Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В науке, в опыте работы по эстетическому и художественному воспитанию выявлены важнейшие условия развития тех качеств личности, которые способствуют формированию эстетической восприимчивости: познание различных жизненных явлений; восприятие мира в единстве логического и эмоционального; постоянное пополнение и расширение опыта жизненных впечатлений и эмоциональных переживаний; наличие определенной атмосферы, в которой живет формирующаяся личность: интерес к окружающей действительности, к внутреннему миру познающего эту действительность, доброжелательность, искренность, откровенность отношении в коллективе, членом которого является школьник.
В поисках конкретных путей формирования эстетической восприимчивости важно открытие не только новых средств работы, но использование традиционных с учетом современных условий, их переосмысление, наполнение новым содержанием.
Таким средством может быть литературная экскурсия.
Педагогическим опытом выявлены многие достоинства и особенности литературной экскурсии, основательно разработана методика ее подготовки и проведения (имеются в виду работы Н.П.Анциферова, Б.С.Габо, В.А.Герда, Р.М.Глазковой, Я.С.Духана, Г.А.Прокофьевой, М.А.Рыбниковой, Л.С.Скепнер и др.).
Однако, возможности литературной экскурсии далеко не исчерпаны. Экскурсия может быть понята как своеобразная "творческая лаборатория", в которой школьник осваивает подход к миру, свойственный художнику, учится добывать и творчески перестраивать впечатления, которые получает от живой реальности. Это дает возможность постигать "эстетическое отношение к действительности" как основу художественного творчества, понять, что жизнь не копируется, а преображается художником в свете эстетических и художественных идеалов, силою его таланта, в результате его напряженного труда. Тогда читателям будет близка мысль Н.В.Гоголя: "Воображение мое до сих пор не подарило меня ни одним замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-нибудь не подметил мой взгляд в натуре".
Важно и то, что школьники в пору своего читательского становления поймут теснейшую взаимосвязь книги и действительности, на которую указывал А.М.Горький: "Писатель живет среди книг, но он может в них задохнуться. Он должен их очень любить, ибо в них источник жизни. Но еще больше он должен любить самые эти источники. Если они умирают или пересыхают, то умирает душа поэзии..."
Чем раньше читатель ощутит мир как область прекрасного, тек это благотворнее для его развития. Возможно рассматривать экскурсию как ведущее и определяющее начало в целом комплексе способов работы, строящихся на прямом контакте с действительностью и эстетическом ее переживании: коллективные и индивидуальные наблюдения, прогулки, посещения, встречи, воспоминания и др.
С помощью экскурсии и родственных ей форм возможно учить школьников смотреть на мир глазами определенного автора, художника вообще, ощущая при этом в себе самом рождающегося художника со своим взглядом на мир.
Разумеется, этому должен способствовать весь процесс литературного образования: изучение биографии писателя в контексте эпохи, анализ произведения, творческие работы и т.д. Однако представляется особенно действенным приближение учащихся к тем жизненным условиям, в которых осуществляется творческий акт, приобщение к движению художественной мысли. Предполагается, что школьник, изучающий литературу, способен усвоить не только где, когда и как возникло произведение, но может с помощью знания, воображения и сопереживания ощутить себя в какой то мере участником того же творческого процесса. Входя в область творчества, школьник может перешагнуть границу между бытовым созерцанием действительности и ее эстетическим постижением в свете идеалов прекрасного. Идти "по пути художника", смотреть на мир глазами художника - это всё требует целенаправленного и активного созерцания, однако не может ограничиваться только созерцанием, а нуждается в разнообразных видах творческого труда, имеющего эстетический характер.
Движение растущего читателя на этот уровень познания действительности должно совершаться на всем протяжении литературного образования, но на каждом этапе оно будет иметь свои особенности, которые надлежит определить.
Объект исследования - экскурсионная работу как составная часть школьного литературного образования.
Предмет исследования - роль литературной экскурсии в формировании эстетической восприимчивости школьников-читателей.
Цель исследования – изучить литературные экскурсии в системе школьного образования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить понятие литературной экскурсии;
• Рассмотреть технологию создания литературной экскурсии для школьников;
• Выявить особенности отбора и изучение экскурсионных объектов для литературной экскурсии;
• Разработать литературную экскурсию для школьников в Рождествено.
В процессе работы применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам литературно-экскурсионной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы организации литературных экскурсий для школьников
1.1 Литературная экскурсия как понятие
Не раз уже отмечалось культурологами особенное место, занимаемое литературой (во всей совокупности художественных и публицистических жанров) в отечественной культуре. Для специалистов по культурному наследию небезынтересно, наверное, узнать, что именно литераторы всегда (начиная с эпохи Империи и по сей день) были в России лидерами среди различных категорий объектов мемориальных акций (памятни- ки, памятные знаки, памятные акции и т.д.). Видимо, с особым местом литературы в нашей жизни связан и тот факт, что во времена расцвета массового профсоюзного туризма (в 1970-80-е гг.) литературный блок был самым востребованным в экскурсионной номенклатуре услуг туристских организаций. Позднее произошел определенный сдвиг в сторону, условно говоря, чисто исторической тематики, что объясняется особенностями переживаемого политического момента. Сегодня можно вновь свидетельствовать пробуждение широкого интереса к литературной экскурсии у разных групп населения, но особое значение она сохраняет для образовательной среды, ибо предмет литературы в средней школе видится одним из наиболее ответственных за нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.
Литературное краеведение уже длительное время занимает значительное место в учебном процессе. Первым этапом обращения к проблеме школьного краеведения является развитие самой идеи экскурсионной работы в трудах таких выдающихся педагогов, как К. Д. Ушинский, Н. Х. Вессель, Д. Д. Семенов, которые определили значимость использования краеведческого материала в обучении и воспитании. На рубеже XIX и XX столетия стали появляться первые работы, в которых делались попытки теоретического осмысления краеведения. Так, в 1901 году выходит работа И. М. Гревса «Несколько теоретических замечаний об образовательном значении экскурсий». Второй этап освоения данной темы связан с переменами в стране и русском обществе в 1917 году, когда происходит оживление и активизация педагогической мысли, обращенной к экскурсионной работе в школе
. В 20 - е годы разворачивается методическая деятельность М. А. Рыбниковой. В ее книге «Русская литература в вопросах, заданиях и темах» содержится ряд советов по организации экскурсий по Москве (в связи с изучением грибоедовской темы) и, в частности, в Замоскворечье (при изучении жизни и творчества Н. А. Островского). 70 - е и последующие годы дали новый импульс для развития краеведческой работы и ее теории. Период ознаменовался защитой диссертации Р. М. Глазковой «Литературное развитие учащихся в процессе экскурсий» и выходом сборника «Внеклассная и внешкольная работа по литературе» под редакцией Я. А. Ротковича.
В наши дни тема литературного краеведения продолжает вызывать интерес у методистов - словесников. Крупнейший российский методист Е. С. Роговер посвятил ей главу своей книги «Методика преподавания литературы», появляются статьи И. И. Толстухиной «Литературная экскурсия сегодня: проблемы и возможности», Л. Г. Севрюгиной «Актуальные формы работы с краеведческим материалом на уроках литературы в средней школе» и др.
Обращение к истории методики преподавания литературы убеждает в том, что экскурсия как форма организации учебного процесса всегда вызывала интерес учителей и методистов. Процесс развития экскурсионного дела в России, в том числе и в связи с литературным образованием, изучен широко и основательно. Этому посвящены отдельные параграфы исследований Р.М.Глазковой, Т.В.Гогиашвили, специальные главы диссертаций Я.С.Духана, В.С. Парыгиной и др.
Началом работ по изучению проблем литературных экскурсий можно назвать 20-е годы XX столетия.
20-е годы - время, когда главенствующее место занимают экскурсии естественноисторические. (См. Вопросы экскурсионного дела по данным Петроградской экскурсионной конференции", 1923, с. 11). Литературные экскурсии шли по стопам естественноисторйческих.
В этот период существует несколько точек зрения на назначение литературных экскурсий: экскурсия - способ иллюстрации, комментирования художественного произведения; экскурсия - способ получения знаний. Способность же экскурсии влиять на развитие творческих начал в читателе, воспитывать свойства художника, если и упоминается, то попутно, без анализа и разработки. Но в работах, посвященных экскурсиям художественным (изобразительному искусству, архитектуре и т.д.) эстетический аспект освещается несколько основательнее. В статье "Эстетические и художественно-исторические экскурсии" В.Я.Курбатова говорится: "Одной из важнейших задач в деле воспитания будущих поколений будет возрождение эстетического понимания и стремления к красоте, утраченной в течение 19 века" (I92I, с.35). Видя причины такой утраты в интенсивном развитии естественных наук и техники, автор считает своей задачей рассмотреть сущность красоты, а затем с этой позиции дает своеобразный очерк истории искусств, адресованный руководителям экскурсии и имеющий своей целью их воспитание в эстетическом плане, "чтобы, прочтя их, руководитель, и не представляющий художественной цели, мог смотреть открытыми глазами встретившиеся произведения искусства, а увидав их, - он сумеет передать восторг ученикам" (I92I, с.41). В.Я.Курбатов не говорит о методике таких экскурсий, но сама постановка вопроса о необходимости воспитывать чувство представляется важной.
Касается проблем эстетического воспитания и известный экскурсиевед В.А.Герд. Он в основном занимался разработкой экскурсий по естествознанию, но успешно решал и общие вопросы методики организации и проведения экскурсий, касался и эстетического воспитания. Так, например, выводя определение экскурсии, он -говорит: "Последнее время говорят и пишут о специальных экскурсиях, которые имеют целью научить детей замечать красоту природы. Рациональность такой экскурсии сомнительна". Но тут же он добавляет: "Я не хочу сказать, что, проводя экскурсию, мы не должны заботиться об эстетическом воспитаний экскурсантов. Обратно, каждая хорошо проведенная экскурсия дает богатые эмоциональные переживания прекрасного: естественноисторические экскурсии связаны с наслаждением красотой природы, а гуманитарные дают радость созерцания красоты человеческих творений, но это наслаждение - только сопутствующий элемент экскурсии: сущность ее - изучение природы, изучение памятника, без этого изучения не было бы экскурсии" (1928, с.22-23). Отодвигая на второй план момент эстетического влияния, автор недооценивает роль эмоций в познании. Он отмечает значение "эмоциональной восприимчивости" как "необходимого условия эмоционального воспитания".
Видя в экскурсии прежде всего возможность осуществления принципа наглядности, Б.А.Герд пишет о том, что всё другое - применение картин, диапозитивов, инсценировок "кажется бледной фальсификацией действительного общения познающего с объектом познания" (1928, с.44). Далее автор категорично утверждает, что "...только экскурсия, одна экскурсия может дать это общение. Подлинное знакомство с деревней и ее жизнью, посещение шумного неумолчного завода, созерцание памятников старины в их естественной обстановке дает незабываемое впечатление и сразу просветляет образ того, что было задернуто флером словесного изучения" (1928, с.44).
Б.А.Герд признает необходимость эстетического воспитания учащихся, но еще не видит отчетливо его органической связи с другими сторонами обучения и воспитания и не может определить место в этом процессе.
Верным и важным является его утверждение о том, что "...художественные экскурсии имеют пpямым назначением воспитание эстетической восприимчивости" (1928, с.66).
Не менее важна и другая мысль: экскурсия - это "напряженная работа". "В таком случае, то, что к этому труду присоединяется радость труда, эстетическое наслаждение - это уже прикладывается, порождается самим процессом изучения" (1928, с.66).
Из этого следует и еще одно ценное суждение - о необходимости не пассивного созерцания действительности, а организации деятельности учащихся в процессе экскурсии. "Отсюда, - пишет Б.А.Герд, - надо сделать, на первый взгляд, парадоксальный вывод, что даже художественные экскурсии, которые имеют своим прямым назначением воспитание эстетической восприимчивости, должны получать оболочку изучения искусства, оболочку труда" (1928, с.60).
Против отрыва познания от эстетического развития в экскурсионном деле выступил В.С.Габо. Он писал: "Почему ставить целью поездок с учащимися непременно знания, утилитарные цели? Ведь есть воспитательная сфера, есть развитие эмоциональной стороны, есть эстетические стремления, наконец, просто побуждение художественного творчества" (1923, с.92). Эти задачи В.С.Габо связывает с экскурсиями литературно-эстетическими, которыми, по его мнению, должны заниматься учителя-словесники. К разряду литературно-эстетических экскурсий исследователь относит экскурсий в природу, считая, что они "глубоко и сильно влияют на развивающуюся душу", и выделяет два вида таких экскурсий: в места, связанные с именем определенного автора, его творчеством; "просто в красивые места" (1923, с,91).
Методист утверждает, что посещение тех мест, где, например, вырос поэт и природа которых повлияла на склад его душ, "дала ему целый ряд моментов, отразившихся в его творениях в виде описаний или лирических отступлений, дала поэту сюжет, идеи, навеяла самые типы героев, даже иной раз размеры стихов, словом, повлияла на всю поэтическую фантазию, - такая природа необходима в непосредственном восприятии, чтобы близко почувствовать, понять художника слова и его мечты" (1923, с.91-92).
В.С. Габо говорит в своей статье, что хотел бы бросить эти мысли в среду словесников с надеждой, что они получат поддержку и развитие. Поддержку они получили, но существенного развития в 20-е годы - нет. По крайней мере, ни в самой статье В.С. Габо, который далее своих коллег ушел в изучении литературной экскурсии как средства эстетического и художественного развития, ни в других работах этого периода мы не находим методического исследования и разработки выдвинутой идеи.
Однако эта мысль жива и в наше вpeмя служит одним из оснований и для нового шага в экскурсионной методике и для практического проведения экскурсии в любом уголке нашей родины с целью формирования эстетических и художественных начал в личности школьника.
Интересные мысли о роли искусства в развитии человека-художника высказывали и другие методисты 20-х годов.
По мнению Н.М.Соколова, цель литературной экскурсии - развитие "построительного воображения". Это новый, более высокий уровень наглядности, "второй шаг методики по пути наглядности после иллюстрирования" (1928, с.123). В своей статье "Задачи гуманитарных экскурсий" он указывает на возможность и необходимость формирования в процессе такой экскурсии целостного представления о мире: "... развитие чутья к связности всех явлений и общественной жизни, чутья к историческому развитию и чутья к человеческой психике, а также уменье воспринимать природу... Всё вместе должно иметь целью и вести к познанию человека" (I92I, с.28).
Идею использовать экскурсию для постижения творческой работы художника - рассматривает Т. Черепнина. Она считает, что основой экскурсии должен быть сам художественный материал, но при этом исходить надо "из того чуда, которое претворило этот материал в произведение искусства" (1923, с.34). А это, по ее мнению, есть не что иное, как "художественная воля". Т.е. речь идет о том, что целью художественной экскурсии должно быть выявление особенностей творчества конкретного художника, понимание своеобразия его личности и его творческой манеры. Автор рассматривает пути искания "художественной воли" и рекомендует "сопоставление воли одного художника с волей другого", например, в изучении темы "Изображение природы у различных мастеров" идти от Шишкина, Куинджи, Левитана через Нестерова, Рериха к фантастике Врубеля, а в иных случаях и к кубистам..." (1923, с.36).
Статья Т.Черепниной не рассматривает методику экскурсии, однако ценно, что целью экскурсии автор считает сближение экскурсанта с художественным произведением, которое "обогатит душу новой великой радостью самостоятельного общения с искусством" (1923, с.37).
Итогом развития экскурсионного дела в 20-е годы стала книга Н.П. Анциферова "Теория и практика литературных экскурсий", вобравшая в себя все те положения, которые высказывались и разрабатывались исследователем в многочисленных его статьях раньше. Позиция автора не во всем последовательна. Решая вопрос о том, что же такое литературная экскурсия, он считает, что предмет литературы - слово, образ не могут быть объектом экскурсии, а потому рассматривает литературную экскурсию прежде всего как иллюстрацию: "Отдельные дома, улицы усадьбы, наконец, в самой природе мы можем встретить прекрасные иллюстрации". Иллюстрации эти, с его точки зрения, представляют интерес, потому что "художник из жизни черпал материал для своего творчества" (1926, с.7).
Говоря об экскурсии, как способе проникновения в творческую лабораторию писателя, Н.П.Анциферов постоянно касается проблем эстетического воспитания учащихся, развития их способности понять, что вдохновляло художника на создание его произведении, как в них преобразовывалась реальная действительность. Связь литературы с краем, "цветком почвы которого она является" (1926, с,98), представляется ему проблемой в равной мере интересной и историку литературы и краеведу. Художественное творчество создает определенную атмосферу вокруг края. "Познание этой последней, - считает он, - существенный элемент работы над
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акмалов А.Ю., Морозова А.А. Историко-литературная виртуальная экскурсия на уроках литературы в старших классах // В сборнике: современные образовательные технологии как средство развития научно-педагогического потенциала Челябинск, - 2018. - С. 15-18.
2. Анциферов, Н.П. Теория и практика литературных экскурсий. / Н.П. Анциферов, Т.Н.Анциферова: – Л., 1926. – 109 с.
3. Ачкасова, Г. Л. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника [Текст]: дис. … канд. пед. Наук: / Г.Л. Ачкасова. – Л., 1985. – 28 с.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.
5. Беляева, Н.В. Уроки литературы в 5 классе: Поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с.
6. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб.для пед. вузов [Текст] / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов / под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 397 с.
7. Брандесов, Р.Ф. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / Р.Ф.Брандесов, Т.В.Зверс, М.Г.Качурин и др. // Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1985. – 368 с.
8. Гусева Н.Ю., Ложкина А.О., Булганина С.В. Аналитический обзор литературных маршрутов в России // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 76-79.
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусскиго языка: в 4 т. Т.4 – М.: Русский язык, 1980. – С. 670.
10. Донцова, О.В. Компьютерная поддержка уроков литературы [Текст] / О.В.Донцова // Литература в школе. – 2005. – № 6. – С. 21.
11. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
12. Квашнина Е.С. Семинар. Виртуальная экскурсия на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Е.С. Квашнина. – Режим доступа: http://imceduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=734%3A-l-------r-&catid=59%3A2010-04-02-10-05-07&Itemid=1
13. Константинова С. И. Методика соизучения иностранного языка и культуры в системе профильного обучения (элективный курс «Шедевры Царского Села» // Современная методика соизучения иностранных языков и культур / Под общ. ред. М. К. Колковой. – СПб. КАРО, 2011. - 200 с. – с.164 - 174.
14. Леонтьева, В.А., Рыжкова, Т.В. Школьный виртуальный литературный музей [Текст] / В.А. Леонтьева, Т.В. Рыжкова // Школа как территория чтения: сб. ст. / сост. С.В. Волков. – М.: МЦБС, 2008. – С. 43 – 51.
15. Маранцман, В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л., 1965. – 75 с.
16. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия – практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
17. Мишечкина В.В. Учебные экскурсии как форма обучения и воспитания // В сборнике: стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы третьей международной Интернет-конференции . - 2009. - С. 322-328.
18. Никольский, В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2101 «Русский язык и литература», М., «Просвещение», 1971. – 253 с.
19. Новый вид путешествий – литературный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru
20. Околович, Е. А. Опыт работы по организации краткосрочных проектов на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е.А. Околович. – Режим доступа: http://www.schsite.ru/kotlas-licey3/1b31d4bc-8512-4ee3-9f47-a563b7bf3484
21. Панкратова, О.М. Программа элективного курса «Виртуальный литературный музей» [Электронный ресурс] / О.М. Панкратова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/412719/
22. Притчина З.И., Язвинская Ю.Ю. Популяризация литературных экскурсий для школьников // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 371-375.
23. Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев. СПб.: Химиздат, 2015. 218 с.
24. Сигал, Л.М. Проблема активизации внешкольной работы по литературе в русской средней школе к. XIX – начала XX вв. [Текст] / Л.М. Сигал // Научные труды Куйбышевского гос.пединститута. Т.212. – Куйбышев, 1978. – С. 58 – 74.
25. Силаева Т. А. Литературный туризм как специализированный подвид культурно-познавательного туризма // Вестник Российского нового университета. № 2. 2013. С. 201–204.
26. Сичинава, В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей / В. А. Сичинава. – М.: Просвещение, 1981. – 94 с.
27. Соловьёва М.А. Образовательно-воспитательный потенциал литературного краеведения // Литература в школе. - 2017. - № 3. - С. 19-21.
28. Толстухина И. И. Литературная экскурсия сегодня: проблемы и возможности // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. науч. - мет. ст. Вып.3 / отв. Ред. В. А. Доманский, Л. И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 244 с. – с. 107 - 113.
29. Фирсова А. В. Литературный туризм как продукт культурного картирования // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2. 142 с.
30. Черных, О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 160 с.
31. Шилаева, И.В. Активные формы преподавания литературы [Электронный ресурс] / И.В.Шилаева. – Режим доступа: http://s1literator.ucoz.ru/load/pedagogicheskaja_dejatelnost/aktivnye_formy_prepodavanija_literatury/16-1-0-279