Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, развитие науки заметным образом обогатило знания о крови, ее особых функциях, а также роли всех ее составных частей, которые обеспечивают жизнедеятельность организма человека. Это способствовало пониманию, что кровь выступает в качестве особого транспортного средства, способствующего поступлению питательных веществ именно к каждой клеточке человеческого организма и, одновременно, она уносит продукты жизнедеятельности данных клеток. Кроме этого, компоненты крови ведут борьбу с микроорганизмами, которые попадают в организм, принимают участие в остановке кровотечения. Кровь является составной частью внутренней среды нашего организма, которая на постоянной основе поддерживает постоянство базовых биохимических и физиологических параметров, а также обеспечивает гуморальную связь непосредственно между органами и системами. Поэтому изучение системы крови весьма значимо в оценке функционального состояния человека в общем и его частей, в осуществлении диагностики многих заболеваний, а также различных патологических состояний.
Во-вторых, понимание множественных функций крови возможно только на основе пристального изучения как строения, так свойств ее основных компонентов – то есть форменных элементов крови и плазмы, получения знаний о нормах показателей крови, что является значимым для любой специальности. Тем не менее, в рамках школьного обучения вопросам крови и ее функциям в организме человека уделяется недостаточно пристальное внимание.
В-третьих, значимой составной частью педагогической деятельности школьного педагога выступает именно внеурочная деятельность по естественнонаучным предметам. Именно она позволяет развить у учащихся интереса к определенной теме, а также сформировать у них потребность ее пристального изучения.
Таким образом, необходимость знаний особенности крови и ее компонентов и их функций в человеческом организме, недостаточно широкое раскрытие этой темы на уроках биологии, а также широкие возможности для более глубокого ее изучения внеурочной деятельности, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Разработка внеурочных занятий в школе по теме: «Изучение химического состава крови и его значение для организма человека»» актуальным.
Целью исследования: на основе изучения теоретических основ разработать внеурочные занятия для общеобразовательной школы по теме: «Изучение химического состава крови и его значение для организма человека».
Задачи исследования:
- дать общую характеристику химическому составу крови и его значение для организма человека;
- изучить возможности внеурочной деятельности для изучения тем естественнонаучного цикла;
- выявить методы и приемы изучения во внеурочной деятельности состава крови и его значение для организма человека;
- диагностическим путем определить уровень знаний школьников о составе крови и его значение для организма человека;
- разработать методические основы системы внеурочных занятий в школе по теме «Изучение химического состава крови и его значение для организма человека»;
- разработать блок внеурочных занятий в школе по теме «Изучение химического состава крови и его значение для организма человека».
Объект исследования – изучение химического состава крови и его значение для организма человека в школе.
Предмет исследования – особенности организации и проведения внеурочных занятий в школе по теме «Изучение химического состава крови и его значение для организма человека».
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи:
1) Н.Н. Алипов, А.В. Бабина, В.А. Лавриненко, В.Г. Михайлов, Г.И. Назаренко, А.Б. Полетаева, О.Н. Полозюк и др., объектом изучения которых стал химический состав крови и его значение для организма человека;
2) Р.И. Айзман, О.В. Воробъева, И.С. Елизарова, Н.А. Заграничная, А.Ф. Каюмова, В.Н. Латчук, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин, Г.А. Саттарова, Н.В. Третьякова, В.С. Тубчинова и др., особое внимание уделивших формированию естественнонаучных знаний в общеобразовательной школе;
3) Е.А. Востокова, Д.В. Григорьев, А.А. Гринкина, А.В. Гурьев, Н.С. Кабарда, Т.Н. Калуцкая, О.Е. Лебедева, О.В. Петунин, Т.Е. Ратова, П.В. Степанов и др., раскрывающие отличительные особенности и технологии внеурочной деятельности.
Методика исследования включает в себя следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных материалов; педагогическое наблюдение; беседа; контрольные испытания; опрос; метод систематизации и логической группировки выявленной информации.
Базой исследования стало МДОУ СОШ № 44. Общий объем выборки составил: 40 учащихся старшего школьного возраста – учащиеся 9 классов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения химического состава крови и его значение для организма человека
1.1 Химический состав крови и его значение для организма человека: общая характеристика
Кровь, лимфа, а также тканевая жидкость формируют собой внутреннюю среду организма, которая омывает практически все ткани и клетки и тела. При этом внутренняя среда отличается именно постоянством свойств и состава, что важно для нормальной жизни клеток.
Кровь – это жидкая ткань, являющаяся одной из разновидностей соединительной ткани. В качестве ткани кровь обладает следующими спецификами:
1) практически все ее главные части формируются непосредственно за пределами сосудистого русла;
2) в крови межклеточное вещество ткани жидкое;
3) в постоянном движении находится основная часть крови.
Функции крови: транспортная, то есть питательная, дыхательная, экскреторная, регуляторная, то есть терморегуляционная, гомеостатическая, защитная, то есть иммунная, гемостаз [2].
В организме взрослого человека общее количество крови в норме составляет 6–8% от массы тела (это примерно 1/15 массы тела), то есть у человека, который весит 70 кг – порядка 5–6 литров. Примерно 50% от общего объема крови находится в депо (это селезенка, печень, а также в сосуды кожи). Иными словами, объем циркулирующей крови составляет около 2–3 литра.
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. При этом объем плазмы составляет порядка 55–60% от объема всей крови, при том, как 40–45% приходится непосредственно на долю форменных элементов.
В свою очередь форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты, а также тромбоциты. Основная функция эритроцитов – это транспортная (то есть благодаря им осуществляется перенос углекислого газа и кислорода и). в свою очередь лейкоциты и тромбоциты играют защитную функцию. То есть лейкоциты принимают участие в иммунных реакциях, при том, как тромбоциты участвуют в остановке кровотечения [13].
У мужчин в крови эритроцитов содержится 4,0 до 5,1×10¹² единиц на литр крови, при том, как у женщин – 3,7 до 4,7×10¹² в 1 л. Количество лейкоцитов в норме в 1 л крови колеблется где-то в пределах 4 × 10 9 / л до 1,1 × 10 10 /л.
У мужчин и женщин количество эритроцитов незначительно отличается.
В свою очередь тромбоциты – это такие кровяные пластинки, которые не имеют ядер. Их в крови содержится порядка 180–320 × 10^9 клеток на литр крови.
Плазма крови представляет собой полупрозрачную жидкость, которая на 90–92% состоит из воды, а также 8–10% сухого остатка. В качестве основных компонентов сухого остатка являются:
1) белки (примерно 7–8% от общего объема плазмы (либо же это 65–80 г/л));
2) электролиты (около 0,9% от общего объема плазмы; большая часть приходится на долю NаCl);
3) на долю всех остальных компонентов (мочевины, глюкозы, липидов и пр.) приходится меньше 1% [17].
На белки плазмы возлагается транспортная (к примеру, они служат переносчиками ряда гормонов, липидов, минеральных веществ, лекарственных препаратов, холестерина), а также трофическую функции, выступая в качестве резервуара для построения тканевых белков. Именно белки создают коллоидно-осмотическое давление, принимают участие в регуляции рН непосредственно за счет своих буферных свойств, они также обеспечивают вязкость плазмы, обладающей важным значением именно в поддержании артериального давления (АД). Также белки плазмы препятствуют оседанию эритроцитов, выступают в качестве факторов свертывания крови и как факторы иммунитета, выполняют креаторные связи. Наконец, белки плазмы выполняют ведущую роль в регуляции процесса образования тканевой жидкости, мочи, лимфы, а также всасывания воды [24].
Белки плазмы подразделяются на: глобулины (α1-глобулины, α2-глобулины, β-глобулины, γ-глобулины), альбумины, а также фибриноген (см. табл. 1).
Таблица 1
Белковые фракции плазмы крови
Белковые фракции Концентрация в плазме, г/л
Альбумины 33–55
Глобулины 20–36
α1-глобулины 1,4–3,0
α2-глобулины 5,6–9,1
β-глобулины 5,4–9,1
γ-глобулины 9,1–14,7
Фибриноген 2,0–4,0
Альбумины составляют порядка 4,5% всех белков. Они выполняют регуляторную и транспортную функции. Альбумины жирные кислоты, билирубин, тяжелые металлы, а также фармакологические препараты (к примеру, антибиотики). Также они поддерживают давление, вязкость плазмы, наконец, принимают участие в регуляции рН.
В свою очередь, глобулины плазмы составляют порядка 1,7–3,5% всех белков, которые при электрофорезе разделяются на фракции. Они выполняют различные функции: начиная от транспортной и заканчивая защитной. К примеру, α1-глобулины переносят гормоны коры надпочечников, липиды, тироксин; α2-глобулины транспортируют медь, липиды. Фракция β-глобулинов в себя включает липопротеиды. Возрастание содержания липопротеинов очень низкой плотности, а также (липопротеинов низкой плотности выступает в качестве одного из ведущих факторов процесса развития атеросклероза. В организме человека γ-глобулины в основном осуществляют защитную функцию. К такого рода соединениям относят антитела (это иммуноглобулины (Ig)) и ряд факторов свертывания крови [23].
В таблице 2 показаны классы иммуноглобулинов [23].
Таблица 2
Классы иммуноглобулинов
Класс Функции
IgG Особая гуморальная защита; активизирует систему комплемента. Вырабатывается в большом количестве в случае вторичного иммунного ответа
IgM Принимает участие в первичном иммунном ответе
IgA Препятствует адсорбции и адгезии микробов на слизистые оболочки. Барьерный иммуноглобулин
IgE Принимает участие в противопаразитарном иммунитете, а также в аллергических реакциях
IgD Это В-клеточные рецепторы развивающихся лимфоцитов, их функция изучена недостаточно. Эмбриональный иммуноглобулин
Кровь состоит из следующих основных компонентов.
Эритроциты, либо красные кровяные диски. Эритроциты составляют основную массу крови, а также определяют ее красный цвет. Это такие специализированные клетки, производят перенос углекислого газа и кислорода благодаря наличию в эритроцитах определенных дыхательных пигментов.
Эритроциты не имеют ядра; у них форма двояковогнутых дисков, диаметр которых составляет порядка 7,5 мкм (так называемый нормоцит). Следует указать, что лишение ядра в конечном итоге привело к тому, что эритроцит потребляет примерно в 200 раз меньше кислорода, нежели его ядерные предстадии (то есть нормобласты и эритробласты).
Эритроциты благодаря своей форме имеют большую способность к обратимой деформации при прохождении через достаточно узкие изогнутые капилляры. Такого рода форма увеличивает поверхность клетки и тем самым способствует уже более быстрой равномерной диффузии газов непосредственно через клеточную мембрану [31].
Мембрана эритроцитов (она является белково-липидной) избирательно проницаема. При этом через нее достаточно легко проходят вода, газы, ионы Н+, а также анионы ОН–, Cl–, НСО3–, однако она является малопроницаема для мочевины, глюкозы, ионов К+, Na+ и абсолютно непроницаемой для белков. Следует указать, что в эритроцитах ионов натрия больше, нежели калия (в плазме – все наоборот). Гликопротеины мембраны в себе содержат сиаловую кислоту, которая обеспечивает эритроциту электронегативный заряд. При этом мембрана несет определенную информацию о группах крови, а также тканевых антигенах.
Функциями эритроцитов являются следующие:
1) дыхательная – то есть это транспорт к тканям кислорода и транспорт от тканей к легким от тканей к легким углекислого газа;
2) транспортная – они переносят адсорбированные на их поверхности определенные питательные вещества непосредственно в виде биологически-активные вещества, аминокислотных остатков, а также обмениваются с плазмой крови липидами;
3) регуляторная функция – они участвуют в регуляции ионного равновесия плазмы, кислотно-щелочного равновесия, а также водно-солевом обмене организма;
4) защитная функция – принимают участие непосредственно в явлениях иммунитета, при этом адсорбируя различные яды, а также токсины, которые после этого разрушаются клетками ретикулоэндотелиальной системы; наконец, регулируют активность свертывающей системы крови;
5) ферментативная функция – эритроциты выступают в качестве носителей разного рода ферментов (карбоангидраза, холинэстераза);
6) обеспечивают необходимые креаторные связи, которые осуществляют межклеточные взаимодействия;
7) непосредственно за счет белков мембраны могут формировать антигены групп крови [34].
Следующий компонент крови – это лейкоциты. Лейкоциты играют ведущую роль в формировании иммунитета (то есть лимфоциты вырабатывают антитела, которые, собственно, и осуществляют клеточный иммунитет). Также лейкоциты наделены амебоидной подвижностью относительно к микробам, а также инородным телам, они способны к фагоцитозу, они выделяют некоторые значимые для защиты организма веществ, которые обладают антитоксическими и антибактериальными свойствами.
В лейкоцитах имеются разного рода ферменты (например, протеазы, диастазы, пептидазы, дезоксирибонуклеазы, липазы и др.).
В основном лейкоциты выполняют свои различные задачи в соединительной ткани разных органов, в отличие от других клеток крови, которые свои функции выполняют в сосудистом русле. Лейкоциты в русле крови циркулируют только на протяжении нескольких часов (примерно от 4 до 72 ч) непосредственно после выхода из костного мозга и иных иммунокомпетентных органов. Далее они, проходя через стенку капилляров, начинают расселяться по тканям. Лейкоциты в тканях могут находиться на протяжении многих дней.
В 1 л крови норме количество лейкоцитов колеблется в пределах 4–10×109/л. При этом численность лейкоцитов колеблется в прямой зависимости от функционального состояния, а также времени суток.
В числе функций лейкоцитов можно указать следующие:
1) защитная (это иммунные реакции и участие в процессах свертывания крови, а также фагоцитоз);
2) секреторная (они секретируют биологически активные вещества (простагландины, а также серотонин и др.);
3) ферментативная (то есть лейкоциты содержат ферменты, которые расщепляют разные вещества);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айзман, Р.И. Валеологическое образование и пути ее реализации / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2018. – 236 с. – Текст : непосредственный.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие / Н.Н. Алипов. – Москва, Практика, 2019. – 496 с.
3. Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональ-ной организации учебно-воспитательного процесса / Л.К. Великанова. – Но-восибирск, 2016. – 98 с. – Текст : непосредственный.
4. Воробьева, О.В. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе / О.В. Воробъева, Р.З. Хизбуллина, Г.А. Сатта-рова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26170 (дата обращения: 15.01.2023)
5. Востокова, Е.А. Интеграция урочных и внеурочных форм обуче-ния / Е.А. Востокова. – Текст : непосредственный // Интеграция образования. – 2004. – № 2. – С. 78 - 81.
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2014. – 142 с. – Текст : непосредственный.
7. Гришкина, А.А. Внеклассная работа как органическая часть си-стемы обучения / А.А. Гринкина. – Текст : непосредственный // Вестн. школы. – 1999. – № 3. – С. 14-17.
8. Гурьев, А.В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса / А.В. Гурьев. – Текст : непосред-ственный // Педагогика. – 2011. – № 5. – С.61–66.
9. Елизарова, И.С. Организация внеклассной работы по курсу «Ос-новы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: про-блемы и подходы / И.С. Елизарова. – Текст : непосредственный // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 13-19.
10. Заграничная, Н.А. Научный метод познания в школьном есте-ственнонаучном образовании: обучение химии и биологии / Н.А Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 1 (57). – С. 6-27.
11. Заграничная, Н.А. Роль научного метода познания в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся / Н.А. Заграничная // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: Астерион, 2018. – С. 94-98.
12. Здоровье и образование детей. – URL: http://www.mma.ru/library/online/academy/statistic.html?print=Y&SECTION_CODE=library %2Fonline %2Facademy %2Fstatistic. (дата обращения: 11.01.2023). – Текст : электронный.
13. Избранные вопросы физиологии крови : учебное пособие / М.И. Сусликова, М.И. Губина, С.Г. Александров. – Иркутск : ИГМУ, 2021. – 102 с. – Текст : непосредственный.
14. Кабарда, Н.С. Организация внеурочной деятельности школьников в системе профильного обучения с целью развития познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам / Н.С. Кабарда // Наука в перспективе. – 2018. – №3. – С. 21-33.
15. Калуцкая, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калуцкая. – Москва: Просвещение. 2011. – 186 с. – Текст : непосред-ственный.
16. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Мето-дика преподавания предмета: 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. – Москва: ВАКО, 2016. – 176 с. – Текст : непосредственный.
17. Лавриненко, В.А. Физиология крови для студентов КРИ: учебно-методическое пособие / В.А. Лавриненко, А.В. Бабина. – Новосибирск, 2015 – URL: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/10124/Lavrinenko%2CBabina_fiziol%20krovi-КРИ.pdf /, свободный (дата обращения 20.01.2023).
18. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планиро-вание и организация занятий в школе 5-11 класс: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – Москва: Дрофа 2015. – 188 c. – Текст : непосредственный.
19. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебеде-ва. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный
20. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе / Т.Н. Макарова. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 160 с. – Текст : непосредственный.
21. Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Методика преподавания / В.В. Марков В.Н. Латчук С.К. Миронов С.Н. Ванго-родский. – Москва: Просвещение, 2018. – 302 с. – Текст : непосредственный.
22. Мальков, О.А. Образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ / О.А. Мальков. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградск. Гос. Пед. ун-та. – 2019. – № 6. – С. 86-94.
23. Михайлов, В.Г. Тайны крови: монография / В.Г. Михайлов. – Москва: Знание, 2017. - 176 c. – Текст : непосредственный.
24. Назаренко / Г.И. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований / Г.И. Назаренко, А.А. Кишкун. – Москва, 2017. – 142 с. – Текст : непосредственный/
25. Никишов, А.М. Организация воспитания школьников / А.М. Ни-кишов. – Москва: Просвещение, 2015. – 210 с. – Текст : непосредственный.
26. Панчешникова, Л.М. Организационная работа в школе: метод. по-собие / Л.М. Панчешникова. – Москва: Просвещение, 2006. – 278 с. – Текст : непосредственный.
27. Пентин, А.Ю. Преподавание и изучение естественнонаучных предметов на основе подхода «наука как способ познания» / А.Ю Пентин // Преподаватель XXI век. – 2016. – № 1-1. – С. 73-80.
28. Пентин, А.Ю. Состояние естественнонаучного образования в российской школе / А.Ю. Пентин, Г.С. Ковалева, Е.И. Давыдова/– Текст : непосредственный // Вопросы образования. – 2018. – N°1. – С. 79-106.
29. Петунин, О.В. Учебная и внеурочная работа в классах естественнонаучного профиля / О.В. Петунин. – Москва, 2007. – URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193318014&archive=1196815145&start_from=&ucat=& (дата доступа: 15.01.2023)
30. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – Москва: Просвещение 2015. – 688 с. – Текст : непосредственный.
31. Полетаева, А.Б. Молекулярный состав плазмы крови и состояние организма человека в норме и патологии / А.Б. Полетаева, А.И. Труханов, А.В. Гречко // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реаби-литация. – 2019. – №2. – С.37-43. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molekulyarnyy-sostav-plazmy-krovi-i-sostoyanie-organizma-cheloveka-v-norme-i-patologii (дата обращения: 11.01.2023).
32. Полозюк, О.Н. Гематология : учебное пособие / О.Н. Полозюк, Т.М. Ушакова. – Песиановский : Донской ГАУ, 2019. – 159 с. – Текст : непо-средственный.
33. Ратова, Т.Е. Внеучебная воспитательная работа в школе / Т.Е. Ра-това. – Калинин: Изд-во КГУ, 2012. – 234 с. – Текст : непосредственный.
34. Состав крови. – URL: https://ivgma.ru/attachments/46862 (дата об-ращения: 11.01.2023).
35. Третьякова, Н.В. Педагогические условия формирования готовно-сти обучающихся к здравотворческой деятельности / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров. – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2015. – № 1. – С. 155–166.
36. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жиз-ни среди подростков / В.С. Тубчинова. – Улан-Удэ, 2017. – 170 с. – Текст: непосредственный.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897). – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата об-ращения: 14.04.2022). – Текст : электронный.
38. Физиология крови: учебное пособие / сост. А.Ф. Каюмова, О.В. Самоходова, Г.Е. Инсарова. – Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2019. - 76 с. – Текст : непосредственный.
39. Форменные элементы. – URL: крови https://lib.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/10124/Lavrinenko%2CBabina_fiziol%20krovi-КРИ.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.01.2023).
40. Худякова, H.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учебное пособие / Н.Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2018. – 202 с. – Текст : непосредственный.
41. Шамаридина, Т.В. Формируем учебно-познавательную компе-тентность учащихся / Т.В. Шамаридина. – Текст : непосредственный // Дирек-тор школы. – 2007. – №4. – С. 57 - 62.