Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальная функция государства связана с приоритетными направлениями деятельности современных цивилизованных государств. В наибольшей степени вопросы реализации социальной функции государства становятся актуальными и востребованными обществом в периоды различного рода социально-экономических потрясений, в ситуациях экономической нестабильности и финансовой напряженности. Содержание социальной функции государства предопределено идеями социального государства. В наиболее общепринятом смысле социальное государство - это организация общественной и политической власти в обществе, которая гарантирует каждому гражданину достойный уровень жизни и возможность пользоваться различными социальными благами, такими как жилье, медицинское обслуживание, образование, пенсия и т.д.
Необходимость совершенствования системы социального обеспечения в Российской Федерации является важнейшей задачей, направленной на практическое использование конституционных прав граждан, что отражено в представленной работе. Отмечается, что существующие пробелы в нормативной базе требуют дополнений и дальнейших решений, и некоторые из них предлагается модифицировать. Совершенствование системы социального обеспечения должно быть поэтапным, скоординированным, конкретизированным и широкомасштабным в целях дальнейшего повышения благосостояния населения.
Одним из элементов системы социального обеспечения является дополнительная ежемесячная материальная поддержка определенных категорий граждан. Целью этого учреждения является оказание дополнительной поддержки определенным категориям граждан в порядке поощрения за их заслуги или компенсации за различные формы вреда. Особенностью института является его регулирование отдельными законодательными актами, отсутствие всеобъемлющего или основополагающего акта, содержащего основные определения и принципы дополнительной ежемесячной материальной поддержки. В связи с этим в правоприменительной и судебной практике возникают трудности с определением категорий граждан и оснований для выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Это связано с актуальностью изучаемой темы.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при определении оснований для получения ежемесячного денежного содержания и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан как вида социального обеспечения.
Предметом исследования является определение и порядок выплаты ежемесячного денежного содержания и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан.
Целью данной работы является изучение ежемесячного денежного содержания и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность социального обеспечения в Российской Федерации;
определить права и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан;
раскрыть нормативное регулирование социальной поддержки отдельным категориям граждан;
рассмотреть порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, случаи изменения ее размера;
выявить недостатки ежемесячного денежного содержания и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
разработать предложения по повышению ежемесячных денежных пособий и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, дедукция) и частно-научных методов познания. Среди последних использовались формально-правовые, конкретно-исторические и конкретно-социологические методы. В качестве основного компонента конкретного социологического метода исследования был использован метод сравнительного анализа юридических документов.
Нормативную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации и регионального уровня, закрепляющие социальные права и гарантии семей с детьми, а также определяющие полномочия государственных органов по их реализации.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных ученых, посвященные социальному обеспечению граждан.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, а также логикой развития проблемы и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
1.1 Сущность социального обеспечения в Российской Федерации
Социальное обеспечение и социальная защита, как формы жизнеобеспечения и защиты населения имели место быть на различных стадиях становления и развития общества. Рассмотрим развитие социального обеспечения и социальной защиты, как элементы социальной помощи в известные из истории периоды времени.
В первобытном обществе изначальной формой именно социальной поддержки считалась внутрисемейная поддержка. В племенах при общинном образе жизни, община непосредственно оказывала помощь неблагополучным членам племени, тем самым поддерживая уровень жизни, который был достаточен для проживания и существования. Так же, оказание помощи представляло собой проявление уважения по отношению к престарелым и изувеченным.
Именно в рабовладельческий период времени, в эпоху расцвета Древней Греции и Рима возникли неизвестные ранее общинам, такие виды помощи как государственная социальная помощь и филантропия. Теоретические основы, которые касались вопросов роли и значения государства в помощи населению, отображались в научных трудах таких выдающихся философов как Платон, Аристотель, Эпиктет [15, с. 46].
Так, Платон, в свое время, изучал «социальную помощь» в целях общественной пользы как деятельность, которую обязано осуществлять непосредственно государство, а не отдельные частные служения. Аристотель же рассматривал порядок справедливого распределения прав и обязанностей в государственных органах и ставил вопрос о государственной системе оказания социальной помощи. Римский философ Эпиктет, являлся сторонником оказания поддержки всем слоям населения, оказания помощи не из сострадания, а исходя из обязанностей государства перед народом.
В Древнем Риме в рабовладельческом обществе, рабы не подлежали обеспечению по старости или по состоянию здоровья. На обеспечение государственного характера могли рассчитывать только свободные слои населения. В Риме, также как и в Греции, были предусмотрены пенсии, но в основном они предназначались для ветеранов воинской службы. Так же, в Древнем Риме солдатам предоставляли земельные участки в постоянное пользование. Бедным слоям населения осуществлялась бесплатная выдача продуктов питания и иных вещей первой необходимости. Для тех лиц, которые не имели своего хозяйства и не имели возможности работать по тем или иным причинам, например, в связи с увечьями, создавались такие формы помощи как благотворительность и санкционированное нищенство.
В доимперский период в Древнем Риме был введен «хлебный закон», который определял и устанавливал права на получение хлеба в размере двух пудов на каждого члена семьи каждый месяц по самым низким ценам, которые могли быть в то время. Кроме того, государством осуществлялось обеспечение опеки и попечительства над несовершеннолетними, вдовами, а также «безумными». Также, отмечается такая форма государственной социальной поддержки, как помощь детям малоимущих родителей и сирот, которая именовалась, как «алиментация». Экономическая составляющая «алиментации» выражалась в процентах от сдачи в аренду государственных земельных участков, выручка от которой направлялась в бюджет государства, а затем выделялись финансы на реализацию «алиментации» [23, с. 27].
В Древней Греции большая часть государственных средств направлялась на поддержку населения и выражалась в виде пособий. Отмечается, что при Солоне был принят закон, в соответствии с которым все граждане, которые пострадали в войнах, являлись изувеченными или имели заболевания содержались за счет финансовых средств государства.
Кроме выше указанного, в Афинах дети тех воинов, которые были убиты в ходе войн, подлежали воспитанию за счет средств государств до достижения лицом совершеннолетнего возраста. Также, возникали ситуации, когда в результате неурожайных сезонов голодающим оказывали помощь в виде предоставления и раздачи хлеба или продавали продукты питания, но в меньшей стоимости.
Во времена правления Перикла были введены, так называемые «театральные деньги», которые выдавались бедным слоям населения бесплатно для посещения различных театральных представлений, где так же предоставлялись различные продукты питания бесплатно. Лицам, которые были признаны инвалидами, увеченными выплачивались пособия в размере одного обола в день. Помимо этого, безработные и неимущие или малоимущие лица привлекались к общественным работам по благоустройству городов. В результате участия в общественных работах, работникам выплачивалось денежное вознаграждение и предоставлялась еда. Власти Афин продавали гражданам продукты питания по низкой цене и осуществляли деятельность по бесплатной раздаче необходимых продуктов питания и быта, а именно: зерна, соли, дров, угля и т.д.
Следующим периодом, который заслуживает внимания для исследования является средневековый период. Рассмотрим в данный период зарубежную практику социальной защиты на примере Англии.
В Англии в 1388 году был принят Закон «О бедных», который устанавливал запрет на пособия и продукты питания. Более конкретная дата данного закона не указывается. Данный закон считался «жестким» законом, который ущемлял права бедных слоев населения на социальную защиту и социальное обеспечение.
В 1601 году в Англии был принят, так называемый, Указ 43, который позднее получил наименование Закон «О налоге на бедных». Основная суть данного Указа заключалась в признании необходимости применения государством сил для непосредственной борьбы с нищетой. Каждому городу страны предписывалось в обязательном порядке заботиться о нетрудоспособных, лицах старческого возраста, а также иных нуждающихся граждан Англии. В тех случаях, когда добровольные пожертвования оказывались недостаточными, то налагалась «контрибуция», иными словами всеобщий налог на состоятельных жителей города, которые отказывались жертвовать своими финансовыми средствами. Распределением полученными денежными средствами занимались церковные приходы, что позволяло своевременно выявлять лиц, которым была необходима социальная помощь и поддержка.
Основным фактором, который стал определяющим в становлении и развитии социальной помощи считается возникновение различных профессиональных объединений, в пределах которых оказывалась профессиональная цеховая социальная взаимная помощь рабочими.
Во времена Карла Великого также предпринимались меры для оказания поддержки населения путем предоставления продуктов питания и быта, а также возможности заработать своим трудом средства к существованию.
Далее, в Германии во второй половине XIX века был принят ряд законов об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производствах. Вводилось государственное социальное страхование, законы об обязательном страховании на случай болезни, от несчастных случаев, а также страхование по инвалидности и старости [26, с. 115].
В Германии застрахованному лицу предоставлялось бесплатное лечение, денежные пособия, лекарства. Размер пособия зависел от оснований (условий) выплат, а именно:
– похороны, в случае смерти больного;
– при производственной травме;
– в случае болезни;
– при утрате трудоспособности полностью или частично;
– и при иных основаниях.
Пенсии выплачивались при достижении работником 69 лет. Пенсия состояла из основной суммы, которая могла быть увеличена или уменьшена и из твердой суммы, которая выплачивалась за счет государственных доходов в обязательном порядке.
Через определенный период времени примеру Германии последовала Англия и Франция. В данных государствах также был принят ряд законов о страховании на случай болезни, инвалидности и старости.
В Англии в порядке социального страхования предоставлялись пособия, пенсии, а также вся возможная индивидуальная помощь, включая питание и лекарства. Была проведена реформа, результатом которой стало установление пенсий и пособий в твердых суммах, были введены семейные пособия, стала предоставляться бесплатная медицинская помощь.
Развитие и возникновение социального обеспечения в целом в России связывают с расслоением общества на богатых и бедных, а также с возникновением благотворительности. Считается, что благотворительность была обязательной для служителей церкви и князей. Реализовывалась благотворительность путем раздачи милостыни, продуктов питания, предоставления помещений для обогрева нищим, сиротам, инвалидам в церквях. Вопросами предоставления выше указанных условий занималась церковь. В свою очередь, имущие слои населения в обязательном порядке должны были выделять 1/10 часть из своих доходов в качестве налога в пользу бедных.
В 996 году был принят Церковный устав, который был утвержден Указом князя Владимира, считается первым «законодательным актом» в отечественной истории, который закреплял обязанность церкви осуществлять за счет благотворительности и средств церкви содержание больниц, которые существовали на тот момент в малых количествах, а также попечительство за бедными и странниками. Точная дата акта не указывается. Считается, что церковная система «призрения» являлась основой формирования и оказания медицинской помощи. В свою очередь, под системой общественного призрения понималась совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, целью которых являлось оказание помощи лицам по болезни, старости, инвалидности или иным возможным причинам. Так же, стоит отметить, что под «призрением» понималось – «опекать, заботиться о комто».
В 1589 году был принят Судебник Ивана IV, который регулировал вопросы социального обеспечения. В данном Судебнике отмечалось, что бездетная жена после смерти мужа обладала правом на получение обратно приданого, а также пенсии в размере двух гривен в год в обязательном порядке [9, с. 94].
С 1701 года осуществлялись выплаты вдовам и детям служилых детей, тех, кто находился на государственной службе, а также выплаты по содержанию врачей. Постепенно система «призрения» стала развиваться по СоциоСити.
Лишь при Екатерине I было создано социальное государственное учреждение социальной защиты населения, которое называлось как «Приказ общественного призрения для дел призрения и народного образования». Приказами считались органы централизованного управления в России. В соответствие с данным Приказом под учреждением социальной защиты населения понималась управляемая губернатором административная канцелярия, которая подчинялась Министерству внутренних дел и существовавшему на тот момент Сенату.
Данный Приказ обладал полномочиями по созданию и организации трудовой деятельности богаделен для увеченных и престарелых, сиротских и смирительных домов. Стоит отметить, что с введением Приказа общественного призрения, объем получаемой и оказываемой медицинской и социальной помощи был существенно расширен. Помощь оказывалась неимущим, престарелым, инвалидам и иным больным людям. В территориях, где были созданы Приказы из доходов губернии выделялись субсидии в размере 15 000 тысяч рублей на осуществление Приказами своей деятельности.
Далее, в XIX веке была осуществлена реформа по оказанию медицинской помощи населению. В основном в XIX веке в Российской Империи государственное обеспечение распространялось только на две категории лиц, а именно:
– военнослужащие;
– а также чиновники.
Обеспечение нетрудоспособных, престарелых лиц в основном возлагалось на земские учреждения и городские управления. Крестьянство, как слой населения, не подлежало обеспечению государством.
В целом по России в губерниях страны наблюдалось большое различие в обеспечении населения врачами, лекарствами, аптеками. Так, например, в Санкт-Петербурге на одного врача приходилось около 2000 тысяч человек, а в Оренбургской губернии на одного врача уже более 70 000 тысяч человек населения. Обеспечение аптеками в основном наблюдалось в наиболее крупных городах того времени.
В связи с тем, что финансовых средств на содержание медицинской помощи не хватало, то в период правления Александра II было принято решение о взимании с населения небольшой платы на оказание населению бесплатной медицинской помощи, т.е. своего рода налог.
Созданная система Приказов в губерниях стала одним из этапов развития медицинского и социального страхования всего населения в государстве. Практически все это время народ лечился либо у целителей, либо известными им народными средствами с помощью различных трав, ягод и иных средств [19, с. 16].
После 1861 года, когда было отменено крепостное право, начался этап развития гражданских, трудовых и экономических прав и свобод. Недовольство крестьян своим материальным положением, извечная беднота, отсутствие питания сподвигло народ к выражению своего недовольства по отношению к высшим сословиям. Недовольство народа выражалось в противостоянии и борьбе, в ведении политической активности против государства.
В результате Александр II 01 января 1864 года утвердил Закон «О земстве в форме «Положения о земских учреждениях». Введение земских учреждений началось с 1865 года. Деятельность земств была довольно сильно ограничена. Земства занимались в основном вопросами местного хозяйства. Со временем сфера их деятельности постепенно расширялась и включала в себя следующие основные функции:
– содержание квартир для членов полиции;
– обустройство, а также ремонт дорог;
– содержание больниц и богаделен;
– обеспечение учителей;
– обеспечение теплом школ;
– выделение и предоставление различного рода продовольственной, материальной, финансовой помощи нуждающимся лицам.
В то время политика государства в сфере улучшения охраны и защиты здоровья населения, заключалась в стремлении передать попечение о здоровье населения в местные органы управления. К тому времени ранее созданные Приказы общественного призрения перестали существовать и их полномочия и функции были переданы в земские, а также в городские учреждения.
Развивалась земская медицина, которая стала намного доступнее именно сельскому населению, чего не было ранее. Постепенно медицина стала носить бесплатный характер. Во время земской медицины увеличилось в разы количество аптек, врачей, стали появляться медицинские курсы. В связи со своевременным оказанием медицинской помощи и ее доступностью стал снижаться уровень смертности примерно с 37 тысяч человек в 1867 году до 27 тысяч человек к 1917 году.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью–Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Действующее международное право. – т. 2.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – 4 июля. – № 144.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188–ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 1.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст.2954.
7. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244–I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 21. – ст. 699.
8. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно–практической конференции. – М., 2022. – 264 с.
9. Антипьева, Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения / Антипьева Н. В. – М: Проспект, 2020. – 238 с.
10. Афанасьев, М.А. Право социального обеспечения России. Учебное пособие / Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. – М: Проспект, 2020. – 184 с.
11. Васильева, Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Монография / Васильева Ю.В. – Пермь, 2021. – 213 с.
12. Благодир, А.Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения / Благодир А.Л. // «Законодательство». – 2020. – № 8. – С. 64–65.
13. Богмацера, Э.В. Конституционное судопроизводство как форма защиты права на пенсионное обеспечение / Э.В. Богмацера, Е.Е. Новопавловская // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2021. – № 1. – С. 19–26.
14. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: Учебник / Галаганов В.П. – М., 2022.– С. 87–88.
15. Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. – М.: Омега–Л, 2021. – 160 c.
16. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов / Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. – М: Юрайт, 2022. – 428 с.
17. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. – М.: Юркомпани, 2020. – 276 c.
18. Гусев, А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография / Гусев А. Ю. – М: Проспект, 2020. – 112 с.
19. Дивеева, Н. И. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. – М: Юрайт, 2020. – 384 с.
20. Захарова, Н. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Захарова Н. А., Горшков А. В. – М: Омега–Л, 2022.– 170 с.
21. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2022. – 416 c.
22. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. – М.: Проспект, 2022. – 207 c.
23. Комкова, Г. Н. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. – М: Юрайт, 2022. – 188 с.
24. Косаренко, Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник / Косаренко Н.Н. – М: КноРус, 2022. – 240 с.
25. Моисеева, Е.Н. Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции / Моисеева Е.Н. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 1(27).
26. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. – М.: РИОР, Инфра–М, 2022. – 559 c.
27. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – Москва: СИНТЕГ, 2022. – 608 c.
28. Право социального обеспечения. – М.: А–Приор, 2022. – 128 c.
29. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2022. – 576 c.
30. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. – М: Юрайт, 2022. – 406 с.
31. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: Феникс, 2022. – 352 c.
32. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Сулейманова Г. В. – М: Юрайт, 2022. – 430 с.
33. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2021. – 208 c.
34. Право социального обеспечения России / Тучкова Э. Г. – М: Проспект, 2020. – 480 с.