Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческое радиовещание – относительно новое явление в российской действительности, насчитывающее чуть более 30 лет. История его развития в России берет начало с 90-х годов ХХ в.
В СССР все радиостанции находились под контролем государства и финансировались из государственного бюджета. Радиостанции носили, в первую очередь, идеологическую направленность, что сказывалось как на принципах функционирования радиостанций, так и на формировании тематики радиопередач и музыкального сопровождения.
После Перестройки и смены государственного строя в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в России начали развиваться рыночные отношения, что повлекло за собой изменения в системе радиовещания. Начали появляться коммерческие радиостанции, а старые радиостанции, в большинстве своем, перешли на коммерческие рельсы. Появились принципиально новые форматы радиовещания, изменилась тематика и редакционная политика.
Актуальность работы продиктована необходимостью исследования коммерческого радиовещания в России, как культурологического и общественно-политического явления в современной журналистике, на основании определения роли и места современного радиовещания в системе средств массовой информации и выявлении степени его влияния на общественное мнение.
Объектом исследования является коммерческое радиовещание в России.
Предметом исследования выбраны особенности и перспективы развития коммерческого радиовещания в России.
Проблемой исследования является недостаточная изученность коммерческой радиожурналистики в России, как относительно нового явления, и необходимостью более подробного анализа радиовещания как средства воздействия на общественное мнение.
Гипотезой исследования является предположение о том, что коммерческое радиовещание в России остается одним из ведущих коммуникативных факторов, формирующих общественное мнение.
Научная новизна исследования заключается в возможности выявить характерные черты современного коммерческого радиовещания и определить тенденции его дальнейшего развития в России.
Цель исследования – проанализировать современное состояние и перспективы коммерческого радиовещания в России.
На основании указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Выявить исторические предпосылки появления коммерческого радиовещания в России;
2. Проследить основные этапы развития коммерческого радиовещания в конце ХХ – начале ХХI вв. ;
3. Определить основные видовые и жанровые особенности коммерческого радиовещания;
4. Выявить роль и место коммерческого радиовещания в системе средств массовой информации;
5. Определить современное состояние коммерческого радиовещания в России;
6. Проанализировать тематическое и жанровое своеобразие радиостанции «Русское радио»;
7. Проанализировать тематическое и жанровое своеобразие радиостанции «Книга».
8. Провести сравнительный анализ перечисленных коммерческих радиостанций;
9. На основании полученных данных определить тенденции и пути дальнейшего развития коммерческого радиовещания в России.
Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия к научным исследованиям в области радиожурналистики и ее влияния на общественное мнение обращались многие ученые.
Изучению процессов радиожурналистики, редактирования и общей теории журналистики посвящены труды российских ученых: К. В. Антипова, С. Г. Антонова, Р. П. Баканова, А. Г. Быстрицкого, Ю. А.Головина, Л. В. Зимина, Э. С. Карпова, И. И. Карпенко, Л. С. Калашникова, И. М. Кауфмана, А. В. Колесниченко, О. Е. Коханой, С. Г. Корконосенко, А. Э. Мильчина, Е. И. Мордовской, О. В. Мурзиной, Д. А. Мурзина, С. С. Распоповой, М.В. Симкачева, Н. М. Сикорского, И. В. Степуры, Д. В. Туманова, К. Т. Ямчук.
Для изучения основных направлений в развитии коммерческого радиовещания в России, как вида массовых коммуникаций, были использованы исследования, посвященные проблемам PR-технологий, рекламы, методам их влияния на общественное мнение, изложенные в трудах: К. В. Антипова, Ю. Г. Волкова, С .С Гаджиевой., А. А. Грабельникова, а также исследования российских и зарубежных ученых по теории коммуникации и социологии: Д. П. Гавры, О. Ю. Голуб, В. Г. Гречихина, И. И. Докучаева, И. А. Зосименко, Д. Е. Краснянского, Лебедевой М. С., Maxwell McCombs, Natalie J. Stroud, И. С. Решетовой, О. И. Трохиновой, О. Г. Филатовой, А. Н. Чумикова, Ф. И. Шаркова, И. И. Янгирова.
Теоретико-методологическими основаниями для исследования послужил системных подход, который включает в себя анализ теоретического материала и научных публикаций, эмпирическое исследование имеющегося материала, анализ фактических и статистических данных на основании предыдущих заключений и результатов наблюдения.
Теоретическая значимость результатов исследования выражается в разностороннем анализе и уточнении возможностей использования основных достижений современного коммерческого радиовещания для дальнейшего развития, с целью совершенствования различных видов социально-культурной и коммерческой деятельности.
Практическая значимость работы заключатся в выявлении и описании основных видов и направлений коммерческих радиостанций в России, анализе основных приемов и методов, с целью их практического применения в работе радиожурналиста.
Результатами исследования стали следующие положения:
1. Предпосылками для развития и становления радиовещания в России стали традиции российской и советской журналистики XIX – ХХ вв. со своими функциональными, языковыми и тематическими особенностями.
2. В конце ХХ – первой половине XXI вв. радиовещание занимало одно из ведущих мест в системе средств массовой информации и оказывало существенное влияние на формирование общественного мнения.
3. Исследование различных видов коммерческих радиостанций позволяет выделить и описать их отдельные виды и категории.
4. Анализ деятельности популярных коммерческих радиостанций дает возможность определить тематические особенности и методы воздействия на слушателя.
5. Структурный анализ особенностей современного радиовещания позволяет проанализировать основные элементы построения редакционной политики и идейной направленности ведущих коммерческих радиостанций.
6. Сравнительный анализ тематических и жанровых особенностей коммерческих радиостанций различной направленности позволяет констатировать жанровое разнообразие, наличие инновационных журналистских подходов и приемов воздействия на аудиторию.
7. Сравнение различных видов коммерческих радиостанций на основании анализа целевой аудитории, объема, охвата аудитории и тематической составляющей дает возможность определить их функциональное назначение, выявить основные цели и задачи.
Эмпирической базой исследования выбраны коммерческие радиостанции «Русское радио» и «Радио Книга» в период с 1995 по 2023 гг.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы по три параграфа в каждой, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИИ
1.1. Исторические предпосылки появления коммерческого радиовещания в России
Историческими предпосылками развития коммерческого радиовещания в России стали богатые традиции радиожурналистики советского периода, берущие начало в первой половине ХХ в.
Несмотря на то, что в целом история радиожурналистики насчитывает всего 100 лет, радиовещание стало неотъемлемой частью культурной и общественно-политической жизни общества.
С момента создания первого радиопередатчика российским ученым Александром Степановичем Поповым в 1895 г., история развития радио прошла большой путь от разрозненных радиосигналов до самостоятельного направления в журналистике.
7 декабря 1914 г. была запущена в эксплуатацию первая радиостанция, располагавшаяся в Москве на Ходынском поле и служившая, в основном, военным целям в годы Первой Мировой войны. Радиостанция обладала мощностью в 100 кВт и на основе лампового передатчика отправляла сообщения со скоростью 70 слов в минуту.
Одним из важнейших этапов становления массового радиовещания в России стало строительство Шуховской башни в 1919-1922 гг. в Москве по проекту инженера и архитектора Владимира Шухова. С этого момента начала свою работу Центральная радиотелефонная станция (Радиостанция им. Коминтерна), которая стала первой широковещательной радиостанцией в России.
Началом зарождения советской радиожурналистики можно считать 1922 г., когда из Шуховской башни был передан концерт симфонической музыки с участием артистов Большого Театра, а вскоре началась регулярная трансляция информационных передач «Радио всем» и «Новости радио». В первые годы своего существования радиожурналистика опиралась на опыт и традиции печатной журналистики. На волнах Радиостанции им. Коминтерна выступали видные общественные и политические деятели, ученые, писатели, журналисты: нарком просвещения А. Н. Луначарский, нарком иностранных дел Г. В. Чичерин, писатель В. П. Катаев и др.
«Первые опыты интеграции на жанровой основе относятся к 1924 г., времени появления новой формы радиопередачи – радиогазета. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания и передавала весь объем газетной информации в аудиоформате».
Начиная с 1925 г. к информационно-новостной и общественно-политической тематике начали добавляться культурно-просветительские и литературные программы из цикла «Культурное наследие», посвященные творчеству знаменитых русских писателей, поэтов и композиторов.
По мере развития радио, как вида коммуникационного воздействия на слушателя, совершенствовались виды и формы радиовещания, добавлялись новые жанры и методы подачи материала.
1925 год можно считать началом зарождения репортажной радиожурналистики в России, когда 7 ноября состоялась первая прямая трансляция с праздничного парада на Красной площади.
Постепенно расширялся охват аудитории. К 1927 г. широковещательные радиостанции работали уже во всех крупных городах СССР: Ленинграде, Нижнем Новгороде, Минске, Харькове, Киеве, Ташкенте, Баку, Тбилиси и др.
«Радио в тот момент понималась как газета без бумаги – радиогазета, а микрофон как некий электрический «печатный станок». Печатные издания стали выпускать свои радиоверсии: «Комсомольская правда по радио», «Радиопионер», «Врачебно-физкультурная радиогазета», «Призывник», «Кустарь и артель» и т.д.»
С этого момента радиовещание становится все более распространенным явлением культурного и информационного пространства в России и других республиках СССР. Круг его слушателей постоянно расширяется, а вместе с ним – и жанровое разнообразие радиопередач.
К существующим музыкальным, репортажным и информационным выпускам добавляются принципиально новые формы подачи материала, никогда ранее не использовавшиеся в газетной журналистике. Например, Радиотеатр (впоследствии получивший название «Театр у микрофона»), когда радиоспектакли не просто транслировались из помещения театра, а специально записывались для радиослушателя с музыкальным сопровождением. К работе над ними подключаются ведущие режиссеры, сценаристы, композиторы.
В 1928-1935 гг. в Ленинграде выходят в эфир премьеры «Степан Халтурин», «Октябрь», «Перекоп», а в Москве появляются постановки «Камо», «Десять дней, которые потрясли мир», «Белморстрой», «Каменный гость» по произведению А. С. Пушкина.
Радиоспектакли, посвященные классическим произведениям русской и зарубежной литературы, пользуются всё большей популярностью среди слушателей, а информационная повестка завоевывает новую аудиторию среди большого количества лиц, интересующихся культурными и экономическими вопросами.
Прогрессивные возможности радиовещания позволяли доносить информацию «из первых уст» не только внутри СССР, но и в зарубежные страны. С 1929 г. с территории СССР начинается трансляция специализированных программ для европейских государств: Франции, Англии, Германии, США. Зарубежные слушатели получают возможность узнать о передовых достижениях советской науки, экономики, культуры и искусства.
В предвоенные годы радио проникало в самые отдаленные уголки страны, объединяло и вдохновляло людей на строительство новой жизни. «Территориальная разобщенность, финансовые трудности, безграмотность населения не позволяли значительной его части стать читателями печатных изданий того времени. Радио на начальном этапе успешно решило эту проблему».
В 1933 г. формируется редакция «Всесоюзного радио» (Радио-1) при Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме СССР. Трансляции осуществлялись, в основном, на двухдиапазонные радиоприемники на длинных (ДВ) и средних волнах и (СВ), а в 1937 г. к ним присоединился первый радиопередатчик на коротких волнах (КВ).
С этого времени радиожурналистика в России уже окончательно отделяется от печатных видов СМИ и оформляется в отдельный вид со своими особенностями и приемами.
Конец 30-х годов ХХ века был связан с серьезными политическими изменениями как в России, так за рубежом: Вторая Русско-японская война на Халхин-Голе (1939 г.), Вторая Финская (Советско-финляндская) война 1940 г., Вторая Мировая война (1939-1945 гг.). Целые страны исчезали с географических карт, на их место приходили новые, менялась расстановка сил на международной арене.
Все эти события не могли не сказаться на состоянии и тематике радиопередач. Темы культурного и экономического развития отходили на второй план, сменяясь тревожными фронтовыми сводками и политической публицистикой. Культурно-просветительская функция советского радиовещания уступала место информационной, организующей и агитационной.
«Спустя несколько лет выпуск радиогазет был прекращен, а на смену этой форме пришли другие жанры, в том числе заимствованные из периодической печати».
В годы Великой Отечественной войны радиовещание, за счет своей доступности, удобства и широкой зоны покрытия, стало одним из основных средств донесения информации до населения всей страны. Сводки «Совинформбюро» каждый день информировали граждан о ведении боевых действий, состоянии дел на фронте, продолжали выходить программы общественно-политической тематики «Хроника советской жизни», «Слушай, фронт», «Героические будни советского тыла», «У карты мира», а также радиопередачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны», исторические и художественно-публицистические выпуски.
После окончания Великой Отечественной войны страна постепенно возвращалась к мирной жизни, что привело к изменению тематики радиопрограмм. К культурно-просветительским и общественно-политическим программам начали добавляться развлекательные и образовательные выпуски для детей и молодежи.
В 50-е годы на Всесоюзное радио вернулись «Последние известия» и «Новости недели», а также «Театр у микрофона», была сформирована редакция молодежного вещания, где начали выходить программы молодежной тематики: ежемесячный радиожурнал «Дружба», «Студенческий радиотеатр», «Энциклопедия студенческой жизни», «Взрослым о детях», «Радио Юность», «Ровесники», «Путешествие по любимой Родине», «Пионерская зорька» и др.
Новым и необычным явлением на советском радио тех времен стала программа «Утренняя гимнастика» и некоторые другие передачи, посвященные здоровому образу жизни и физической культуре. Существенно расширился список музыкально-развлекательных и юмористических программ, таких как «В рабочий полдень», «Мы с вами уже встречались», «Танцуем, слушаем, поем», «Вечер юмористического рассказа», «Поэтическая тетрадь».
В 1964 г. по решению ЦК КПСС начала свою работу радиостанция «Маяк», вещавшая на всю территорию СССР сразу в трех диапазонах ДВ, СВ и УКВ (ультракороткие волны) на нескольких частотах (в зависимости от региона).
Деятельность редакции «Маяк» стала принципиально новым словом в отечественном радиовещании. Сетка вещания строилась по следующему принципу. В начале каждого часа звучали позывные радиостанции, состоявшие из первых нот песни «Подмосковные вечера»: «Не слышны в саду даже шорохи».
Затем следовал новостной блок, занимавший 5 мин. Блок делился на три раздела: политические новости, социально-общественные, новости культуры.
Следующие 25 мин. занимал музыкальный блок, состоявший из инструментальных композиций и популярных песен советских и зарубежных композиторов. В конце блока снова звучали позывные радиостанции в виде второй фразы песни: «Всё здесь замерло до утра». Трансляция велась с 6 утра до 12 ночи по одному и тому же графику ежедневно, что сделало «Маяк» первой фоновой радиостанцией в СССР.
В 80-е годы в сетку радиовещания были добавлены новые программы: «Панорама», посвященная общественно-политической тематике, и «Концерты по заявкам радиослушателей».
Таким образом, на основе исторического обзора можно сделать вывод о том, что зарождение отечественного радиовещания в ХХ веке шло рука об руку с историческим, культурным и экономическим развитием государства, становлением новой общественно-политической формации, что способствовало
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библиография
1. Антипов, К. В. Основы рекламы / К. В. Антипов. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2020. – 326 с.
2. Антонова, С. Г. Редактирование: Общий курс / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. – М.: Университетская книга, 2013. – 314 с.
3. Баканов, Р. П. Журналистика для начинающих: Уч. пос. для студентов вузов / Р.П. Баканов, М.В. Симкачева, Д.В. Туманов / 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2016. – 256 с.
4. Волков, Ю. Г. Социология. Учебник / Ю. Г. Волков / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2017. – 320 с.
5. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: Учебник / Д. П. Гавра / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 231 с.
6. Головин, Ю. А. Журналистика как социальный институт: теория и практика / Ю. А.Головин, О. Е. Коханая. – М.: МГУ, 2022. – 186 с.
7. Гречихин, В. Г. Общая социология: Уч. пос. / В. Г. Гречихин / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 114 с.
8. Докучаев, И. И. Основы теории коммуникации / И. И. Докучаев. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГУ, 2013. – 105 с.
9. Зосименко, И. А. Социология массовых коммуникаций / И. А. Зосименко. – Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 357 с.
10. Кондаков, М. С. Родословие русского учёного и изобретателя А. С. Попова / М. С. Кондаков, Н. В. Краснопёрова, В. А. Могильников // Генеалогический вестник. – СПб.: РГФ, 2017. – Вып. 54. – 236 с.
11. Краснянский, Д. Е. Основы теории коммуникации / Д. Е. Краснянский. – М.: МГТУ, 2009. – 154 с.
12. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 400 с.
13. Медиасистема России / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 384 с.
14. Мурзина, О. В. Радиожурналистика / О. В. Мурзина, Э. С. Карпов. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2021. – 119 с.
15. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Общество «Знание», 2000. – 280 с.
16. Показатели аудитории ведущих радиостанций в отдельных городах Российской Федерации // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: Отраслевой доклад. / Под. ред. А. Г. Быстрицкого. – М.: МЦР, 2021. – 133 с.
17. Распопова, С. С. Основы журналистской деятельности / С. С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 270 с.
18. Сикорский, Н. М. Теория и практика редактирования / Н. М. Сикорский / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУП, 2011. – 326 с.
19. Универсальная журналистика / Под ред. Л. П. Шестеркиной. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 480 с.
20. Чумиков, А. Н. Антикризисные коммуникации / А. Н. Чумиков. – М: Проспект, 2013. – 172 с.
21. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации / Шарков Ф. И. – М: Соц.отношения, 2002. – 245 с.
Научные статьи
1. Гаджиева, С .С. Проблемы эволюции рекламных и PR-коммуникаций / С .С. Гаджиева, А. Д. Морева // Теория и практика современной науки.– М., 2021. – № 3 (69). – С. 72-80.
2. Голуб, О. Ю. Коммуникации в кризисных ситуациях: модели интернет-присутствия / О. Ю. Голуб // Социология. Политология. – Саратов, 2014. – Т. 14, вып. 4. – С. 10-17.
3. Ивлева Е. Е. Изменения во внутренних коммуникациях организации / Е. Е. Ивлева // Вестник Российского нового университета. – М., 2021. – № 1. – С. 69-74.
4. Карпенко И. И. Типологические и функциональные особенности сетевого радиовещания / И. И. Карпенко // Научно-культурологический журнал «RELGA». – 2023. – № 9 (154). – С. 17-23.
5. Карапетова, И. Н. Особенности развития межкультурной коммуникации / И. Н. Карапетова // Международное гуманитарное сотрудничество: новые вызовы и возможности: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 76-81.
6. Степура, И. В. Широковещательное радио в СССР и России: краткий очерк / И. В. Степура // Экономика и социум. – 2019. – № 5 (60). – С. 1128-1129.
7. Maxwell McCombs. Psychology of Agenda-Setting Effects. Mapping the Paths of Information Processing / Maxwell McCombs, Natalie J. Stroud // Review of Communication Research.– М., 2014. – Т. 2, вып. 1. – С. 68-93.
8. Сухарева, В. А. Независимое радиовещание в России: тенденции развития и особенности формирования типологии (1991 – 1995) / В. А. Сухарева. // Медиа Альманах. – 2018. – №1 (84). – С. 72.
9. Решетова, И. С. Роль эмпатийной коммуникации / И. С. Решетова // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сб. статей / Под ред. И.В. Белашевой, Н.В. Козловской, А.С. Лукьянова. – М., 2020. – С. 108-111.
10. Трохинова, О. И. Особенности политических коммуникаций / О. И. Трохинова // Российская школа связей с общественностью. – М., 2020. – № 18-19. – С. 100-120.
11. Янгиров, И. И. Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика / И. И. Янгиров // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 224-227.
Нормативные документы
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 7.
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» // Консультант. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
(дата обращения: 06.05.2023).
3. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ // Консультант. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 02.05.2023).
Электронные ресурсы
1. Всесоюзное радио // Российский государственный архив фонодокументов. – URL: http://ргафд.рф/category/tegi/vsesoyuznoe-radio.shtml (дата обращения: 15.05.2023).
2. Duncan Caroline. Has Changed Employee Communications. – 2020. – URL: https://alert-software.com/blog/covid-employee-communications (дата обращения 11.05.2023).
3. Летопись // Рождение радио. – URL: https://radi0.ru/letopis/ (дата обращения: 05.05.2023).
4. Радио «Маяк» // ВГТРК. – 1.05. 2023. – URL: https://vgtrk.ru/radiomayak (дата обращения : 01.05. 2023).
5. Радио «Европа плюс». – URL: https://europaplus.ru/ (дата обращения: 03.05.2023).
6. «Радио 101». – URL: https://www.radio101.org/ (дата обращения: 08.05.2023).
7. Радио «Ностальжи» – URL: https://www.radionostalgia.ru/ (дата обращения: 06.05.2023).
8. Радио «Серебряный дождь». – https://www.silver.ru/ (дата обращения: 09.05.2023).
9. Радио «Монте Карло». – URL: https://montecarlo.ru/ (дата обращения: 08.05.2023).
10. Радио «Динамит FM» (DFM) – URL: https://dfm.ru/ (дата обращения: 05.05.2023).
11. Радио «Известия». – URL: https://iz.ru/ (дата обращения: 06.05.2023).
12. Радио «Дорожное радио». – URL: https://dorognoe.ru/ (дата обращения: 07.05.2023).
13. Радио «Ретро FM». – URL:https://retrofm.ru/ (дата обращения: 03.05.2023).
14. Радио «Радио Дача». – URL: https://www.radiodacha.ru/ (дата обращения: 05.05.2023).
15. Радио «Звезда». – URL: https://radiozvezda.ru (дата обращения: 12.05.2023).
16. Радиостанция «Русское радио». – URL: https://rusradio.ru/
17. Радио // TNS Gallup Media. – URL: https://mediascope.net/services/media/media-audience/radio/radio-index/description/ (дата обращения: 11.05.2023).
18. Радиостанция «Радио Книга». – URL: https://radiokniga.com/ (дата обращения: 29.04.2023).
19. Шарифулин В. И. Шуховская башня. Досье / В. И. Шарифулин // ИТАР – ТАСС. – URL: https://tass.ru/info/937436 (дата обращения 07.05.2023).