Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение образования в процессе формирования сильного государства и развитого общества трудно переоценить. Образование выступает приоритетной областью современной государственной политики. Процесс обеспечения качественного юридического образования на сегодняшний день является будущим интеллектуальным потенциалом завтрашнего дня. От качества системы юридического образования зависит возможность поддержания уровня духовного и интеллектуального развития страны и общества. Как свидетельствует практика, важное значение и необходимость института образования учитывается всеми развитыми государствами и выступает важнейшей государственной функцией.
В последние десятилетия система юридического образования подвергалась значительным изменениям. Интенсивные темпы мировой глобализации призывают создавать единое образовательное пространство. Современными отличительными признаками образования теоретики называют такие важнейшие качества, как демократизация, которая проявляется в форме общедоступности высшего юридического образования и создании системы непрерывной образовательной деятельности.
Юридическое образование предполагает, что сочетаются теория и практика, так как такое образование связывают с усвоением общественных наук, предназначенных для исключительно деятельности практической направленности. В этой связи обучающиеся приобретают знания и умения: от изучения духа права, глубины его понимания, до вырабатываемых в ходе правовой подготовки умений видеть мельчайшие детали, принимать ответственные решения, которые касаются судеб людей. Помимо этого, юридическое образование является глубоким нравственным воспитанием, которое предполагает формирование у юриста общепринятых качеств нравственности и превращение требований этики в важнейшие жизненные принципы поведения.
Основываясь на зарубежном опыте подготовки юридических кадров в таких странах как Австралия, Англия, Голландия, Германия, Нидерланды, США, Франция, можно получить ответ на вопрос, что сделает возможным для студентов различных государств получить образование в других странах и при этом быть востребованными в различных европейских странах.
Первым является получение универсального правового образования, смысл которого заключается в том, что на юридических факультетах не происходит знакомство не с законом, а с правом как явлением в целом. В процессе обучения делается акцент на изучение правовых методов по толкованию, интерпретации, но не на конкретное содержание материального права. Ведущими юридическими школами при подготовке студентов большое внимание уделяется изучению «юридических методов», что дает возможность выпускникам легко ориентироваться в правовых системах различных государств. Европейской системой юридического образования осуществляется подготовка специалистов с глобальным мышлением, тех, кто глубоко понимает относительные, стабильные принципы и нормы, тех, кто знакомы с историческими предпосылками, судебными методами и имеют достаточное представление о взаимоотношениях права и общественной жизни. Безусловно, энциклопедические знания одной единственной правовой системы в настоящее время играют меньшее значение при построении практической работы юриста, чем нежели способность мыслить сверх юрисдикционных барьеров. Осуществить поиск фактов и осуществить их правовую оценку – именно этому учат студентов европейских юридических вузов, что обеспечивает им возможность на практике осуществлять решение любых сложных задач.
Во-вторых, большая роль в организации процесса обучения принадлежит интернационализация юридической подготовки юристов. Неслучайно в настоящее время говорят о том, что «те, кто заменит нынешних первокурсников на рынке труда, будут европейские юристы нового стиля», «будущие юристы и студенты, оглядываясь на нашу юридическую подготовку, будут улыбаться, считая его в значительной степени провинциальным».
В развитии системы юридического образования современной России в настоящее время можно обозначить две концептуальные модели его развития: классическая и специализированная. Реализация классической модели осуществляется на базе юридических факультетов, которые выступают структурными звеньями университетов, разнопрофильных (государственных/негосударственных) институтов. В подобных учебных заведениях, как правило, в образовательном процессе учебные планы насыщены дисциплинами по выбору, которые отражают специфику и региональные черты практики в сфере юриспруденции. Специализированное образование характеризует такая черта как более углублённая подготовка по отдельным профильным дисциплинам, проведение конкретных исследований в рамках написания курсовых и дипломных работ, которые соответствуют практике профессиональной деятельности и т. д. Специализированная подготовка студентов в стране осуществляется следующими образовательными учреждениями: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Российская академия правосудия, Российская академия адвокатуры и нотариата (Институт) и др.
Значительную часть письменных документов, которые сохранились в Европе со Средних веков, можно отнести к правовым документам. Это грамоты, приказы, завещания, протоколы судов, а также множество различных нормативных актов, которые изданы светской властью, которая опирается на нормы местного или римского права. Общеизвестным является партикуляризм права в средневековых государствах, в котором в рамках границ одного государства одновременно действуют такие правовые системы как: королевское право, обычное, городское, ленное, торговое, морское, каноническое. Одновременно с этим были и общие черты, пусть и не объединяющие, но создающие почву в целях формирования будущей единой правовой системы европейских государств, что является реципированным римским правом.
Право, которое создано выдающимися юристами в конце старой - начале новой эры, пережило великую Римскую империю, как Западную так и Восточную. Византийским императором Юстинианом сохранена для потомков эта вневременная ценность, создавшая многотомные своды римского права, многовековые труды римских юристов. Прошли века до того, как новая Европа стала способной к изучению и применению норм и институтов частного права.
Юридическое образование является не только формой передачи необходимых профессиональных знаний и навыков, но и трансляцией правового опыта, той или иной правовой ценности и идеала. Высшее юридическое образование, выступая в качестве непосредственного источника профессионально сформированного правового сознания в системе правовых культур, играет роль аккумуляции того или иного ее исторического достижения и передачи их последующему поколению представителей профессии юриста. В данном отношении высшее юридическое образования следует рассматривать как одну из основных форм воспроизводства системы правовой культуры общественности. Изменения в системе высшего образования Российской Федерации, которые находятся под воздействием социально-экономических и политико-правовых факторов непосредственно оказывают влияние на содержание, форму и направление развития юридического образования.
Зарождение европейских университетов в Средневековье стало возможным благодаря соединению античности в традициях либерализма и гуманизма с организационными принципами и характером ремесленной подготовки городской гильдии. В университетах России первоначально была доминирующей либеральная модель, что приводило к тому. Что студент мог закончить обучение, посетив только лекции и не увидев реальных судебных дел. В то же время черты фундаментальности образования, обеспечиваемые глубиной теоретической, исторической и сравнительно-правовой составляющей, гарантировали пригодность в условиях реформы права и частых изменений законодательства. Вовлечение сообщества юристов в процесс разрешения той или иной политико-правовой задачи по проведению судебных, муниципальных и иных реформ во второй половине XIX в. вызвало усиление утилитарных начал в образовании, что привело к пересмотру учебных планов, внедрению семинарских занятий.
Объектом исследования является анализ условий развития средневековых юридических школ в процессе воссоздания основных документов и источников римского права, юридических школ средневековья и нового времени.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является исследование роли средневековых юридических школ в процессе воссоздания основных документов и источников римского права, юридических школ средневековья и нового времени с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Исходя из цели исследования выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть возникновение средневековых университетов;
- исследовать возникновение высшего юридического образования в средневековой Европе;
- рассмотреть развитие юридического образования в средневековой Германии;
- исследовать юридическую науку в средневековых университетах;
- рассмотреть этапы развития юридического образования в России;
- исследовать роль средневековых университетов в формировании европейского юридического образования.
В процессе исследования был использован использовала сравнительно-исторический метод исследования в сочетании с критическим подходом к имеющимся источникам и литературе. Указанный подход, опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, позволил рассмотреть два основных вопроса исследования, а именно: 1) что представляли собой юридические факультеты средневековых университетов и 2) какое влияние средневековые юридические школы оказали на формирования современных юридических факультетов.
Изучением проблем западноевропейской средневековой школы занимались многие отечественные ученые, но университеты, почему-то, привлекали меньшее внимание. Одним из самых полных для XIX в. трудом является книга Н. Суворова «Средневековые университеты», изданная в 1898 г. Часть необходимого материала была почерпнута из трудов отечественных и зарубежных отдельных ученых и коллективов авторов по истории отдельных стран и средневековья в целом
Хронологические рамки исследования: XII-XIV века.
Необходимо отметить практическую значимость исследования, которая заключается в возможности использования результатов исследования в дальнейших исследованиях по данной теме и при разработки методологических основ юридической науки.
Безусловно, данные обстоятельства требуют глубокого теоретического осмысления, которое позволит не только понять глубину стоящих перед юридическим образованием проблем, но и предложить продуманные меры последующей модернизации, адекватные современным социальным, политическим, государственным и правовым реалиям.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрено возникновение средневековых университетов, исследовано возникновение высшего юридического образования в средневековой Европе, рассмотрено развитие юридического образования в средневековой Германии. Для выполнения задач исследования рассмотрим понятие « университет», «средневековый университет», историю возникновения университетов.
Во второй главе работы исследована юридическая наука в средневековых университетах, рассмотрены этапы развития юридического образования в России. Выполнение указанных задач, реализованных в рамках второй главы работы, позволили определить роль средневековых университетов в формированию не только правовой мысли средневековья, но и в дальнейшем развитии юридического образования.
В третьей главе работы исследована роль средневековых университетов в формировании европейского юридического образования. В процессе исследования мы пришли к выводу, что средневековые университеты оказали значительное влияние на формирование системы юридического образования, что обусловило значительное практическое значение проведенного исследования.
Вместе с тем, в процессе исследования, нами сделана попытка также выявить современные проблемы системы юридического образования в России.
Глава 1 Предпосылки и причины возникновения юридических факультетов в средневековье
1.1.Возникновение средневековых университетов
Открытие университетов, появившихся в Европе с XII в., стало крупным событием в развитии средневекового образования. Университеты были учреждены церковной и светской властью. Было заметным стремление церкви удержать университетское образование под собственным влиянием, церковь имела в университетских образованиях своих представителей. Университеты выполняли роль светской альтернативы недостаточной степени развитости церковного образования. Университетами схоластика противопоставлена деятельной интеллектуальной и духовной жизни.
Возникновение европейского университета в средние века стало возможным именно благодаря слиянию античного либерализма и гуманизма непосредственно с организационными постулатами и свойствами ремесленной подготовки существовавшей городской гильдии .
Понятие «университет» (с латинского «совокупность», «объединение»). Необходимо отметить, что на настоящий момент, как и раньше, оно не утратило своего значения. Существовавшие университеты, школы являли собой единство преподавателей и учеников. Были организованы с целью: давать, получать образование. Они жили по конкретным правилам. Лишь они имели возможность присваивать степени, давали право преподавать. Это было в Европе повсеместно. Получали указанное право университеты напрямую от тех, кто основывал последние - пап, а также императоров либо королей, тех, кто обладал властью. Основание университетов приписывается известным императорам. Считается, допустим, что Оксфордский университет непосредственно создал Альфред Великий, Парижский создал Карл Великий. Первые университеты появлялись либо на основе кафедральных школ, например Парижский, или в больших городах, где находились прославленные учителя, имелось достаточное количество учеников, например Болонский. Последний был преобразован напрямую из школы правовых знаний, ее в Болонье в XI-XII вв. создал ученый Ирнерий.
Университеты постепенно становились главными центрами науки, культуры: университет в Салерно являлся главным университетским центром изучающим медицинские науки. Парижский признан основным центром изучения богословия. Указанные центры высшего, а также «всеобщего» образования именовались studia generale и в отличие от остальных школ (studia particularia), закрепили за собой право называться университетами. Среди самых крупных центров, имеющихся в XII в., необходимо назвать университеты в Оксфорде (основан в 1206), Неаполе (основан в 1224), Кембридже (основан в 1231), и Лиссабоне (основан в 1290).
В Средние века (и вообще в Средние века) существует много заблуждений относительно образования. На самом деле, образование было довольно продвинутым по сравнению с идеями, которые люди обычно имеют в своих головах. Большинство средневековых людей среднего класса могли читать и писать, и делать некоторую базовую арифметику (достаточно, чтобы оплачивать свои счета, считать деньги и отслеживать счета). Что большинство людей не понимают, так это то, что возможности для образования были глубокими, и средневековое образование продолжает оставаться основой для большинства образовательных систем сегодня.
Уровень образования, которого достиг человек, зависит, как это происходит сегодня, в основном от индивидуальной семьи. Дети,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Байденко В.И. Из истории становления европейской докторской степени / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России, № 8-9, 2010. С. 99-116.
2. Байденко В.И. Пути совершенствования докторской подготовки : Европа и США / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 99-112.
3. Байденко В.И. Содержательно-структурные особенности европейского докторского образования / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 89-104.
4. Берман Г.Дж.. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Норма. 1998. С. 127.
5. Варьяш И.И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII - XV вв. М.: УРСС, 2001. 188 с.
6. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестник высшей школы. 1991.
7. Голевинский В. О происхождении и делении обязательств. М.: Медиа, 2012. 310 с.
8. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект, 2010. 712 с.
9. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК «Велби», 2003. 765 с.
10. Гражданское право: Учебник. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010. 412 с.
11. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 704 с.
12. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
13. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат.; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. IV. Кн. XX - XXVII. М.: Юрид. лит., 2004. 584 с.
14. Ефимов В.В. Догма римского права: Лекции. Особенная часть. СПб.: Тип. и лит. А. Пожаровой, 1887. 640 с.
15. Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права: Особенная часть. Книга вторая: обязательственное право. Вып. 1. 2-е изд. Харьков: Тип. И.М. Варшавчика, 1898. 370 с.
16. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред П.Г. Виноградова. М.,1898. Т.4.
17. Из истории университетов Европы XIII - XV вв. Воронеж,1984.
18. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Статут, 2009. 781 с.
19. Копстон Ф. История средневековой философии».- М.: Энигма, 1997
20. Кофанов Л.Л. Восприятие сущностных элементов римского права в Испании I в. н.э. На материале lex Coloniae genetivae juliae, LXV и lex municipii malacitani, LXIIII: к проблеме эволюции legis actio sacramento in rem // Античная цивилизация и варвары / Отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщей истории РАН. М.: Наука, 2006. С. 290 - 304.
21. Кохановский В.П., Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. «Философия науки в вопросах и ответах». Ростов-на-Дону, 2006.
22. Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. М.,1951. Ч.1.
23. Ландкоф С.Н. Предмет обязательства и альтернативное обязательство // Советское государство и право. 1956. N 6. С. 115 - 119.
24. Муромцев С.А. Рецепция римского права на Западе. М., 1886. 153 с.
25. Ойгензихт В.А. Альтернатива в гражданском праве. Душанбе: Ирфон, 1991. 176 с.
26. Покровский И.А. История римского права. СПб.: Изд.-торг. дом «Летний сад», 1998. 211 с.
27. Пухта Г.Ф. История римского права. М., 1864. 400 с.
28. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2000. 427 с.
29. Советское гражданское право: Учебник. Т. 1 / Отв. ред. О.А. Красавчиков. М.: Высшая школа, 1968. 494 с.
30. Советское гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.С. Иоффе, Ю.К. Толстого, Б.Б. Черепахина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 469 с.
31. Советское гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Ю.Х. Калмыкова, В.А. Тархова. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991. 452 с.
32. Советское гражданское право: Учебник. Т. I / Отв. ред. И.Б. Новицкий, П.Е. Орловский. М.: Госюриздат, 1959. 494 с.
33. Советское гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под общ. ред. В.Ф. Маслова, А.А. Пушкина. Киев: Юридическая литература, 1977. 678 с.
34. Токмаков В.Н. Рим и Македония в споре за Элладу: варвары покоряют греков // Античная цивилизация и варвары / Отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщей истории РАН. М.: Наука, 2006. С. 243 – 290
35. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х томах./ Под ред. В.Г. Безрогова и О.И. Варьяш М., 1994.
36. Документы по истории университетов Европы XII-XVвв./ Под ред. Г.И. Липатниковой. Воронеж. 1973.
37. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып.1, ч.1-2. М., 1989-1990.
38. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988.
39. Поэзия вагантов. М., 1975.
40. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. М., Т. II, ч. I. 1938.
41. Университет глазами социологов. - М., 2001. - 144с.
42. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. 2. М., 1950.
43. В. Н. Корниенко ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (ХІ–ХVII вв.)
44. Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Эксмо, 1992, С.260-295.
45. Боришанская М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы // Западноевропейская школа и педагогическая мысль (исследования и материалы): Сб. науч. тр. М., 1989. Вып. 1 ч. 1
46. Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы XIII-XIV вв. // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.
47. Cipolla C.M. Before the industrial revolution. European society and economy 1000-1700. N.Y., 1976. P. 83.
48. Garcia de Cortdzar J.A. Historia de Espana. La epoca medieval. Madrid: Alianza Editoral, 1988. 425 p.
49. Powicke F.M. Some problems in the history of the medieval universities. Vol. 17. 1934. P. 14.
50. Powicke, F. M.: Ways of Medieval Life and Thought, Biblo & Tannen Publishers, 1949, ISBN 978-0-8196-0137-7
51. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford, 1936. P. 87.
52. Roberts, John; Rodriguez Cruz, Agueda M.; Herbst, Jürgen: «Exporting Models», in: Ridder-Symoens, Hilde de (ed.): A History of the University in Europe. Vol. II: Universities in Early Modern Europe (1500–1800), Cambridge University Press, 1996, ISBN 0-521-36106-0, pp. 256–284
53. Rüegg, Walter: «Foreword. The University as a European Institution», in: Ridder-Symoens, Hilde de (ed.): A History of the University in Europe. Vol. I: Universities in the Middle Ages, Cambridge University Press, 1992, ISBN 0-521-36105-2, pp. XIX–XX
54. Sorbelli A. Storia della Universita di Bologna. Vol. 1. Bologna, 1944. H. 209.
55. Tahiri A. Las clases populares en al-Andalus-Malaga: Editoral SARRIA, 2003. 139 p.
56. Verger, Jacques: «Patterns», in: Ridder-Symoens, Hilde de (ed.): A History of the University in Europe. Vol. I: Universities in the Middle Ages, Cambridge University Press, 1992, ISBN 0-521-36105-2, pp. 35–76 (62–65)