Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития внимания у детей 5 года жизни
1.1.Понятие внимания, его виды и свойства
1.2.Особенности развития внимания у детей 5 года жизни (в норме и с нарушениями развития)
1.3.Роль методических приемов и игровых технологий в развитии внимания детей 5 года жизни
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания у детей 5 года жизни
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация итогов исследования
2.3. Разработка программы развития внимания у детей 5 года жизни
Заключение
Библиографический список
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Очевидно, почему внимание находится считается одним из важных и популярных объектов изучения в педагогической науке.
Эффективный процесс познавательной деятельности невозможен без развитых навыков такого феномена, как внимание.
Увеличение информационных массивов, бурный рост количества контактов между людьми, экспансия форматов массовой культуры, ускорение темпа жизни – все эти процессы приводят современного человека к росту знаний, необходимых для жизни.
Развитость уровня произвольного внимания, умения управлять им и обладать устойчивой памятью являются одним из главных факторов успешности дальнейшего обучения.
В этой связи воспитателям, работающим с детьми в дошкольной образовательной среде, важно понимать важность этой деятельности и понимать особенности тренировки внимания.
Внимание и его сопутствующие характеристики в целом являют собой развитую произвольную регуляцию эмоциональных состояний и поведения.
Данные компоненты, в том числе, отражены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [26].
В изменившихся социально-общественных форматах ребята в возрасте 5 лет осваивают и реализуют те или иные требования и обязанности, которые предъявляет к ним общество.
Внимание, усидчивость, целенаправленность, самостоятельность, умение контролировать свои действия и эмоции – все эти качества важны для развития детей, а пятилетний возраст является наиболее благоприятным для формирования этих навыков.
Для комплексного развития этих навыков важно тщательно продумать программу игр и мероприятий для детей.
Наиболее эффективным инструментом формирования тех или иных умений и навыков у дошкольника 5 лет является игровая деятельность. Именно игровой формат считается ведущим форматом познания мира и себя в этом возрасте.
При этом для формирования у детей 5 лет внимания отобранные игры должны быть более сложными и структурными, в частности – содержать определенные правила и инструкции. Их ребенок должен придерживаться в своих действиях и стараться выполнить.
Кроме внимания, посредством игр с правилами у ребят получают развитие другие высшие психические функции, такие как память, мышление, воображение, а также компоненты эмоционально-волевой части, такие как навык контролировать свои действия и эмоции, управлять ими и направлять их для достижения намеченной цели в необходимом ключе.
Про позитивное влияние на развитие детей и оформления у них необходимых качеств эмоционально-волевой сферы, в том числе внимания, неоднократно указывали в своих работах выдающиеся педагоги и ученые нашей страны - Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и другие.
Вместе с тем, несмотря на огромное количество различных педагогических разработок в этой области, возможности применения и благоприятные педагогические факторы использования игр с правилами как средства формирования у детей 5 лет внимания и его основных характеристик, остаются недостаточно изученными.
Этот факт становится приоритетным для определения перспективности и актуальности исследуемой нами педагогической проблемы.
В этой связи нами выявлено определенное противоречие: между необходимостью формирования внимания у детей 5 лет и недостаточным применением возможностей игровых форматов в работе и игр с правилами для реализации поставленных задач и достижения необходимых результатов в процессе работы с ребятами 5 лет, входящими в экспериментальную или контрольную группу для осуществления данного процесса.
На основании выявленного нами противоречия мы обозначили проблему нашего изучения: в чем состоит потенциальная часть использования игр с правилами в формировании внимания у детей 5 лет.
Таким образом, основным форматом овладения навыками разных видов внимания является игровой. С нашей точки зрения такой формат приведет к более успешному процессу обучения.
Цель выпускной квалификационной работы:
Проектирование и апробация программы, ориентированной на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Исследовать научные, специальные, психолого-педагогические труды по данной тематике.
2. Исследовать главные аспекты понятия «внимание», определить его виды и основные свойства.
3. Выявить специфику развития внимания у детей 5 года жизни (в норме и с нарушениями развития).
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровней развития внимания у детей 5 года жизни.
5. Разработать программу по развитию внимания у детей 5 года жизни с помощью упражнений и подвижных игр.
6. Апробировать реализацию программы по развитию внимания у детей 5 года жизни с помощью упражнений и подвижных игр.
Объект исследования - процесс развития внимания у детей 5 года жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Айсман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] / Р.И. Айсман, Н.Ф. Лысова. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва. Издательство ИНФРА-М., 2014. – 352 с.
2.Батюда М. Б., Княсева Т. Н Возрастная психология: учебное пособие. – Логос, 2011.
3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2015. – 387 с.
4.Большой психологический словарь / Сост.и общ.ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко, - Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
5.Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. – 2000.
6.Боротовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бородовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
7.Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. М., Педагогика, 1920.
8.Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. – № 3. – с. 121 – 128.
9.Гальперин П.Я. К вопросу внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. с. 33-38.
10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов СПУЗ - М: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.
11.Козловский О.В. Развитие внимания: 19 простых заданий [электронный ресурс] / О.В. Козловский. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2004/07/15/razvitie_vnimanija_19_prostykh_uprazhnenijj.ht m
12.Мадюгин И.Ю., Ахкоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание ребенка: Книга для детей и их родителей. - М.: «Эйдос», - 1993.
13.Мирошниченко С.В. Развитие внимания детей дошкольного возраста с помощью специальной игровой деятельности// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
14.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
15.Осипова А.А., Малажинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 104 с.
16.Павлов И.П. Двадцатилетний опыт формального изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М: Наука, 1973 - 661 с.
17.Панфилова М.А. Игротерапия коммуникации, тесты и коррекция игры: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Гном - Пресс, 2002 – 160 с.
18.Петраков А.В., Тевина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ: Питер, 2002 – 720 с.
20.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.
21.Самоучкина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - Ярославль.: Академия развития, 2002 - 208с.
22.Смирнова Е.О., Белошистая А.В., Монина Г.Б. Развитие личности ребенка от пяти до семи лет. М.: Генезис, 2010.
23.Урундаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: занимат. дидактич. задания для детей ст. дошк. возр.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с. [12, 67-85]
24.Урундаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся СПУЗ. - М.: «Академия», 1996. – 336 с.
25.Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.
26.ФГОС Дошкольное образование [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 05.01.2023).
27.Физиологические базы внимания. Развитие внимания у детей и подростков / Казань, КФУ, 2017. - 35 с.
28.Хухлаева Д..В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. уч-щ. / Д.В. Хухлаева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208 c.
29.Черемужкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997 - 224 с.
30.Щербатых Ю.В. Общая психология: СПб.: Питер 2008 – 272 с.
31.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. 156 с.
32.Энциклопедия по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. С. Ю. Циркиной. – СПб.: Питер, 2021. – 896 с.