Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные тенденции моды отражают динамику культуры, что позволяет наблюдать часто смену стилей. Такое явление как полистилизм в моде отображает полистилизм культуры и общества.
Каждый стиль неповторим, своеобразен, самодостаточен и тесно связан с культурой и обществом. Понятие стиль можно определить как специфическую комбинацию выразительных средств, существующих в данном культурном контексте. Стиль в моде - это специфическая комбинация выразительных средств, используемых для обозначения принадлежности к общности носителей ценностей.
В любой период своего развития мода в той или иной степени сочетает ретроспективные и прогрессивные, новаторские идеи. Ретроспекция всегда связана с некоторой долей стилизации художественных форм, использованием элементов исторических стилей, историко-культурными аллюзиями, ассоциациями.
Будучи важным явлением культуры, мода находит свое выражение в вербальных средствах, закрепленных в сознании носителей языка. Исследование вербализации концептов, объективирующих моду на внешний вид, в художественных текстах способно воссоздать образ эпохи, представленной на страницах романов. Более того, освещая одну из социальных сфер современного героя – атрибутику внешнего вида, концепты, вербализующие моду, связаны с отражением ценностного принципа, лежащего в основе выбора и подбора одежды, обуви, аксессуаров и т.д. Не случайно именно моде принадлежит главенствующая позиция в установлении ценностных ориентиров, ведь, являясь фактом культуры, мода обладает огромным ценностно-формирующим потенциалом.
Являясь социокультурным концептом-регулятивом, мода включает в себя правила поведения. Мода всегда выражается в оценочной или конкретно- чувственной форме, устанавливая свою связь над людьми. Другой способ выражения происходит через показ того, как надо одеваться, причесываться, двигаться, либо через обнаружение соответствия или несоответствия данному явлению. В последнем случае значит, что мода предопределяет не только границы, в которых должна оставаться личность как объект восприятия окружающих, но и относительное различие свойств индивида для окружающей социальной среды.
Цель работы - охарактеризовать концепт «мода» в языковой картине мира.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить феномен моды;
2) описать структуру и сущность моды в контексте культуры;
3) рассмотреть лингвокультурный концепт «мода» как предмет лингвистического исследования;
4) провести анализ концепта «мода» в языковом сознании и языковой картине мира.
Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из толковых, фразеологических и энциклопедических словарей, словарей синонимов и антонимов русского языка, а также тексты современной художественной литературы.
Объектом исследования является концепт «мода».
Предмет исследования: лингвокультурные характеристики концепта «мода».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Характеристики концепта «мода»
1.1. Интерпретация феномена моды
Жизнь современного человека невозможно представить без влияния моды. Следуем ли мы переменчивым тенденциям в одежде, поведении и обустройстве быта — зависит от каждого из нас. Но так или иначе человек, живущий активной социальной жизнью в начале XXI века, если и не пускается во все тяжкие для того чтобы идти в ногу со временем, то хотя бы краем глаза наблюдает за новыми веяниями эпохи.
Тема моды является предметом размышлений многих исследователей, писателей и общественных деятелей. Историческое развитие интереса учёных к явлению моды происходило неравномерно. Обсуждение, обобщение широкого круга проблем обычно затрагивает вопросы социального значения.
Но что же мы имеем в виду, когда говорим «мода»?
Слово «мода» тождественно французской транскрипции «Mode». Это объясняется единством происхождения от латинского «modus»-Mepa, правило, предписание, способ, образ. Для французского языка характерно использование слова «мода» в значениях «способ» и «образ». В английском языке также существует слово «mode», но основным словом для обозначения феномена моды служит «fashion» (высокий вкус, приличия). Близким к этому значению является слово «vogue». Кроме того, в английском языке мода обозначается словами «fad» (причуда), «fancy» (склонность, пристрастие) и «craze» (общее увлечение, мания).
В русский язык слово «мода» пришло в эпоху Петра I в значении «образец», «манер». В процессе распространения оно входит и в крестьянский язык. В различных диалектах «мода» трансформируется в слово «модник», «модиться», «модёна» и т.д. В ХVII-XIX в.в. в разных языках это слово интерпретируется с позиций феномена обычая. Так в словаре В. Даля мода определяется как «ходячий обычай».
Свободная интернет-энциклопедия Wikipedia Wikipedia, правом редактирования которой обладает каждый пользователь Сети, определяет моду как «общий термин для обозначения текущего популярного стиля или социальной практики, который относится в большей степени к одежде, обуви и аксессуарам». Термин «мода» включает в себя фэшн-индустрию (как феномен, появившийся в конце XIX века), модные издания (как раздел журналистской практики, специализирующийся на освещении событий в мире моды) и особые отношения в вопросах авторского права дизайнера (которые определяются не столь жесткими рамками, в отличие от мира музыкальной индустрии и литературы, поскольку заимствование чужих идей в данном случае не является плагиатом, а скорее классифицируется как источник вдохновения) . Определение, данное в статье из Википедии, хорошо иллюстрирует восприятие моды в сознании обывателя.
Феномен моды широко исследуется в рамках различных социогуманитарных дисциплин, таких как философия, психология, социология, культурология, искусствоведение, межкультурная коммуникация и др. Однако, представляя собой сложное, многогранное явление, мода может и должна изучаться в рамках междисциплинарного подхода.
Каждая из указанных дисциплин имеет свой предмет и по-своему определяет моду. Так, философы размышляют о моде преимущественно с целью решения других, не относящихся к исследованию моды как отдельного феномена задач – критики социально-культурных реалий, индивидуализма, предрассудков и т. п. Например, Б. В. Марков, рассматривая процесс музеефикации как форму реализации позитивизма с его стремлением к чистой фактичности, подчеркивает, что именно мода выступает средством преодоления музеефикации, т. е. стирания специфики современности: «Мода жестока… она расчищает путь новому и требует уничтожения старых вещей» .
В рамках социологии мода причисляется к одной «из форм, одному из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового или массового» . Таким образом, социологическая трактовка моды акцентирует внимание на внешних аспектах феномена моды, т. е. рассматривает ее в контексте собственной предметности, без учета внутренних характеристик и закономерностей.
В культурологии мода тематизируется в более широком смысле. А именно, она исследуется в различных контекстах, причем не как средство прояснения других вопросов, а как отдельный феномен. В результате моду определяют как «подражание образцу, удовлетворение потребностей в социальной опоре», так как «наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в различии, выделении из общей массы» . Другое определение, данное в рамках культурологического дискурса, подчеркивает, что «мода – одна из массовых форм коммуникации, своеобразие которой заключается в периодическом изменении интереса, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп по отношению к части собственных традиций, обычаев, привычек, изменений, происходящих под влиянием смены социальных, психологических и физических условий жизни» .
В искусствоведении мода рассматривается как антитеза творчеству, как препятствие, которое должен преодолеть художник, музыкант или поэт, чтобы реализовать свой замысел. Так, известный композитор и теоретик искусства Н. К. Метнер утверждал, что «мода существовала всегда и во всех областях, но мода на моду в искусстве появилась только в наше время» . Согласно Метнеру, «мода на моду» свидетельствует о деградации искусства, а значит, критика моды представляет собой необходимое условие творческой деятельности человека. Подобные мысли высказывает и М. А. Лифшиц, критикуя модернизм в искусстве и характеризуя его как «погоню за современным вкусом» .
На сегодняшний день все еще не существует единого определения понятия «мода». В процессе исследования моды достигнуты некоторые конструктивные решения, а также определен понятийный инструментарий для анализа этого феномена. Ученые оперируют такими понятиями, как «традиция», «мода», «стиль», «костюм», «стилевые прототипы», «полистилизм» и пр.
По мнению профессора истории искусства Йельского университета Нэнси Трой, «в начале XX века гуманитарные науки не видели моду в качестве предмета исследования.
Само понятие моды трактовалось как поверхностное, мимолетное, представляющее интерес лишь для женщин явление» .
И. Богардус рассматривает явление моды с точки зрения социальных детерминант развития человека . По его мнению, мода-это результат социальной активности. Социальными мотивами, по И. Богардусу, являются: стремление к риску, обновлению, прогрессу, более высокому статусу. И. Богардус отмечает, что функционирование канала «человек-социум», преломляясь через феномен моды, порождает целый ряд проблем. Во-первых, рост экономических затрат. Учёный подчёркивает, что модная женщина имеет запредельную стоимость. Во-вторых, проблема деспотической власти моды над женщинами.
«Женщины часто сбиваются с ног в поисках наряда, который одновременно был бы и модным и подходил по индивидуальным критериям. Ежегодно женщины расходуют огромное количество энергии, следя за изменением форм и деталей одежды. Ровно столько, сколько хватило бы для успешных и длительных выступлений в спортивных соревнованиях за Лигу наций» . Третью проблему исследователь видит в слишком частой смене моды: негативные эмоции по отношению к старой моде мешают эстетическому восприятию. В результате чего модным может стать вульгарное. Подчёркивается иллюзорный характер моды: например, она поддерживает статус личности. И. Богардус отмечает, что все усилия нивелировать деспотизм и тиранию моды через создание общественных институтов безрезультатны. Автор видит прямую взаимосвязь между характером изменений моды и динамикой социальных процессов.
Ускорение процессов функционирования моды происходит, по И. Богардусу, с развитием средств сообщения, конкуренцией, способов массового производства.
Таким образом, проблемы, обозначенные И. Богардусом, выявляют оппозиции «мода-личность», «мода-общество», «новая мода- старая мода». Трудность научной разработки состоит в наслаивании противоречий, что затрудняет процесс их формулировки.
Исторические теории также затрагивают широкий круг проблем. Диапазон факторов, влияющих на ход истории, включает в себя климат, развитие торговли, политические события, новации в области идеологических течений и т.д. Однако, перманентность влияния событий носит весьма релятивный характер. Например, с одной стороны, в истории можно легко обнаружить эффект трансформации костюма в результате войн, но также легко можно привести и обратные примеры.
Подобные алогизмы мешают установлению прямой взаимосвязи между модой и влиянием исторических событий. При исследовании встаёт проблема относительного характера войны и мира, т.к. затруднительно обнаружить эпоху, которая могла бы быть названа абсолютно мирной. Трудно установить однозначную разницу между "модой воюющих и невоюющих стран.
Определённое влияние на развитие моды оказывает торговля, в частности импорт новых материалов. Такой же относительный характер носит взаимосвязь моды и случайности: мода может возникнуть в результате случайности, но и случайность может оказаться в моде. Взаимосвязь между модой и событиями, порождёнными инфляционными процессами, исследовались А. Лавером. Он пишет: «Существует один весьма курьёзный факт в истории человечества, заслуживающий значительно большего внимания, чем ему было уделено со стороны социальных психологов. Последние считали, что исчезновение корсетов всегда сопряжено с двумя взаимосвязанными феноменами - беспорядочными половыми связями и инфляцией валюты. Отсутствие корсетов, нездоровая финансовая система и всеобщая моральная распущенность, с одной стороны, и, наоборот, корсеты, крепкая валюта, престижность роскошной кокотки, с другой, все это кажется нормой» . И в этом случае можно привести аргументированные примеры за и против высказывания А. Лавера. И это, пожалуй, является главной проблемой создания теории моды в зависимости от исторических событий.
Причиной возникновения моды называется также идея трансформации, зарождающаяся в сознании. Г. Тард на основе анализа французского костюма приходит к выводу, что сознание, как продукт общественного бытия человека, формирует определённый социальный климат эпохи. Большой акцент при таком подходе делается на сознании женщины. Сознанием мужчины при формировании модных стандартов обычно пренебрегают. Религия и национализм рассматриваются в качестве главных движущих сил изменения социального климата в обществе. Поэтому предполагается, что религиозные и национальные взгляды оказывают прямое влияние на историю костюма. Аномалии, возникающие при исследовании данного аспекта, не позволяют установить такую взаимосвязь механически. На то, что мода существует сама по себе, не ограниченная никакими идеологическими барьерами, указывает Г. Блумер: «Образцы модного поведения не зависят от каких-либо специальных моральных или социальных установок, мода в такой же мере свободна, как и идеология.»" .
Большинство представленных точек зрения указывают не на сущностные характеристики явления, а интерес исследователя к определённой проблеме.
Таким образом, феномен моды подменяется сходными явлениями, зависящими от её конкретного «прикладного» содержания. Так, в основе антропологической интерпретации лежит предположение о «естественных» стремлениях; присущих человеческой природе: стремление к разнообразию и отвращение к постоянству . В некоторых случаях стремления приобретают характер психологической необходимости. Распространённым примером служит сексуально-психологический подход. Мода в этом контексте трактуется как символическая сублимация полового инстинкта. Её история отождествляется с историей эротики и толкуется как социально-психологический документ культуры. Она рассматривается в качестве момента сексуального соревнования, связанного с рынком свиданий и замужеств. Поэтому женщина, следующая моде, воспринимается как сексуальная личность. Мода и этом случае формирует ансамблевое решение костюма, включая соответствующие аспекты внешней психодинамики. Движение форм костюма ассоциируется с движением эрогенных зон женского тела. Здесь мода отождествляется с явлением изменчивости женской, а иногда мужской одежды. Однако такой подход не объясняет универсального характера моды, т.к. влиянию моды подчиняются не только имиджевые характеристики, но и такие сферы культуры, где эротические мотивы не имеют существенного значения или вообще отсутствуют. Т.е. отрицается её действие в этих областях, что противоречит фактам. Безусловно, эротические тенденции могут стать модными. Но следует проводить принципиальные различия между модным и эротическим феноменами.
Другим случаем, когда механизм моды ставится в зависимость от содержания прикладных областей культуры, в которых он действует, является эстетическая интерпретация. Мода в этом случае понимается в разных смыслах: как проявление эстетического вкуса, канон красоты, художественно-эстетическая деятельность, как любознательность и поиск художественного решения. Смена модных форм, с этой точки зрения, происходит в результате эстетического износа ценностей моды. А сама она связывается с эстетическими потребностями.
Концепция моды как эстетического феномена доминирует в среде модельеров и искусствоведов. Эстетическая интерпретация получила широкое распространение в советской литературе. Учитывая особую популярность этой концепции, следует отметить некоторые её аспекты. Так, интерпретация моды как эстетического вкуса не объясняет распространение аэстетических форм и негативное отношение к эстетическим ценностям. Эстетический вкус, безусловно, существует, но это не объясняет присутствие моды в науке, технологии, религии, политике и т.д. Если предположить, что мода в этих областях функционирует по другим законам, то лишается смысла сама проблема моды как особого рода феномена. По-видимому, задача должна состоять не в дифференциации интересующего нас предмета на ряд независимых аспектов («эстетическая мода», «научная мода» и т.п.), а в интеграции общих законов функционирования единого феномена моды в самых различных областях культуры. При таком подходе мода, сохраняя свою объективную неэстетическую природу, может действовать и в области эстетики, не подменяя собой эволюцию эстетического вкуса. Разумеется, эстетическое может быть в моде, но не каждое проявление эстетического вкуса может быть отнесено к моде, так же как не всегда проявление моды соответствует требованиям вкуса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова // Избранные труды. Интегральное описание языков и системная лексикография. – Т.2. – М.: Шк. «Рус. яз. культуры», 1995. – С. 156 - 177.
2. Берсенева А. Азарт среднего возраста. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
3. Берсенева А. Антистерва. М.: Эксмо, 2007. 384 с.
4. Берсенева А. Все страсти мегаполиса. М.: Эксмо, 2011. 352 с.
5. Берсенева А. Нью-Йорк – Москва – Любовь. М.: Эксмо, 2012. 416 с.
6. Берсенева А. Полет над разлукой. М.: Эксмо, 2010. 448 с.
7. Берсенева А. Стильная жизнь. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
8. Берсенева А. Флиртаника всерьез. М.: Эксмо, 2010. 352 с.
9. Берсенева А. Яблоки из чужого рая. М.: Эксмо, 2011. 448 с.
10. Берсенева, А. Азарт среднего возраста: Роман. – М.: Эксмо, 2010. – 384 с.
11. Берсенева, А. Стильная жизнь: Роман. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.
12. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. С П б.: Норинт, 2000. 1536 с.
13. Введенская Т. Девушка с амбициями. М.: Эксмо, 2007. 352 с.
14. Введенская Т. Траектория птицы счастья. М.: Эксмо, 2008. 320 с.
15. Вильмонт Е. Н. Бред сивого кобеля. М.: Олимп; Астрель; АСТ, 2005. 252 с.
16. Вильмонт Е. Н. Гормон счастья и прочие глупости. М.: Астрель; АСТ, 2007. 301 с.
17. Вильмонт Е. Н. Крутая дамочка, или Нежнее, чем польская панна. М.: АСТ; Астрель, 2008. 316 с.
18. Вильмонт Е. Н. Нашла себе блондина! М.: АСТ; Астрель, 2004. 269 с.
19. Вильмонт, Е. Н. Бред сивого кобеля. – М.: Олимп: Астрель: АСТ, 2005. – 252 с.
20. Вильмонт, Е. Н. Гормон счастья и прочие глупости. – М.: Астрель, АСТ, 2007. – 301с.
21. Воркачев, С.Г. Вариативные и ассоциативные свойства телеономных лингвоконцептов: монография. - Волгоград: Парадигма, 2005
22. Гадышева, О.В. Интерпретация художественного текста // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-легию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - С. 212-213
23. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 2004.
24. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 324 с.
25. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.449 с.
26. Евсюкова Т. В. Лингвокультурологическая концепция «Словаря культуры»: дис. ... д-ра филол. наук. Нальчик, 2002. 04 с.
27. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М: Русский язык, 2000.
28. Зубкова Л.Г. Эволюция общей теории языка в свете его отношения к миру и человеку // Семиотика. Лингвистика. Поэтика. К 100летию со дня рождения А.А. Реформатского. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 47-56.
29. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. – СПб: ИГУП, 1998.
30. Карасик В. И. Языковая личность: культурные концепты: сборник научн. тр. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.
31. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2005. Т.1. 352 с.
32. Карасик В.И. Символические концепты // Лингвоконцептология. - Воронеж: Истоки, 2009. - Вып. 2. - С. 20-27
33. Карасик, В.И. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005.
34. Карасик, В.И. Языковые ключи. - Волгоград: Парадигма, 2007
35. Килошенко М. Психология моды. - Санкт-Петербург: Речь,2001
36. Концептуализация и смысл: сб. науч. тр. / АН СССР, Сиб. отделение, Ин-т истории, филологии и философии; отв. ред. И. В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 238 с.
37. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб, Златоуст, 1999. 320 с.
38. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Языки славянских культур, 2008. 232 с.
39. Крысин Л.П. Активные процессы в русском языке конца ХХ начала ХХI века // Современный русский язык. Активные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 13-32.
40. Крючкова Т. Б. Методы социолингвистических исследований. М., 1995. С. 162-190.
41. Леонтович, O.A. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. - М.: Гнозис, 2005.
42. Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. – М.: Изобразительное искусство, 1978.
43. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. – СПб: Алетейя, 1999.
44. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетра Системс, 2004. 256 с.
45. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938. 580 с.
46. Метнер Н.К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства). – Париж: YMCA PRESS, 1935.
47. Немец Г.П. Прагматическое параметрирование социолингвистики // Прагматика лингвосемантических интерпретаций в текстовых структурах // Москва-Сочи-Краснодар, 2004. С. 36-69.
48. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: Учебное пособие. – М.; Высш. шк., 1988. – 168 с.
49. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию. – СПб, 1999.
50. Попова З.Д., Стернин И.А. К методологии когнитивного анализа // Филология и культура: Материалы 3 - 1 междунар. конц / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Ч.2. – Тамбов: Изд - во Тамбов. гос. ун - та. 2001. – С. 18 - 23.
51. Радван, В.М. Этноспецифический регулятивный концепт «cool» в американской лингвокультуре: дис. ... канд. филол. наук. — Астрахань, 2008.
52. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М: Республика, 1998. 365 с.
53. Слышкин Г. Г. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сборник науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 18-26.
54. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
55. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. – М.: Академич. проект, 2001. – 990 с.
56. Стогов И. Клубная жизнь. Притворись ее знатоком. СПб.: Амфора, 2001. 95 с.
57. Стогов И. Мачо не плачут. СПб.: Амфора, 2006. 400 с.
58. Стогов И. Таблоид. Учебник желтой журналистики. СПб.: Амфора, 2005. 304 с.
59. Стогов, И. Клубная жизнь. Притворись ее знатоком. – СПб: Амфора, 2001. – 95 с.
60. Стогов, И. Таблоид. Учебник желтой журналистики. – СПб. Амфора, 2005. – 304 с.
61. Токарев Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии (На материале репрезентаций концепта «труд» в русском языке): монография. Волгоград: Перемена, 2003. 233 с.
62. Токарев Г.В. Дискурсивные лики концепта: Монография. – Тула, 2003.
63. Толковый словарь русского языка конца XX века: языковые изменения / под. ред. Г. Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. С П б.: Фолио-Пресс, 1998. 700 с.
64. Чернейко Л.О., Башкатова Д.А. Философско-лингвистический аспект изучения моды // Филологические науки, 2008. № 2. С. 86-96.
65. Черникова, Н.В. Лексико-семантическая актуализация как средство отражения изменений в русской концептосфере (1985-2008 гг.): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2008. – с. 9
66. Чернокозов А.И. История мировой культуры, - Ростов - на - Дону: Феникс, 1995
67. Kawamura, Y. Fashionology: an introduction to fashion studies / Yuniya Kawamura. Oxford ; New York : Berg, 2005
68. Lehmann, U. Tigersprung: fashion in modernity / Ulrich Lehmann. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2000.
69. O’Brien, Gl. If It Makes You Think Is It Fashion? Gl. O’Brien //The revolution will be accessorized: BlackBook presents dispatches from the new counterculture / ed. by Aaron Hickling. New York: Harper Perennial, 2006. P. 39
70. Svendsen, L. Fashion: A Philosophy. London, 2006
71. Troy, N. J. Couture culture: a study in modern art and fashion / Nancy J. Troy. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2003. xi.
72. Wikipedia.org. — en.wikipedia.org/wiki/Fashion.