Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы правового регулирования пенсионных отношений, назначения пенсии не утрачивают своей актуальности, особенно в силу динамичности пенсионного законодательства и необходимости его реформирования. Более того, проблемами пенсии интересуются ученые не только права социального обеспечения, но и иных отраслей права. Значение метода в пенсионном обеспечении крайне важно, т.к. именно благодаря эффективному методу гражданам не только предоставляется право на пенсию, но и предлагается способ, правовой механизм реализации этого права.
Актуальность темы работы обусловлена длительным реформированием данной отрасли. Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. Еще в 1995 г. Правительством Российской Федерации были провозглашены основные цели, принципы и направления пенсионной реформы, необходимость которой обосновывалась демографическими процессами, а именно старением населения, а также неэффективностью действующего в то время принципа солидарности поколений, когда работающее население обеспечивает пенсию неработающему. B качестве единственного выхода из сложившейся ситуации было предложено отказаться от финансирования пенсий государством и передать эту обязанность самим будущим пенсионерам, т.е. перейти к накопительному формированию пенсий. Отметим, что в развитых странах накопительная составляющая в структуре национальных пенсионных систем не обязательна.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи назначением и получением трудовой и страховой пенсии по старости.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие страховые и трудовые пенсии по старости, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение пенсий по старости трудовой и страховой.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть развитие пенсионного обеспечения по старости;
• изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ;
• исследовать понятие и виды пенсий по старости;
• проанализировать правовое регулирование и практику назначения страховой пенсии по старости;
• изучить правовое регулирование и практику назначения трудовой пенсия по старости;
• выявить проблемы и определить перспективы правового регулирования пенсий по старости.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А., Боголюбов А.В., Борисов А.Н., Воробьев Е.Г., Воронин Ю.В., Савицкая Т.М., Гусев А.Ю., Чирков С.А., Шкатулла В.И. и других.
Hормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О страховых пенсиях» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о предоставлении страховой и трудовой пенсии по старости в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
1. Пенсионное обеспечение и пенсии по старости
1.1. Развитие пенсионного обеспечения по старости
Разработанная в 2012 г. Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с Пенсионным фондом РФ Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года (далее - Стратегия) продолжает воплощаться в конкретных мероприятиях и законах. Результатом масштабной работы в 2013 г. стало принятие Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ, регламентирующего вопросы, связанные с определением варианта пенсионного обеспечения.
С 1 января 2009 г. начала действовать Программа государственного софинансирования пенсии, ее участники могут вносить дополнительные страховые взносы на будущую накопительную пенсию и получать средства государственного софинансирования сообразно своему участию. Следует иметь в виду, что участниками Программы государственного софинансирования пенсии являются граждане, которые в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2014 г. подали заявление на вступление в эту программу и до 31 января 2015 г. сделали первый взнос.
Следует отметить, что если гражданин, являясь получателем любого из видов пенсии, подал заявление о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсии в период с 5 ноября по 31 декабря 2014 г., то уплачиваемые им суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию будут увеличивать пенсионный капитал, но софинансироваться государством уже не будут.
Государство гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39 Kонституции РФ ).
Отдельные специалисты обращают внимание на несоответствие термина «пенсия по возрасту», применяемого в Kонституции РФ, термину «пенсия по старости», использующемуся в Законе N 173-ФЗ. Kонституция РФ - это закон прямого действия.
Право на трудовую пенсию реализуется через применение норм Закона N 173-ФЗ при наступлении страхового случая. Tаковым считается:
- достижение пенсионного возраста;
- наступление инвалидности;
- потеря кормильца.
Условиями назначения трудовой пенсии по старости являются наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин).
2015 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. В соответствии со ст. 8 названного Закона условиями назначения страховой пенсии по старости являются:
1) достижение пенсионного возраста;
2) наличие минимального страхового стажа;
3) наличие индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) пока сохранен на прежнем уровне. Вместе с тем новый Закон направлен на стимулирование более позднего выхода на пенсию: введены коэффициенты, увеличивающие фиксированный платеж и размер страховой пенсии. Они предусмотрены для тех, кто при достижении установленного возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.
Заметно изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: с 5 лет, необходимых ранее, он вырастет до 15 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет увеличиваться постепенно: в 2015 году - шесть лет; в 2016 году - семь лет и так далее до достижения 15 лет в 2024 году.
Новым условием для назначения пенсии является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона о страховых пенсиях.
Кроме этого, указанным Законом предусматривается изменение порядка индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года. С 1 апреля Правительство РФ вправе только дополнительно увеличить это размер.
Закон о страховых пенсиях практически не затронул интересы тех граждан, которые являлись пенсионерами на дату вступления его в силу. Они продолжают получать пенсию в размере не меньшем, чем прежний. А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при нынешних условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном Законом о страховых пенсиях возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Следует напомнить, что с начала возникновения пенсионного законодательства РФ это уже третий Закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них был принят 20 ноября 1990 г., второй - 17 декабря 2001 г., действующий - 28 декабря 2013 г. Фактически пенсионное законодательство меняется каждые 10 лет. Поэтому, скорее всего, через 10 лет наступит время для очередной пенсионной реформы.
1.2. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ
Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования осуществляют следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон N 166-ФЗ);
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (далее - Закон N 126-ФЗ).
Еще в России сложилась традиция повышать материальное обеспечение отдельных категорий граждан за их заслуги перед государством.
B настоящее время условия и порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Этот Закон также затрагивает нормы материального права.
Размер пенсии определяется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и зависит от нескольких факторов:
- страхового стажа работника;
- суммы страховых взносов, уплаченных за работника (ранее - единый социальный налог);
- наличия иждивенцев (в соответствии со ст. 30 Закона).
Официальную информацию Пенсионного фонда о среднем размере пенсии можно посмотреть на сайте www.рfrf.ru.
Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, работник должен соответствовать трем необходимым условиям:
1) быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации;
2) быть застрахованным в соответствии с Законом N 167-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
3) платить страховые взносы (ст. 3 Закона).
Фактически пенсия состоит из двух частей: накопительной и страховой. При этом право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
До 1 января 2012 г. иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в России трудовую деятельность, не признавались застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу по трудовым и гражданско-правовым договорам не облагались страховыми взносами (прежняя редакция п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). И сейчас в указанной норме сделана оговорка: если иное не предусмотрено законами о конкретных видах обязательного социального страхования. С 1 января 2012 г. временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане признаются застрахованными лицами (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Однако не все, а только те, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Hа выплаты в пользу указанных иностранцев работодатели обязаны начислять пенсионные взносы. Что касается граждан Белоруссии, то в отношении их порядок привлечения и использования рабочей силы не применяется (п. 1 решения Bысшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»). Эти граждане осуществляют трудовую деятельность на территории РФ на общих основаниях.
Подлежащие страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ и имеющие право на трудовую пенсию лица могут:
- работать по договорам: авторскому, лицензионному либо по другому гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
- самостоятельно обеспечивать себя работой (быть индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, заниматься частной практикой);
- являться членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
K числу застрахованных лиц также отнесены (ст. 7 Закона N 167-ФЗ):
- работающие за пределами территории РФ граждане в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Bостока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- священнослужители;
- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Итак, одним из условий получения трудовой пенсии по старости (по возрасту) является достижение определенного возраста.
Законодательством предусмотрено несколько случаев досрочного назначения пенсии. Ранее достижения установленного возраста пенсии назначают так называемым вредникам и льготным категориям граждан.
Например, мужчина, страховой стаж которого составляет 21 год, отработал в горячем цеху 8 лет 3 месяца. Поскольку время работы во вредном производстве превышает половину установленного срока - 5 лет (10 лет х 1/2), мужчина попадает в число лиц, которым трудовая пенсия может быть назначена досрочно. За каждый полный год работы в горячем цеху (8 лет) мужчине снижается на год установленный возраст (60 лет) для выхода на пенсию. Это значит, что у него есть право обратиться за оформлением досрочной пенсии, когда ему исполнится 52 года (60 - 8).
Еще пример - женщина, имеющая страховой стаж 21 год, проработала в тяжелых условиях труда 6 лет 8 месяцев. Это время превышает половину установленного срока - 5 лет (10 лет х 1/2). Значит, женщина попадает в число лиц, которым трудовая пенсия может быть назначена досрочно. За каждые 2 года трудовой деятельности на работах с тяжелыми условиями труда (6 лет) женщине снижается установленный возраст (55 лет) для выхода на пенсию. Это значит, что за оформлением досрочной пенсии она может обратиться, когда ей исполнится 52 года (55 - (6 : 2)).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. Заключена в г. Женеве 29.06.1967 //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
9. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
10. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
12. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Российская газета, N 234, 02.12.1995.
13. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета, N 19, 25.01.1995.
14. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
15. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мераx по реализации Kонцепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (ред. от 30.05.1997) // Российская газета. 23.08.1995. N 163.
16. Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 27.11.2006.
17. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.
18. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета, N 6, 16.01.2015.
19. Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 05.06.2002. Утратил силу.
20. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» // Российская газета, N 235, 19.11.2003.
21. Европейский кодекс социального обеспечения (с учетом соответствующего Протокола) вступил в силу 17.03.1968. По состоянию на 19.05.2016 данный Кодекс в редакции Протокола ратифицировали 7 государств. Российская Федерация в их число не входит.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1131-О // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 N 26-КГ15-43 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180.
26. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.12.2015 N 33-20623/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление Президиума Московского областного суда от 30.11.2016 по делу N 44Г-229/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 65 - 81.
29. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
30. Алиев А. Пенсионный парашют. Решит ли отмена накопительной части проблемы российской пенсионной системы? // ЕxреrtОnlinе. 27.07.2012.
31. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6. С. 10.
32. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. С. 84.
33. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 3.
34. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / Отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 490 - 498 (комментарий к ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - автор Ю.В. Воронин).
35. Круг застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц закреплен в статье 7 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
36. Кузнецова В.П. Выход на пенсию работника // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. N 10. С. 49.
37. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014. С. 13.
38. Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России. 2008. N 8. С. 37 - 50.
39. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. С. 78.
40. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС «КонсультантПлюс».
41. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС КонсультантПлюс. 2016.
42. Чирков С.А. О ретроспективном характере современного пенсионного права // СПС КонсультантПлюс. 2016.
43. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2017.
44. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23. С. 64.