Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа приводит ключевые аспекты проявления политического компонента в спорте на международном уровне. Увеличение политической заинтересованности в колоссальных ресурсах спортивной среды обусловлены эффективностью их применения в политтехнологиях, в том числе и на международном уровне. Регулярность использования спортивной сферы для политических выгод ставит данную проблематику в ряд актуальных к изучению.
Российский спорт как часть самобытной культуры российского народа имеет весомое значение для налаживания межгосударственных связей.
Проведение общемировых спортивных мероприятий актуализирует международное спортивное взаимодействие и, как следствие, политические связи. Взаимоотношение осуществляется посредством межправительственных договоров о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта. Безусловно, существует и обратная зависимость, когда политическая солидарность и экономические договоренности между странами активизируют сотрудничество в спортивной сфере.
Примером могут служить меморандумы о взаимопонимании в области спорта и физической культуры, которые обозначают спорт как фактор интеграционных процессов между государствами. В рамках двухстороннего или много стороннего сотрудничества реализовываются программы развития физической культуры и спорта на взаимовыгодных условиях сторон.
В частности, осуществляется обмен тренерами, специалистами и экспертами, документацией, методическими материалами в сфере спорта; участие в совместных спортивных мероприятиях, сборах, симпозиумах; сотрудничество в области формирования и подготовки профессиональных кадров. Работа ведется на различных уровнях: военных союзов, министерств; экономических, политических союзов; отдельных правительственных и частных организаций.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать международный спортивный бизнес на примере «Ultimate Fighting Championship».
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. раскрыть понятие и принципы организации международного спортивного бизнеса;
2. определить участников современного международного бизнеса в спорте;
3. изучить роль спортивных соревнований в международных отношениях;
4. выявить влияние спорта на международный авторитет государства;
5. раскрыть международную деятельность «Ultimate Fighting Championship»
6. проанализировать бизнес-процессы в «Ultimate Fighting Championship»;
7. определить социально-экономическую защиту интересов в спортивном бизнесе «Ultimate Fighting Championship».
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические аспекты организации международного спортивного бизнеса
1.1 Понятие и принципы организации международного спортивного бизнеса
Сегодня мировая индустрия спорта одна из самых динамично развивающихся рынков сферы услуг. В последние годы доля составляет более 3% мирового торгового оборота. Одним из важных факторов в развитии этого вида бизнеса является процесс мировой глобализации. Международный бизнес в спорте входит в двадцатку самых привлекатель-ных отраслей мирового хозяйства по эффективности вложения капитала. Эта отрасль дает сегодня работу более 10 млн человек во всем мире.
Основные участники современного международного бизнеса в спорте представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные участники современного международного бизнеса в спорте
Ведущие страны-участники мирового рынка спортивной индустрии: США, страны Западной Европы (Велико¬британия, Италия, Испания, Германия, Франция), Россия, а также некото¬рые страны Азии (Япония, Китай, Южная Корея) и Латинской Америки (Аргентина, Бразилия).
США в конце XIX в. стала уделять повышенное внимание коммерциализации спорта. Превращение спортивного зрелища в серьезный бизнес в Западной Европе стал 1980 г.,— когда Международный олимпийский комитет (МОК) возглавил успешный предприниматель и опытный менеджер Хуан Антонио Самараич.
Под его руководством была разработана долгосрочная программа коммерциализации мирового спорта, первоначальной задачей которой был тезис: сделать спорт самоокупаемым - и в дальнейшем пре¬вратить его в преуспевающую сферу бизнеса.
В международном спортивном бизнесе появляются особенности и черты, совершенно не характерные для других сфер предпринимательской деятельности.
Уникальная черта - понятие трансфертного рынка, согласно которому объектом купли-продажи являются сами спортсмены. Ни в одной другой сфере международного бизнеса, кроме спорта, невоз¬можно заполучить необходимого сотрудника, назначив ему определенную зарплату и одновременно выплатив крупную сумму компенсации его быв-шей компании.
Наиболее крупными и удачными с коммерческой точки зрения спортивными проектами последних лет являются зимние и летние Олим-пийские игры, чемпионат мира по футболу, Национальная хоккейная лига (НХЛ), Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), футбольная Лига чемпионов и мировые чемпионаты по теннису, гонки «Формула-1» и мно-гие другие.
Большая часть сопутствующих инвестиций приходится на массовые игровые виды спорта, в первую очередь на футбольный бизнес. Это связано не только с чрезвычайной популярностью этой игры, но и, самое главное, с относительной доступно¬стью этого вида спорта для всех слоев населения.
Солидные призовые фонды имеют соревнования в таких видах спорта, как бокс, теннис и фигурное катание. К примеру, призовой фонд боксер¬ского поединка Лсннокса Льюиса с Майком Тайсоном в 2001 г. составил примерно 50 млн дол. Общие призовые фонды таких известных между¬народных теннисных турниров, как «Уимблдон» и «Френч Опсп», уже достигли 15 млн дол., а соревнования в фигурном катании «Мировой серии Гран-при»— 1 млн дол.
Профессиональный спортивный клуб является сейчас настоя¬щим коммерческим предприятием, производящим не только зрелище для широкого круга зрителей. Вокруг него создана целая инфраструктура, направленная на получение прибыли во многих смежных отраслях.
Доходная часть бюджета профессиональной европейской или амери-канской спортивной команды чаще всего формируется из пяти основных составляющих частей, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 - Доходная часть бюджета профессиональной европейской или амери¬канской спортивной команды
Основная часть доходов – это продажи прав на телетрансляции (рисунок 3). У самых богатых спортивных клубов мира есть собственные платные телевизионные каналы, на которых ежедневно готовятся свежие выпуски спортивных новостей, идут телевизионные трансляции и рекламные ролики.
Рисунок 3 – Доходы от продажи прав на телетрансляции
Вторая часть доходов от спорта — «спонсорские поступления» (рисунок 4).
Рисунок 4 – Спонсорские поступления
Помимо титульных спонсоров у каждого клуба есть целый ряд офи-циальных партнеров и поставщиков. Известные компании — производи-тели спортивной одежды «Найк» и «Адидас», являясь так называемыми техническими спонсорами, имеют долгосрочные контракты со многими клубами Европы и Северной Америки на снабжение их спортсменов одеж-дой и обувью собственного фирменного производства. К примеру, у анг-лийского клуба футбольной премьер-лиги «Манчестер Юнайтед» подпи-сан 13-летний контракт с фирмой «Найк» на 480 млн дол., ежегодно приносящий команде около 37 млн дол.
Третья часть спортивных доходов — «средства от продажи билетов» (рисунок 5).
Рисунок 5 – Средства от продажи билетов
Четвертая часть доходов клуба непосредственно связана с их спортив¬ными достижениями (рисунок 6).
Рисунок 6 – Доходы от спортивных достижений
И наконец, последняя, пятая часть доходов клуба — «коммерческие программы» (рисунок 7).
Рисунок 7 – Доходы от «коммерческих программ» клуба
Основные расходы, которые несет профессиональный спортивный клуб, связаны с выплатой заработной платы его сотрудникам — это игроки, тренеры, менеджеры клуба и обслуживающий персонал. На выплату зара¬ботной платы приходится, как правило, от 50 до 70% всех расходов клуба.
Как известно, практически каждая звезда мирового спорта подписы-вает личные контракты с крупнейшими мировыми компаниями, реклами-руя их продукцию. Доходы от рекламы одного из самых популярных игроков мира Дэвида Бэкхема составляют около 30 млн евро в год. По правилам международного спортивного бизнеса с покупкой спортсмена клуб-покупатель автоматически приобретает половину прав на имидж своего нового работника, т.е. получает 50% его рекламных доходов. Кроме того, спортивный клуб может использовать в своих коммерческих целях имя игрока. Так, футбольные майки с номером «23» и фамилией «Бэкхем», несмотря на высокую цену в 100 евро за штуку, пользуются у болель¬щиков огромной популярностью.
В последние годы в международном спортивном биз¬несе укрепилась практика организации рекламно-коммерческих туров. Популярнейшие футбольные клубы и национальные сборные направляются в богатые страны Азии, Америки и Ближнего Востока и проводят там това¬рищеские матчи с местными командами.
Все большее внимание команды «Формулы-1» уделяют странам Азии: Китаю, Корее, Японии, Малайзии, проводя там некоторые этапы своих соревнований. В последнее время этот вид спорта стал там очень популяр¬ным, а суммы, выделяемые их правительствами на организацию таких дорогостоящих мероприятий, весьма высокими. Благодаря таким рекламно-коммерческим турам клубы, кроме всего прочего, реализуют крупные партии собственной атрибутики и расширяют круг своих поклонников, а следовательно, потенциальных потребителей.
В последние годы в Европе стала заметна тенденция резкого разделе¬ния спортивных команд практически во всех видах спорта на богатых и бедных. Команды-миллионеры создают лучшие условия для своих спортсменов, заключают с ними многомиллионные контракты, покупают самых одаренных молодых игроков и т.п.
В отличие от Европы в США нет столь большого разрыва в финансо¬вых возможностях различных спортивных команд. Это достигается, помимо всего прочего, введением так называемой системы «драфта» в спортивный бизнес. Драфт — это процесс ежегодного выбора молодых спортсменов, при котором самому слабому клубу по итогам сезона доста¬ется самый перспективный новичок. Предпоследний клуб берет второго игрока по рейтингу, а чемпион может претендовать только лишь на спорт¬смена с самой последней позиции.
В спортивном бизнесе США имеет место жесткая конкуренция в борьбе за завоевание внимания зрительской аудитории не только между хоккейными командами, но и между различными видами спорта вообще.
Так, команды бейсбольной лиги всячески стараются завоевать болельщи¬ков у баскетбольных клубов, что для Европы совершенно нехарактерно.
Таким образом, в мировом спорте существуют в настоящий момент две явно выраженные модели спортивного менеджмента — американ¬ская и европейская. Каждая из них, несомненно, имеет право на существо¬вание, поскольку у каждой есть свои позитивные и негативные стороны в силу сложившихся индивидуальных экономических, политических и куль-турных особенностей стран.
Серьезная коммерциализация российского спорта стала зарождаться с распадом СССР. Начало 90-х годов совпало с массовым отъездом в зару¬бежные клубы сильнейших спортсменов практически из всех видов спорта. Особенно большим спросом в то время пользовались в американской НХЛ отечественные хоккеисты. Россия быстро превратилась в крупнейшего экспортера перспективных спортивных талантов.
Еще одним ударом по молодому российскому спортивному бизнесу стал экономический кризис 1998 г., при котором заработная плата игро-ков и тренеров, а также расходы команд значительно сократились. Однако уже в начале XXI в. российский спортивный бизнес начал постепенно набирать обороты. Во многие виды спорта стали поступать серьезные инвестиции. Так, инвестиции в российский футбол в 2004 г., по некоторым оценкам, составили почти 250 млн дол.
Некоторые крупнейшие представители российского бизнеса стали проявлять к спорту определенный интерес. Так, в марте 2004 г. компания «Сибнефть» и футбольный клуб «ЦСКА» подписали один из крупнейших контрактов в истории российского спорта на 54 млн дол. сроком на три года. По условиям контракта армейский клуб получает указанную сумму на развитие своей инфраструктурной базы и покупку новых игроков, а компания «Сибнефть», став генеральным спонсором «ЦСКА», получила эксклюзивное право в течение срока действия договора использовать в России и за рубежом торговые марки, название клуба, клубный знак, фотографии и имидж команды в маркетинговых и рекламных целях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. – М.: Добрая книга, 2010. – C. 54-57.
2. Балл Э. Перезагрузка драки: как ММА и UFC захватили мир // The Guardian. – 2016. – 4 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/sport/2016/mar/04/the-fight-game-reloaded-how-mma-conquered-world-ufc
3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений. Гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. – СПб., 2011. – С. 93-96.
4. Бой без правил // Академик. – 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/814978
5. Бои без правил часть I. История и развитие // Aikbudo.in.ua. – 2010. – 20 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aikibudo.in.ua/boi-bez-pravil-chast-1-istoriya-i-razvit/
6. В Нью-Йорке легализовали бои MMA // Корреспондент.net. – 2016. – 23 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korrespondent.net/sport/3655251-v-nui-yorke-lehalyzovaly-boy-mma
7. Вадим Финкельштейн: «Основатель боев без правил в России // Fightbox.ru. – 2012. – 12 мая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webcitation.org/64zEoI0Zv
8. Виноградов П. А. Теория и методология использования средств массовой информации в развитии физической культуры: Дис. д. пед. наук в виде науч. докл. – Л., 1991. - 66 с.
9. Гавра Д.П. Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. – СПб.: СПбГУ ВШЖиМК, 2013. – С. 27-31.
10. Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. – М.: Андалус, 2007. – C. 35.
11. Григорьева С.А. Физическая культура: учебное пособие / С.А. Григорьева. – Кемерово: «Кемеровский институт РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. – 140 с.
12. Задворнов К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К.Ю. Задворнов. – СПб., 2012 [Электронный ресурс].
13. Иванов А. Краткая энциклопедия фактов и понятий MMA / А. Иванов // Mens`s Health. – 2014. - №11[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mhealth.ru/form/sport/kratkaya-encziklopediya-faktov-i-ponyatij-mma/3/
14. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
15. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности : Монография / Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с.
16. Исследование: в ММА самый высокий риск травмы головного мозга // Tofight.ru. -–2014. – 6 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tofight.ru/archives/12151
17. Круглов А. Война миров. Как бои без правил перевернули мир единоборств // Чемпионат.com. – 2015. – 25 ноября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.championat.com/boxing/article-235795-istorija-pervogo-turnira-ufc.html
18. Международные валютно-кредитные отношения. Практикум / Макарова С.А. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.
19. Международные экономические отношения : учебное пособие / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. – 162 с.
20. Меморандум о взаимопонимании в области спорта между министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерством народной власти по спорту Боливарианской Республики Венесуэла от 02.04.2010 г. [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт] URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/international/6/1861/
21. Мировая экономика и международные экономические отношения/ Николаева И.П /Дашков и К°
.; 2013 год
22. Мировая экономика: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
23. Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г. Гужва, М.И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009.
24. Мировая экономика и международные экономические от-ношения: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития : учебное пособие / Е.Д. Фролова [и др.] ; под общ. ред. Е.Д. Фроловой, С.А. Лукьянова.— Екатеринбург : УрФУ, 2016.— 184 с.
25. «Мягкая сила» в политике // Библиофонд. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563828
26. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 27.
27. Пифагор – чемпион! Великий ученый выигрывал олимпийские игры // Советский спорт. – 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spb.sovsport.ru/gazeta/article-item/162301
28. Правила ММА // mymma.ru. – 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mymma.ru/mma/rules/
29. Правила вида спорта "Смешанное боевое единоборство (ММА) с комментариями // mma-russia.ru. – 2013. – 5 июня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mma-russia.ru/novosti/668-pravila-vida-sporta
30. Россен Д. Смешанные единоборства: 20 лет эволюции бойцов и болельщиков // mixfight.ru. – 2010. – 23 декабря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mixfight.ru/mma/overviews/2010/12/23/20-years-of-evolution/ 64
31. Россия стала чемпионом по количеству проводимых спортивных соревнований // Владимир Путин. Личный сайт. – 12.12.2015. – URL: http://www.putin2012.ru/events/253
32. Самые дорогие Игры в истории // Лига. net. Олимпийские рекорды. – URL: http://liga.net/infografica/98306_olimpiyskie-rekordy- samye-dorogie-igry-v-istorii.htm
33. Семенов Э. Бои без правил: мордобой или новый вид спорта? // Самиздат. – 2005. – 1 июля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samlib.ru/s/semenow_eduard_ewgenxewich/09.shtml
34. Союз смешанных единоборств России // union-mma.ru. – 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unionmma.ru/regfeds/
35. Союз ММА России получил государственную регистрацию // Чемпионат.com. – 2012. – 27 августа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.championat.com/boxing/news-1290808-sojuz-mma-rossii-poluchil-gosudarstvennuju-registraciju.html
36. Смешанные боевые искусства (ММА) // ares-mma.ru [Элеткронный ресурс]. Режим доступа: http://ares-mma.ru/programs/mma/
37. Смешанные боевые искусства // Википедия. – 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=78266875
38. Cмешанные единоборства MMA // Innova-sport.com. – 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innovasport.kz/#!-/c15p0
39. Смешанные единоборства в России развиваются в медленном темпе // Московский комсомолец. – 2016. – 4 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mk.ru/sport/2016/04/04/smeshannye-edinoborstva-v-rossii-razvivayutsya-v-medlennom-tempe.html 63
40. Соколов С.А. Основные направления деятельности местных органов власти в развитии физической культуры и спорта в зарубежных странах и в России: Автореф. канд. дис. - М., 1998. – 158 с.
41. Труфанов Д.О. Социологический подход к анализу современных единоборств / Д.О. Труфанов // Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона». - 2005. - №1. - 257 с.
42. Федор Емельяненко: Надеюсь , ММА станет олимпийским видом спорта // РБК. – 2012. – 3 декабря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sport.rbc.ru/news/104972/
43. Фертитта Л. UFC, рано или поздно, станет видом спорта на Олимпийских Играх // Boxing-planet.ru. – 2016. – 2 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://boxingplanet.ru/fertitta-ufc-rano-ili-pozdno-stanet-vidom-sporta-na-olimpijskih-igrah/
44. Чикуров А.И. Организация физической культуры и спорта: учебное пособие // magma-team.ru. – 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magma-team.ru/organizatsiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-uchebnoe/5-organizatsionno-upravlencheskie-aspekty-razvitiya-professionalnogo-kommercheskogo-sporta
45. Шатилов А.Б., Башмаков Д.А. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. – М.: РГГУ, 2002. – С. 100-110.
46. UFC inks TV deal with Asia`s sn HD sports // Fightnetwork.com. – 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fightnetwork.com/news/ 6371211:ufc-inks-tv-deal-with-asias-asn-hd-sports/