С.Выготский 8; 9.
Проблемой коммуникации и развития коммуникативных умений в игре как деятельности, занимались такие исследователи как Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др.
Большое количество специалистов, как зарубежных (К. Левин, Дж. Марсиа, К.Обуховский, Х.Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э. Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.), отмечают, что в старшем дошкольном возрасте изменяется видение ребенком сверстника. Значимым становится выстраивание эмоционально близких отношений, появляется способность к со-переживанию, со-чувствию (А.К. Болотова, Б.С. Волков, В.С.Мухина, О.В.Хухлаева и др.), к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина), способность к усвоению социальных норм и правил поведения (В.С.Мухина, Э.Эриксон).
Любые нарушения коммуникации в данном возрасте, первичного (нарушения речевого аппарата, слуха) или вторичного уровня (аутизм, ОНР), а также особенности формирующегося характера личности (застенчивость, излишняя напористость, агрессивность) могут повлечь за собой нарушения познавательного, личностного развития. Деятельность и основной вид деятельности дошкольников 6-7 лет – игра, отличаются своей спецификой (игра с правилами) и требуют учета особенностей детей в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников посредством данного вида деятельности.
Значимым этапом формирования социально-личностных образований, обусловливающих особенности межличностного взаимодействия является старший дошкольный возраст, когда с одной стороны, через общение и игру, как основные виды деятельности, осуществляется развитие познавательных процессов и основных личностных образований (эмоционально-чувственной сферы, межличностных отношений), а с другой стороны, формируются основы морально-нравственных чувств и отношения к миру, предпосылки субъектности и произвольности, которые «расцветут» в полной мере в младшем школьном возрасте.
Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия:
- между признанием игровой деятельности эффективным средством всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, достаточной изученностью ее сущностных и структурных особенностей и слабой разработанностью конкретных методик ее использования в процессе формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности».
Цель исследования: изучение особенностей формирования коммуникативных умений детей 6-7 лет посредством игровой деятельности.
Объект исследования: формирование коммуникативных умений.
Предмет исследования: условия, методы, инструменты формирования коммуникативных умений детей 6-7 лет посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития старших дошкольников;
проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет;
отследит развитие коммуникации в игровой деятельности в старших дошкольников;
провести экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет будет эффективным при соблюдении следующих условий: организованная игровая деятельность будет способствовать развитию коммуникативных умений детей 6-7 лет.
Теоретическую основу исследования составляют труды авторов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе, А.Ф. Лазурский), обусловивших отечественную традицию понимания и принятия идеи о том, что особенности социального, предполагающего коммуникативное, взаимодействия, являются определяющими межличностные отношения и во многом прогресс личности, в частности в старшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, О.В.Суворова и др.) Коммуникативные умения, обусловливающие характер социализации, являются одними из центральных образований дошкольного возраста, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Личность не может быть сформирована и определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Одним из наиболее эффективных способов спонтанного и организованного развития ребенка 6-7 лет является игровая деятельность (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение, моделирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Эрудит» г. Перми.
Контингент исследования: дошкольники 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений детей 6-7 лет посредством игровой деятельности. Представленные разработки и их элементы могут быть использованы в работе воспитателей и других специалистов дошкольной образовательной организации (психолог, музыкальный руководитель, логопед).
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития старших дошкольников
Дошкольный возраст, согласно определению отечественных исследователей, включает период от 3 до 7-8 лет 5; 6; 8; 10. С 3 лет в жизни ребенка происходит расширение и смена социальной ситуации и пространства развития – он выходит за пределы взаимодействия в семье, переходит к освоению взаимодействия в мире взрослых людей и сверстников. В дошкольном возрасте взрослый выступает носителем социальных функций для ребенка.
В ракурсе данного исследования – старший дошкольный возраст (6-7 лет). Остановимся на данном периоде дошкольного детства более подробно.
К 5-7 годам в деятельности старшего дошкольника появляется новое: возникает соподчинение, выстраивание иерархии мотивов, в результате чего поведение из «сумбурного, полевого» становится «волевым». С этого времени, ребенок сам старается определить свои потребности и действовать самостоятельно. Впервые появляется произвольное поведение, опосредованное нормами и правилами общества. Дошкольник выстраивает свое поведение, сравнивая его с образцами принятыми в обществе. М.И. Лисина подразделяла межличностное общение в дошкольном детстве на две формы: внеситуативно-познавательное (3-5 лет) и внеситуативно-личностное (5-7 лет)23. Для сравнения представим более широкий спектр вариантов общения в дошкольном и раннем возрасте. Автор определяет четыре формы общения, наблюдаемые на определенном возрастном этапе:
До 1 года – младенческий возраст, в котором общение проявляется как ситуативно-личностное, имеющее основной функцией удовлетворение потребности в эмоционально положительном внимании, участии.
Период от 1 до 3 лет – ранний возраст, когда появляется общение ситуативно-деловое, удовлетворяющее потребность в сотрудничестве.
Период от 3 до 4 лет привносит в жизнь ребенка и его окружения внеситуативно-познавательное общение, которое реализует потребность в уважении взрослого и удовлетворение познавательной потребности.
В период 4 - 6 лет (средний и старший дошкольный возраст) появляется внеситуативно-личностное общение, удовлетворяющее потребность во взаимопонимании и сопереживании.
Уже начиная со среднего дошкольного возраста и все больше развиваясь, ребенок начинает достаточно активно общаться со сверстниками, играть вместе, благодаря чему потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Этот процесс дает возможность развиваться произвольности, ребёнок осваивает умение учитывать точку зрения другого, что помогает ему социализироваться. Считается, что дошкольник «стремится понравится» взрослому, стремится к взаимодействию с ним, как к источнику информации и поддержки. Дети очень сензитивны к оценкам взрослых, а к старшему дошкольному возрасту, взрослый становится интересен как субъект общественного взаимодействия. Для ребенка особую значимость приобретают уважение, взаимопонимание и сопереживание со стороны взрослого 24.
В старшем дошкольном возрасте завершается гендерная социализация и становление гендерной идентичности 26. Важную роль в данном процессе играют основные институты социализации: семья, дошкольные образовательные учреждения, СМИ и др. Гендерные стереотипы и установки родителей оказывают влияние на становление идентичности ребенка уже с раннего возраста (через одежду, игрушки, нормы поведения, запреты и т.д.). В дальнейшем происходит активное самоопределение ребенка, он примерят на себя социальные роли, появляется половой субъективизм, усиливается процесс гендерной дифференциации и сегрегации (Каган, 1989; Кон, 2003; Maccoby, 1999 и др.) Цит.по 34.
Важно подчеркнуть, что старший дошкольный возраст является этапом становления системы ценностных ориентаций и морально-нравственных представлений ребенка. При формировании ценностных ориентации личности важную роль играет и уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже, в частности, отмечал, что смена стадий морального развития связана с определенными когнитивными возрастными изменениями. Он выделял две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма» (представление о моральных нормах поведения как неизменных и обязательных для исполнения – до 5 лет); стадия «нравственного релятивизма» (понимание относительности моральных норм, способность оценивать намерения поступка отдельно от его последствий – от 5 до 12лет)27.
И.С. Кон отмечает, что в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств принципиальное значение имеет социальный опыт личности, ее деятельность. Автор подчеркивает, что система личностных ценностей формируется в результате совместного расширения круга действий, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе совместной практической деятельности и общения ребенка со взрослыми [Цит.по 26].
В старшем дошкольном возрасте ребенок познает наполненность понятий добро и зло, нравственное и безнравственное. В первую очередь познание осуществляется в общении со взрослыми или при включении взрослого в деятельность и взаимодействие с ребенком, на примере обсуждения литературных произведений, сказок, мультфильмов. Транслирование взрослым образцов и норм социального поведения, эталонов, также помогает воспитанию и расширению опыта дошкольника. О морально-нравственном развитии ребенка в обозначенном контексте, говорила В.С. Мухина. Автор подчеркивает, что при всем уважении и восхищении взрослым, решающим в усвоении нравственных норм является внутренняя позиция ребенка. Необходимо, чтобы нравственные эталоны имели личностную значимость для дошкольника, смысл25. Игра становится приоритетным пространством для усвоения и норм поведения, и режимных моментов и норм коммуникации. Это ведущий вид деятельности старшего дошкольника, но далеко не единственный. В этот период активно развивается конструкторская деятельность, продуктивная, труд, обучение, соответствующее возрасту, воспринятые интерактивных продуктов (фильмов, заданий, трансляций).
Переход на этап старшего дошкольного детства стимулирует дальнейшее развитие ребенка, в умственном отношении. Предметные действия носят более продолжительный характер, ребенок способен длительно сосредотачиваться на заинтересовавшем его предмете или объекте. На основе физического роста и совершенствования (созревание нервной системы, ходьба, освоение велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.) происходит развитие познавательных процессов, процессов саморегуляции, произвольности, точности, расширяется память, растет устойчивость внимания, познание мира ведет к развитию аналитико-синтетических процессов, мозжечковых структур, вестибулярного аппарата, скорости обработки сигналов (звуковых, зрительных и др.) в мозге. Активно идет речевое развитие, активный и пассивный словарь расширяются, обогащаются аллегорическими выражениями, фразеологизмами, пословицами, что также может дать представление об умственном развитии ребенка. Старшие дошкольники разговорчивы, задают много вопросов, стремятся познать устройство мира во всем его многообразии 46. Ребенок усваивает основы математических знаний, представлений о времени, сезонах, природных и социальных явлениях, комфортно чувствует себя в пространстве детского сада, площадки около дома, «во дворе» и т.д. Ребенок стремится выявить логику происходящих вокруг событий, делает выводы, сообразно возрасту. Зачастую, события, которые окружают ребенка он реализует в игре, сначала отражая то, что видит вокруг на уровне повторения, «отражения», затем, постепенно, переходя к игре сюжетно – ролевой, с правилами и ролями. Здесь же дети общаются и оценивают свои действия и действия сверстников по игре, формируя рефлексивный компонент в своем мировосприятии 29.
На основе развития познавательных процессов, ребенок постепенно переходит к организованному обучению, соответствующему по форме и содержанию, возрасту ребенка, его индивидуальным особенностям, зоне ближайшего развития. Обучение строится в форме игры14.
Особенности развития познавательных процессов в период дошкольного детства определяются особенности возрастного периода. Анатомо-физиологическая и социальная основа процессов саморегуляции находится в процессе развития. В связи с чем, одна из характерных особенностей старшего дошкольников заключается в недостаточном развитии у них произвольных действий, произвольного поведения. Внимание дошкольника еще не слишком устойчиво, процессы памяти, мышления, находятся также в процессе активного формирования. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понять зависимость между внешним строением животных и условиями их существованияТам же. На этом этапе дети достаточно эффективно проводят анализ и синтез на уровне мыслительных действий, делают выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и общения. Стремление к новому для дошкольников – один из приоритетных векторов развития, дети очень любят сюрпризы, находя здесь также игровой момент. В изменяющейся ситуации, дети могут скорректировать свои действия, подстроиться под окружающих, изменить поведение, пойти на компромисс в конфликте или споре. С расширением собственного опыта, ребенок явно или неявно стремится к дальнейшему «раскрытию тайн» окружающего мира. Ставит перед собой новые цели и стремится к разрешению новых задач. Такое видения мира приводит к постоянному экспериментированию, т.к. старые способы действия не всегда дают возможность реализовать новые задачи. Так развивается аналитико-синтетическая деятельность, логика мышления, абстрактное мышление, воображение, творчество и др. 12.
Таким образом, старший дошкольный возраст обладает большим потенциалом развития ребенка в самых разных направлениях (познавательные процессы, общение, игра, моральные качества, поведение, труд, игра и др.). На данном этапе ребенок знакомится с большим количеством общественных институтов, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Игра становится ведущим видом деятельности и полем активного освоения социальных ролей, эталонов, понятий, для обучения, приобщения к труду и спорту, пространством активного общения детей, получения навыков коммуникативного взаимодействия, отреагирования получаемых эмоций, переработки и систематизации нового опыта и многого другого.
1.2.Оособенности формирования коммуникативных умений у детей 6-7 лет
Множество исследований зарубежных и отечественных авторов (К.Левин, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, В.С.Мухина, Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина, О.В.Хухлаева, и др.), подтверждают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Мощное влияние на развитие личности ребенка оказывает возможность удовлетворения своих потребностей в самоутверждении, в признании со стороны ближайшего окружения сверстников и взрослых. Формирование и развитие этих потребностей реализуется в условиях активного коммуникативного взаимодействия 1; 4. Проблемы коммуникативного взаимодействия дошкольников в отечественной психолого-педагогической науке рассматриваются в рамках социально-психологических исследований такими авторами как Коломинский Я.Л., Репина Т.А., Кисловская В.Р., Киричук А.В., Мухина В.С. и др. Данные исследования, в качестве основного предмета рассматривали структуру и возрастные изменения детского коллектива. Обозначенные авторы указывали, что именно в старшем дошкольном возрасте детский коллектив структурируется, в нем происходят изменения содержания и обоснование выборов детей. Так, было показано, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от особенностей отношений ребенка со сверстниками. В работах Репиной Т.А., Мухиной В.С., основным предметом исследования, зачастую, являлась группа детей, их контакты, влияние на становление детских отношений группы. Коммуникативные умения здесь рассматриваются как взаимодействие детей в овладении социальным пространством, освоение правил нравственного лояльного взаимодействия, системой нормативного поведения25.
В работах Я.Л. Коломенского, Т.А.Репиной, B.C.Мухиной было показано, что на протяжении дошкольного возраста (3-7 лет) межличностные отношения, постепенно структурируются, выделяются предпочтения, которые могут строится на основе как внешних, так и личностных проявлений 25; 31; 32.
Работы таких авторов как Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, показывают, что избирательные привязанности и предпочтения детей, формируются на основе общения. Дети предпочитают сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника 36.
В старшем дошкольном возрасте большинство значимых изменений в личности ребенка основаны на его активном вхождении в мир с помощью коммуникации. Здесь происходит расширение социальных связей ребенка с миром и наполнение его общением с близкими взрослыми. Кроме того, ребёнок постепенно расширяет спектр взаимодействия с социумом через контакты с ровесниками и посторонними людьми. У ребёнка возникает потребность налаживания и расширения личностных отношений с другими людьми, с помощью варьирования и совершенствования коммуникативных умений, приобретения новых24.
Общение из внеситуативно-познавательного превращается во внеситуативно-личностное, которое позволяет ребенку выстраивать социальные связи и взаимоотношения. Одной из основных сфер коммуникации в данном возрасте, является взаимодействие со взрослыми, которое реализует существующую у ребенка потребность в этом общении. Ведущим мотивом становится мотив личностного взаимопонимания и сопереживания со стороны старшего партнера по общению.
Доминирующими в старшем дошкольном возрасте социальными потребностями становятся 40:
потребность в самоидентификации;
потребность во внимании и доброжелательности;
потребность в расположении и признании;
потребность в общении с окружающими людьми;
потребностью в общении со сверстниками;
Потребность в уважении сверстников.
Реализуя потребность в самоидентификации, старший дошкольник стремится быть похожим на значимого взрослого (родителей, родственников, взрослых друзей) существующий образ для ребёнка позитивно окрашен, отношение дошкольника эмоционально. Свое социальное поведение дошкольник старается «включить» в окружающую микросреду, соответственно её требованиям и нормам.
С.Г. Якобсон, указывает на существование таких показателей развития межличностных отношений как просоциальность действий и эмоциональная причастность к сверстнику. Просоциальность рассматривается автором как поведение, направленное на стремление приносить пользу другому или обществу в целом 44. В старшем дошкольном возрасте как указывает автор, спокойное, индифферентное отношение к ровесникам, меняется на напряженное внимание к нему, появляется потребность в сотрудничестве и совместных действиях, резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка в процессе игры или совместной деятельности. На шестом году жизни сверстник приобретает серьезное значение в жизни каждого ребенка. Прогресс в психическом развитии, который вступает к 6 годам, создает максимально эффективные условия для появления новых межличностных взаимоотношений, меняет их качество. Эти изменения в первую очередь обусловлены развитием речи, которое у большинства детей достигает уже такого уровня, что не препятствует взаимопониманию и помогая коммуникации. Это развитие отражает наполнение багажа разных знаний о мире, которыми дети стремятся поделиться с другом.
Еще одним аспектом развития является интерес ребенка к себе и своим качествам, которое получает стимул благодаря прогрессу представлений о себе. Всё это в сочетании, приводит к двум значимых изменений в жизни ребенка старшего дошкольного возраста: изменению роли взаимоотношений со сверстниками и эмоциональному усложнению этих взаимоотношений, появлению интереса к личности и личностным качествам других детей. На данном этапе также уже можно заметить разделение детей, выделяются более популярные и менее популярные ребята. Отсутствие должной симпатии со стороны сверстников/ интересного ребенку сверстника глубоко переживается детьми и огорчает их в старшем дошкольном возрасте в силу эмоциональной окрашенности межличностных взаимоотношений 13; 19. Указанное выше, формирует потребность в развитии коммуникативных умений ребенка на данном этапе.
В старшем дошкольном возрасте возрастает доброжелательность к сверстнику, он способен к взаимопомощи, способен не только рассказать о себе, но и я обратиться с вопросом к сверстнику, о том, что он хочет делать, что ему нравится и т.д.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009. - 375 с.
2. Акимова А.Р. Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск: Зебра, 2017. – 104 с.
3. Абрамян Л.А., Антонова Т.В. Игра дошкольника. Сборник материалов // Под ред. С. Л. Новоселова; сост. Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с.
4. Бучилова И.А., Комкова И.Н., Самылова В.Н. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии // Концепт. – 2014. –№ 7. – С.96-100
5. Барложецкая Н. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет. – М.: Никея, 2017. — 87 с.
6. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография. –Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 247 с.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
8. Винникотт Д.Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с.
9. Воспитание и обучение дошкольников 2017. - №01. – М.: НИИ школьных технологий. — 80 с.
10. Выготский Л.С. Синтез психологии и педагогики - прорыв в образовании. – М.: Амрита, 2019. – 248 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с.
13. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. // Практический журнал: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. – 2010. – С.64-66.
14. Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — М.: Буки-Веди, 2017. — vi, 210 с.
15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Либроком, 2009. – 112 с.
16. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Дудко Ольга Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. – М., 2009. - 218 с.
17. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
18. Знаков В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник) // В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.). М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
19. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – М. [и др.] : Питер, 2012. - 573 с.
20. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
21. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с.
22. Косых Г.А. Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников // Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», № 1 (15) 2019. – С.70-72.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
24. Лисина М.И. Развитие общения у детей первые 7 лет жизни // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ . - 2011. - № 4. - C. 21-53.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2015. — 656 с.
26. Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с. С.109-115.
27. Маттис О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
28. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н. Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с.
29. Ноёфтова М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с.
30. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
31. Репина Т.А., Стеркина Р.Б., Антонова Т.В.Общение детей в детском саду и семье // Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1990. – 150 с.
32. Репина М. А., Мухина Т.К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1267-1269.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
34. Рыжковская Т.Л., Беляев С.А., Старовойтова С.В. Психодиагностика: учеб. - метод. комплекс. - Минск: Изд-во МИУ, 2009.- 196с.
35. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности. – Дисс.канд. пед. наук. — Московский городской педагогический университет. — М., 2019. — 233 с.
36. Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности // Вопросы психологии, 2013. № 3. – С. 81–91.
37. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
38. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: «Концептуал», 2019. – 320 с.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с. :
40. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации : Учеб. Пособие. – СПб. : Михайлов, 2002. – 459 с.
41. Суворова О.В., Споткай Л.А. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731.
42. Труфанова А.А., Мотырева А.Н., Бренер О.А. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников // Молодой ученый 2016 №28 (132) декабрь(Педагогика). – Казань, 1074 с. С.650-656.
43. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО. – М.: Русское слово, 2018. – 160 с.
44. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). –СПб: Детство-пресс, 2010. - 381 с.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
46. Якобсон С.Г., Е.В. Соловьева Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада. М.: Дрофа, 2006 (Тула : Тульская типография). - 176 с. :
47. Ярецкая А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников. – Дисс.канд. пед. наук. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2016 г. – 221 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней