Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В связи с этим требуются новые подходы к анализу и решению проблем детства, семьи.
Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования. Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Актуальность исследования заключается в том, что на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ними не теряют актуальности и злободневности. Не случайно по стране прокатилась волна судебных процессов, связанная с серьезными нарушениями в сфере опеки и попечительства и усыновления детей - граждан России иностранцами. Были приняты новые нормативные правовые акты, пресечена деятельность отдельных недобросовестных работников, наживающихся на несчастных детях.
Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования - работа по защите прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования является комплексное изучение специфики содержания детей в детских учреждениях как особого вида социального обслуживания.
1. Рассмотреть содержание детей в детских учреждениях как вид социального обслуживания.
2. Изучить правовое регулирование социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Проанализировать содержание детей в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Раскрыть порядок и условия пребывания детей в специальном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями .
5. Рассмотреть права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и порядок их обеспечения.
6. Выявить основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Методологической основой исследования послужила законодательная и нормативно-правовая база по защите прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость исследования заключается в решении комплекса вопросов, связанных с детскими учреждениями для детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура настоящего исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Содержание детей в детских учреждениях: общая характеристика
1.1 Содержание детей в детских учреждениях как вид социального обслуживания
Исходя из информации экспертного сообщества, учреждения, которые занимаются вопросами социальной поддержки несовершеннолетних из числа сирот не способны в полном объеме обеспечить качественное развитие данных детей и интегрировать их в общественную жизнедеятельность при этом не более чем у десяти процентов выходцев из учреждений круглосуточного пребывания имеются достойные условия для их жизнедеятельности, кроме этого многие из них подвержены смертности в довольно молодом возрасте. Не мало и тех, кто совершает преступления, а это довольно значимая угроза для нормального функционирования современного общества. И это прежде всего связано с невысоким качеством образования, а также юридической грамотностью данных детей, отсутствием должного жилья, низким уровнем общественно важных навыков и познаний .
Чаще всего именно в условиях семьи происходит создание нужных условия для качественной жизнедеятельности и развития в стране формируется должная законодательная база, направленная на охрану прав данных детей, но обеспечить несовершеннолетних из числа сирот условиями, которые поспособствуют их качественному и должному развитию на уровне государства довольно непросто.
На основании Федерального закона от 21.12.96 N 159 в качестве детей-сирот определили граждан младше восемнадцати лет которые не имеют родителей в результате их гибели но в литературных источниках есть и более объемное определения.
Например, Е.А. Тюгашев подразделил несколько вариантов сиротства исходя из тех причин в результате которых несовершеннолетние попали в данную категорию:
- сироты в результате того что у них погибли родители;
- лишенцы, то есть те дети у которых родителей лишили прав относительно данных детей;
- отказники, то есть это те дети, от которых родители отказались;
- интернатские, то есть те дети, которые находятся в определенном интернате, и родители почти не принимают никакого участия в процессе воспитания данных детей;
- домашние то есть такие дети которые хоть и проживают с родителями но никакого участия в их развитии родители не принимают .
Следует сказать о том, что психологическая стабильность различных категорий данных несовершеннолетних очень разная так те дети, которые с самого рождения не знали своих родителей и росли отдельно от них намного спокойнее, в это же время дети из числа лишенцев зачастую становятся жертвами травли либо эксплуатации со стороны родных родителей и само собой данные травмы будут влиять на их дальнейшую жизнедеятельность и данному факту нужно удалять повышенное внимание.
И.Ю. Рассохина делая обобщение относительно главных компонентов сиротства говорит о том, что это временное либо постоянное одиночество, отстраненность от семьи и должной опеки необходимой для нормальной жизни в результате взросления, а также первоначальной социализации и самостоятельной жизнедеятельности. Данное социальное положение само собой воздействует на процесс включения детей в современное общество.
Исследуя общественные взаимосвязи, стоит отметить и то, что существует социальная стратификация, а это существующее неравенство, в результате которого подразделение происходит на основании определенной социальной роли и конкретного типа общественной жизнедеятельности. На основании данного определения, детям для занятия должного места в обществе нужно получить определенную социальную роль, а также получить ту профессию, которая будет престижной, трансформируя таким образом личную страту данная трансформация является социальной мобильностью .
Следует также сказать о том, что положение несовершеннолетних из числа сирот будет нетипичным, а, со слов Л.Н. Филипповой, данная нетипичность предопределяет определенную социальную неполноценность, а также маргинальную идентичность.
Все более подробнее нетипичность была исследована Э. Каммизиным и У. Генри, которые разработали теорию разъединения исходя из которой существует такое понятие как «стериотипизация», то есть в обществе при помощи средств массовой информации и прочих вариантов информации появляется точка зрения о том, что сироты являются неполноценными людьми, которые зачастую подвержены девиантным проявлениям и как результат появляются сложности относительно их включения в единый комплекс общественной жизнедеятельности .
Со слов Р. Парка, который предопределяет в качестве миграции весь комплекс движения населения, несмотря на направленность и цели делает выводы о том, что несовершеннолетние из числа сирот это мигранты в результате разрушения родственных связей и трансформации данных связей в результате изменения их социального статуса. Очень часто миграция возникает не раз, что происходит во время перемены приемных родителей либо государственных учреждений круглосуточного пребывания и как результат у несовершеннолетних пропадает ощущение «собственного места» .
В нашей стране существует комплекс органов, которые осуществляют свою работу для охраны прав несовершеннолетних из числа сирот. И прежде всего это органы опеки, а также комиссии относительно несовершеннолетних, организации социальной защиты и кроме этого уполномоченный по защите прав детей. При помощи существующего законодательного комплекса в стране закрепляются правила функционирования органов, деятельность которых нацелена на охрану прав несовершеннолетних из числа сирот, а помимо этого отношения, которые появляются в результате опеки и попечительства.
Но несмотря на это в качестве значимого направления работы данных органов можно назвать процесс нахождения для данных детей новой семьи что поспособствует их достойной жизнедеятельности и гармоничному развитию. Нахождение несовершеннолетних в специальных учреждениях является временным об этом говорит ст. 123 СК РФ.
Среди современных авторов уделяется особое внимание вопросам воздействия семьи на качественную социализацию детей, то есть на процесс усвоения детьми социально-важного опыта, а также правильной положительной самореализации в результате применения усвоенных знаний на практике).
Так со слов В. П. Кутеева, О. А. Соловьева следует то, что в условиях семьи дети приобретают представления относительно семейных ролей, а также о функциях каждого из супругов и так далее, в это же время в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием это является затруднительным. Со слов Д.С. Плехановой в семье появляется ощущение безопасности, которое способствует тому что несовершеннолетние без проблем могут взаимодействовать с окружающими людьми. В это же время несовершеннолетние из числа сирот находятся в совершенно ином положении, они никому не доверяют и как результат им труднее получить активное социальное место в обществе и это препятствует социальной мобильности данных детей .
Большое значение в вопросах становления полноценной личности отдают ближайшим эмоциональным взаимосвязям, которые присутствуют между несовершеннолетними и их родными родителями. Понимание того что существуют любящие люди само собой предопределяет фундамент здоровой самооценки.
Так со слов Э. Фромма можно сделать вывод о том, что плавная трансформация от привязанности которая есть к маме и от которой исходит любовь, а также забота, к привязанности к папе который со временем начинает выступать в качестве авторитета и дальнейшее объединение данных привязанностей создают комплекс духовного здоровья который способствует достижению личной зрелости .
Нынешнее общественное положение предопределяет то, что нельзя устроить в новую семью каждого несовершеннолетнего из числа сирот и как результат из жизнедеятельности этих детей исчезает значимый компонент первичной социализации и как результат появляются определенные проблемы, которые способствуют маргинальному статусу несовершеннолетних и прежде всего после того как они покидают стены специального учреждения с круглосуточным пребыванием.
Со слов А.С. Кислицы, у людей во время социализации нужно формировать направленность на конформные отношения с обществом тогда, когда оно является нормальным, это даст все основания для сохранности порядка, а также стабильности жизнедеятельности, со второй нужно помогать противостоять в том случае если в обществе существует направленность на непринятие существующих моральных ценностей. Для развития данных способностей должно быть личное стабильное мировоззрение, развивающееся во время собственной социализации. При нахождении в специальном учреждении с круглосуточным режимом пребывания дети сами почти не принимает каких бы то ли было решений, есть определенный распорядок, а также учебные планы, меню и то утверждено взрослыми и является неизменным и как результат вероятность обладать в личной жизнедеятельности конформной формой поведение у данных несовершеннолетних возрастает в разы. Помимо этого, данные дети очень часто не проявляют никакой активности относительно собственной карьеры у них нет необходимых коммуникативных способностей нужных во время социализации во взрослом обществе. Так, В.А. Абельбейсов делает выводы о том, что в специальных учреждениях для несовершеннолетних из числа сирот нужно формировать развивающую среду, которая сможет по максимуму помогать в вопросах развития и углубления социализации данных детей в самых главных сферах в череде которых деятельность, а также общение и кроме этого самопознание .
В качестве индивидуального варианта социального обслуживания можно назвать такую форму как содержание детей-сирот в учреждениях детского типа. Направленность относительно усовершенствования положения детей в нашей стране предопределяют на основании указов Президента РФ. На основании данных программ предопределяют особые направления нацеленные на развитие положения детей, которые находящихся в сложной жизненной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
7. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
8. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2018, N 31, ст. 4856.
11. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.04.2022) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей") // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2014, N 22, ст. 2887.
12. Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29.11.2021. по делу № 27511/2021.
13. Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18.10. 2022 г. по делу № 3А-263/2022.
14. Решение Ивановского районного суда Ивановской обл. от 29.11.2021. делу № 2-4462/2020.
15. Бадыкова, А. Г. Социокультурная среда как условие развития ключевых социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. Г. Бадыкова, С. А. Исаева // Образование в Кировской области. 2021. № 3(59). С. 70.
16. Борисова Н.А. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. / Н.А. Борисова, В.В. Шестерина. - Символ науки. - № 03-3/2021. – С. 211 – 213.
17. Васильева, Е. Ю. Анализ региональных практик обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей / Материалы Ивановских чтений. 2019. № 4(26). С. 98.
18. Василенко Н.А., Семёнова А.С. Типы и виды современных образовательно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2022. С. 224-228.
19. Веремьева О.А. Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам // Вопросы науки и образования. 2019. № 20 (67). С. 22.
20. Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений / А. Е. Гусарова. // Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 276.
21. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения / О.И. Дубинина — Текст: непосредственный // Человек и образование. - 2021. - №2 (43). - С. 122 - 134.
22. Джамиева М.С. Специфика развития ребенка в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2018. № 6. С. 151.
23. Джамиева М.С., Мунгиева Н.З. Своеобразие образовательной среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Педагогическое образование и наука. 2018. № 6. С. 145.
24. Евдокимова, А. А. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Евдокимова // 2019. Т. 16, № 1-2(18). С. 264.
25. Ершова, Н.М. Опека, попечительство, усыновление / Н.М. Ершова. – М.: ИНФРА-М, 2018 – 180 с.
26. Иванова Е. В. Гражданское право. Особенная часть. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. С. 94.
27. Иванова, Н.П. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: сборник-справочник. / Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 2021. – С. 157.
28. Иващенко, А. А. Анализ судебной практики предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей в субъектах РФ / А. А. Иващенко, Е. М. Портянко // Colloquium-Journal. 2019. № 16-7(40). С. 193.
29. Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. № 4 (23). С. 1-12.
30. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Социальное партнерство на основе сетевого взаимодействия как средство подготовки сирот к будущей жизнедеятельности в условиях профессиональных образовательных учреждений: Монография / под редакцией д.пед.н. Кривых С.В. /СПб.: Изд. ИСЛ, 2019. С. 102.
31. Куракина Т. В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т. В. Куракина // Работник социальной службы. – 2020. - №8. – С. 16-22.
32. Корякин В. М., Потапов Н. А. Гражданское право в схемах. Особенная часть. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. С. 65.
33. Ламейкина, Е. Ю. Новые формы устройства детей, оставшихся без попечения. Судебная практика / Е. Ю. Ламейкина // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 101.
34. Матюшева, Т.Н. Эволюция статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т.Н.Матюшева // Современное право. 2019. N 11. С. 50 - 55.
35. Меркуль, И. А. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот / И. А. Меркуль, В. О. Волчанская // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 189.
36. Османов У.Ю., Хайбулаев М.О. Причины и проблемы детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии материалы второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 128-138.
37. Савинова, А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ. / А.Н. Савинова, Т.Ф. Зарембо. - М: Академия, 2022. – С. 140.
38. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М., 2022. – С. 87.
39. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2019. – №2. С. 109-113.
40. Шитова И. А., Морозов Л. В. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ // Инновационная наука. – 2020. – № 11-3. – С. 123-125.
41. Шахманова А.Ш. Организация развивающей среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. № 4. С. 62-65.