Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день перед государствами стоят проблемы, которые требуют совместных усилий стран для их разрешения. Наибольшую угрозу представляет такая проблема, как международная преступность, нарушающая правопорядок.
Международные преступные организации распространяют свое влияние на все страны мира, применяют либеральную эмиграционную и иммиграционную политику, современные средства связи и достаточно сложные технологии «отмывания» денег. Преступность стала проникать во все сферы жизни общества.
Свой вклад в укрепление международного правопорядка вносит Международная организация уголовной полиции – Интерпол. Данная организация борется с преступлениями, которые, в свою очередь, посягают на экономические и социальные основы жизнедеятельности человеческого общества. За все время своего существования Интерпол показал достаточно высокую эффективность в области сотрудничества правоохранительных органов государств в пресечении преступной деятельности международных преступных группировок.
Вся деятельность Интерпола ориентирована на координацию сотрудничества государств в розыске преступников и лиц, пропавших без вести, борьбе с организованными преступными сообществами, преступностью несовершеннолетних, терроризмом, торговлей людьми, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг, незаконным оборотом наркотиков и пр. В рамках Интерпола формируется база данных, которая содержит сведения о лицах, причастных к преступной деятельности, лицах, пропавших без вести, а также данные об объектах, объявленных в международный розыск.
Объект исследования – общественные отношения по поводу борьбы с международной организованной преступностью, а также информационного взаимодействия, возникающие между международной организации уголовной полицией (Интерпол) и правоохранительными структурами государств.
Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование и организационно-практическая деятельность Интерпола по противодействию международной преступности и укреплению международного правопорядка.
Цель исследования – изучить деятельность Интерпола и его роль в борьбе с международной преступностью. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Рассмотреть историю возникновения и сущность деятельности Интерпола;
2) Изучить международное сотрудничество;
3) Выявить правовой статус Интерпола и его организационной деятельности;
4) Раскрыть информационное обеспечение сотрудничества Российских правоохранительных органов по линии Интерпола;
5) Определить вопросы взаимодействия информационных систем МВД России и Интерпола, противодействие преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков с использованием возможностей Интерпола;
6) Отразить противодействие преступности Интерполом.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
Нормативную правовую базу составили Устав Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016), Указ Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 (ред. от 27.10.2011) «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды российских и зарубежных авторов, таких, как Адмиралова И. А., Алтыбаев М. К., Багмет М. А., Бирюков П. Н., Водянов А. В., Гольцов В. Б., Гриб В. Г., Васюков С. В., А. Тойнби, Дж. Роулс, О. Шпенглер и других авторов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем расширены теоретико-правовые представления об Интерполе, сущности деятельности. Выводы, отраженные в данной работе, могут быть применены в ходе дальнейшего изучения проблем борьбы с международной преступностью, а также в практической деятельности органов власти,
Структура работы. Выпускная квалификационная работа отвечает общей логике исследования и состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы включает в себя 42 наименования.
1. Теоретические основы международной уголовной полиции
1.1. История возникновения и деятельность Интерпола
Происходящие, на сегодняшний день, процессы интернационализации преступности объективно обусловливают необходимость налаживания и развития международного, прежде всего, межгосударственного, сотрудничества в правоохранительной сфере.
Международная борьба с преступностью - ключевая область сотрудничества государств. Международная борьба с преступностью представляет собой сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, которые совершают индивиды. Все государства сотрудничают друг с другом на базе подписанных соглашений, а также в рамках конференций, организаций и пр.
Международное сотрудничество правоохранительных органов государств мира развивается с начала XX в. в рамках Международной организации уголовной полиции – Интерпол.
Штаб-квартира Интерпола располагается в г. Лионе (Франция). Участвуют в ней практически все страны. В 1990 году СССР стал членом данной организации. Ныне действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.
Истоки возникновения Интерпола появились в Европе – «прозрачность» границ государств Европы явилась основной причиной нарушения закона, в связи с этим, было достаточно легко совершать преступления в одном государстве, а скрываться в другом .
Самый первый международный конгресс Интерпола состоялся с 14 по 20 апреля 1914 года в Монако, поводом послужила некоторая история.
Так, в 1914 году 66-летний князь Монако Альберт I, который страдал от одиночества после развода, познакомился с привлекательной молодой немкой. Та, используя привязанность князя, вместе со своим другом похитила его фамильные драгоценности. После чего юные воры скрылись в Италии. Тем самым, князь пригласил в апреле в Монако ведущих юристов и офицеров полиции со всего мира на встречу, на которую съехались 188 представителей из 24 стран, в частности и из России. Итогом такой встречи стали рекомендации сформировать единый банк данных по международным преступлениям.
Необходимо отметить, что после I Мировой войны в Европе отмечался резкий рост преступности. Более напряженная ситуация наблюдалась в Австрии. Начальник полиции Вены, Йоган Шобер, получив одобрение своего правительства, провел в 1923 году встречу руководителей полицейских организаций 20 – ти государств Европы. В результате, появилась Международная криминальная Полиция (Интерпол). Это событие имело место 7 сентября 1923 года . Первоначально штаб-квартира новой организации находилась в Вене .
С приходом к власти в Австрии нацистов все документы были перевезены в Берлин. С началом II Мировой войны деятельность Интерпола была парализована .
После разгрома нацистов Франция предложила перевести штаб-квартиру, секретариат и основной штаб международной полиции в Париж. От такого предложения сложно было отказаться, так что второе рождение Интерпола произошло уже в Париже. Уже в 1955 году сеть Интерпола охватывала 55 государств (по сравнению с 19 в 1946 году). Современная система Интерпола была утверждена в 1956 году, когда и была переименована в Международную организацию уголовной полиции.
В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день .
В 1997 году Интерпол и ООН подписали соглашение о сотрудничестве.
Современные тенденции развития международного полицейского сотрудничества определили структурные преобразования Интерпола. В 2010 г. Генеральным секретариатом Интерпола была выдвинута идея о создании Международного центра Интерпола по инновациям в Сингапуре. В целях закрепления ранее достигнутых договоренностей в ходе Генассамблеи было заключено соответствующее соглашение между Правительством Сингапура и Генеральным секретариатом Интерпола. В 2015 году прошла официальная церемония открытия Международного комплекса ИНТЕРПОЛ для инноваций в Сингапуре. Он работает для борьбы с киберпреступностью и помогает полиции во всем мире решать возникающие угрозы посредством инноваций и обучения.
В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 192 государства. Международная организация уголовной полиции - механизм и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции различных государств в их практической деятельности, в координации и кооперации предпринимаемых ими усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью.
Рассмотрим структуру Интерпола (рисунок 1) .
Высший орган управления - Генеральная ассамблея во главе в президентом Интерпола. С ноября 2016 года - заместитель министра общественной безопасности Китая Мэн Хунвэй. Вице-президентом Интерпола избран генерал-майор полиции А.В. Прокопчук.
Текущую работу проводит постоянно действующий Генеральный секретариат, руководство осуществляет Генеральный секретарь. Исполнительный комитет собирается 3 раза в год, в составе 13 человек. Функции комитета :
- контроль за работой Генерального секретаря;
- исполнение решений Генеральной ассамблеи;
- подготовка программ работы организации.
В каждой стране, которые входят в Интерпол, сформированы Национальные центральные бюро (далее - НЦБ), - органы по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола. Территориальные подразделения образованы в 80-ти субъектах РФ. В настоящее время они связывают НЦБ и региональные правоохранительные органы, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях.
Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола :
- уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Данная деятельность организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека и пр.;
- международный розыск преступников. Содержит в себе оперативно-розыскные действия, которые проводятся за пределами территории государства, где было совершено преступление;
- международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства - инициатора розыска.
Наличие доступа к инструментам Интерпола позволяет сотрудникам правоохранительных органов координировать совместные действия с зарубежными партнёрами и проводить совместные правоохранительные операции, а также получать необходимую оперативную информацию практически в режиме реального времени.
В системе Интерпола также производится сбор и аккумулирование статистической информации о преступности в государствах-участниках. Значительное внимание уделено данным о преступности, которая носит международный характер, и «международных преступни¬ках».
Таким образом, рассмотрена история развития Интерпола, специфика деятельности данной структуры, его состав. Интерпол исполняет главную роль в борьбе с международной преступностью, обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции, которое ведется в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.
Современный Интерпол является, безусловно, ведущей международной организацией по борьбе с общеуголовной преступностью, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать межгосударственное полицейское сотрудничество.
1.2. Осуществление международного сотрудничества
Участие Интерпола в международном сотрудничестве носит довольно обширный характер: такая международная организация осуществляет свои полномочия по многим направлениям.
С одной стороны, имея статус наблюдателя в работе Генеральной Ассамблеи ООН, Интерпол разрабатывает проекты международных договоров по борьбе с отдельными видами преступлений в рамках ООН и, тем самым, оказывает содействие международному правотворческому процессу государств в данной области. При этом сам Интерпол участником таких международных договоров не является, но во многих из них содержатся нормы, налагающие на него обязанности по информационному обеспечению сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
С другой стороны, обладая международной правоспособностью, Интерпол самостоятельно осуществляет непосредственное правотворчество, что проявляется в его договорной практике и в решениях, принимаемых руководящими органами - Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом.
Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество в такой области производится на базе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного исполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека .
Интерполом заключены :
– Договоры о сотрудничестве с Советом Европы (1960), ООН (1997), Организацией Американских государств (2000), Организацией Африканского Единства (2001), Международной торговой палатой (2001), ЕВРОПОЛ (2001), Центром Восточно - Европейской Инициативы по противодействию трансграничной преступности (2002), Международной морской организацией (2006), Управлением ООН по наркотикам (2008, 2016), другими международными организациями;
– Меморандумы о сотрудничестве со Всемирным почтовым союзом (2013), Всемирной таможенной организацией (1998), Отделом расследований Управления служб внутреннего надзора ООН (1998), ЮНЕСКО (1999), Секретариатом Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1999), Международным советом музеев (2000), Международным центром по развитию миграционной политики – ICMPD (2000), Европейским центром мониторинга за оборотом наркотиков (2001) и пр.
Необходимо отметить заключение различного рода соглашений, в частности, Соглашение о сотрудничестве для противодействия киберпреступности и борьбе с нею, заключенное между Интерполом и «Лабораторией Касперского» (2014 и 2017).
Внутреннее правотворчество реализуется путем разработки и принятия Генеральной Ассамблеей резолюций об отдельных аспектах международного сотрудничества в борьбе с преступностью и с отдельными видами преступлений. Участие Интерпола в международном сотрудничестве по пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, осуществляется в рамках информационного содействия. Такое содействие осуществляется через :
–информационное обеспечение международного розыска и ведение криминалистических учетов;
–информационное обеспечение сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступлений.
В рамках Интерпола такое информационное обеспечение организуется Генеральным секретариатом по специальной методике и регламентируется :
– правилами использования информации в международном полицейском сотрудничестве, принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи AG-2005-RES-15 (Берлин, 2005);
– принятыми в их развитие Резолюцией Генеральной Ассамблеи AG-2007-RES-09 (Марракеш, 2007) и дополненными Резолюцией AG-2008-RES-14 (Санкт-Петербург, 2008) Правилами исполнения Правил использования информации в международном полицейском сотрудничестве.
Интерпол сотрудничает с органами международной уголовной юстиции. Правовой основой такого сотрудничества являются :
- правила процедуры и доказывания Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права;
- Соглашение о сотрудничестве между Интерпол и Специальным судом по Съерра-Леоне, на основании которого стороны взаимодействуют по разным направлениям, включая обмен полицейской информацией, а также публикацию и распространение сообщений Интерпола;
- Соглашение о сотрудничестве между Интерпол и Специальным трибуналом по Ливану;
- Римский статут Международного уголовного суда, ст. 87 которого предусмотрена возможность использования координационных возможностей Интерпола;
- Соглашение о сотрудничестве между канцелярией прокурора Международного уголовного суда и Международной организацией уголовной полиции – Интерпол.
На этой основе Интерпол осуществляет коммуникационное и информационное содействие этим органам международного уголовного правосудия, координирует сотрудничество стран-членов по оказанию материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне и активно участвует в этой деятельности. Ее формы весьма различны.
Для координации широко используется формат Рабочих Групп Интерпола, которые создаются для решения различных задач. В последние годы для этого учреждено несколько учебных заведений: Глобальный учебный центр Интерпола, Антикоррупционная Академия Интерпола, Антинаркотический тренировочный Центр.
Таким образом, глобальный и региональный уровень создания и деятельности международных правоохранительных организаций призваны дополнять друг друга. Подобно тому, как усилия множества региональных международных организаций и интеграционных образований не
Фрагмент для ознакомления
3
Международные акты
1. Устав Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2. Соглашение о сотрудничестве Интерпола с Организацией Объединенных Наций между Президентом Интерпола и Генеральным секретарем ООН// Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Национальные акты
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
4. Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
5. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»//Гарант
6. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»//Гарант
Учебная и научная литература
7. Бородин С.В. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью (проблемы деятельности ООН в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями). — М., 2014. – 225 с.
8. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. — М., 2015. – 310 с.
9. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право: учебник для академического бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 310 с.
10. Зимин В.П.Международное сотрудничество правоохранительных органов. — М.: Наука, 2016. – 213 с.
11. Казанцев С. Борьба с международной преступностью. - М., 2014. - С. 47.
12. Казанцев С. Борьба с международной преступностью. — М., 2016. – 217 с.
13. Карпец И.И. Преступления международного характера. — М., 2014. – 325 с.
14. Осмаев И.Б. Международные и национальные правовые средства борьбы с отмыванием преступных доходов. — М., 2015. – 328 с.
15. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с междунароными уголовными преступлениями: Учебное пособие. — М., 2014. – 254 с.
16. Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. Пособие. - М.: МосУ МВД России, 2014. – 333 с.
17. Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. - М., 2015. – 155 с.
18. Самарин О.В. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. – СПб: Питер, 2015. – 214 с.
Научные и журнальные статьи
19. Алтыбаев М.К. Полиция для единого экономического пространства //Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 11. - С. 54.
20. Бахтин А.К. Современная система уведомлений Интерпола как эффективная основа международного сотрудничества в борьбе с преступностью//Алтайский юридический вестник. - 2014. - № 5. - С. 53–57.
21. Водянов А. В. Позитив международно-правового опыта включенности правоохранительных органов Российской Федерации в дело борьбы мирового сообщества с легализацией доходов, полученных преступным путем: на примере Интерпола.//Вестник Российского университета дружбы народов : Серия Юридические науки. -2013. - № 1. - С. 31.
22. Воронцова С. В. Деятельность международных полицейских организаций в зонах операций ООН.//Международное уголовное право и международная юстиция. -2014. - № 5. - С. 9.
23. Котляров И.И. Международная организация уголовной полиции: история и современность/И.И. Котляров//Юридические науки. – 2016. - № 8. – С. 120-123.
24. Котляров И.И. Международное право и его роль в деятельности органов внутренних дел // Вестник академии экономической безопасности. 2015. - № 7. - С. 52–61.
25. Кучерук С.А. Международный розыск и экстрадиция лиц, причастных к террористической деятельности (вопросы концепции) // Актуальные социально-правовые проблемы развития транзитивного общества: Сб. материалов 4-ой Всероссийской научной читательской конференции молодых ученых. Краснодар: КА МВД России, 2015. - № 2. – С. 4.
26. Международное уголовное право // И. П. Блищенко, Р. А. Каламкарян, И.И. Карпец и др. — М., 2015. - № 5. – С. 12.
27. Никишкин И. К. Развитие правовой базы информационного обеспечения полицейского сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза.//Административное право и процесс. -2015. - № 10. - С. 58.
28. Петросян О. Ш. Отдельные вопросы механизма противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в полиции США.//Международное публичное и частное право. -2013. - № 3. - С. 40.
29. Пожидаев С. Г. Роль Интерпола в обеспечении безопасности припроведении крупномасштабных мероприятий международного уровня.//Закон и право. -2016. - № 4. - С. 142.
30. Пузырева Ю.В. Актуальные вопросы взаимодействия Интерпола с международными организациями // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. - № 14 - С. 138–139.
31. Стронский Д.Д. К вопросу об использовании системы учетов Интерпола в рамках антитеррористической деятельности // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов 4-го Всероссийского «круглого стола». Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2016. – С. 12.
32. Стронский Д.Д. К вопросу о кооперации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом (организационно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты) // Расследование преступлений: теория и практика: Информационный бюллетень ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2014. - № 2. – С. 15.
33. Ткачук П.А. Роль МОУП – Интерпол в борьбе с преступлениями//Вопросы современной юриспруденции. – 2013. - № 31. С. 131-133.
34. Усманов Р.А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2014. - № 2. – С. 9.
35. Хлестов О.Н. Международный терроризм: угроза, меры противодействия, вопрос ликвидации терроризма // Российский ежегодник международного права.- СПб., 2015. – С. 6.
36. Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Дисс., докт. юрид. наук. М., 2015. - № 9. – С. 8.
Электронный ресурс
37. Официальный сайт Интерпола. Режим доступа: https://www.interpol.int/ (дата обращения: 08.02.2018).
38. Официальный сайт МВД Российской Федерации. Режим доступа: http://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola (дата обращения: 06.02.2018).
39. Численность государств представлена по состоянию на 2017 г.Режим доступа: http://www.interpol.int/About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 06.02.2018 г.)
40. About Interpol // INTERPOL. URL: http://www.interpol.int/ About-INTERPOL/Overview (дата обращения: 08.02.2018).
41. Constitution of the INTERPOL // INTERPOL. URL: http:// www.interpol.int/About-INTERPOL/Legal-materials/TheConstitution (дата обращения: 06.02.2018).
42. INTERPOL-coordinated operation strikes at organized crime with seizure of 20 million illicit medicines // Interpol. URL: http:// www.interpol.int/News-and-media/News/2015/N2015-08. (дата обращения: 05.02.2018).