Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что Интернет является ядром современной мировой экономики и основной движущей силой инновационного развития. Значение сети Интернет для современного бизнеса весьма емко охарактеризовано в приписываемом бывшему главе Microsoft Биллу Гейтсу (Bill Gates) высказывании: «В будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Можно по-разному относиться к данному утверждению, но последнее десятилетие весьма убедительно продемонстрировало особую роль информационно-телекоммуникационных технологий в развитии бизнеса. В наибольшей степени это нашло свое проявление в появлении и развитии особой сферы экономической деятельности - электронной коммерции.
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.
Однако на фоне бурного развития электронной коммерции освещение данного явления в отечественной юридической литературе выглядит достаточно бледно. Многие работы по данной тематике, несмотря на несомненную научную ценность некоторых из них, являются либо устаревшими, либо фрагментарными, либо описательными. Любое из указанных качеств является важным для понимания электронной коммерции.
Как известно, законодательство в этой сфере развивается достаточно динамично, и то, что имеет место сейчас, существенным образом отличается от того, что было 5 и уж тем более 10 лет назад. Если учитывать трансграничный характер сети Интернет, а вместе с ним и характер электронной коммерции, становится очевидным, что в отрыве от положений зарубежного законодательства в указанной сфере, а также анализа сопутствующих юрисдикционных проблем невозможно нарисовать более-менее четкую картину правового регулирования в указанной сфере. К тому же многие вопросы, традиционно рассматриваемые в отечественной литературе раздельно, требуют комплексного анализа.
Данные обстоятельства не остались вне поля внимания российского законодателя, за последние годы в гражданское законодательство внесено множество изменений, особенно в части регулирования применения электронных средств и форм при ведении экономической деятельности. Тем не менее, при такой активной законодательной научные исследования в области электронной коммерции, и особенно, электронных торгов, носят единичный характер. Данные обстоятельства предопределили актуальность выбранной темы для исследования
Таким образом, объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при проведении осуществлении экономической деятельности в электронной форме, или электронной торговле.
Цель работы состоит в исследовании наиболее актуальных вопросов регулирования общественных отношений в сфере электронной торговли.
Предмет исследования составляют нормы гражданского законодательства, других федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, подзаконных актов, а также научные труды, посвященные исследованиям в области электронной торговли.
Научные исследования в области гражданско-правового регулирования коммерческой деятельности в целом и электронной коммерции в частности проводили такие ученые как В.В. Балакин, С.Е.Барыкин, О.А. Беляева, А.А. Бойко, А.Н.Борисов, Д.Х. Валеев, Н.М. Васильева, Г.М.Веденеев, П.А. Виноградова, Л.Ф. Гатаулина, А.Р. Голубева, Б.М. Гонгало, Е.Ю. Гончаров, В.В. Дмитриев, В.В. Долинская, К.В. Звягина, Д.А. Казанцев, Ю.П. Калмыков, С.Ю. Карасева, Г.Н. Кобзев, И.И. Константинов, В.В. Кошелева, М.Е. Кукла, Т.Ю. Кулик, Л.А. Лунц, И.Ю. Могилева, И.Б.Новицкий, К.П. Победоносцев, В.Ф. Попондопуло, К. Н. Прошкин, А.И. Савельев, С.В. Савина, А.А. Сатюков, В.А. Сухадольский, Т.Н. Трефилова, Ю.С. Турсунова, Г.Ф. Шершеневич и другие авторы.
Исходя из объекта и поставленной цели, задачи исследования будут следующие:
- дать понятие электронной торговли;
-рассмотреть становление правового регулирования отношений по организации и проведению электронной торговли;
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы становления электронных торгов;
- определить сущность юридической процедуры электронной торговли;
- обозначить субъектный состав электронной торговли;
- рассмотреть организацию юридической процедуры электронной торговли;
- определить особенности электронной торговли в системе госзаказа;
- рассмотреть проблемы розничной интернет-торговли.
Методологической основой исследования служат общенаучные (анализ, синтез, системный и структурный подходы) частно-научные методы исследования (исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и др.).
Теоретическую базу исследования составляют труды таких видных ученых как А.Р. Голубева, Б.М. Гонгало, В.В. Кошелева, М.Е. Кукла, А.И. Савельев, С.В. и других.
Информационная основа работы. В ходе исследования были проанализированы положения Конституции РФ, международных правовых актов, законодательство Российской Федерации и субъектов РФ в области электронной торговли, подзаконные нормативные акты по исследуемым вопросам, научная и учебная литература, материалы практики.
Структурно работа будет состоять из введения, трех глав и заключения, а также списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 Понятие и правовая природа электронной торговли
Электронная торговля – это достаточно не так давно сформировавшееся понятие, в связи с чем ни современное законодательство ни научная доктрина не создали общепринятого определения этого термина. Само определение «электронная торговля», хотя и без официального определения, все же применяется в отечественных юридических актах .
Электронная торговля выступает разновидностью электронного бизнеса, понимая под собой отношения, которые связаны с заключением, применением сделок с помощью сети Интернет.
В данной интерпретации электронная торговля представляется, к примеру, в праве Соединенных Штатов Америки, где под этим определением для налоговых целей следует понимать «всякие сделки, которые совершаются через Интернет либо с применением доступа к Интернету, в том числе и куплю-продажу, предоставление имущества в определенное пользование, лицензирование, оферту на осуществление вышеобозначенных действий либо предоставление установленных прав на имущество, товары, услуги либо информацию за определенную плату либо безвозмездно; подобный термин содержит и предоставление доступа к Интернету». В некоторых европейских странах (Швеция, ФРГ) под электронной торговлей следует считать продажу товаров (или услуг) в онлайн-режиме .
Как видно из отмеченных определений, главным элементом электронной торговли выступает транзакция (сделка), которая совершается с помощью сети Интернет. В основном, заключению сделки, как правило, предшествуют установленные предварительные действия со стороны предпринимателя, которые направлены на продвижение товара, услуги либо другого объекта прав на рынке в общем и в сети Интернет в частности. Подобные действия оказывают прямое влияние на сформированное решение контрагента по осуществлению транзакции, в связи с чем, такие подготовительные действия, которые совершаются в сети Интернет, также обязаны включаться в определение электронной торговли. В подобных случаях видна плотная взаимосвязь между преддоговорным и договорным аспектами, обуславливающая как наличие специального регламентирования преддоговорного аспекта, так и целесообразность совместного и целостного выявления подобных вопросов в границах работы, которая посвящена электронной коммерции.
Возникновение понятия «электронная торговля» в российской доктрине, с одной стороны, отмечено тем, что английский термин «commerce» переводится как коммерция, так как торговля . С иной стороны, значимую роль в расширении понятия «электронная торговля» осуществляет и консерватизм некоторых представителей отечественной доктрины и чиновничества, которые предпочитают «родные» отечественные эквиваленты иностранных понятий . Так, одним из критиков определения «электронная коммерция» выступает правовед А.А. Тедеев, который заявляет, что «результативное государственное регламентирование в нашей стране всех экономических видов деятельности, которые осуществляются с применением глобальной компьютерной сети Интернет, нельзя на базе юридических конструкций, в качестве несущих элементов которых выдвинутся определения «коммерция», «электронная коммерция», так как отмеченные термины «не содержат общепризнанного определения, который наполняется правовым содержанием, и различно расшифровываются в экономической теории и на практике» . Подобный автор предлагает взамен применять определение «экономическая деятельность, которая осуществляется в электронной форме посредством глобальной компьютерной сети Интернет» либо для сжатости - «электронная экономическая деятельность» . Исходя из этого, хотелось бы указать на следующее. Во-первых, выдаваемое автором определение «экономическая деятельность» тоже не содержит общепризнанного понятия, которое бы было наполнено правовым содержанием, о чем говорят споры специалистов в сфере арбитражно-процессуального права, в котором подобное определение выступает одним из стержневых при установлении подведомственности дела арбитражным судам. Кроме того, вряд ли настолько безапелляционные высказывания о невозможности результативного юридического регламентирования с вышеуказанными «несущими элементами» содержат основание: как только будет представлена правовая дефиниция определенному явлению, его другим пониманием на практике и уж тем более в экономической теории можно будет в существенной степени пренебречь. Да и сама идея модификации широко применяемого в законодательствах зарубежных государств и мировой бизнес-практике определения на многословные конструкции, не в полном объеме отражающие суть отношений, видится не вполне аргументированной.
Необходимо указать, что присутствует ряд законопроектов с названием «Об электронной торговле», где предполагается разрешить гражданско-правовые отношения, которые возникают в сети Интернет. Для того чтобы оценить их качество, можно привести представленные в них дефиниции электронной торговли. В одном из них под электронной торговлей следует понимать «заключение посредством обмена электронными документами таких сделок, установленных ГК РФ (но не ограничиваясь ими), как: купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств других прав и обязанностей в области предпринимательской деятельности» . Еще в одном законопроекте этот термин устанавливается как «система заключения с применением электронных средств массовых коммуникаций установленных действующим законодательством РФ сделок, которые направлены на приобретение и реализацию прав и обязанностей (покупка и продажа товаров, предоставление и получение услуг), в том числе в области предпринимательской деятельности, а также переговоры в связи с заключением подобных сделок, оформляемые посредством обмена установленными электронными документами» . Существовали и другие законопроекты со схожими наименованиями, которые также были или отозваны, или отклонены . Тем не менее, настойчивость в применении определения «электронная торговля» вполне показательна.
Как видится, существенных оснований для вычленения независимого определения «электронная торговля», помимо терминологически- конъюнктурных, все же отсутствует, существенная часть мира все равно будет применять определения «электронная коммерция» как в юридических актах, так и в коммерческой деятельности. В итоге собственно определение «электронная коммерция», а не «электронная торговля» будет применяться как в отечественной доктрине, так и в правовых нормах. И вместо решения вопроса с его определением появится проблема с отграничением его от российского аналога - определения «электронная торговля». К тому же в нынешних условиях определение «торговля» более ассоциируется с работой по приобретению и продаже товаров в офлайн-режиме , в то время как электронная коммерция значительно обширнее по области своего охвата.
В итоге можно представить такое определение электронной торговли: «Электронная торговля – это совокупность отношений, которые возникают в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сети Интернет, к примеру при осуществлении сделок, а также при продвижении товаров, работ, услуг и других объектов в сети Интернет».
Исходя из приведенного определения, в Законе РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» необходимо представить понятие электронной торговли. Электронную торговлю требуется признать специфичной формой торговой деятельности.
§2 Развитие правового регулирования отношений по организации и проведению электронной торговли
Проблема государственного регламентирования торговой деятельности выступила весьма актуальной в последние годы из-за надобности выравнивания отношений по ее организации и ликвидации излишних административных препятствий в торговле, создания конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы продажи товаров.
Функция нашего государства по регламентированию торговой деятельности выполняется с помощью разнообразных экономических и административных методов, которые приобретают правовое оформление в нормативно-правовых нормах, формирующих юридическую основу ее выполнения.
Надо отметить, что впервые термин «электронный обмен данными» (далее - ЭОД, electronic data interchange - EDI) применительно к вопросам электронной торговли получил нормативное закрепление на международном уровне в октябре 1988 г. в виде стандарта Международной организации по стандартизации (ISO) UN/EDIFACT (EDI for administration, commerce and transport - Электронный обмен данными в области управления, торговли и транспорта), который был разработан Рабочей группой N 4 по упрощению международных торговых процедур Европейской экономической комиссии ООН (так называемая группа WP.4) . Практически одновременно со стандартами UN/EDIFACT МТП в сентябре 1987 г. были приняты Унифицированные правила поведения для обмена торговыми данными по телесвязи 1987 г. (UN-CID - Uniform Rules of Conduct for Interchange of Trade Data by Teletransmission), содержащие «согласованные правила поведения сторон, осуществляющих такой обмен». Общие принципы UN-CID получили затем развитие в Типовом законе ЮНСИТРАЛ 1996 года об электронной коммерции.
Также, положения о возможности ЭОД были внесены МТП в текст Инкотермс вскоре после появления электронной связи. В новую редакцию Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов включено специальное приложение, в котором регламентирован порядок оборота электронных документов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) // Вестник ВАС РФ. 1993. № 8
3. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах [рус., англ.] (Заключена в г. Нью-Йорке 23.11.2005) // Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс.
4. Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. URL: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/06-57454_Ebook.pdf.
5. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 - 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319 - 323.
6. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP 600). Редакция 2007 года (Публикация Международной торговой палаты № 600) // Международные коммерческие транзакции. Четвертое издание. Публикация ICC N 711. = International Commercial Transactions. Jan Ramberg. Fourth Edition. ICC Publication N 711E / Ян Рамберг; (пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой). - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 896 с.
7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
9. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2010. - № 1. - Ст. 2.
10. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. - 04.07.2011. - № 27. - Ст. 3872.
11. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.
12. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1652.
13. Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2013. № 19. Ст. 2327.
14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 09.04.1992. - № 15. - Ст. 766.
15. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 169 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года» // СЗ РФ. 2002. № 13. Ст. 1208.
16. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 1821-р «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. II). Ст. 346.
17. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2007. - № 41. - Ст. 4894.
18. Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 28. – Ст. 3842.
19. Регламент Белгородской области // http://old.dizo31.ru/index.php/normativnaya-pravovaya-baza/
20. Проект Федерального закона «Об электронной торговле» № 11081-3 (внесен 03.10.2000 депутатами Государственной Думы ФС РФ Л.С. Маевским, А.В. Шубиным, О.А. Финько, В.И. Волковским) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.06.2018.
Научная и учебная литература
21. Бойко А.А. , Казанцев Д.А. Электронные торги: формирование цивилизованного рынка // Налоги и налоговое планирование. 2012. № 7. С. 10 – 11.
22. Боршевский А.П. Электронная торговля в Молдове // Реклама и право. 2009. № 1. С. 36 - 44.
23. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория // Юрист. 2006. № 5.
24. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. Е.А. Суханова. 2008.
25. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с.
26. Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2006. 200 с.
27. Зажигалкин А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 10.
28. Зак А.Ю. Нарушения прав потребителей при ненадлежащем исполнении договора дистанционной продажи в Интернете и способы их преодоления // Современное право. 2010. № 8.
29. Костюк И.В. Нетипичные договорные конструкции в сфере электронной торговли // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1.
30. Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Заключение договора // Вестник ВАС РФ. 2013. N 5. С. 60 - 104.
31. Кулик Т.Ю. Правовая природа электронной коммерции // Правовые вопросы связи. 2006. № 2. С. 22 – 24.
32. Лобанова О.Л., Пластинина Е.А. Электронный магазин: внедрение принципов интернет-торговли в системе госзаказа // Прогосзаказ.рф. 2017. № 11. С. 6 - 23.
33. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография: в 2 ч. / под ред. А.В. Шамраева. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2014. Ч. 2. 640 с. // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
34. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М., 2017. С. 125.
35. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011. Т. 1. Ч. 1. Ч. 2. ГК РФ. URL: http://base.garant.ru/59695645/.
36. Пугинский Б.И. Проблема регулирования торгового посредничества // Коммерческое право. 2008. № 2 (3). С. 6 - 10.
37. Рассолов И.М. Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2776 - 2781.
38. Рассолов И.М. Информационное право. М.: Норма, 2011. С. 36 - 37.
39. Рассолов И.М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 76 - 77.
40. Родионова О.М. Еще раз о гражданско-правовой природе оферты и акцепта (на примере заключения договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) // Юрист. 2014. № 5. С. 38 - 41.
41. Ромель Ю.В. Момент заключения договора посредством электронной связи. URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2693.
42. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. – М.: Статут, 2014. – 543 с.
43. Тедеев А.А. Электронная экономическая деятельность в сети Интернет // Законодательство и экономика. 2013. № 11.
44. Швейцарское финансовое право и международные стандарты = Schweizerisches Finanzmarktrecht und internationale Standards / П. Нобель; пер. с нем. Н. Сироткина, Ю. Волобуева, В. Иванова; науч. ред. И.Г. Хубер. 2-е русскоязычное изд. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 1104 с.
45. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. С. 193.
46. Халиков Р.О. Правовой режим электронного документа: вопросы использования электронной цифровой подписи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. URL: http://lawtheses.com/pravovoy-rezhim-elektronnogo-dokumenta.
Судебная практика
47. Кассационное определение Оренбургского областного суда от 15.12.2010 по делу № 33-6895/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обарщения 04.06.2018.
48. Обзор судебной практики по гражданским делам президиума Нижегородского областного суда от 29.01.2014 // Бюллетень Нижегородского областного суда. 2014. № 2.
49. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу № А56-53274/2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обарщения 04.06.2018.
50. Решение Верховного Суда РФ от 04.10.2011 № ГКПИ11-994 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 5, 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 05.06.2018.