Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. При изучении школьного курса истории вопросы личностного развития учащихся имеет существенное значение. Данная дисциплина содержит в себе возможности использования активных средств и методов обучения, что способствует реализации деятельностного подхода и поэтому отвечает актуальным требованиям ФГОС, направленных на развитие личности школьников в процессе обучения.
Степень научной разработанности. К настоящему времени имеется ряд работ, посвящённых особенностям развития личности учащихся на уроках истории. При этом различные авторы анализируют эффективность различных подходов. Так, Х.Ю. Берсенева считает целесообразным реализацию межпредметных связей при изучении различных исторических тем. При этом важно установление связей с географией, обществознанием, правом, а также с изучением иностранных языков. Данный подход обеспечит целостное восприятие развитие личности и формирвоание научного мировоззрения. Позволит проанализировать её с различных аспектов .
Г.В. Герасимчук считает необходимым использование метода проблемного изложения учебного материала с целью эффективного развития личности школьников на уроках истории, поскольку это будет способствовать развитию умений самостоятельно рассуждать и высказывать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.
Т.В. Гудкова считает целесообразным использование литературных произведений при изучении различных исторических периодов .
Ряд исследователей (Л.В. Байбородова, Н.В. Бордовская, В.П. Васильев, О.А. Гребенникова, Л.А. Громова, Е.В. Коротаева, Н.В. Матяш, М.Л. Несмелова, М.А. Ступницкая, Н.А. Фролова, И.С. Якушкин) отмечают эффективность проектной деятельности при изучении различных вопросов истории. Л.В. Байбородова полагает, что проектная деятельность детей способствует реализации требований ФГОС и создаёт возможности для развития универсальных учебных действий учащихся . Л.А. Громова считает, что возможности развития творческого потенциала при реализации проекта создаёт возможности для развития познавательного интереса к предмету . Е.В. Коротаева полагает, что реализация проектов при изучении истории позволяет формировать навыки проведения исследовательской работы учащихся .
Таким образом, к настоящему времени накоплен достаточно широкий опыт в использовании различных методов личностного развития учащихся. Однако в современном обществе социально-политические условия интенсивно меняются, что вызывает необходимость исследования исторических вопросов с современной позиции, поэтом необходим поиск новых методических подходов для личностного развития детей на уроках истории.
В настоящее время учёт требований ФГОС ООО является необходимым элементом образовательной деятельности. Именно на основе ФГОС педагоги строят свои рабочие программы, руководствуются выбором форм и методов работы.
При обучении истории требования ФГОС определяют не только содержание образования. История как учебный предмет имеет огромное развивающее значение. Именно при изучении истории школьники знакомятся с интереснейшими путями развития нашей страны и всего человечества. При этом формируются их важные личностные качества, а также гордость за историю нашей страны.
Также на уроках истории имеются благоприятные возможности для развития многих личностных качеств учащихся: их интеллектуальных способностей, творческого потенциала, коммуникативного развития.
Объект исследования – личностное развитие
Предмет исследования – методы личностного развития учащихся на уроках истории.
Цель исследования: определить эффективные методы личностного развития учащихся на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности личностного развития в психологических исследованиях
2. Рассмотреть развивающий потенциал уроков истории
3. Провести обзор методов и приёмов развития личности на уроках истории.
4. Повести диагностику личностного развития учащихся
5. Разработать рекомендации по личностному развитию на уроках истории
6. Определить эффективность и результативность разработанных рекомендаций.
Новизна и практическая значимость данной работы заключается в разработке авторских материалов на основе системно-деятельностного подхода.
Методы и методология исследования.
С целью достижения цели и задач исследования нами были использованы принципы историзма, объективности и системности.
Важную роль сыграл структурно-функциональный анализ, который помог выявить особенности исследуемых проблем.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования методов развития личности учащихся на уроках истории
1.1. Понятие и сущность личностного развития
Формирование личности – один из самых важных и сложных процессов развития человека, характерной особенностью которого является непрерывность. Говоря другим языком-он бесконечен. Существует два наиболее популярных видения данного явления. Опираясь на факт многогранности самого понятия личности, первое видение гласит, что формирование личности ребенка на прямую зависит от врожденных данных, второе видение обуславливает влияние социального воздействия на формирование личности ребенка.
Считается, что весь период жизни человека является процессом развития, либо деградации. Само развитие происходит в любой деятельности, значимой для самого человека. Любым “топливом” можно считать разногласия внутри растущего человека, например, между его потребностями или перспективой их реализации. На раннем этапе взросления человека практически всегда род его деятельности определяется родителями. Из этого можно сделать вывод, что процесс воспитания — это один из главных и ведущих факторов формирования человека. Фазы развития личности. Существует три фазы формирования личности ребенка: Адаптация; Индивидуализация; Интеграция.
Адаптация. Адаптация человека, безусловно, это один из самых длительных процессов в течение всей его жизни, который начинается с самого рождения. В течение этого времени человек усваивает определенный социальный опыт, он старается приспосабливаться к окружающему миру и собственному, он пытается ему подражать.
В процессе адаптации человек перенимает различные общественные нормы и форма деятельности, при этом стоит помнить, что если ребенок в группе попытается показать свою индивидуальность, то, возможно, он будет там не принят, поскольку изначально в такой социальной группе необходимо усвоить ее определенные принципы и нормы. У каждого в течение времени появляется необходимость быть похожим на других, именно в этом адаптация помогает каждому человеку акклиматизироваться в этом обществе.
Поскольку групповая деятельность много приятно сказывается на развитие и формирование личности ребенка, появлению у него каких-либо ценностей, принципов.
Индивидуализация. Даже несмотря на то, что мы пытаемся быть похожими на других, в каждом из нас постепенно просыпается желание отдаляться прочь от людей, и это может появляться абсолютно во всех сферах нашей жизни, неважно, будем говорить про свою профессиональную деятельность, либо же, про свое поведение, выбора одежды, речевых способностей и так далее.
Если же у ребенка получилось адаптироваться к тому социуму и той группе, в которой находится, то постепенно он понимает, что его индивидуальность теряется, ему хочется выделяться на фоне остальных людей, и именно для этого он начинает использовать свои внутренние ресурсы, чтобы не потерять свою индивидуальность.
Интеграция. Почти каждый человек на нашей Земле хочет найти свое место в обществе. И интеграция человека с обществом происходит легко, если у него получается перенять все нормы и те принципы, которые в этом обществе установлены, чему способствует адаптации его в течение всей своей жизни.
Если же адаптация не удалась и интегрироваться в общество не получилось, то это может вызвать противоречие между человеком, индивидом и тем обществом, в котором он хотел интегрировать. Поскольку его индивидуальные навыки, качества культуры и прочее не совпадают с теми же терминами внутри этого общества.
Различные психологи не раз выдвигали ряд теорий, которые можно объединить одной основной мыслью: природные данные, жизненный опыт и осознание себя является основой формирования личности. Само формирование личности начинается в детстве.
Существуют внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие. Темперамент является внутренним фактором, а окружающая среда, социальное положение, данное воспитание и даже непосредственный отрезок времени истории является внешними факторами. Большинство специалистов подтверждают огромное влияние генетики на личность. При рождении природа наделяет младенца чертами характера или потенциальной одаренностью обоих родителей (сразу двух родов), при этом давая лишь основу для развития личности. Это значит, что ребенок не получит тех же качеств и отличий, что и его родители, но они послужат фундаментом развития человека.
Все люди, взрослеющие в равных условиях, становятся уникальными и показывают абсолютно разные качества, воспитанные в них в разное время. Это доказывает важность значимости биологического фактора, а тот, в свое время, являются одной из основ формирования личности.
Следующей, немаловажной ступенью развития человека является-социализация. Да, как мы уже заметили, развитие человека происходит поэтапно. Пример родителей и воспитание человека влияют на восприятие мира. Существует весьма популярное мнение, что ключевое влияние на развитие человека в целом оказывают родители. Для каждого ребёнка очень важны взаимоотношения между родителями, зачастую и между другими родственниками. Непосредственное отношение семьи к ребёнку, окружающий мир и другие аспекты являются опорными точками развития тех или иных качеств.
Развитие самоконтроля является важной составной частью воспитательного процесса. В число основных компонентов самоконтроля входят:
1) готовность к полному погружению в свою деятельность, внимание к ней и к её результатам
2) систематическое наблюдение за собственными действиями, анализ их и своевременная коррекция при необходимости
3) готовность к установлению причинно-следственных связей положительных или негативных результатах деятельности с особенностями собственной личности, с собственным поведением и взаимодействием с окружающими.
В ходе оценки успешности либо недостаточного развития самоконтроля руководствуются следующими критериями
1) моделирование ситуации, в которое будет осуществляться действие, определение всех необходимых условий,
2) планирование своей деятельности, составление стратегии,
3) контроль за исполнением
4) оценка результатов деятельности
5) анализ и коррекция.
В работе с обучающимися выделяют следующие компоненты самоконтроля:
1. самостоятельное определение цели, определение конечного результата деятельности, на который направлено достижение цели ;
2) сравнительный анализ собственных результатов деятельности с заранее определёнными;
3анализ и определение основных совершённых ошибок, выявление причин их совершения;
4) внесение необходимых изменений с целью к результатов
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на развитие человека. Поэтому, в первые годы жизни каждый человек перенимает большинство качеств и черт характера от тех людей, которые его окружаю. В дальнейшем личность человека может изменяться быть незначительно скорректирована, но именно в ранние годы закладывается «фундамент».
1.2. Развивающий потенциал уроков истории
При определении развивающего потенциала уроков истории нами были проанализированы материалы различных учебников, в которых определены возможности для использования различных методов и средств.
Учебник «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной показывает полную картину своеобразного пути становления России. Наряду с формированием понятий о политическом развитии России, авторы большое внимание уделяют развитию русской культуры, русских традиций. Это формирует познавательный интерес учащихся, их эмоциональную вовлечённость, гордость за свою страну и её историческое наследие. Всё это отвечает актуальным требованиям ФГОС, которые предполагают осуществление патриотического воспитания на уроках истории.
Учебник написан научным языком, при этом содержание доступно для восприятия учащихся. В нём имеются выдержки из исторических источников, что обеспечивает связь теоретического материала с реальной жизнью. Также чётко изложены основные понятия, необходимые для усвоения, согласно программе.
После каждого параграфа в учебнике представлены вопросы для учащихся. Они направлены на развитие личностных качеств учащихся: их умение рассуждать самостоятельно, излагать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.
Учебник под редакцией С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой издан в 2009 году в московском издательстве «Русское слово»; прошел экспертизу РАН и РАО в 2008 году и допущен Министерством образования и науки Российской Федерации. Соответствует Государственным образовательным стандартам. Учебник по истории России с древнейших времён до начала XVI века С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой является принципиально новым по своей теоретической основе. В отличие от других учебников, в нём большое внимание уделяется вопросам становления русской государственности, а также определяется роль православия для становления и развития русского государства. Особенностью данного курса можно назвать и то, что он показывает современным школьникам, что существование любого народа на земле основано на приоритете духовно–нравственных и культурных ценностей, которые являются фактором, определяющем будущее любой цивилизации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Источники
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 No1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] -https://fgos.ru/(Дата обращения 19.09.2022)
2. Текст историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] – URL: https://prooge.ru/oge/istoriya/259-istoriko-kulturnyj-standart-oge-po-istorii (Дата обращения: 06.11.2022)
3. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с
4. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — 5-е изд. — М.: Воениздат, 1988,— 367 с.
Научная историческая литература
1. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику К.А. Соловьева, А.П. Шевырева «ИсторияРоссии1801-1914» для 10 класса общеобразовательных организаций/ Л.Н. Алексашкина. -М.: Русское слово, 2016-105 с.
2. Гаврилов Б. И. Судьба и память // «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии. — М.: Институт российской истории РАН, 1999.
3. Исаев А. В. Чудо под Москвой. — М.: Яуза, 2019. — 448 с. (Война и мы)
4. Исаев А. В., Драбкин А. В. История Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. в одном томе. М., 2018. 576 с.
5. История России. Начало ХX - начало ХXI века. 10 класс : базовый уровень: учебник / А. В. Шубин, М. Ю. Мягков, Ю. А. 120 Никифоров |и др.]; под общ. ред. В. Р. Мединского. - Москва: Просвещение, 2021. - 431, [1] с.: ил., карты
6. Мягков М. Ю. Все о великой войне. М.: Алгоритм, 2015.
7. Некрасов В. П. В окопах Сталинграда. М., 2009. 461 с.
Методическая литература
1. Абрамова, Т.А. Социально-психологическая адаптация младших подростков в условиях внедрения ФГОС ООО // Категория "социального" в современной педагогике и психологии. материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др.. 2013. С. 127-131.
2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
3. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
4. Баранова, Л. В. Проектная деятельность на уроках истории // Альманах мировой науки. 2015. № 2-2 (2). С. 81-82
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
6. Берсенева Х.Ю. Преподавание истории российской дипломатии как средство правового воспитания учащихся // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции: Актуальные проблемы образования: позиция молодых. -Челябинск, 2017. -С.213-214.
7. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
8. Васильев, В. П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. П. Васильев. – М. : Педагогика, 2000. – 180 с.
9. Герасимчук, Г.В. Реализация проблемного обучения посредством метода проблемного изложения в условиях перехода на ФГОС ООО // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. ООО "Ар-Консалт". 2014. С. 22-23
10. Гончарова, Н.В Межпредметные связи истории и обществознания // Развитие образования в России: проблемы и перспективы. сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции . 2017. С. 54-60.
11. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
12. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
13. Громова, Л. А. Проектная деятельность школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
14. Гудкова, Т. В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. № 1. С. 116-119
15. Гудкова, Т. В. Творческая реконструкция исторического прошлого в проектной деятельности учащихся на уроках истории в 7-м классе // Историческое образование. 2014. № 2 (2). С. 154-159.
16. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. – М.: Мозаика –Синтез, 2006. – 168с.
17. Донских, Е.С. Научно-методическая работа в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО // Амурский научный вестник. 2013. № 3. С. 33-39.
18. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Ю.А. Ермизина. - Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1107-1113.
19. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
20. Коган, В. З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии / В. З. Коган // Некоторые проблемы личности. М., 2015. С. 131-145
21. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
22. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
23. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева. – М. : Начальная школа, 2006. – № 1, 2006. – 38 с.
24. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
25. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
26. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
27. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
28. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. – 164 с.
29. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
30. Матяш, Н. В. Проектная деятельность школьников: Книга для учителей среднего звена / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко – М. : Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
31. Минина, М.Х. Мультимедийные технологии на современном уроке истории // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 144-149.
32. Митрахович, О.А. Уроки по современной истории в старшей школе // Преподавание истории в школе. 2006. № 5. С. 58-66.
33. Морозова, Н.П. Организация здоровьесберегающего подхода в обучении в рамках реализации ФГОС ООО // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. С. 96-97.
34. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
35. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся // Global Scienceand Innovations 2018. Materials of the International Scientific Conference. Евразийский центр инновационного развития DARA. 2018. С. 377-381.
36. Несмелова, М.Л. Реализация требований ФГОС в новых учебниках истории // Преподавание истории в школе. 2014. № 1. С. 14-17.
37. Ромашина, Е. Ю. К. Д. Ушинский. «Методы наглядного обучения и умственного развития» // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 145-149.
38. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
39. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.
40. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
41. Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся 5-8 лекции / М. А. Ступницкая. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2009. – 57 с.
42. Уваров, Т.И. Институциональная модель индивидуализации образования в основной школе в аспекте внедрения ФГОС ООО // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 70-77.
43. Федькина, О.Н. Групповая работа на уроке как средство обучения сотрудничеству в условиях введения ФГОС ООО // Философия отечественного образования: история и современность. сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией П.А. Гагаева. 2014. С. 195-198.
44. Фролова, Н. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Н. А. Фролова. – М. : Начальная школа, 2008. – № 7. – 96 с.
45. Чиркова, С.С. К вопросу об использовании межпредметных связей истории и русского языка при изучении лексики и фразеологии // Язык в различных сферах коммуникации. Материалы II Международной научной конференции. Составители Т.Ю. Игнатович, Ю.В. Биктимирова. 2016. С. 251-252.
46. Шапарина, О.Н. Реализация требований ФГОС к предметным результатам в современных учебниках истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 5. С. 5-11.
47. Шапарина, О.Н. Сочетание игровых заданий и межпредметных связей на современном уроке истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 2. С. 34-40.
48. Шиян, С.В. Метапредметный подход в предметной области «Искусство» в условиях реализации ФГОС // Дела и дни: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Е.И. Соловьевой. Под редакцией В.А. Зверева. 2017. С. 216-220.
49. Якунчева, М.Г. Особенности работы с учебником истории в условиях реализации ФГОС ООО // ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 144-146.
50. Якушкин, И. С. Проектная деятельность в формировании универсальных учебных действий на уроках истории // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.И. Левина. 2015. С. 86-89.