Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. На сегодняшний момент в образовательной организации учителя сталкиваются с увеличением числа обучающихся с различными патологиями в развитии. Варьирование различий в патологиях и частом их слиянии усложняют работу специалистов в диагностике и коррекции нарушений у детей.
Одной из сложных и вариативных патологий развития является дисграфия. Исследования Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой и др. позволили определить специфику развития и преодоления дисграфических нарушений у обучающихся начальной школы. Благодаря работам данных авторов и многих других в коррекционной педагогике появилось значительное число исследований, раскрывающих механизмы развития дисграфии и их специфичность в их коррекции.
В общем понимании под дисграфией понимается стойкие и систематические нарушения письма у обучающихся.
Развитие речи в онтогенезе определяется работой неречевых и речевых функций. Сопоставляя исследования авторов (Н.В. Разживина, А.А. Тараканова, А.В. Щукин) можно выделить, что у обучающихся с дисграфией страдают психические функции (память, внимание, мышление, зрительно-пространственные ориентации, мелкая моторика). Все это отражается на способности детей к восприятию речи и ее воспроизводства на письме.
Письменная речь является важной частью обучения ребенка. С учетом механизмов формирования и развития письменной речи у обучающихся с дисграфией встречаются вариативные ошибки, связанные с недоразвитием различных сторон речи и психики. Данный факт свидетельствует о том, что в процессе логопедической работы необходимо воздействовать на неречевые и речевые функции обучающихся.
Специфика дисграфических ошибок и сложности в их коррекции определяет актуальность данной темы исследования с нескольких сторон:
- на социально-экономическом уровне – обучающиеся с дисграфией испытывают значительные трудности в обучении, что в свою очередь затрудняет процессы дальнейшей социализации детей;
- на теоретико-методологическом уровне – многочисленные исследования показывают, что обучающиеся с дисграфией имеют достаточно вариативные нарушения в развитии речевых и неречевых функций, что значительно усложняет процесс их диагностики и дальнейшего индивидуального пути коррекционного воздействия;
- на научно-методическом уровне – логопедическая работа по коррекции неречевых и речевых функций должна проводиться с учетом индивидуальных различий в развитии детей и имеющихся у них дисграфических патологий, что предопределяет выбор и обоснование методов коррекции.
В связи с актуальностью темы, можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности логопедической работы по преодолению недостатков неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией?
Цель исследования: теоретически обосновать и провести логопедическую работу по преодолению недостатков неречевых и речевых функций у обучающихся 3 класса с дисграфией
Объект исследования: неречевые и речевые недостатки у обучающихся 3 класса с дисгарфией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению недостатков неречевых и речевых функций у обучающихся 3 класса с дисграфией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у обучающихся 3 класса с дисграфией имеются недостатки в развитии неречевых и речевых функций. Все это возможно скорректировать, если использовать дифференциальный подход в логопедической работе с обучающимися 3 класса с дисграфией.
В соответствии с целью данного исследования были сформированы следующие задачи:
1.Раскрыть понятия о неречевых и речевых функциях и особенностях их развития в онтогенезе;
2.Дать характеристику понятия о дисграфии и выделить особенности развития неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией;
3.Провести диагностику развития неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией, описав качественное и количественное своеобразие результатов анализа;
4.Обосновать особенности организации логопедической работы по коррекции неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией;
5.Представить описание и результаты логопедической работы по коррекции неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией.
Методы исследования(по Б. Г. Ананьеву):
- организационные методы: сравнительный, комплексный;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);
- интерпретационные методы;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования выступила методика исследования неречевых и речевых функций у младших школьников, страдающих дисграфией, автора Е.А. Логиновой.
Теоретико-методологические основы исследования в области:
- о структуре, особенностях развития и патологии неречевых и речевых функций в детском возрасте (Л.И. Белякова, В.И. Бельтюкова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия и др.);
- о сущности, этиопатогенезе и видах дисграфии у обучающихся (Т.В, Ахутина, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова и др.);
- о специфике, методах коррекции развития недостатков неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией (Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Логинова, И.Н. Садовникова и др.).
Теоретическая значимость исследования данного определяется тем, что в работе был обобщен и использован теоретический и практический опыт коррекции неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией, позволивший обосновать направления коррекционной работы.
Практическая значимость исследования данного исследования определяется тем, что в работе была разработана программа преодоления трудностей неречевых и речевых функций у обучающихся 3 класса с дисграфией, которая может быть полезна логопедам и дефектологам в работе с детьми с дисграфией в образовательном учреждении.
Экспериментальная база: ГБОУ СОШ № 603 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Положения, выносимые на защиту:
1.Развитие неречевых и речевых функций у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией количественно и качественно отличается от возрастной нормы;
2.Искажения развития неречевых и речевых функций у обучающихся младшего школьного возраста с дисгарфией имеют характерные особенности, обусловленные недостаточной сформированностью всех компонентов речевой системы (артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематической, просодической, лексической, грамматической сторон речи), а также несформированностью развития высших психических функций и мелкой моторики пальцев рук;
3.Целенаправленная логопедическая работа по преодолению недостатков развития неречевых и речевых функций у обучающихся младшего школьного возраста с дисграфией способствует более успешному развитию артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематической, просодической, лексической и грамматической сторон речи, что отражается на качестве обучения и развитии письменных навыков.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы после каждой главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе – теоретической - раскрываются понятия о неречевых и речевых функций в развитии речи у детей, выявлена взаимосвязь этих процессов и их онтогенетические особенности развития. Представлено определение понятия «дисграфия», описаны механизмы и причины ее возникновения, раскрыты принципы классификации видов дисграфии. Описаны особенности недоразвития неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией, типология и виды ошибок, встречающихся у детей с разными видами дисграфии.
Во второй главе представлено описание, ход и результаты диагностики развития неречевых и речевых функций у обучающихся 3 класса с дисграфией. Обоснован выбор методики диагностики и критерии ее использования. Представлены ошибки, связанные с развитием неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией.
В третьей главе представлено описание логопедической работы по коррекции трудностей неречевых и речевых функций у обучающихся 3 класса с дисграфией. Описаны направления, методы и ход логопедической работы. Представлены результаты повторной диагностики уровня развития неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией.
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Список литературы содержит 70 наименований.
В приложении представлено описание методик диагностики неречевых и речевых функций у обучающихся с дисграфией.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
1.1 Неречевые и речевые функции с педагогической точки зрения
Для того чтобы подробно рассмотреть, как и с чего начинаются процессы развития речи и их структурные компоненты, стоит рассмотреть какие процессы заложены в речевую деятельность.
Неречевые функции в педагогической системе представлены видами психических функций, которые определяют способность ребенка к восприятию окружающей действительности и ее отражению в подсознании. К неречевым психическим функциям относят:
– слуховое восприятие, внимание, память;
– зрительное восприятие, внимание, память;
– оптико–пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);
– невербальный (неречевой) интеллект [12].
Результатом этих процессов являются знания субъекта о мире и о себе, которые он получает с помощью органов чувств или логическим путем.
Речевые функции определяются с позиции способности ребенка к языковым способностям, т.е. непосредственному использованию слов в речи, их контекстное применение с учетом грамматики и стилистики родного языка [14].
Раскроем понятие «языковые способности» на примере определения, данного А.Н. Шахнарович. Исследователь под языковыми способностями понимает сложную, разноуровневую иерархически связанную систему, лежащую в основе психического развития ребенка [66].
К языковым способностям относят следующие компоненты: фонетико-фонематический, лексический, грамматический.
Рассмотрим каждый из них подробнее, так как данные особенности развития навыков письма легли в основу диагностической методики, используемой авторами работы в процессе диагностики сформированности письменных навыков у обучающихся с дисграфией.
Определение уровня развития звукопроизношения необходимо для того, чтобы определить умение школьников дифференцировать звуки на письме. При исследовании звукопроизношения возможно несколько вариантов нарушений: полное отсутствие звука, замена или смешение звуков, искажение [7], [57]. В связи с этим А.Н. Гвоздев отметил, что в процессе развития речи, звуки, отсутствующие в произношении, заменяются другими звуками. Система замены одних звуков другими основана на артикуляционной взаимосвязи звуков, в частности на их группировке их по месту образования, реже – по способу образования [13], [14].
Под фонематическим восприятием понимается процесс различения фонем, позволяющий производить звуковой анализ слов.
Известный отечественный педагог Д.Б. Эльконин под фонематическим восприятием понимает процесс различения звуков в слове на слух, и умение соотнести звуковой состав слова [68].
Обучающиеся затрудняются в дифференцировке звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также и в различении более контрастных звуков. Данные способности определяются в ходе умения ребенка дифференцировать звуки по противопоставлениям (звонкости- глухости, твердости- мягкости и т.д.) [6], [11].
Развитие правильного звукопроизношения и способности переносить звуки в буквенные ассоциации на письме определяются сформированными способностями к фонематическому анализу, синтезу и представлениям. Поэтому необходимо кратко рассмотреть каждый из данных компонентов.
Под фонематическим анализом понимается способность определять последовательность звуков в слове, уметь сосчитать их и классифицировать. На фоне фонематического анализа развиваются умение компоновать
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
2.Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т.В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. – С. 14-23.
3.Барышева, М.И. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников начальных классов, имеющих нарушение письма: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.б.н / М.И. Барышева. - Ярославль: 2005. - 21 с.
4.Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Л.И. Белякова // сб. науч. тр. / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: НПО МОДЭК, 2005. - С. 7-14.
5.Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
6.Бельтюков, В.И. Об усвоении ребёнком звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Изд–во АПН РСФСР, 2018 – 285с.
7.Брунер, Д.Ж. Онтогенез речевых актов / Д.Ж. Брунер // Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984 – 321с.
8.Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. / Н.И. Буковцова. - М.: 2001.- 16 с.
9.Винарская, E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2007. – 456 с.
10.Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С. Н. Шаховская.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
11.Воробьева, В. К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : сб. докл. конф. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. - С. 40-45.
12.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л.С, Выготский // Научное наследство: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - С. 5-328.
13.Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев // Возрастная психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К. Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2004. - С.79-112.
14.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд–во Академии пед. наук РСФСР, 1991.– 300с.
15.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Питер,, 2004 - 205 с.
16.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.– 395с.
17.Дубровская, Н.Ф. Психофизиология ребенка / Н.Ф. Дубровская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 143 с.
18.Елецкая, О.В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова, А.В. Щукин. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 288 с.
19.Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
20.Ерастова, Н. В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н. В. Ерастова // Молодой ученый.- 2016. - № 19 (123). - С. 347-350. URL: https://moluch.ru/archive/123/33960/ (дата обращения: 14.11.2023).
21.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2003. - 224с.
22.Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. - М.: Книголюб, 2008. - 401с.
23.Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
24.Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
25.Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2 (4-5). - С.37-41.
26.Катаева, Л. И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб, 1994. – 60 с.
27.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
28.Киселева, О. И. Формирование языковой способности дошкольников и технологии ее диагностики / О.И. Киселева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - №19-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-sposobnosti-doshkolnikov-i-tehnologii-ee-diagnostiki (дата обращения: 13.11.2023).
29.Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб: Речь, 2006. - 380 с.
30.Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2010. - 286 с.
31.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
32.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колющий – М.: Сфера, 2003 – 398 с.
33.Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. - М.: Изд-во МСГИ, 2012. - 296 с.
34.Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: Наука-Питер, 2006. – 102 с.
35.Лалаева, Р.И. О симптоматике дисграфий у детей с церебральным параличем/ Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка-Высоцка // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. Межвузовский сборник научных трудов. - Ленинград, 1983. - 167с.
36.Лалаева, Р.И. Виды дисграфий у детей с церебральным параличем/ Р.И. Лалаева, Г.О. Сятка-Высоцка // Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов: Ленинград. 1986 - 170с.
37.Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2012. - 311 с.
38.Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левина // Специальная школа, 1967. - Вып. 2 (122). – С. 96-102.
39.Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е.А. Логинова // Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
40.Логинова, Е. А. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией/ Е.А. Логинова, П.К. Федотова // Специальное образование. - 2015. - №XI. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-nerechevyh-psihicheskih-funktsiy-u-mladshih-shkolnikov-s-disgrafiey (дата обращения: 15.11.2023).
41.Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - 303с.
42.Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: ИЦ "Академия", 2002. 352 с.
43.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. / А.Р. Лурия. - М.: Академический Проект, 2000. - 512с.
44. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В, Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 128 с.
45.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
46.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
47.Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. – 686 с.
48.Обнизова, Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т.Ю. Обнизова. - М., 2011. - 24с.
49. Овсянникова, С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С.А. Овсянникова. - М., 2009. - 20 с.
50.Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 240с.
51.Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 128 с.
52.Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
53.Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 445 с.
54.Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
55.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / А.В, Семенович. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232с.
56.Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатов, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. 2017. - №10. - С. 446-448.
57.Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980.– 192 с.
58.Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А.Л Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 122 с.
59.Токарева, О.Л. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / О.Л. Токарева // Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.2. М.: Учпедгиз, 2002. - С. 190-212.
60.Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичёва, А.В. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 2016. – С.25.
61.Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
62.Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003. - С.113-120.
63.Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев // Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
64.Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 184с.
65.Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи / С.Н. Цейтлин // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978 – 229 c.
66.Шахнарович, А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович. - М.: Институт русского языка РАН, 1995. - С. 213 - 223.
67.Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. - М.: ИНТОР, 1998. - 110 с.
68.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
69.Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, - 2011. - 160 c.
Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984 – С.