Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные этапы социально- экономического и технологического развития общества характеризуются неодинаковой значимостью отдельных факторов производства, сменой приоритетов в их развитии и участии в экономической деятельности. Но внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается одной из важнейших сфер хозяйственной деятельности всех функционирующих на рынке субъектов, государства, региона или отдельной организации, поскольку достаточно часто в значительной степени влияет на отраслевую и товарную структуру экономики хозяйствующего субъекта.
Так, на первоначальных этапах международного разделения труда целые страны специализировались на производстве и поставках на мировые рынки отдельных товаров, формируя у себя практически монопродуктовую структуру экономики и попадая в абсолютную зависимость от цен на этот товар и от спроса зарубежных покупателей на него.
В современных условиях такой явной монопродуктовости уже нет, но зависимость экономики страны от узкой внешнеэкономической специализации создает угрозу национальной безопасности в целом.
Все вышесказанное в полной мере относится и к экономике региональных образований, являющихся элементами более крупных территорий (стран в целом). Более того, в течение последнего десятилетия условия внешнеэкономической деятельности на уровне региональных образований качественно изменились. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время постоянно увеличивается.
КНР на сегодняшний день является «мировой фабрикой», а основу экспорта Китая составляют промышленные товары потребительского назначения. КНР играет важнейшую роль в мировой экономике, благодаря экспорту. При этом важна каждый китайский регион вносит вклад в развитие внешнеэкономической деятельности страны. Это обуславливает актуальность данного исследования.
Цель ВКР - разработка стратегических направлений внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг с учетом тенденции в экономике.
Для достижения цели исследования необходимо последовательно решить следующие задачи:
дать характеристику внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг КНР на современном этапе;
провести анализ внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг КНР с 2000 по 2017 год;
охарактеризовать экономику провинции Гонконг КНР;
разработать модель развития внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг КНР.
Объект исследования – провинция Гонконг (КНР).
Предмет исследования – внешнеэкономическая деятельность провинции Гонконг.
Структурно ВКР состоит из введения, четрыех глав, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой для написания работы выступили труды российских авторов в области внешнеэкономической деятельности, российские и китайские публикации по теме исследования, интернет-ресурсы.
Глава 1. Характеристика внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг КНР на современном этапе
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономических операций субъектов хозяйственной деятельности провинции Гонконг КНР
Гонконг известен открытой и свободной экономикой, надежной правовой системой, низкими налогами, системой коммуникаций мирового класса и эффективной транспортной организацией.
Гонконг – это третий по величине после Нью-Йорка и Лондона финансовый центр в мире, а также второй по величине центр иностранных инвестиций после Японии в Азии. Валюта Гонконга привязана к доллару США и рассчитывается по курсу 7.8 HKD = 1.0 USD. Фондовая биржа Гонконга является мировым лидером по количеству IPO. На сегодняшний день на фондовом рынке Гонконга котируются акции более 1643 компаний.
Поскольку многие инвестиционные компании предпочитают работать в оффшорных зонах из-за либерального налогообложения, а восток становится все более перспективным рынком для инвестиций, то максимально приближенный к Китаю международный финансовый центр Гонконг является практически единственным выбором.
Отсутствие налога на товары и услуги и фиксированная ставка налога на прибыль в 17,5% для гонконгских компаний обещают неплохие финансовые выгоды. Компании с регистрацией в Гонконге выигрывают от предоставления повторного выставления счета. Это подразумевает международную торговлю между покупателем и продавцом через компанию-посредника, основанную в регионе, в котором нет налога на прохождение импорта и экспорта. Но здесь нужно с особенным вниманием отнестись к правильной организации системы учета. Компании, желающие хотят торговать товарами и услугами с Китаем или наоборот, создают в Гонконге посредническую фирму, которая выставляет счета на покупку или продажу с более высокими ценами, чем первоначальная стоимость производства. Таким образом, эти компании могут показать более низкую или нулевую прибыль и в то же время скрыть первоначальную стоимость товаров / услуг. Минимальная или нулевая прибыль, зарегистрированная компанией-посредником, позволит сохранить прибыли при минимизации налога на прибыль. Кроме того, возможность использования английского и китайского языков облегчает взаимодействие и экономит расходы и время на перевод.
Еще больше повышает привлекательность Гонконга в качестве площадки для ведения бизнеса в Китае торговое Соглашение о тесном экономическом партнерстве (CEPA). Согласно ему, гонконгским компаниям обеспечивается упрощенный доступ и снижение налогов на продажу товаров на китайском рынке.
CEPA охватывает три области:
1. Торговля товарами: почти все товары, которые квалифицируются как «сделано в Гонконге», могут беспошлинно экспортироваться в Китай.
2. Торговля услугами: минимизирование или отмена географических, финансовых и собственнических ограничений для широкого спектра услуг.
3. Облегчение условий для торговли и инвестиций – ряд мер по упрощению бизнеса между двумя
экономиками.
На сегодняшний день от сборов освобождены 273 категории произведенных в Гонконге товаров, включая текстиль, электронные и электрические товары, ювелирные изделия и одежду.
Кроме того, либерализация различных секторов, включая инфраструктуру, строительство, банковское дело, недвижимость и логистику, дает новые возможности для образованных в Гонконге компаний. Их бизнес для Китая имеет огромный потенциал. Постоянный приток инвестиций в КНР в сочетании с нулевой ставкой в Гонконге привлечет массу иностранных компаний для создания штаб-квартир в этом регионе.
Основными статьями экспорта из Гонконга являются техника и оборудование, текстиль, одежда, обувь, часы, игрушки, пластмассы, драгоценные камни и печатные материалы. На Китай приходится до половины общего объема экспорта из Гонконга, на втором месте – США (ок. 12%), на третьем – Япония (ок. 4,4%).
В Гонконг импортируется сырье и продукты питания, различные полуфабрикаты для промышленности, потребительские товары, товары производственного назначения и топливо. За исключением топлива и продовольствия, большинство из этих продуктов после переработки экспортируются.
Однако реальной базой для производства товаров компаниями, зарегистрированными в Гонконге, является Китай – там работает более 22 тыс. заводов, или 76% от общего объема предприятий с иностранным капиталом в Китае.
Так, в провинции Гуандун гонконгским фирмам принадлежат 80% предприятий по выпуску текстильных изделий, обуви, изделий из кожи, игрушек, часов и электроники. Таких заводов сейчас 16 тысяч, не считая 25 тысяч, имеющих какую-либо связь с Гонконгом.
Важнейшими торговыми партнерами Гонконга являются Китай, США, страны ЕС, особенно Германия, Россия, Япония, Сингапур и Тайвань.
Среди большого количества существующих в Гонконге инвестиционных программ, иностранным инвесторам предоставляются их основные направления, учитывая уровень низкой, средней и высокой доходности.
Среди более чем двух тысяч различных инвестиционных программ, которыми располагает Гонконг, уровень низкой годовой доходности составляет от 5% до 8%, средней годовой доходности от 8% до 15%, а уровень высокой годовой доходности составляет 15% - 30%.
Риски инвестиционных вложений также делятся на низкие, средние и, соответственно, высокие. Выбор уровня рисков осуществляется совершенно непринужденно самими инвесторами, так как вложенные денежные капиталы должны будут приносить соответствующий процентный доход.
Говоря о причинах инвестиционного успеха в Гонконге, а также о стремлении многих бизнесменов создавать бизнес в Китае, стоит отметить, что еще с 2006 года в Китае стали создаваться инвестиционные фонды. Накопления этих фондов были в Юанях, а создавались эти фонды для банков и специализированных компаний Китая. Таким образом, экономическое и торговое взаимопроникновение между Китаем и Гонконгом отразилось на увеличении инвестиционных компаний в Гонконге и уже в 2014 году количество китайских инвестиционных компаний в Гонконге доходило до 220.
Рост финансовых объемов специализированных компаний и инвестиционных отделов при банках Гонконга достиг двух триллионов долларов США уже в конце 2013 года, больше половины которых принадлежали международным инвестиционным фондам, располагающимся как в Гонконге, так и а его пределами. Большая часть этих денег была направлена на развитие экономики Китая и Гонконга, а оставшаяся распределена на страны Юго-Восточной Азии.
Согласно последнему исследованию индекса мировых финансовых центров (Global Financial Centres Index, GFCI), Гонконг занял третье место после Нью-Йорка и Лондона по конкурентоспособности управления активами. По состоянию на декабрь 2014 года, общий объем денежных средств, находящихся под управлением инвестиционных фондов, в Гонконге составил рекордную сумму в 2,3 триллиона USD. Преимущество Гонконга как центра управления фондами тесно связано с его репутацией приверженности нормам права, эффективной системой регулирования, а также географическим положением и тесными отношениями с материковым Китаем. Рост Гонконга также стимулируется регулирующими инициативами властей материкового Китая и Гонконга, направленными на либерализацию финансового рынка Китая.
Либерализация рынков капитала Китая способствует росту Гонконга в области управления активами. Не считая материковый Китай, Гонконг является ведущим в мире поставщиком продуктов в китайской валюте юань, что в значительной степени способствовало росту ее собственной отрасли управления фондами. Были проведены различные односторонние и двусторонние инициативы, которые способствовали и поощряли инвестиции между Гонконгом и материковой частью Китая. В частности, взаимная система фондов материкового Китая и Гонконга (MRF), которая была запущена 1 июля 2015 года, считается значительным прорывом в данной отрасли. Согласно MRF, гонконгские фонды теперь могут быть проданы в Китай и наоборот. Данная система обеспечивает строительный блок для увеличения объема финансовых и регуляторных связей между двумя юрисдикциями, что приведет к дальнейшей интеграции отраслей управления активами. Согласно MRF, Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая (CSRC) и Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) предоставляет право фондам материкового Китая и Гонконга, которые отвечают критериям приемлемости, использовать упрощенные процедуры для предоставления частных инвесторов на рынках друг друга. MRF позволяет инвесторам выбирать самые разнообразные продукты из большого числа инвестиционных фондов, а также увеличивает возможности для бизнеса в индустрии финансовых услуг в Гонконге. Ожидается, что в результате данной инициативы MRF, положение Гонконга в качестве юрисдикции, управления инвестициями, инвестиционного центра, доступного частным инвесторам, будет быстро расширяться.
Совет по развитию финансовых услуг (FSDC) рекомендует правительству Гонконга продолжать разработку новых трансграничных инициатив с целью распространения гонконгских фондов в Азию. Первоначальный акцент должен быть сделан на развитии и расширении Взаимной системы фондов материкового Китая и Гонконга (MRF), чтобы гарантировать, что Гонконг является наиболее подходящим местом управления фондами как для продажи инвестиций в Китай, так и для получения инвестиций из Китая. В долгосрочной перспективе Гонконг также должен стремиться стать инвестиционным центром для остальной части Азии, например, участвуя в разработке ARFP (Менеджмент фондов азиатского региона).
Банковский сектор доминирует в распределении инвестиционных фондов в Гонконге, отвечая за 78% фондов. В то время как страховые компании, электронные платформы, фонд фондов и мастер-траст составляют лишь 19% рынка, а брокеры, агенты, независимые финансовые консультанты и инвестиционные компании - оставшиеся 3%.
Главным преимуществом доминирования на инвестиционном рынке банков были их значительные затраты в разработке удобных для использования и нормативно согласованных платформ для инвестирования. Тем не менее, рыночное доминирование позволило банкам контролировать как банковскую комиссию, так и типы и спектр продуктов, доступных инвесторам.
При нынешней системе, менеджеры должны оплачивать высокую комиссию дистрибьюторам, в то время как новые участники рынка сталкиваются с высоким входным барьером и серьезными трудностями в развитии новых каналов сбыта. Инвесторы ограничены в сравнении конкурирующих фондов в спектре предлагаемых продуктов и часто сталкиваются с непрозрачной структурой расходов. Существует также проблема стимуляции дистрибьюторов со стороны менеджеров фондов с помощью активов, так что при предоставлении консультаций их интересы не всегда соответствуют лучшим интересам инвесторов.
Совет по развитию финансовых услуг (FSDC) считает, что диверсификация каналов сбыта в Гонконге должна быть обширнее, чтобы уменьшить зависимость от банков, а также внести ясность в нормативную базу касательно критериев приемлемости, которые будут применяться ко всем каналам сбыта.
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности провинции Гонконг КНР
Основой правового регулирования внешнеторговой деятельности Китая - нормативной правовой база в области регулирования ВЭД КНР являются следующие законодательные акты:
- Закон КНР «О внешней торговле» действует в редакции 2004 г. с последующими изменениями и дополнениями. Сферой применения данного закона является международная торговля и права интеллектуальной собственности, которые с ней связаны. Внешняя торговля, о которой говорится в данном законе, охватывает импорт и экспорт товаров, технологий и услуг.
- Закон КНР «О договорах» действует с 1999 г. в последующих редакциях, разработан для защиты законных прав сторон, участвующих в заключении договора, обеспечения экономического порядка в обществе, ускорения социалистической модернизации.
- Закон КНР «О компаниях» действует в редакции 2005 года [3]. Целью принятия Закона является приведение в порядок организации и деятельности компаний, обеспечения законных прав и интересов компаний, участников 14 (акционеров) и кредиторов, поддержание социально-экономического порядка, содействие развитию социалистической рыночной экономики.
Кроме отмеченных основополагающих законов, во внешней торговле действуют положения нормативных актов, регулирующих смежные отношения, но непосредственно связанные с внешнеэкономической деятельностью: инвестиционное, таможенное, банковское, валютно- финансовое, налоговое законодательство, законодательство о защите прав интеллектуальной собственности и т.п.
Основным государственным органом, регулирующим привлечение в страну иностранных инвестиций, является Государственный комитет КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР). Правовую основу его деятельности составляют следующие документы:
1. Закон КНР «О паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» [5] и Положение о его применении;
2. Закон КНР «О кооперационных (контрактных) совместных предприятиях» [4] и Положение о его применении;
3. Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала»;
4. Положение Госсовета КНР «О поощрении иностранных инвестиций»;
5. Закон КНР «О внешней торговле»;
6. Временные положения «О соотношении общего объема инвестиций и уставного капитала совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала»;
7. Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий».
Основным государственным органом, регулирующим инвестиционную деятельность китайских предприятий за рубежом, является Министерство коммерции КНР. Базовым документом, которым руководствуется Министерство, являются «Правила регулирования зарубежных инвестиций».
В 2014 г. в Китае был принят ряд новых нормативных актов в области регулирования инвестиционной деятельности как за пределами, так и внутри страны. Министерство коммерции КНР 6 сентября 2014 г. опубликовало обновленные «Правила регулирования зарубежных инвестиций», упрощающие порядок регистрации зарубежных инвестиционных проектов для китайских предприятий.
Нормативно-правовым документом по вопросам валютного контроля и регулирования - статьей 5 «Положений КНР о валютном контроле» (Regulations of the People's Republic of China on Foreign Exchange Control) в редакции от 1 августа 2008 г. 13 установлено: «Государство не применяет ограничения к международным платежам и переводам средств по текущим операциям».
1.3. Связь внешнеэкономической деятельности провинции Гонконг КНР с социально-экономическим развитием
Внешнеэкономическая деятельность влияет на социально-экономическое развитие провинции через формирование более эффективной структуры экономики, рост объемов промышленного производства и торговли, увеличение включенности региона во внешнеторговые отношения. Международные отношения стимулируют увеличение объемов производства, так как совокупный рынок растет за счет зарубежной составляющей. В то же время упрощается перемещение факторов производства. Это приводит к ускоренному развитию и сосредоточению экономической активности в провинции.
Международные отношения влияют на межрегиональное неравенство через изменение территориальной структуры занятости и производительности труда. Производительность труда является наиболее значимым фактором экономического роста. Для социально-экономического развития она играет большую роль, нежели наделенность факторами производства. Глобализационные процессы способствуют внедрению в производство более совершенных технологий, современных методов управления, организации торговли и т.д. Обновление производственных процессов повышает эффективность использования труда. Возникающие в регионе агломерационные эффекты позволяют предприятиям пользоваться общим рынком труда, привлекать наиболее квалифицированных и узких специалистов.
В-четвертых, происходят изменения в объемах и структуре инвестиций в региональную экономику, что позволяет качественно улучшить инфраструктуру и повысить привлекательность для новых фирм, работников и людей, запустив развитие агломерационного процесса.
Все это способствует повышению занятости работников и уровню жизни населения в провинции.
1.4. Экономические связи с Россией
Несмотря на отсутствие взаимодействия между Россией и Гонконгом в период с 1920 по 1994 год, в течение последующих двух десятилетий было предпринято множество усилий, способствующих активизации и укреплению деловых связей. Ключевым фактором является то, что Россия сняла железный занавес, примерно в тот же период, что и материковый Китай. Гонконг традиционно был и остается посредником между материком и другими странами.
За последнее десятилетие российско-китайские же отношения развивались стремительно в различных областях, начиная с образования (изучение языка и обмен студентами) и заканчивая крупными нефтяными сделками и инфраструктурными проектами.
Профиль российского бизнеса в Гонконге весьма разнообразен. Наряду с крупными известными корпорациями, представляющими финансовый, логистический и промышленный сектора, существуют МСП в инвестиционной, пищевой, культурной сферах, а также в секторе услуг. Более того, некоторые предприниматели и стартапы появляются на быстрорастущем рынке Fintech и IT.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Financial Services Development Council, ‘Strengthening Hong Kong as a Retail Fund Distribution Centre’, FSDC Статья No. 19, декабрь 2015, http://www.fsdc.org.hk/sites/default/files/Fund%20Paper%20-%20Eng-No.19.pdf.
2. Lin, J.Ю. Demystifying китайской экономики [Текст] / J.Ю. Lin // Cambridge University Press. – 2011. – № 1. – С. 63-68.
3. Securities and Futures Commission Code of Conduct for Persons Licensed by or Registered with the Securities and Futures Commission Paragraph 5.2: Having regard to information about the client of which the licensed or registered person is or should be aware through the exercise of due diligence, the licensed or registered person should, when making a recommendation or solicitation, ensure the suitability of the recommendation or solicitation for that client is reasonable in all the circumstances.
4. Securities and Futures Commission, ‘Issues Raised by the Lehmans Minibonds crisis Report to the Financial Secretary’, декабрь 2008 http://www.sfc.hk/web/doc/EN/general/general/lehman/Review%20Report/Review%20Report.pdf.
5. Securities and Futures Commission, ‘Consultation Conclusions on the Proposed Amendments to the Professional Investor Regime and Further Consultation on the Client Agreement Requirements’, 25 сентябрь 2014, http://www.sfc.hk/edistributionWeb/gateway/EN/consultation/conclusion?refNo=13CP1.
6. Закон КНР «О внешней торговле» (Принят 12 мая 1994 года, исправлен 6 апреля 2004 года). Законы Китая [электронный ресурс] – . – Режим доступа: http://www.chinapro.ru/law/32/
7. Свод арбитражных правил международной торгово–экономической арбитражной комиссии (Введен в действие 01.10.2000 года) [электронный ресурс] – . – Режим доступа: Законы Китая // http://www.chinapro.ru/law/1/
8. Конституция Китайской Народной Республики [электронный ресурс] – . – Режим доступа: http://www.uglc.net/constitution7.php
9. Ба, Цзынсинь. Формирование транснациональных корпораций в Китае. [Текст] / Цзынсинь Ба // Проблемы Дальнего востока. – 2005. – №5. – С 50.
10. Бегарь, В.В. Политика КНР в области развития промышленности [Текст] / В.В. Бегарь // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 2011. –165 с.
11. Бергер, Я. Китай – глобальная держава XXI века [Текст] / Я. Бергер // Азия и Африка сегодня. – 2015. – № 8. – С. 119-127
12. Бергер, Я., Михеев, В., Фондовый рынок КНР [Текст] /Я. Бергер // МЭ и МО. – 2010. – №6. – С. 65-74.
13. Бони, Л. Китай принимает вызов мирового рынка [Текст] / Л. Бони // Проблемы Дальнего Востока. – 2013. – № 6. –C. 230-238.
14. Гельбрас, В. Успехи КНР и их цена в условиях глобализации [Текст] / В. Гельбрас // Азия и Африка сегодня. – 2013. – № 7. – C. 131-135.
15. Гудошников, Л.М. Современное законодательство КНР. [Текст] / Л.М. Гудошников // Сборник нормативных актов. – М.: Зерцало, 2014. –74 с.
16. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) [Текст] / Май Хань. Дао // Экон. наука соврем. России. – 2015. – № 4. – С. 126-143.
17. Зюзин, А. Китай. Как сохранить природу при быстром экономическом росте? [Текст] / А. Зюзин // Азия и Африка сегодня. – 2012. – № 7. – С. 72-83.
18. Ли, Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР [Текст] / Теин. Ли // Экспресс–информация. – 2015. – №2. – С. 57-65.
19. Национальное статистическое бюро КНР [электронный ресурс] : [офиц. сайт национального статистического бюро КНР]. – . – Режим доступа: http://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01&zb=A040E&sj=2016
20. Селищев, А.С. Китайская экономика в ХХI веке [Текст]/ А.С. Селищев, Н.А. Селищев. // – СПб, и др.: Питер. – 2014. – С. 239-246.
21. Сун, Хун Реформы открытости и развитие китайской экономики [Текст] / Хун Сун // Свободная мысль. – 2011. – № 4. – С. 133-146
22. Томберг, И.Р. Китай как структурообразующий элемент глобальной экономики [Текст] / И.Р. Томберг // Рос. внешнеэконом. вестн. – 2011. – № 11. – С. 52-62.
23. Ушаков, И. Китай: экологический вызов [Текст] / И. Ушаков // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 12. – C. 100- 102.
24. Фроленков, В.С. Экономический диалог «Китай – Центральная Азия»: проблемы и возможные перспективы [Текст] / В. С. Фроленков // Китай в мировой политике. История и современность. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, – 2014. – C. 314-318.
25. Цзян, Цзин. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства после вступления КНР в ВТО: Дис. ... канд. экон. наук. [Текст] / Цзин Цзян. // Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. – 2011. – C.34-39