Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек является существом социальным и самого рождения включается в коммуникацию и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Коммуникация в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Еще С.Л.Рубинштейн, указывал, что сердце человека соткано из его отношений с другими. Именно коммуникация со «значимыми другими» постепенно наполняет психическую, внутреннюю жизнь человека с рождения и именно эта деятельность порождают наиболее сильные переживания и поступки. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы в дошкольном возрасте. В настоящее время ускорения времени, глобализации, обновления требований общества к семье и образовательной системе, призванной ей помочь, зачастую, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников. От того, насколько эффективна коммуникативное взаимодействие может зависеть то, насколько благоприятно складываются отношения между детьми и психическое здоровье ребёнка. В связи с этим, в дошкольной психолого-педагогической науке не теряют своей актуальности исследования коммуникативного взаимодействия детей в дошкольном возрасте, когда основным видом деятельности становится игра. В игре заложено высокое развивающее значение. Здесь развиваются познавательные процессы, мышление, способности, ребенок получает возможность взаимодействия со сверстниками. Игры позволяют ребенку развить воображение, настойчивость, стремление к цели, совершенствуют мышление, планирование, самостоятельность и многое другое. Проблема содержания и роли игры рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). В работах авторов рассматривается содержание игры как формы взаимодействия, общения (М.Н. Лисина), как определенной деятельности, в частности, формы усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Элькониин Д.Б.), игра рассматривается как условие умственного развития (Ж. Пиаже, В.С. Выготский, В.С. Мухина). Согласно отечественной концепции социально-культурного развития, игровая деятельность рассматривается в качестве ведущей в дошкольном детстве (Л.С. Выготский). В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»25.
Проблемой коммуникации и развития коммуникативных умений в игре как деятельности, занимались такие исследователи как Б.Г.Ананьев, А.Л.Бодалев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного внедрения сюжетно-ролевых игр в воспитательный процесс.
Цель исследования: теоретически охарактеризовать и проверить на практике эффективность выбранных педагогических условий.
Задачи исследования:
1) изучить научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольном образовательном учреждении;
2) проанализировать особенности и специфику организации сюжетно-ролевых игр для дошкольников:
3) выявить педагогические условия эффективного внедрения сюжетно-ролевых игр в воспитательный процесс;
4) разработать и охарактеризовать методику работы, включающую сюжетно ролевые игры для развития коммуникативных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий: организованная игровая деятельность будет способствовать развитию коммуникативных умений.
Теоретическую основу исследования составляют труды авторов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе, А.Ф. Лазурский), обусловивших отечественную традицию понимания и принятия идеи о том, что особенности социального, предполагающего коммуникативное, взаимодействия, являются определяющими межличностные отношения и во многом прогресс личности, в частности в старшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, О.В.Суворова и др.) Коммуникативные умения, обусловливающие характер социализации, являются одними из центральных образований дошкольного возраста, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании. Личность не может быть сформирована и определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Одним из наиболее эффективных способов спонтанного и организованного развития ребенка 6-7 лет является игровая деятельность (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение, моделирование, тестирование.
База исследования: Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение (ГБОУ) Школа № 1542, дошкольный корпус №6.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, согласно определению отечественных исследователей, включает период от 3 до 7-8 лет 3; 4; 6; 8. С 3 лет в жизни ребенка происходит расширение и смена социальной ситуации и пространства развития – он выходит за пределы взаимодействия в семье, переходит к освоению взаимодействия в мире взрослых людей и сверстников. В дошкольном возрасте взрослый выступает носителем социальных функций для ребенка.
В ракурсе данного исследования – старший дошкольный возраст (6-7 лет). Остановимся на данном периоде дошкольного детства более подробно.
К 5-7 годам в деятельности старшего дошкольника появляется новое: возникает соподчинение, выстраивание иерархии мотивов, в результате чего поведение из «сумбурного, полевого» становится «волевым». С этого времени, ребенок сам старается определить свои потребности и действовать самостоятельно. Впервые появляется произвольное поведение, опосредованное нормами и правилами общества. Дошкольник выстраивает свое поведение, сравнивая его с образцами принятыми в обществе. Как отмечает Е.В.Мухина, еще М.И. Лисина подразделяла межличностное общение в дошкольном детстве на две формы: внеситуативно-познавательное (3-5 лет) и внеситуативно-личностное (5-7 лет) 18. Для сравнения представим более широкий спектр вариантов общения в дошкольном и раннем возрасте. Автор определяет четыре формы общения, наблюдаемые на определенном возрастном этапе:
До 1 года – младенческий возраст, в котором общение проявляется как ситуативно-личностное, имеющее основной функцией удовлетворение потребности в эмоционально положительном внимании, участии.
Период от 1 до 3 лет – ранний возраст, когда появляется общение ситуативно-деловое, удовлетворяющее потребность в сотрудничестве.
Период от 3 до 4 лет привносит в жизнь ребенка и его окружения внеситуативно-познавательное общение, которое реализует потребность в уважении взрослого и удовлетворение познавательной потребности.
В период 4 - 6 лет (средний и старший дошкольный возраст) появляется внеситуативно-личностное общение, удовлетворяющее потребность во взаимопонимании и сопереживании.
Уже начиная со среднего дошкольного возраста и все больше развиваясь, ребенок начинает достаточно активно общаться со сверстниками, играть вместе, благодаря чему потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Этот процесс дает возможность развиваться произвольности, ребёнок осваивает умение учитывать точку зрения другого, что помогает ему социализироваться. Считается, что дошкольник «стремится понравится» взрослому, стремится к взаимодействию с ним, как к источнику информации и поддержки. Дети очень сензитивны к оценкам взрослых, а к старшему дошкольному возрасту, взрослый становится интересен как субъект общественного взаимодействия. Для ребенка особую значимость приобретают уважение, взаимопонимание и сопереживание со стороны взрослого 21.
В старшем дошкольном возрасте в частности, завершается гендерная социализация и становление гендерной идентичности 23. Важную роль в данном процессе играют основные институты социализации: семья, дошкольные образовательные учреждения, СМИ и др. Гендерные стереотипы и установки родителей оказывают влияние на становление идентичности ребенка уже с раннего возраста (через одежду, игрушки, нормы поведения, запреты и т.д.). В дальнейшем происходит активное самоопределение ребенка, он примерят на себя социальные роли, появляется половой субъективизм, усиливается процесс гендерной дифференциации и сегрегации (Каган, 1989; Кон, 2003; Maccoby, 1999 и др.) 19.
Важно подчеркнуть, что дошкольный возраст является этапом становления системы ценностных ориентаций и морально-нравственных представлений ребенка. При формировании ценностных ориентации личности важную роль играет и уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже, в частности, отмечал, что смена стадий морального развития связана с определенными когнитивными возрастными изменениями. Он выделял две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма» (представление о моральных нормах поведения как неизменных и обязательных для исполнения – до 5 лет); стадия «нравственного релятивизма» (понимание относительности моральных норм, способность оценивать намерения поступка отдельно от его последствий – от 5 до 12лет)24.
Т.Д.Савенкова, ссылается на И.С. Кона, который указывал, что в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств принципиальное значение имеет социальный опыт личности, ее деятельность. Автор подчеркивает, что система личностных ценностей формируется в результате совместного расширения круга действий, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе совместной практической деятельности и общения ребенка со взрослыми [23].
В старшем дошкольном возрасте ребенок познает наполненность понятий добро и зло, нравственное и безнравственное. В первую очередь познание осуществляется в общении со взрослыми или при включении взрослого в деятельность и взаимодействие с ребенком, на примере обсуждения литературных произведений, сказок, мультфильмов. Транслирование взрослым образцов и норм социального поведения, эталонов, также помогает воспитанию и расширению опыта дошкольника. О морально-нравственном развитии ребенка в обозначенном контексте, говорила В.С. Мухина. Автор подчеркивает, что при всем уважении и восхищении взрослым, решающим в усвоении нравственных норм является внутренняя позиция ребенка. Необходимо, чтобы нравственные эталоны имели личностную значимость для дошкольника, смысл 18. Игра становится приоритетным пространством для усвоения и норм поведения, и режимных моментов и норм коммуникации. Это ведущий вид деятельности старшего дошкольника, но далеко не единственный. В этот период активно развивается конструкторская деятельность, продуктивная, труд, обучение, соответствующее возрасту, воспринятые интерактивных продуктов (фильмов, заданий, трансляций).
Переход на этап дошкольного детства стимулирует дальнейшее развитие ребенка, в умственном отношении. Предметные действия носят более продолжительный характер, ребенок способен длительно сосредотачиваться на заинтересовавшем его предмете или объекте. На основе физического роста и совершенствования (созревание нервной системы, ходьба, освоение велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.) происходит развитие познавательных процессов, процессов саморегуляции, произвольности, точности, расширяется память, растет устойчивость внимания, познание мира ведет к развитию аналитико-синтетических процессов, мозжечковых структур, вестибулярного аппарата, скорости обработки сигналов (звуковых, зрительных и др.) в мозге. Активно идет речевое развитие, активный и пассивный словарь расширяются, обогащаются аллегорическими выражениями, фразеологизмами, пословицами, что также может дать представление об умственном развитии ребенка. Старшие дошкольники разговорчивы, задают много вопросов, стремятся познать устройство мира во всем его многообразии 27. Ребенок усваивает основы математических знаний, представлений о времени, сезонах, природных и социальных явлениях, комфортно чувствует себя в пространстве детского сада, площадки около дома, «во дворе» и т.д. Ребенок стремится выявить логику происходящих вокруг событий, делает выводы, сообразно возрасту. Зачастую, события, которые окружают ребенка он реализует в игре, сначала отражая то, что видит вокруг на уровне повторения, «отражения», затем, постепенно, переходя к игре сюжетно – ролевой, с правилами и ролями. Здесь же дети общаются и оценивают свои действия и действия сверстников по игре, формируя рефлексивный компонент в своем мировосприятии 5.
На основе развития познавательных процессов, ребенок постепенно переходит к организованному обучению, соответствующему по форме и содержанию, возрасту ребенка, его индивидуальным особенностям, зоне ближайшего развития. Обучение строится в форме игры 23.
Особенности развития познавательных процессов в период дошкольного детства определяются особенности возрастного периода. Анатомо-физиологическая и социальная основа процессов саморегуляции находится в процессе развития. В связи с чем, одна из характерных особенностей старшего дошкольников заключается в недостаточном развитии у них произвольных действий, произвольного поведения. Внимание дошкольника еще не слишком устойчиво, процессы памяти, мышления, находятся также в процессе активного формирования. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понять зависимость между внешним строением животных и условиями их существования Там же. На этом этапе дети достаточно эффективно проводят анализ и синтез на уровне мыслительных действий, делают выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и общения. Стремление к новому для дошкольников – один из приоритетных векторов развития, дети очень любят сюрпризы, находя здесь также игровой момент. В изменяющейся ситуации, дети могут скорректировать свои действия, подстроиться под окружающих, изменить поведение, пойти на компромисс в конфликте или споре. С расширением собственного опыта, ребенок явно или неявно стремится к дальнейшему «раскрытию тайн» окружающего мира. Ставит перед собой новые цели и стремится к разрешению новых задач. Такое видения мира приводит к постоянному экспериментированию, т.к. старые способы действия не всегда дают возможность реализовать новые задачи. Так развивается аналитико-синтетическая деятельность, логика мышления, абстрактное мышление, воображение, творчество и др. 9.
Таким образом, старший дошкольный возраст обладает большим потенциалом развития ребенка в самых разных направлениях (познавательные процессы, общение, игра, моральные качества, поведение, труд, игра и др.). На данном этапе ребенок знакомится с большим количеством общественных институтов, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Игра становится ведущим видом деятельности и полем активного освоения социальных ролей, эталонов, понятий, для обучения, приобщения к труду и спорту, пространством активного общения детей, получения навыков коммуникативного взаимодействия, отреагирования получаемых эмоций, переработки и систематизации нового опыта и многого другого.
1.2.Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
Как отмечалось выше, с расширением поля социального взаимодействия, дошкольник стремится включиться в игру во всех сферах жизнедеятельности, отразить в игре происходящие с ним и окружающими события. В научной школе выделяется несколько этапов развития игры, в силу того, что с ростом ребенка меняется и его игра, обуславливая и развитие и трансформируясь в процессе развития ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева Электронный ресурс - URL: http://kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%95%D0%92%D0%90%20-%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%201980%20%D1%83%D1%87%20416c.pdf Дата обращения:
2. Акимова А.Р. Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков. Учебно-методическое пособие / А.Р.Акимова. — Ульяновск: Зебра, 2017. – 104 с.
3. Барложецкая Н.А. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет / Н.А.Берложецкая. – М.: Никея, 2017. — 87 с.
4. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография / Ю.В.Батенова. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 247 с.
5. Веракса Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 446 с.
6. Винникотт Д. Игра и реальность / Д.Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с.
7. Выготский Л.С. Синтез психологии и педагогики - прорыв в образовании / Л.С. Выготский. – М.: Амрита, 2019. – 248 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский Электронный ресурс - URL:https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
10. Владимирова М.М. Формирование субъектности в детском возрасте: психологические основы и условия становления / М.М.Владимирова, И.И.Лушпаева, Ф.Г.Мухамедзянова // Казанский вестник молодых ученых. – Т.3, №5, 2019. – С.38-43.
11. Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П.Гудошникова // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — М.: Буки-Веди, 2017. — vi, 210 с.
12. Дмитриев Ю.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий и их использование в сотрудничестве педагогов ДОО и родителей / Ю.А.Дмириев, Т.В.Калинина, Т.В.Кротова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2017. - №01. – С.47-54
13. Захарова И.Ю. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
14. Знаков В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник) // В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.). М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
15. Ильин Е.П. Психология делового общения / Е. П. Ильин. – СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 233 с.
16. Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 440 с. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413099 (дата обращения: 30.11.2022).
17. Косых Г.А. Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников / Г.А.Косых // Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», № 1 (15) 2019. – С.70-72.
18. Мухина Е. В. Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности / Е. В. Мухина // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56976/ (дата обращения: 30.11.2022).
19. Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В.Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с. С.109-115.
20. Маттис О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О.И.Матис // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
21. Ноёфтова М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л,Рубинштейн. – М.: АСТ, 2020. — 960 с.
23. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д.Савенкова. – Дисс.канд. пед. наук. — Московский городской педагогический университет. — М., 2019. — 233 с.
24. Смирнова Е.О. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. – М.: «Русское слово», 2018. – 160 с.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – М.: «Концептуал», 2019. – 320 с.
26. Холмогорова В.М. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО / В.М.Холмогорова, Е.О.Смирнова. – М.: Русское слово, 2018. – 160 с.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022. – 228 с.