Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночных отношений и возросшей конкуренции на рынке оказания услуг, перед автотранспортными предприятиями ставится задача по изысканию путей снижения себестоимости услуг, как одного из основных факторов, влияющего на конечные результаты финансово-хозяйственной де-ятельности. Применяемые в современных условиях приемы и методы учета и калькулирования себестоимости услуг на автотранспортных предприятиях не имеют единой системы, это вызвано использованием различных отрасле-вых Методических рекомендаций по формированию себестоимости, разно-родностью состава затрат, что сказывается на релевантности получения раз-личной информации о себестоимости перевозочных услуг. Данные о затра-тах транспортных предприятий, содержащихся в учетно-аналитических ре-гистрах, не могут быть сопоставимы между собой, что приводит к затрудне-нию проведения экономического анализа и, соответственно, влияет на эффек-тивность принятых управленческих решений.
Таким образом, для решения возникающих проблем, необходима раз-работка комплексной системы по обеспечению автотранспортных предприя-тий единой учетной методики в целях управления затратами, а для увеличе-ния конкурентоспособности необходима разработка системы методов управ-ленческого учета.
Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы данной ди-пломной работы, определили ее актуальность и основные направления ис-следования.
Цель дипломной работы – исследовать бухгалтерский учет и анализ транспортных услуг в организации ООО СТС Логистикс Транспорт.
Задачи дипломной работы:
1.исследовать теоретические основы исчисления затрат на оказание услуг;
2. изучить бухгалтерский учет затрат на оказание транспортных услуг и его совершенствование;
3.провести анализ затрат на оказание транспортных услуг.
Предмет исследования – транспортные услуги.
Объект исследования - ООО СТС Логистикс Транспорт.
1.Теортеические основы исчисления затрат на оказание услуг
1.1Понятие услуги как экономическо-правовой категории
Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельно-сти предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Услуги существуют в большом многообразии, в частности:
• информационные;
• аудиторские;
• транспортные;
• хранения;
• консультационные;
• риелторские;
• связи;
• обучения и др.
В бухгалтерском учете все услуги включаются в состав затрат на осно-вании первичных учетных документов.
Основными первичными документами, подтверждающими факт испол-нения услуг, являются:
1. Договор.
2. Акт выполненных работ или иной документ, подтверждающий приемку услуг.
Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о состав-лении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приемку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).
Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламенти-рованы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ. Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бу-хучета у каждого из них.
Законодательством РФ предусмотрено применение налогоплательщи-ками специальных налоговых режимов. Одним из таких режимов является ЕНВД, который можно использовать при осуществлении определенных ви-дов деятельности.
В подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ указано, что одним из таких видов дея-тельности является оказание бытовых услуг. Однако возможность примене-ния ЕНВД при оказании бытовых услуг на территории конкретного муници-пального образования должна быть установлена соответствующим решением органа местного самоуправления. Как правило, в указанном решении при-водятся виды услуг, при оказании которых возможно применение ЕНВД.
Нередко возникают ситуации, когда бытовые услуги оказываются в со-седнем городе или районе. В таком случае важно убедиться, что возмож-ность применения ЕНВД установлена нормативно-правовым актом того местного органа, на территории которого будет осуществляться деятель-ность. Такой порядок обусловлен тем, что ЕНВД при бытовых услугах уплачивается по месту оказания данных услуг. Помимо этого, НК РФ уста-навливает обязанность встать на учет в местном налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД.
Кроме наличия вышеуказанного нормативно-правового акта, действу-ющего на территории оказания бытовых услуг, необходимо, чтобы данные услуги были включены в группу «Бытовые услуги» (код 010000) ОКУН. С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает свое действие, и коды видов деятельно-сти, относимых к бытовым услугам, будет определять Правительство РФ по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденному приказом Росстан-дарта от 31.01.2014 № 14-ст (п. 4 ст. 1 закона РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 «248-ФЗ).
Условие о необходимости соответствия оказываемых услуг ОКУН для отнесения их к бытовым неоднократно подчеркивалось в разъяснениях кон-тролирующих органов (письмо Минфина России от 28 февраля 2013 года № 03-11-11/84, ФНС России от 13 октября 2010 года № ШС-37-3/13250).
В соответствии с ОКУН бытовыми услугами следует считать такие ви-ды деятельности:
• ремонт обуви, ее окраска и пошив (код 011000);
• ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, голов-ных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (код 012000);
• ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппарату-ры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (код 013000);
• изготовление мебели, а также ее ремонт (код 014000);
• химическая чистка, крашение, услуги прачечных (код 015000);
• ремонт и строительство жилья и других построек (кроме строи-тельства индивидуальных домов) (код 016000);
• услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги (код 018000);
• услуги бань, душевых и саун, парикмахерские и косметические услуги, услуги проката, ритуальные, обрядовые услуги (код 019000).
Следует отметить, что перечень услуг, относящихся к бытовым, часто меняется. Так, в 2013 году приказом Росстандарта от 12 декабря 2012 года № 1880-ст из классификатора были исключены такие услуги, как массаж, во-долечебные процедуры, удаление мозолей и др., со ссылкой на то, что ука-занные услуги в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг» отнесены к медицинским. А с начала 2014 года в ОКУН были добавлены но-вые услуги (приказ Росстандарта от 17 октября 2013 года № 1166-ст), например, такие:
• проведение СПА-процедур тела, включая гигиенические, релак-сирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов воздействия;
• оказание услуг по уходу за кожей лица и шеи с применением кос-метических средств и нанесением масок.
Исходя из этого можно сделать вывод, что перечень услуг, которые могут быть отнесены к бытовым, подвержен частым изменениям и поэтому необходимо своевременно отслеживать новшества в нем для того, чтобы обоснованно применять в своей деятельности ЕНВД.
В то же время существует судебная практика (постановление ФАС Се-веро-Западного округа от 30 мая 2013 года № А26-7028/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 10 октября 2013 года № ВАС-13567/13)), ко-гда суд принял решение отнести деятельность, отсутствующую в ОКУН, к бытовым услугам. В деле шла речь о возможности отнесения к услугам тако-го вида деятельности по установке домофонов. Изучив все материалы дела, суд пришел к выводу, что указанная деятельность состоит из различных услуг, относимых к бытовым («Ремонт и техобслуживание бытовой радио-электронной аппаратуры» (код 013100 ОКУН), «Изготовление и ремонт ме-таллической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц» (код 013413 ОКУН) и др.).
Отдельно стоит отметить, что не все виды услуг, указанные в ОКУН, относятся к бытовым, при которых можно применять ЕНВД. Например, дея-тельность автосервисов и автомоек не считается бытовыми услугами, но мо-жет облагаться ЕНВД как самостоятельный вид деятельности. А вот услуги ломбардов не относятся к бытовым, хотя и приведены в ОКУН, и ЕНВД не облагаются.
В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и умень-шают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованно-сти и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключени-ем являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законода-тельстве.
Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содер-жится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содер-жать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтер-ском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
• Наименование и дату документа.
• Название компании-составителя документа.
• Наименование выполненных работ с указанием стоимостных и количественных характеристик.
• Подписи сторон с указанием должностей и фамилий подписыва-ющих лиц.
Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.
При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные докумен-ты. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.
С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.
Бухгалтерский учет услуг основывается на стандартах ведения бухуче-та. Методология учета специфична и зависит от конкретного вида деятельно-сти компании-исполнителя. Выручка от оказания услуг учитывается в соста-ве доходов по обычным видам деятельности. Расходы фиксируются как из-держки от обычных видов работ на счетах учета затрат. При производстве материальных ценностей, необходимых для выполнения услуг, используется счет учета выпуска готовой продукции 43.
Для заказчика стоимость услуг признается расходом и относится либо на счета учета затрат, либо на увеличение покупной стоимости активов, для которых данные услуги являются сопутствующими.
1.2Классификация затрат на оказание услуг в целях управления
Классификация затрат для принятия управленческих решений предпо-лагает такое их толкование:
Распределение затрат на постоянные и переменные осуществляется по признаку зависимости с изменением объема производства или продажи про-дукции.
Постоянные затраты — это затраты, сумма которых не меняется при изменении объемов производства. Постоянные затраты предприятия есть даже тогда, когда временно не выпускает продукцию.
ним относятся:
— Амортизация;
— Арендная плата;
— Отопление;
— Освещение;
— Административные затраты.
Переменные — это затраты, общая сумма которых изменяется пропор-ционально изменению объемов производства.
В них входят:
— Сырье и материалы;
— Комплектующие;
— Заработная плата производственных рабочих;
— Топливо и энергия на технологические нужды;
— Другие.
Основной целью управленческого учета является предоставление руко-водству предприятия информации, необходимой для принятия управленче-ских решений. Поэтому никакому внешнему регулированию «управленка» не подлежит. Используются те методы и классификации, которые удобны ме-неджерам. Управленческие данные по затратам служат для решения таких задач:
• анализ производимых затрат;
• оптимизация затрат, управление ими (с конечной целью миними-зировать затраты и этим увеличить прибыль);
• построение прогнозов и планов по основным видам деятельности;
• расчеты по новым проектам для выбора наилучшего варианта за-тратной политики
Для решения этих задач применяются дополнительные детализации и группировки затрат. При этом важно помнить, что группировки, предусмот-ренные законодательством в сфере бухучета, тоже используются — напри-мер, в части положений ПБУ 10/99 «Расходы» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Как правило, управленческий учет на предприятии встроен в общую учетную систему — ведется совместно с обычным бухгалтерским. Выделение управленческого учета затрат в отдельное, параллельное официальному бу-хучету направление — редкость. Тому есть несколько причин:
• Минимизация затрат на ведение учета — одно бухгалтерское подразделение выполняет большую часть функций по внесению данных в учетные регистры. Для целей «управленки», как правило, бывают преду-смотрены дополнительные счета, субсчета и аналитики, вносимые вместе с «основной» проводкой.
• Использование классификаций, применяемых и в официальном учете. Например, деление затрат на расходы по обычным видам деятельно-сти и прочие, деление на прямые и косвенные затраты, на элементы затрати т. п.
• Обеспечение полноты информации — сведения, регистрируемые в официальном бухучете, как правило, соответствуют требованиям полноты и достоверности. Таким образом, данные бухучета являются наилучшей ба-зой для построения дальнейших управленческих расчетов.
• Удобство и быстрота построения отчетов с нужной детализацией и группировкой, особенно если учет ведется в компьютерной программе.
Дополнительные классификации затрат в управленческом учете обу-словлены стоящими перед менеджментом задачами по управлению затрата-ми. Расскажем подробнее о часто применяемых.
Чтобы разрабатывать приемы и методы воздействия на объем той или иной статьи затрат, нужно, чтобы такое воздействие было, в принципе, воз-можно. Поэтому для управленческих целей затраты принято подразделять на регулируемые и нерегулируемые.
Чтобы говорить о регулируемости (или подконтрольности) затрат, нужно пояснить, что для управленческих нужд затраты очень часто подраз-деляются по центрам ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это структурная единица внутри компании со своей функцией и финансовым бюджетом и со своим ответственным менеджером. Обычно, ко-гда говорят о регулируемых затратах, то предполагают, что на них может воздействовать менеджер конкретного ЦФО.
Примеры регулируемых затрат:
• расходы от списания технологического брака (могут контроли-роваться начальником цеха или производства);
• расходы от списания потерявших эксплуатационные свойства сы-рья и материалов (могут контролироваться начальником склада).
Примеры нерегулируемых затрат:
• расходы по списанию неисправимого брака в результате исполь-зования некачественного сырья, отпущенного со склада (начальник произ-водства не отвечает за закупки и хранение сырья, следовательно, не может повлиять на его качество);
• расходы от порчи сырья на складе в результате того, что из-за отключения электричества на складе отказало оборудование, обеспечиваю-щее надлежащие условия хранения (нельзя посчитать виновным менеджера склада, т. к. электроснабжение не входит в его компетенцию).
Правильное распределение затрат на регулируемые и нерегулируемые по ЦФО позволяет быстро отследить источник проблем. Например, если продолжить приведенные выше ситуации, цепочка приведет нас к менеджеру бухгалтерии, ответственному за то, чтобы своевременно оплачивались счета за коммуналку.
Потери от брака из примера в предыдущем разделе — это классиче-ский пример неэффективных затрат. Состоявшиеся затраты, в результате ко-торых у компании ничего не образовалось — ни продукции на продажу, ни доходов, — являются неэффективными.
Анализ затрат с точки зрения управления позволяет разделить их на дающие и не дающие коммерческий эффект. Соответственно, управленческие решения затем строятся по принципам:
• Работать далее с эффективными затратами (например, оптимизи-ровать их величину);
• Стараться максимально исключить неэффективные. Полностью исключить не дающие эффекта затраты сложно. Однако, определив типичные для конкретного предприятия виды неэффективных расходов и отладив си-стему контроля и ответственности, можно значительно снизить их количе-ство.
Рисунок 1. Cхема расходов
Еще один популярный среди производственных менеджеров вид клас-сификации затрат — выделение в отдельную группу затрат, которые могут появляться в процессе производства дополнительно к стандартным. Напри-мер, это может быть связано с пробным выпуском новой продукции или с внедрением модификаций в стандартный продукт.
Выявление таких дополнительных затрат позволяет оценить их влияние на конечный результат от продаж измененной продукции — уменьшение в связи с дополнительными расходами на выпуск.
Если выпуск дополнительной продукции не ведет к изменениям произ-водственной себестоимости — инкрементные и маржинальные затраты при-знаются равными 0. Отрицательное значение затрат в рамках данного анали-за не вычисляется.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ О бухгалтерском учете (с изменениями на 28 сентября 2017 года) (редакция, действующая с 1 января 2011 года)
3. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (редакция, действующая с 24 декабря 2017 года)
4. Приказ Минфина России от 06.07.1999 №№ 43н, ПБУ4/99 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (редакция, действующая с 8 ноября 2017 года)
5. Приказ Минфина России от 09.06.2001 №№ 44н, ПБУ5/01 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (редакция, действующая с 25 октября 2017 года)
6. Приказ Минфина России от 30.03.2001 №№ 26н, ПБУ6/01 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 редакция, действующая с 24 декабря 2017 года
7. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №№ 32н, ПБУ9/99 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 редакция, действующая с 8 ноября 2017 года)
8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №№ 33н, ПБУ10/99 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (редакция, действующая с 8 ноября 2017 года)
9. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №№ 107н, ПБУ15/2008 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (редакция, действующая с 8 ноября 2017 года).
10. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (редакция, действующая с 8 ноября 2017 года)
11. Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие. - М.: «ГроссМедиа» «РОСБУХ», 2010. – 459 с.
12. Астахов В.П.Основы финансового менеджмента. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2011. – 459 с.
13. Бабо А. Прибыль. - М.: Инфра-М, 2010. – 176 с.
14. Баканова М.И. Бухгалтерский учет в торговле . – М.: Финансы и статистика, 2010. – 458 с.
15. Бартенева С.С. Управленческий анализ себестоимости и рентабельности продукции // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2011. – №3. - с.20. – 0,39 п.л.
16. Безруких П. С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2011. – 654 с.
17. Белобжецкий И. А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Бух. учет, 2010. – 741 с.
18. Борисова И.С. Методика управленческого учета и анализа финансовых результатов предприятий промышленности / И.С. Борисова // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – №11. – 0,7 п.л.
19. Бухгалтерский учет. / под общ. ред. И. Е. Тишков. а, А.И. Прищепы .- Мн.: Выш. Шк., 2010- 687 с.
20. Бухгалтерский учет на современном предприятии - Пошерстник Н.В. - Учебно-практическое пособие М.: Бух. учет, 2011. - 852 с.
21. Бухгалтерский учет в торговле. Учебное пособие. / Под ред. М.И. Баканова - М.- Финансы и статистика, 2011г. - 542 с.
22. Грищенко О.В.в книге Управленческий учет Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 423 с.
23. Донцова Л.В, Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности - М.: Дело и сервис, 2011. — 336 с.
24. Евстигеев Е.Н., Ковалев В.В. Автоматизированная система обработки экономической информации в торговле. - М.: Экономика, 2011. - 589 с.
25. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2011. - 612 с.
26. Захарьин В.Р. "Торговля. Бухгалтерский учет и налогообложение"- М.: Бухгалтерский учет, 2011. - 632 с.
27. Зудилин Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.- Екатеринбург: Каменный пояс, 2011. - 457 с.
28. Ковалев В.В. Финансы. - М.: Велби, Проспект, 2010. — 640 с.
29. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2011. - 596 с.
30. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2011. — 512 с.
31. Ларионова Е. А. Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: Проспект, 2011. - 591 с.
32. Манхаева И. С. Недостачи и потери от порчи ценностей как регулятив финансовых результатов / И. С. Манхаева // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 19: Экономика. Выпуск 2. – Улан-Удэ: изд-во Бурятского государственного университета, 2010 год. – 0, 5 п.л.
33. Михайлушкин А.И. Экономика. Практикум: Учеб. пособие / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: Высш. Шк., 2011.- 311 с.; ил.
34. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятия: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 112 с.
35. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учеб. Пособие. - М.: Высш. шк., 2010. – с.192
36. Осипенкова О.Ю. , Бондарькова А.М. Бухгалтерский учет.-М.: ИНФРА-М, 2011- 741 с.
37. Патров В.В., Пятов М.Л. Учет и налогообложение операций с товарами. М.: бухгалтерский учет, 2011г. - 621 с.
38. Попов В. М. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2011. – с.480
39. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов / - М.: Академический Проект, 2011. - 452 с.
40. Романовский М.В., Врублевская А.В., Сабанти В.М. Финансы. Юрайт – Издат, 2010. – 504с.
41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, 7-е изд., испр.– Мн.: Новое знание, 2011. – 504с.
42. Санникова И.Н., Стась В. Н., Эргардт О. И. Учебное пособие “Комплексный экономический анализ”, Барнаул – 2010- 687 с.
43. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. ЮНИТИ, 2010. – 639с.
44. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2010.- 687 с.
45. Таныгина, О.А. Развитие методического обеспечения бухгалтерского и налогового учета прибыли торгового предпряития. - Йош- кар-Ола: Марийск. гос. техн. ун-т, 2011. - С. 20-21. - 0,1 п.л.
46. Толпаков Ж.С. Бухгалтерский учет расходов периода предприятий торговли. Алматы, «Экономика» 2011. - 687 с.
47. Усатова Л.В. Формирование управленческой и налоговой составляющей учетно-аналитической системы расходов в условиях неопределенности в период трансформации международных стандартов финансовой отчетности. – 2011. –30 с. - 11,2 п.л. (авт. 4,0 п.л.)
48. Фролова Т.А. Бухучет и налогообложение для малых предприятий Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 687 с.
49. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2010.- 330 с.: ил.
50. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов. – М.:Инфа – М, 2011. – 367с.
51. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфа – М, 2010. – 368с.
52. Бикенов Ж.Б., Толпаков Ж.С. Об учете расходов по реализации товаров (работ, услуг) // Бюллетень бухгалтера, 2010. - №45(187) . - с.10.
53. Назарбаева Р. Порядок заполнения отчета о финансово-имущественном состояния предприятия // Баланс - 2010- № 3 - с.18-25.
54. Новодворский В.Д., Хорин А.Н. Доход как учетная категория// Бухгалтерский учет. - 2011. - № 6. - с. 99 – 103.