Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Обострение общественной дискуссии о необходимости приведения преподавания российской истории в соответствие с национальными интересами обусловило необходимость проведения исследования указанной сферы отечественного образования и связанной с ней деятельности региональных органов власти на предмет выявления угроз национальной безопасности. В результате был вскрыт комплекс специфических проблем.
В частности, установлено, что существующая система преподавания истории не позволяет учащимся получать целостное восприятие исторического процесса, не нацелена на укрепление национальной идентичности и консолидацию российского общества .
В российской историографии исторические события интерпретируются в основном в соответствии с политическими предпочтениями авторов. Многие работы характеризуются ярко выраженной прозападной ангажированностью и стремлением закрепить в научной и учебной литературе одномерную концепцию «тоталитаризма», разработанную геополитическими противниками России в годы «холодной» войны.
Особый интерес представляет внешняя политика России в XIX веке и ее освещение в школьной программе. Интерес к этой теме обусловлен тем, что каждое государство занимает свое геополитическое положение на мировой арене. Для достижения определенных целей и задач и претворения своих интересов оно проводит внешнюю политику, влияя на отношения своего государства с другими странами .
В XIX веке цели и задачи внешней политики России, как и в современном мире основывались на потребностях общенационального, политического, экономического и геополитического положения того времени. Россия, являясь одной из могучих в Европе держав, оказывала огромную роль на развитие международных отношений. Её внешняя политика была направлена на расширение территорий российского государства, охрану собственных границ, усиление экспансий, на борьбу за укрепление позиций на черноморском побережье.
Во внешней политике России в XIX веке были определены несколько направлений: ближневосточное, дальневосточное, европейское, среднеазиатское, американское .
Степень изученности темы. Исследований, посвященных изучению особенностей преподавания темы русско-американских отношений в XIX веке в школьном курсе истории, не выявлено. Что касается исследования русско-американских отношений в XIX веке, обнаружено достаточно большое количество работ, посвященных этой тематике, как в российских, так и в американских архивах и библиотеках. При этом начальному этапу, при которых эти отношения только зарождаются, уделяется достаточно мало внимания.
В работах П.А. Тихменева рассматриваются начальные этапы становления отношений между Россией и США. В этой работе основное внимание уделяется периоду от образования российских колоний. Он рассматривал также развитие исторических событий в течении последующих 20 лет. В его монографии были собраны исторические и статистические сведения о владениях Российской империи на побережье Тихого океана. Изложенный материал базируется на отчетных данных, переписке, донесениях, а также архивных данных главного правления РАК.
Основное становление отношений между Россией и США рассматривается в работе В.М. Козловского. «Император Александр I и Т. Джефферсон», которая была опубликована в журнале «Русская мысль». Подробно рассматривается период с 1804 по 1808 год, однако серьезных научных обоснований и выводов в данной работе не обнаружено. Предприняты попытки проанализировать переписку Александра I и Томаса Джефферсона .
Вклад в изучение отношений России и США был освещен в работе А.И. Старцева «Америка и Русское общество» . А.И. Старцев впервые в советской историографии уделил внимание общественной реакции советского общества на события, происходившие в Соединенных Штатах.
Всесторонне рассмотрена проблема русско-американских отношений А.В. Ефимовым в монографии «Очерки истории США: От открытия Америки до окончания гражданской войны (1492—1870)».
Значимый вклад в изучение истории США, а также связей с Россией, принадлежит выдающемуся советскому историку Н.Н. Болховитинову. Н.Н. Болховитинов подробно исследовал характер отношений США и России. Он показал значимость российского правительства для молодой североамериканской республики, детально остановился на важных аспектах взаимоотношений стран. При написании монографии, Н.Н. Болховитинов использовал огромное количество исторических источников, архивных сведений, статистических данных. Некоторые исторические факты впервые были введены в научный оборот.
Огромный интерес представляет работа А.И. Алексеева «Судьба Русской Америки» и статья М.И. Белова «К столетию продажи Аляски». Логическим продолжением первой книги Н.Н. Болховитинова, является монография «Русско-американские отношения 1815—1832гг.»[14] В этом труде Николай Николаевич полно освещает отношения между Россией и США, анализирует обстановку на мировом уровне.
В восьмидесятые и девяностые годы XX века проследить изучение русско-американских отношений представляется возможным благодаря работе Г.П. Куропятника «Россия и США: экономические, культурные и дипломатические связи, 1867—1881». Исследование Г.П. Куропятника базируется на архивных источниках и рукописных фондах советских и американских библиотек .
В 1993 году вышла в свет монография В.Н. Пономарева «Крымская война и русско-американские отношения». Его работа написана на базе кандидатской диссертации «Русско-американские отношения в годы крымской войны 1853—1856». В.Н. Пономаревым затронут широкий круг архивных и опубликованных источников по внешней политики России, а также документы архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Вашингтона. Определенный интерес представляет монография А.Г. Савойского «Россия-США: 200 лет экономической дипломатии (1807—2007)» .
Завершая обзор литературы по теме работы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует работ, которые полностью и разносторонне освещают русско-американские отношения XIX века. Изучение отношений, зародившихся в начале XIX века, еще не окончено.
Цель исследования - выявление совокупности институциональных, политических, экономических, международных факторов, влиявших на отношения двух государств, и в реконструкции содержания этих отношений на протяжении восьми десятилетий XIX в. для дальнейшего выявления особенностей преподавания этого вопроса в рамках школьного курса истории.
Задачи исследования:
1. исследовать процесс установления дипломатических отношений между Россией и США, выявить причины необходимости установления этих отношений;
2. рассмотреть дальнейшее развитие политических, дипломатических, торгово-экономических отношений между Россией и США;
3. определить вклад русского правительства XIX века в развитие США и укрепление дружественных связей и отношений двух стран.
4. рассмотреть основные подходы к изучению темы русско-американских отношений в современных российских учебниках, проанализировать программные требования, а также объем времени, отводимый на изучение данной тематики.
5. Проанализировать перспективы и возможности изучения темы русско-американских отношений в школьном курсе истории
6. Привести методические разработки по данной теме.
Объект исследования - отношения между Российской империей и Северо-Американскими Соединенными Штатами в 1810-х – 1890-х годах, и подходы к их изучению в рамках школьного курса истории.
Предмет исследования - генезис и эволюция стратегии и тактики межправительственных, межгосударственных связей в различных сферах, начиная от момента установления дипломатических отношений между странами и до конца XIX в., и освещенность этого вопроса в рамках школьного курса истории.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1808 по 1898 год. 1808 год начало русско-американского сближения, вызванное необходимостью установления дипломатических отношений на государственном уровне и развитием торговых связей между Россией и США. 1898 год – сближение Америки с Англией и ослабление русско-американских отношений.
Территориальные рамки. Исследование охватывает территорию Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки.
Обзор источников. Что касается американского направления, то в XIX веке отношения между Россией и США существовали в дипломатии, в области торговых связей и взаимовыгодного промышленного сотрудничества. Отношения между Россией и США не носили первостепенного характера, не всегда были гладкими, наблюдались трения и ряд противоречий, но они решались конструктивным путем. Россия в XIX веке оставалась в политической изоляции в Европе, поэтому она поддерживала с молодыми Соединенными Штатами доброжелательные отношения, видя в них союзника в борьбе с Англией. Определенный интерес представляет анализ этой тематики с точки зрения ее значимости в преподавании школьного курса истории. Нами установлено, что изучению этой темы в школе уделяется недостаточно внимания .
Методы исследования. Основными методами при написании работы явились методы системного и сравнительного анализа литературы по теме «Русско-американские отношения в XIX веке», анализ нормативно-правовой документации, исторический, логический и хронологический.
Научная новизна. Вопросы русско-американских отношений в XIX веке рассматривались как с точки зрения взаимовыгодных дипломатических, экономических, политических задач, так и в широком международном контексте. Временные границы работы обусловлены внутренней логикой рассматриваемой темы. Также проведен анализ программных требований, учебников и была определена значимость данной тематики в современном курсе школьной истории. Была выявлена недостаточная изученность данной тематики в школе, что и выявило потребность в дальнейших методических разработках по теме.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов и школьников. Раскрытие содержательных аспектов взаимоотношений России и США позволяет ученым и исследователям глубже понимать различные стороны взаимоотношений, лучше понимать особенности внешней политики.
Результаты исследования могут быть полезны школьникам при изучении школьного курса истории, абитуриетам при подготовке к поступлению в ВУЗы, при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Также результаты могут быть полезны педагогам при организации педагогического процесса в школе, для организации урочной и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, при проведении Олимпиад по истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XIX ВЕКЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
1.1. Установление дипломатических отношений между Россией и США в начале XIX века
1.1.1 Укрепление дипломатических отношений и расширение торговых связей
История установления дипломатических отношений между Россией и США оказалась взаимовыгодной для каждой из стран, хотя с момента принятия данного решения до окончания официальной процедуры прошло около трёх лет с 1807 по 1810 год. На основании документальных источников мы имеем возможность проследить процесс установления дипломатических отношений и обмен полномочными представителями для выражения интересов России и США в консульствах этих стран.
Из донесений М. М. Алопеуса, который находился в Лондоне с февраля 1807 года с особым поручением и фактически выполнял роль русского посланника, видно, что инициатива об установлении дипломатических отношений между США и Россией принадлежит президенту США Т. Джефферсону . В переписке для осуществления дипломатических отношений со стороны России участвовал новый управляющий МИД Н.П. Румянцев. Он сообщил М.М. Алопеусу о принципиальном согласии русского правительства на взаимный обмен дипломатическими представителями .
Россия решила для выполнения дипломатической миссии направить в США двух консулов: А.Я. Дашкова в звании генерального консула в Филадельфию и А.Г. Евстафева в качества консула в Бостон
.
Для них были разработаны подробные инструкции, которыми они должны руководствоваться при выполнении своей дипломатической миссии в США. В частности, А.Я. Дашкову были вручены три инструкции: от коллегии иностранных дел, коммерц-коллегии и главного правления РАК. Отправляясь в Соединенные Штаты, А.Я Дашков выступал сразу в трёх званиях: он был поверенным в делах при конгрессе США, генеральным консулом в Филадельфии и, наконец, специальным представителем – «корреспондентом» Российско-американской компании .
По прибытии в США А.Я. Дашков должен был «действовать в соответствии с порядком, установленным решением конгресса для всего дипломатического корпуса» , «войти в курс традиций и обычаев страны, а также собрать все сведения, имеющие отношение к общественным делам», «показывать его превосходительству, а также членам конгресса тот живой интерес, который его императорское величество неустанно проявляет к процветанию Соединённых Штатов» , тем самым заверить Т. Джефферсона в особой дружбе к нему императора Александра I.
Основной же целью присутствия Дашкова А.Я. в США в качестве дипломата русское правительство ставило развитие торговли между Россией и Соединёнными Штатами. «Ваша миссия имеет скорее торговую, нежели дипломатическую цель, и ваше поведение должно сообразовываться именно с этим. Во время Ваших бесед с президентом Соединенных Штатов, с членами конгресса и государственным секретарем по иностранным делам Вы постараетесь убедить их во взаимных выгодах, которые обе наши нации могут получить, придав их торговле весь размах, на который она только способна».
Статьи 11 и 12 Инструкции Коллегии иностранных дел России А.Я. Дашкову рекомендовала содействовать торговым связям РАК и попытаться при помощи аргументов, основанных на дружбе и принципах международного права, убедить американское правительство запретить контрабандную торговлю бостонцев в русских владениях на Северо-Западе Америки.
Также генеральному консулу рекомендовалось быть предельно осторожным и осмотрительным в высказываниях с дипломатами других иностранных государств, не поддерживать никаких личных связей с представителями Англии и Швеции, не обсуждать действий правительства США, не поддерживать сторону какой-либо партии, помогать русским подданным, обратившимся за помощью, а также своим личным поведением создать у американцев благоприятное мнение о русской нации. Ему была подчинена также деятельность русского консула в Бостоне, отчет о поведении которого надлежало докладывать в императорское министерство.
1 июля 1809 года А.Я. Дашков прибыл в Филадельфию, а спустя некоторое время, 24 августа, в Бостон прибыл А.Г. Евстафьев, который занимал должность консула до 1826 года и много сделал для развития русско-американских торговых и культурных связей .
1 (12) апреля 1809 года на пост посланника в Соединенные Штаты (Вашингтон) был назначен Ф.П. Пален. В тот день был утвержден штат миссии в Филадельфии в составе посланника, советника посланника и секретаря. На должность советника посольства Александр I «повелел»
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
I. МАТЕРИАЛЫ АРХИВОВ
1.1. Грамота президента США Дж. Мэдисона Александру I, 28 июня (10июля) 1809г. // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С.359
1.2. Письмо Александра I Т. Джефферсону 20 декабря 1804 г. Новая и новейшая история М.: Изд-во Наука, 1959 №2. С.154
1.3. Письмо Т. Джефферсона Александру I, 7 (19) апреля 1806 года // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 284
1.4. М.М. Алопеус – А.Я. Будбергу, 13 (25) сентября 1807г. // Новая и новейшая история М.: Изд-во Наука, 1959 №2. С. 155-156
1.5. Депеша управляющего МИД России Н.П. Румянцева М.М. Алопеусу, 6 (18) октября 1807г. // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 315
1.6. Донесение американского посланника в Лондоне У. Пинкни Дж. Мэдисону, 2 (14) декабря 1807г. // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 316
1.7. Грамота Т. Джеферсона Александру I, 17 (29) августа 1808// Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 333
1.8. Донесение Дж. К. Адамса Р. Смиту 26декабря 1809 (7 января 1810)// Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 395
1.9. Нота Дж.К. Адамса Н.П. Румянцеву// Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 444
1.10. Депеша Н.П. Румянцева А.Я. Дашкову, 28 июля (9 августа) 1811г // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 478
1.11. К.В. Нессельроде – П.И. Полетике, 7 (19) октября 1821 г.// Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815—1832. М.: Изд-во Наука, С. 192
1.12. Дж.К. Адамс – П.И. Полетике, 25 февраля 1822 г// Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815—1832. М.: Изд-во Наука, С. 193
1.13. Нессельроде – Бодиско// Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски 1834—1867 М.: Изд-во Наука, 1990. С. 44
II. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
II.1. Документы
II.1.1. Инструкция коллегии иностранных дел российскому генеральному консулу в США Н.Я. Козлову, 12 (24) августа 1811г. // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 483
II.1.2. Указ Александра I коллегии иностранных дел, 8 (20) июня 1808г. // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 327
II.1.3. Инструкция коллеги иностранных дел А.Я. Дашкову 18 (30) августа 1808г // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 336
II.1.4. Инструкция Александра I Ф.П. Палену, 29 декабря 1809г. (8 января 1810г.) // Россия и США: Становление отношений 1765—1815 сборник документов, сост. Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун и др., под ред. Л.И. Беленькой, Е.А. Мишакова. М.: Изд-во Наука, 1980. С. 396-398
II.1.5. Конвенция между Россией и США о мореплавании, рыболовстве, торговле и поселениях на северо-западном побережье Америки// Внешняя политика России XIX начало XXвв. под ред. А.Л. Нарочницкого, сер.2 т.5 М.: Изд-во Наука, 1971. С. 421-424
II.1.6. Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами (Вашингтон, 22 июля 1854 г.) [электронный ресурс] – Режим доступа: // http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
III. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
III.1. Белоусов, Е.С. Маркетинговое управление в сфере оказания образовательных услуг / Е.С. Белоусов, М.С. Клименко // Университетское образование: практика и анализ. – 2005. - №2 (35). – С.76.
III.2.Болховитинов, Н.Н. Заключение торгового договора между Россией и Соединенными Штатами (1832г) / Н.Н. Болховитинов // История CCCР. – 1974. - №1. - С. 155.
III.3.Болховитинов, Н.Н. Русские эскадры в США в 1863—1864 гг. / Н.Н. Болховитинов // Новая и новейшая история. – 1996. - №1. - С. 21.
III.4.Болховитинов, Н.Н. Русско-американские отношения 1815—1832 / Н.Н. Болховитинов // Новая и новейшая история. - 1975. - №3. - С. 18.
III.5.Болховитинов, Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски 1834-1867 / Н.Н. Болховитинов // Новая и новейшая история. – 1990. - №4. - С. 8.
III.6.Болховитинов, Н.Н. Становление русско-американских отношений 1775—1815 / Н.Н. Болховитинов // 1966. - №5. - С. 363-364.
III.7.Воробьев, О.М. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации / О.М. Воробьев, М.В. Кулаков, Н.О. Мкртчян // Проблемы прогнозирования. – 2004. - № 4. - С.114.
III.8.Гринев, А.В. Внешняя угроза русской Америке: Мифы и реальность / А.В. Гринев // Новая и новейшая история. - 2012 - №3. - С. 114.
III.9.Гринев, А.В. Внешняя угроза русской Америке: Мифы и реальность / А.В. Гринев // Новая и новейшая история. – 2016. - №4. - С. 124.
III.10.Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого- теоретический аспект) / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования. – 2004. - №5. – С.67.
III.11.Чебанная, И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий / И.А. Чебанная // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. - 2008. – №3. - С. 103–105.
III.12.Чичерин, Г.В. О позиции России в период Гражданской войны в США 1861 — 1865 / Г.В. Чичерин // Новая и новейшая история. – 1979. - № 2. - С. 26.
III.13.Лазарев, А.А. Гражданская война в США и Россия / А.А. Лазарев // Вестник. – 2003. - №4. – 315 с.
III.14.Платошкин, Н.Н. Российско-американские отношения во время Крымской войны / Н.Н. Платошкин // Дипломатический вестник. – 2003. - № 11. - С. 23-24.
IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ И ПУБЛИЦИСТИКА
IV.1. Куропятник, Г.П. Россия и США. Экономические, культурные и дипломатические связи 1867—1881 / Г.П. Куропятник. - М.: Просвещение, 1981. – 142 с.
V. ЛИТЕРАТУРА
V.1. Алексеев, А.И. Судьба русской Америки / А.И. Алексеев. - Магадан: Магадан-Печать, 1975. – 303 с.
V.1. Башкина, Н.Н. Нота Дж. К. Адамса Н.П. Румянцеву / Н.Н. Башкина, Н.Н. Болховитинов, Дж. Х. Браун // Россия и США: Становление отношений 1765—1815. – М.: 2010. - С. 444.
V.1. Всеобщая история.10 класс: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / по ред. Н.В. Загладина.- 2-е изд.,- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 540 с.
V.2. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века.11 класс / под ред. Н.В. Загладина.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 550 с.
V.3. Иванян, Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века / Э.А. Иванян. - М.: Просвещение, 2001. – 341 с.
V.4. История России с древнейших времён до конца XIX века: для 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Сахарова А.Н.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 315 с.
V.5. История России. XX – начало XXI века. Для 11 класса общеобразовательных учреждений / под ред. С.И. Козленко.- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
V.6. Малкин, М.М. Гражданская война в США и царская Россия / М.М. Малкин // М.: - Наука, - 1939. - С. 46.
V.7. Молодчая, Н.С. Англо-русский словарь семантических окказионализмов (с лингвострановедческими комментариями) / Н.С. Молодчая. – Харьков: Планета-Принт, 2014. – 224 с.
V.8. Очерки новой и новейшей истории США / под ред. Н.Н. Болховитинова. - М.: Просвещение, 1960. – 158 с.
V.9. Платошкин, Н.Н. Российско-американские отношения во время Крымской войны / Н.Н. Платошкин // Дипломатический вестник. – 2003. - № 11. - С. 23-24.
V.10. Полетика, К.В. Русско-американские отношения 1815—1832 / К.В. Полетика. - М.: Просвещение, 1975. - С.188.
V.11. Пономарев, В.Н. Крымская война и русско-американские отношения / В.Н. Пономарев. - М.: Просвещение, 1993. – 21 с.
V.12. Пушкарев, С. Г. Россия в XIX веке (1801 – 1914) / С.Г. Пушкарев. - Нью-Йорк: Нью-Паблик, 1956. – 196 с.
V.13. Пыхтин, С.Р. Как продавали русскую Америку. Темная сторона истории русско-американских отношений с 1824 по 1867 год / С.Р. Пыхтин. – М.: Наука, 2005. – 206 с.
V.14. Савойский, А.Г. Россия – США: 200 лет экономической дипломатии (1807–2007) / А.Г. Савойский. – Пятигорск: Пятигорск-печать, 2011. – 83 с.
V.15. Сахаров, А.Н. История внешней политики и дипломатии США 1867—1918 / А.Н. Сахаров. - М.: Просвещение, 1997. - 151 с.
V.16. Сахаров, А.Н. История внешней политики России (кон XV-1917г.) вт. Пол. XIX в. / А.Н. Сахаров. - М.: Просвещение, 1999. – 150 с.